скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Если вы любите петь

Итальянский язык изобилует большим количеством гласных, перемежа­ющихся со звонкими согласными.Поэтому исполнение на итальянском языке отличается особой звонкостью. Сначала резонанс, потом произношение. Если певец овладевает настоящим резонансом, то у него оживает и слово. Тезис маэстро Барра: "Мелодическое пение может быть разговорным". Он говорил, что когда звук голоса обретает правильность резонаторной настройки и легкость - согласная полетит в зал вместе с гласной и сло­во будет достаточно разборчиво. В "губном резонировании" маэстро Барра видел залог хорошей дикции.

Певец Иванов пишет в своей книге: "Дикция зависит от правильности произношения согласных; гласные - звуки, образуемые голосом, согласные

- звуки произносимые в сочетании с голосом (с гласными). Опытные вока­листы-практики говорят, что "гласная несет на себе согласную, как конь седока" или "гласные - река, согласные - берега".

"Хорошо произнесенная согласная лучше укрепляет звук", - пишет педагог Терьян Корганова.

Значит, правило: четко и твердо выговаривать согласные, но не за­бывать, что "утрированная дикция может выбить исполнителя из ритмичес­кого движения мелодии".

"Хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса" - педагог Лавровская. Иванов подсказывает молодым певцам: "Слова, образуемые при пении, должны находиться "впереди", то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта, под носом".

Надо помнить всегда, что, как бы ни ценить слово в романсе или арии, в первую очередь при оценке общего настроения необходимо исхо­дить из музыки. Музыка настолько связана с текстом и со спецификой языка, что, как ни прекрасен, как ни универсален русский язык, все-та­ки, скажем, французская вещь на французском языке звучит по-другому, естественнее, лучше. Русский язык, его богатство, его благодатные фо­нетические свойства дают возможность нашим певцам быть универсальными, т.е. исполнять произведения на разных языках.

И в заключение.  "Когда отсутствует мысль - то нет слова и дикция "хромает" - С.Я.Лемешев.

О музыке, о композиторах, о стилях в музыке

У каждой нации свой подход к музыке, свое традиционное исполнение ее. У каждого выдающегося композитора свой стиль. Каждый композитор прошлого считал долгом чести хранить верность своему стилю... Родона­чальником инструментального исполнительского стиля является И.С.Бах. В его творчестве человеческий голос трактуется как совершенный инстру­мент. Такое понимание возможностей певческого голоса иструментальный стиль исполнения отличают В.Моцарта, Л.Бетховена...

Часто в таком стиле, в подобной музыке "музыкальная красота

- самое главное.  Певец выступает в данном случае как музыкант, испол­няя мелодию, а слова играют не столь важную роль.

Сочетание певучих арий с блеском колоратурных пассажей мы встре­чаем в творчестве таких композиторов как В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Россини. В операх Россини кроме льющегося звука, легкости эмиссии, блестящей техники беглости от певца требуется умение использовать раз­личные средства с целью создания правдивого музыкально-сценического образа.

"Если Беллини пленил меня своей чистейшей мелодической волной, поэтически окрылявшей самые простые чувства, Россини околдовал меня бьющей через край живостью, которую можно сравнить с неисчерпаемым каскадом искрометной, безудержной радости. Он был гением веселья". - писала итальянская певица Тоти Даль Монте.

Мелодии Пуччини и Джордано требуют одной вокальной краски, интен­сивно и звучно поданной.

В операх Верди вокальные партии требуют более насыщенного звуча­ния (чем, допустим, в операх Россини), хорошего звукового посыла. Сво­еобразие стиля Верди - выразительность и пластичность, широкое дыхание кантилены, взрывчатая экспрессивность, контрастность переходов.

"Заботясь о стиле, не надо забывать, что в пределах каждого твор­чества каждого композитора встречается свое внутреннее разнообразие стилей" - Е.Е.Нестеренко.

"Музыка Глинки представляет огромные трудности для певцов. Прос­тота, которую требует от певца музыка Глинки - сложная простота. Глин­ка не иллюстрирует текст, но создает музыкальный образ, аналогичный поэтическому не только по эмоционально-психологическому строю, но и по особенностям композиции, ритмической структуре, цезурам, интонациям" - С.Лемешев.

