скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методика преподавания иностранного языка в 7-х классах средней школы

5.   выберите из напечатанных на отдельных карточках текстов вводную, основную и заключительную части статьи. Составьте из них статью.

6.   выделите в тексте вводную и основную части.

7.   Установите, повторяется ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных компонентах (заглавии, вводной или основной части) она формулируется.

8.   Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста. Если нет, дайте свой вариант.

9.   выделите в тексте вводную, основную и заключительную части.

10.             Найдите заключительную часть текста. Дается заголовок и вводная часть текста; основная часть разделена на отдельные смысловые куски.

11.              Составьте  общее представление о содержании текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной и заключительной частям).

12.             прочтите первые предложения  абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

13.             Прочтите последний абзац текста и скажите,  какое содержание может предшествовать  этому выводу.

14.             прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем будет идти речь в данном тексте.

15.             Просмотрите текст, ознакомьтесь с чертежом (таблицей, описываемой  в тексте), составьте план основного содержания текста.

16.             Просмотрите текст и нарисуйте эскиз строящегося объекта, описанного в тексте.

17.             Бегло просмотрите текст. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием. Установите

1.   выражают ли одну и ту же мысль

2.    выражают ли они общее содержание текста.

18.             Прочтите второе предложение первого абзаца и первые предложения всех последующих абзацев. Исключите из них те, которые не выражают новую мысль.

19.              Составьте структурно-смысловую схему текста по следующему образцу:

1.   Цель сообщения (предикация первого порядка)

2.   элементы общего содержания:

 а) основные констатирующие тезисы (предикация второго порядка)

      б) второстепенные элементы (предикации третьего, четвертого и последующих порядков)[20]

                 Подобного рода схемы смысловой структуры текста могут быть также основой для написания рефератов

Текстовый этап.

Упражнения на определение темы текста.

                                1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите эту часть текста, назовите тему.

                                   В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …

                               2. Распределите заглавия по указанным темам.

                               3. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста.

1.   Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть)

2.   Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

3.   Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.

4.   Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях специалистов в данном номере газеты.

5.   перечислите темы информационных сообщений, помещенных на … полосе газеты (под рубрикой …).

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

            При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:

А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;

Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицание предыдущего утверждения.

1.  Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи они относятся.

2.  Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего положения.

3.  Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует изложение нового материала.

4.  Установите, к какой смысловой категории принадлежат данные слова-сигналы:

а) повторение мысли;

б) разъяснение мысли;

в) вывод;

г) изменение точки зрения.

5.  Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.

6.  Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.

7.  Определите после каких из данных слов- сигналов может следовать главная мысль в тексте.

8.  Просмотрите выделенные в тексте слова. Предположите , о чем идет речь в тексте.

9.  Чтобы лучше понять текст, просмотрите его,. Подберите к субъектам, данным в левой колонке, соответствующие предикаты из правой.

10.            просмотрите несколько статей на тему .. и докажите, что …

11.            Просмотрите текст еще раз. Определите его композиционно-речевую форму ( это может быть сообщение, повествование или рассуждение0.

12.            Дополните информацию, полученную из текста. С этой целью просмотрите соответствующие газеты и журналы на изучаемом иностранном языке.

Послетекстовый этап.

Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного)

1.   Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2.   Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3.   Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.

4.   Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5.   Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

6.   Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

7.   Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей

    профессиональной деятельности.

        Возможно повторное чтение текста с целью извлечения основной или полной информации.[21]

Выводы:

           Во второй главе  были  рассмотрены различные виды чтения, и подробнейшим образом изучено просмотровое чтение, как один из основных и наиболее сложных видов чтения. Тщательный анализ данной проблемы подвел нас к следующему выводу.

          Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Просмотровое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

 При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

          Приведенные выше упражнения, на наш взгляд, являются вполне реальными для обучения просмотровому чтению учащихся  средней школы.

Глава 3.

Задачи и особенности работы в 7м классе.

Обучение  просмотровому чтению в 7м классе средней школы.

         

Исследования в области возрастной психологии позволяют утверждать, что школьники 7 и 8 классов обладают более зрелым мышлением, нежели ученики 5-6 классов. Семиклассники и восьмиклассники стремятся узнать причину тех или иных явлений, они не склонны так охотно принимать все на веру, как это было раньше.

7 класс можно условно назвать переходным от начального этапа обучения языка к старшему. Если в 5-6 классах ведущая роль принадлежит устной речи, а в 9-10 чтению, то в 7-8 классах устная речь и чтение занимают равное положение. Это возможно прежде всего потому, что учащиеся уже владеют значительным языковым материалом, который позволяет использовать для чтения фабульные  и описательные тексты, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Чтение в 7 классе приобретает черты, приближающие его к чтению народном языке: учащиеся получают новую информацию в результате чтения[22]

В 7м классе, так же как и в 6м, весь языковой материал школьники должны усвоить не только репродуктивно, но и рецептивно; упражнения для введения и закрепления типовых фраз, лексики и грамматики принципиально не отличаются от тех, которые предлагались в 6м классе. Однако в методике развития речевых умений есть и новое, что связано с некоторыми психологическими факторами, с одной стороны, и методическими особенностями данного этапа обучения языку – с другой.

Устной речи в 7м классе по-прежнему отводится значительное место. Уровень владения диалогической речью повышается главным образом за счет качественного развития , т.е. использования все более разнообразных реплик . Учащиеся уже могут обмениваться репликами, включающими по 3-4 фразы; это дает возможность высказывать личное отношение к теме, выражать свои мысли, чувства.