Музыку Чайковского нельзя "рвать" на отдельные фразы, слова, Она сильна именно своей целостностью. В романсах Чайковского мир чувств уже выстраданных, пережитых. И хотя душа героя отнюдь не всегда спо­койна и умиротворена, хотя ее еще сотрясают вспышки, отзвуки былых страстей, но музыка повествует о "днях минувших". Лирический герой ро­мансов Рахманинова охвачен переживаниями в настоящий момент, в данную минуту, ими полна его душа, его сердце, и они должны быть немедленно выражены со всей искренностью и силой чувства.

"Отсутствие пения меня решительно оскорбляет и никакие достоинс­тва игры и создания типа не могут для меня заменить пения" - так стро­го подходил к исполнителям его музыки Н.Римский-Корсаков.

Исполнителям арий из опер не следует забывать об условности опер­ного жанра, о необходимости укладывать всю гамму переживаний в рамки академически красивого звучания голоса. Вся ария должна быть пронизана единым настроением. Попытки иллюстрировать отдельные фразы не правиль­ны. "Именно опера способна передать моменты наивысшего эмоционального подъема, состояние человека, которое порой невозможно высказать" -

С.Лемешев. Переключение из одного состояния в другое идет в опере ло­гичным путем. Исполнение же романсов, песен... требует умения быстро перевоплощаться. По сравнению с оперным камерный стиль исполнения тре­бует большей детальности, филигранности и гибкости нюансировки. Чему же большее внимание уделять в исполнении музыкальных произведений му­зыке или тексту?

Своим опытом делится Е.Е.Нестеренко:

"Не уделять большого внимания тексту, если он был сочинен позднее музыки, или, наоборот, отнестись с должным вниманием к стихотворению, высокий смысл которого раскрыл в своей музыке композитор".

Мир создан не однажды, а столько раз, сколько появилось ориги­нальных художников. И художником должен стремиться стать каждый певец.

Выступление перед публикой

Настоящее развитие,воспитание и обучение артиста происходит имен­но тогда, когда он выступает перед публикой.

Главная задача исполнителя: поселить в душе слушателя образ, ввести в мир человеческих страстей.

Играть на сцене, создавать образ певцу труднее, нежели актеру драматическому, потому что певец должен на сцене петь. Е.Е. Нестеренко рассказывает в своей книге анекдот. Режиссер на репетиции не мог никак добится от тенора, играющего любовную сцену, правдивого поведения. Тогда он закричал: "Неужели вам в жизни не приходилось делать ничего подобного?"-" Да, но тогда мне не надо было петь!" - был ответ.

Голос сам по себе, в физиологическом смысле красивый, мощный и к тому же хорошо выделанный, уже доставляет наслаждение. Заинтересовать публику, сидящую в зале, музыкой более или менее известной, иметь ус­пех в произведениях, которые аудитория любит и знает, а также показать себя, свои возможности в песнях, романсах и ариях... в начале творчес­кого пути, пока публика еще плохо знает певца, вполне закономерно.

Однако в начале артистической деятельности, а тем более в период обучения, волнение часто снижает уровень выступления: певец теряет то, что в спокойной обстановке класса он может создать.

На сцене нужно помнить о том "публичном одиночестве", о котором говорил Станиславский: "Для артиста "публичное одиночество" - это ве­личайшая вещь. Вы стоите посреди сцены, на вас смотрит много людей, но вы их не замечаете. Вы заняты делом, конкретная задача вас успокаивает и приводит к "публичному одиночеству". Пианист начинает вступление. Слушайте музыку. Вы уже отвлеклись от публики. Музыка поможет вам пе­ренестись в те обстоятельства, в которых вы работали над этой вещью. Ваша фантазия разбужена - вы уже в творческом состоянии".

"Если певец на сцене не будет чувствовать и видеть и слышать так же, как изображаемый им герой, образ не получится", - говорила Мария Каллас.

Слова далеко не всегда выражают подлинное настроение персонажа. (Например, "Песня Вани" из оперы "Жизнь за царя" М.Глинки, где груст­ный текст песни не должен прозвучать печально, так как общее настрое­ние сцены радостное, благополучное.)

В искусстве пения воспринимается только то, что для аудитории ка­жется легким. Значит, нужно научиться рационально расходовать свои си­лы. Сама же усталость от рационального процесса пения не так велика, что, очевидно, подтверждает старинное изречение: " Все, что делается истинно, делается легко ". Даже в самых драматических ситуациях, необ­ходимо находить моменты для отдыха. Энергию всегда нужно сохранять, какой бы запас у вас не был. Необходимо следить за тем, чтобы для ус­пешного выполнения технически трудных мест оставался хороший запас мы­шечной энергии.

Очень ценные указания дает певец А.П.Иванов.

Зная хорошо весь музыкальный материал, артист в своем действии на сцене должен на какую-то йоту предварить музыку, чтобы создавалось впечатление, что музыка и возникает потому, что вы диктуете ее своим поведением. Если действие певца будет совпадать с музыкой или чуть отставать, то ощущение сценической правды сразу исчезнет, так как зри­тель будет чувствовать, что певец как бы иллюстрирует движением музы­ку, а не живет ею.

В чем же причины неудачных выступлений? Причин может быть много: иногда общий тонус бывает пониженным и отсюда большая,чем обычно, ис­полнительская вялость,иногда сказывается излишнее волнение, иногда го­лос не "в форме", иногда мешает даже ... неудобный костюм. Но хороший исполнитель должен научиться преодолевать любое состояние, любые неу­добства. Нервозная обстановка, мнительность, переживания по поводу и без повода - все это травмирует психику и отрицательно может сказаться на результативности труда певца.

Еще о правилах и законах сцены.

1. "Фигура должна быть важная". Вспомним слова А.С.Пушкина: "Слу­женье муз не терпит суеты/ Прекрасное должно быть величаво".

2. Трудно бывает - а нужно уметь - ходить по сцене, не глядя под ноги.

3. "Всякие  открытые  жесты  вызывают зрителей на аплодисменты" -

М.Каллас.

4. На оперной сцене царит непреложный закон: когда певец поет не только арию,но даже важную музыкальную фразу,все остальные артисты должны его слушать или совершенно стушеваться.Иначе внимание зрителей ускользнет и от исполнителя и от музыки.

5. Певцу необходимо управлять своим поведением на сцене, постоян­но наблюдать за собой,не позволяя темпераменту "перехлестывать" преде­лы,налагаемые условностью вокального исполнения. Реализм и естествен­ность не должны переходить в натурализм. "Даже чувствуя самые сильные порывы страсти, певец должен сохранять достаточно умственной свободы, чтобы анализировать внешние формы,посредством которых эти порывы выра­жаются" - М.Гарсиа.

6. Когда певец-актер стоит на сцене и партнер поет свою партию, обращаясь к нему, первый должен постараться воспринять слова партнера, как будто слышит их впервые, будто все это-его первая непосредственная реакция (мысли режиссера Ренато Мордо).

7. Артист должен уметь не только ясно донести до слушателей свой замысел, а сделать так, чтобы его художественное мироощущение стало внутренним убеждением аудитории.

8. "Пусть сердце горит, а голова должна оставаться холодной, пом­ните это" - педагог Лавровская.

И слова Ф.Шаляпина:

"Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один... На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует".

Артистизм

Чудеснейшее свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения.

"Надо сильно чувствовать самому,чтобы заставить чувствовать дру­гих" - Паганини.

"Потребность впитывать в себя знания и впечатления мне представ­ляется одним из обязательных свойств таланта", - пишет Е.Е.Нестеренко.

Актеру совершенно необходимо будить, тормошить свою творческую фантазию, много знать, чтобы верно чувствовать, а для этого концентри­ровать в копилке своих знаний впечатления и от прочитанных книг, и от произведений изобразительного искусства, и от всего увиденного и услы­шанного в жизни.