Объем монологического высказывания семиклассников может увеличиваться незначительно, речь их становится более содержательной.

В 7м классе изучаются отдельные типовые фразы, лексика и грамматика, необходимые для совершенствования устной речи.

В материале английского языка следует обратить особое внимание на варьируемые и готовые фразы, которые составляют основу для расширения диалогической речи учащихся. Они обогащают речь, давая возможность частично использовать косвенную речь:

He said he would come. I knew he would agree.

Модальные словосочетания и предложения придают речи более естественный, менее категоричный характер:

I think so. I hope so. I have no idea/ I wonder when they will come.

Косвенная речь как грамматическая тема не включается в курс 7 класса, ибо это привело бы к необходимости познакомить школьников с большим количеством новых временных форм, которые из-за объективных причин не могут быть изучены так, чтобы учащиеся свободно пользовались ими в своей речи. Однако некоторые предложения с косвенной речью могут быть  усвоены как типовые фразы.

В 7м классе начинается работа над расширением пассивного словаря, необходимого для чтения. Имеющиеся в запасе корневые слова позволяют понимать наречия, образованные с помощью суффикса – ly. Учащиеся  понимают в процессе чтения слова, сходные с соответствующими русскими по значению (интернациональные): international, plan.

Что касается грамматики, то в 7м классе желательно закончить изучение того материала, который необходим для устной речи. Некоторые явления, изученные раннее лексически, систематизируются, поскольку, с одной стороны, учащиеся владеют достаточным грамматическим материалом для проведения аналогии и обобщения. А с другой – становится возможным объяснить ученикам некоторые сложные грамматические явления, которые они раньше не могли осмыслить, так как многие понятия не были им еще известны из курса родного языка.

Основными новыми грамматическими явлениями для английского языка будут The Present Continuous Tense, The Present perfect tense, The present Indefinite Tense instead of The Future Indefinite Tense в придаточных предложениях времени и условия.

Значительное расширение языкового материла  ( лексики , грамматики, типовых фраз) открывает новые пути развития устной речи и навыков чтения: и речь семиклассников становится более естественной, свободной и развернутой, разнообразной по тематике, а чтение – серьезным, содержательным и интересным.

Однако увеличение объема языкового материала таит и значительные трудности, касающиеся репродуктивной и рецептивной сторон речи. Накопление материала влечет забывание и интерференцию, которые отражаются на усвоении учащимися  лексического и грамматического материала, требующего постоянного его употребления в речи[23].

При чтении и понимании речи на слух трудности, вызванные увеличением  объема материала, предстают в ином аспекте. Так, неузнанное или неверно узнанное, а также ложно понятое слово ведет к искажению смысла, к полному непониманию услышанного или прочитанного.

Неузнанное грамматическое явление или типовая фраза могут совершенно исказить понимание. Например, предложение I want you to read me this book было понято учащимися одного 7 класса как «Я хочу прочитать вам эту книгу» вместо «Я хочу, чтобы вы прочитали мне эту книгу».

Таким образом, накопление материала, с одной стороны, дает более широкие возможности для развития речи, а с другой – несет новые трудности. Проверка результатов работы с экспериментальными учебниками показала преимущество устного опережения в учебном процессе, т.е. устной обработки лексики, грамматики и типовых фраз до введения их в чтение и письмо. Однако устное опережение имеет по сравнению с предыдущем этапом обучения существенные особенности, которые касаются материала, вводимого в устную речь.

Так, прежде всего не весь материал будет обрабатываться устно до того, как учащиеся приступят к чтению. Это вызвано, во-первых, тем, что часть лексики в 7м классе, где чтение начинает играть равную роль с устной речью, должна быть понята учащимися по догадке. Это выполнимо, так как семиклассники уже изучают словообразовательные элементы. Они встречаются с довольно большим количеством слов, у которых общие корни в родном и изучаемом языках, что помогает пониманию незнакомых слов по догадке. Кроме того, контекст помогает догадываться о значении отдельных слов. Таким образом, с некоторыми словами и даже словосочетаниями учащиеся первоначально будут встречаться при чтении, и лишь впоследствии, если нужно, эти элементы будут вводиться в упражнения для устной речи.

Во-вторых, в 7м классе, когда учащиеся уже овладели техникой чтения, нецелесообразно вводить всю лексику только устно, лишая школьника такой серьезной опоры, как зрительная память. Опыт работы по экспериментальным учебникам показал, что учащиеся быстрее и прочнее усваивают слово, когда они одновременно слышат и видят его графическое изображение.

 

             При обучении чтению задача сводится к тому, что­бы научить семиклассников извлекать информацию из  текстов, построенных в основном на знакомом языко­вом "материале с незначительным количеством неизу­ченных слов[24].

              В VII классе уже следует учить понимать незнакомые слова в тех случаях, когда этому помогает контекст, раскрывающий значение слова, сходство в форме сло­ва и его значении со словами родного языка, возмож­ность опереться на известные корни и словообразую­щие элементы. Возникает необходимость начинать систематическое обучение использованию словаря учебника, так как нельзя быть совершенно уверенным в том, что все учащиеся смогут правильно догадаться о значении незнакомых слов. В текстах встречаются слова, которые, хотя и были изучены, могут быть за­быты учащимися. Это трудоемкая и кропотливая ра­бота, но ее следует постепенно начинать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.