Художник, как драгоценность,обязан беречь в своей душе каждое пе­реживание, выпавшее ему в жизни: радостное, трагическое, печальное, комическое - все пригодится в его творческой работе, послужит материа­лом, из которого он в последствии будет лепить образы своих героев. Ар­тисту полезно уметь самые разные переживания из своей жизни переносить на другую почву, чтобы на основе этого нафантазировать другие пережи­вания. Наблюдательность, умение накапливать и хранить в памяти жизнен­ные впечатления,желание спрашивать, учиться у знающих людей, способ­ность фантазировать должны быть в числе профессиональных качеств ар­тиста.par "Сила воображения увеличивается по мере роста знаний" - К.Паус­товский.

"Мысль актера - его фантазия" - М.Чехов.

Для создания музыкального образа очень помогают ассоциации: нужно вспомнить какой-либо эпизод из жизни, вызывающий ассоциации, соответс­твующие образам произведения. Такие воспоминания помогут на сцене быстро возбудить фантазию.

Первый концертмейстер Е.В.Образцовой А.П.Ерохин направлял тогда еще молодую певицу изучать предшествующий опыт других исполнителей этих произведений. Он говорил: "Нужно знать предшествующий опыт, чтобы потом, отрешившись от него искать на самостоятельном направлении, уйти в свободу импровизации."

"В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконеч­ны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, переменяя только акцент; придавая устам то улыбку, то серьезное,то строгое выра­жение" - М.Глинка.

В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоциональ­ного и состоит сила вечно живого вокального искусства.

Успех во всем мире русской оперной школы, триумфы Елены Образцо­вой, Владимира Атлантова, других выдающихся российских артистов,убеди­тельно свидетельствуют о жизненности шаляпинских традиций сценического реализма - его "уроки" выразительного и точного жеста, глубины пере­воплощения, его учение об интонации, о строгом самоконтроле на сцене поняты, восприняты и осмыслены.

"Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зри­телей, как бы поверить, что есть такая страна,где люди не говорят, а поют" - артист Малого театра А.П.Ленский, современник Шаляпина.


5. Режим певца

Заболевание голосового аппарата

Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса.

Лица речевой профессии и певцы значительно отличаются от лиц дру­гих профессий.  Это зависит от того, что голосоречевая профессия имеет свои особенности.

В фониатрической практике нередко задается вопрос врачу о голосо­вой нагрузке и о мерах по охране голоса. Опытные певцы с тренированны­ми голосами обладают более выносливыми мышцами. Начинающий певец не может длительно пользоваться голосом, т.к. его мышцы быстро утомляют­ся. Первыми признаками утомления голосового аппарата является наруше­ние правильного звучания голоса: возникает "ощущение гортани". Учащим­ся на первых порах следует рекомендовать заняться пением только с пе­дагогом.Это обосновано следующим: оградить неопытного учащегося от злоупотребления голосом, т.к. они увлекаются и "верхами", которые в их голосе еше не выработаны. Вредными моментами могут оказаться форсиро­вание голоса, пение не в своей тесситуре, как для начинающих, так и у профессионалов.

Не следует прибегать к длительным занятиям перед ответственными выступлениями.

К неблагоприятным последствиям для голоса у женщин приводит также пение в период менструации.  Из физиологии известно, что в этот период сосуды голосового аппарата расширены.

Забота певца и лиц речевой профессии о здоровье заключается глав­ным образом в заботах о поддержании хорошего состояния верхних дыха­тельных путей. Внешнее влияние, прежде всего температурный фактор, часто оказывает свое влияние на голос. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосу­дов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится". Ухудшение звучания голоса быстро наступает особенно под влиянием контрастов при переходе из теплого в холодное помещение. Систематическое охлаждение слизистой может служить толчком к образованию воспалительного процесса (катара). Сырой воздух действу­ет хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).

Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражает­ся на слизистой.

Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особен­но при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению. Никотин (нервно-сосудистый яд) вреден. Кроме общего действия, курение вызывает раздражение слизистой оболочки голосового аппарата дымом. Раздражение слизистой влечет за собой уси­ленную работу желез, выделяющих слизь, которая появляется в глотке, гортани, трахеи, на связках. Курение особенно вредно для женщин, у ко­торых слизистая и др. ткани более чувствительны к этому раздражителю. При курении у них голос грубеет, укорачивается в диапазоне.

Для актеров, певцов, педагогов и других лиц профессия которых требует большого напряжения нервной системы, особенно важно получать в достаточном количестве витамины В1 и С1.

Расстройства голоса вызывают и заболевания, возникающие вне сферы голосового аппарата. К ним относятся: нарушение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и др.

Певец - как спортсмен

Певец должен соблюдать режим.

"Певец - как спортсмен", - говорит английский музыкальный критик Эдвард Даунс.

Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хо­рошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за об­щим состоянием здоровья.

"Крик, громкий разговор, курение, питье спиртных напитков, раз­личные виды нервозности - вред приносят певцу" - Э.Карузо.

Правило: не заниматься пением после сна, после еды, а также на голодный желудок.

Певцы должны хорошо питаться, если хотят быть в должной форме и сохранить крепкое дыхание и голос.

Исполняя высокими по природе голосами репертуар для более низкого голоса, певцы "отяжеляют" свой голос и теряют свободу верхнего регист­ра. Если же петь более "высокий" репертуар, чем следует, это приведет к "вытягиванию" голоса. Обычно в таких случаях мелодия звучит низко, наконец, окончательно теряется интонация, и певец выходит из тональ­ности.

Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охра­нять. Важно уберечь себя от простуды, не промочить ноги, избегать рез­кого охлаждения. Особенно плоха резкая перемена температуры. Нельзя, выпив горячего чаю, сразу же выходить на улицу в холодную погоду. Нельзя разгоряченному выпить холодной воды, как бы ни мучила жажда. Нельзя после бани или ванны выходить с мокрыми волосами. Недопустимо для певца в холодную и сырую погоду разговаривать, петь и смеяться на улице. Для людей большинства профессий легкая простуда, насморк - это мелочь. Для певца - это неисправность рабочего аппарата, которая может надолго вывести его из строя, а то и вовсе сделать профессионально непригодным.

При уходе за горлом рекомендуется полоскать его комнатной водой со слабым раствором соды или соли.

"Дело не только в простудах, которым вокалист подвержен больше, чем другие, поскольку его носоглотка и трахея от огромной нагрузки имеют более высокую, чем у непоющих людей температуру, - голосовой ап­парат - настолько чуткий инструмент, что реагирует на малейшее недомо­гание, изменение атмосферного давления, смену погоды, повышение и по­нижение влажности и чистоты воздуха, состояние нервной системы и всего организма и на множество других факторов", - пишет Е.Е.Нестеренко. "Работа над голосом не терпит перерывов" - С.Я.Лемешев. После длитель­ного молчания следует начинать с "азов".

Нельзя не только петь, но и говорить на морозе. Обладателям высо­ких голосов не рекомендуется "басить", говорить низко. Певец только тогда находится в хорошей форме, когда его организм и психика здоровы.


Литература

1.  Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 5 - 1976 г.

2.  Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6 - 1982 г.

3.  Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 7 - 1984 г.

4.  Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.

5.  Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.

6. Левин А.Л. Катары верхних дыхательных путей и их профилактика.

- М.: Медицина, 1973.

7.  Лемешев С.Я. Путь к искусству.

8.  Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество.

9.  Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.

10. Тоти Даль Монте. Голос над миром.

11. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.

12. Нестеренко Е.Е. Размышления о професии.

13. Обухова Н.А.  Воспоминания.  Статьи.  Материалы.  - М.:  ВТО,

1970.

14. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.

15. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста

16. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги.

17. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы.


Содержание

1. Пение и певцы

Три манеры пения

2. Голос. Строение голосового аппарата

3. Техника пения. Приемы

Вокальная школа

Наука

Практика

4. Исполнительство

Музыка и вокальное искусство

Как стать хорошим певцом

В чем же тайна музыки

Работа над вокальным произведением

Что необходимо знать о самоконтроле

Эмоциональная выразительность

Дикция в пении

О музыке, о композиторах, о стилях в музыке

Выступление перед публикой

Артистизм

5. Режим певца

Заболевания голосового аппарата

Певцы - как спортсмены

Литература


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.