скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

1.         Ценностно-смысловой блок психологической готовности — направлен на определение наличия в ценностно-мотивационной сфере студента психологических образований, делающих педагогическую деятельность личностно значимо и вызывающей интерес.

2.         Блок оценки уровня психологической компетентности — выявляет уровень психологических знаний в сферах, значимых для будущей деятельности (психология личности, межличностное взаимодействие, психология профдеятельности и др.).

3.         Блок оценки уровня психологической культуры — определение того, насколько у человека сформированы навыки и привычки самоорганизации, саморегуляции, межличностного взаимодействия, на основе психологических знаний.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ:

Мудрость характеризует человека, принимающего наиболее оптимальные решения в различных жизненных ситуациях. Ниже приведены подобные ситуации. Какое решение выбрали бы вы (выберите один из вариантов ответа):

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1.         Нравственное развитие личности в зрелом возрасте в первую очередь определяется

а)        самим человеком;

б)        семейным воспитанием;

в)        воздействием культуры;

г)         воздействием средств массовой информации;

д)        влиянием школы и других социальных институтов.

2.         Изменяя в своем характере какую-либо черту, человек

а)         влияет и на другие черты;

б)        не влияет на другие черты;

в)         влияет и на другие черты по желанию;

г)         изменяется вся личность;

д)   практически ничего в личности не меняется.

3.         Стержень личности человека определяется

а)генотипом;

б)        воспитанием;

в)         самообразованием;

г)         ближайшим окружением;

д)        обществом.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

4.         При возникновении конфликта с вашим другом наиболее благоприятным исходом будет:

а)         погашение конфликта любыми средствами;

б)         уход от предмета конфликта;

в)         разрешение конфликта на основе интересов двух сторон;

г)         приглашение специалиста для разрешения конфликта;

д)   сделать вид, что нет никаких проблем.

5.         Ничто так не помогает общению, как

а)         уверенность в предмете обсуждения;

б)         умение красиво говорить;

в)         предыдущий опыт общения с данным человеком;

г)         понимание и принятие позиции собеседника;

д)         отсутствие волнения.

6.         Искренним можно считать того человека, который

а)         вежливо улыбается;

б)         слова и невербальные средства не противоречивы;

в)         умело использует жесты при изложении своей позиции;

г)         не проявляет излишней любознательности;

д)         внимательно слушает.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.         Успешная профессиональная деятельность невозможна, если

а)         мало платят;

б)         человек не получает удовлетворения от своей работы;

в)         приходится работать в плохом коллективе;

г)         нет уважительного отношения со стороны руководства;

д)   нет поддержки творческим начинаниям.

8.         Профессионал этот тот, кто

а) достигнув высокого уровня работы, учит других;

б)        признан руководством;

в)        имеет диплом, подтверждающий квалификацию, и стаж работы не менее 2-х лет;

г)        получает высокую зарплату;

д)  достигнув мастерства, все равно совершенствует свою работу.

9.         В основе выбора человека должны лежать прежде всего:

а)        задатки;

б)        способности и интересы;

в)        реальные возможности поступления в вуз;

г)        особенности характера;

д)        мнение значимых людей.

10.      Профессиональная деятельность для меня — это прежде всего:

а)        способ решения материальных вопросов;

б)        сфера самоутверждения;

в)        возможность самореализации;

д) неизбежная необходимость.

11.      У меня вызывают уважение те люди, которые благодаря своей профессии

а)        чувствуют себя спокойно и безмятежно;

б)        на должном уровне решают материальные вопросы;

в)        имеют связи со всеми «нужными» людьми;

г)        максимально реализуют свои ценности;

д)        имеют много времени для семьи.

ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ

12.      Использование самовнушения

а)        обосновано в периоды волнения;

б)        помогает в любых жизненных ситуациях;

в)        необходимо только в чрезвычайных ситуациях;

г)        бесполезно;

д)        создает лишние проблемы.

13.      Человек в полной мере становится способным к самовоспитанию и самообразованию в связи с развитием

а)        мышления;

б)        характера;

в)        способностей;

г)        самосознания;

д)        темперамента.

14.      Нормальным, на мой взгляд, является, когда человек

а)        стремится, чтобы окружающие одобряли то, что он делает;

б)        делает то, что значимо для него и не вредит окружающим;

в)        жертвует своими ценностями ради благополучия других людей;

г)         стремится завоевать авторитет;

д)  идет к своей цели любыми средствами.

15.      Наиболее правильным будет поведение, когда мы

а)         позволяем себе выражать свои эмоции;

б)        в полной мере управляем своими эмоциями;

в)         полностью подчиняем эмоции своему разуму;

г)         используем свои эмоции для воздействия на других;

д)        даем полную волю своим эмоциям.

Методика «Структура профессиональной мотивации студента»

Ниже представлены 4 группы утверждений, касающиеся ваших планов в профессиональной деятельности. Проранжируйте каждую группу (поставив в графу «ранг» оценки от «1» до «4») исходя из того, что для вас имеет первостепенное значение (ставите «1»), что находится на втором месте (ставите «2») и т.д.

Для меня важно, чтобы:

Ранг

(от 1 до 4)

результаты моей работы ценились коллегами
я делал то, что у меня вызывает интерес
результат моей работы меня удовлетворял
меня опекали и указывали, где я ошибся
Для меня имеет значение:

Ранг

(от 1 до 4)

 

заниматься любимым делом

 

четко знать, что от меня требуется

 

похвала руководителей

 

высокие результаты в деле

 

Мне значимо:

Ранг

(от 1 до 4)

достижение поставленных целей
признание успехов моим окружением
отсутствие критики за работу
получение удовольствия от того, что я делаю
Мне важно:

Ранг

(от 1 до 4)

быть в подчинении грамотного руководителя
бороться за реализацию в деятельности своих ценностей
делать то, что мне действительно нравиться
чтобы мой труд вознаграждался по достоинству

ПРИОРИТЕТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Ранг

(от 1 до 6)

Степень значимости (от -3 до +3)

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
ПОЛЕЗНОСТЬ МОЕГО ТРУДА ДЛЯ ДРУГИХ
ОТСУТСТВИЕ КРИТИКИ
УВАЖЕНИЕ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ РАБОТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важнейшим показателем профессионализма современного учителя является его психологическая компетентность. Вопрос об адекватных средствах формирования данной составляющей педагогической деятельности до настоящего времени остается недостаточно изученным. Анализ теории и практики преподавания психологии в педвузах показывает, что при традиционном обучении у многих студентов складывается формальное, безличное отношение к психологии, что значительно затрудняет процесс освоения и применения педагогами психологических знаний в практической деятельности. В современных условиях общественное развитие может осуществить только творчески мыслящая, деятельная и всесторонне развитая личность. Поэтому, естественно, возрастают требования к личности учителя, его психологическому образу и профессиональной подготовке.  Сейчас, как никогда, обществу требуются специалисты, которые сочетают в себе глубокую профессиональную подготовку, ответственность, стремление в обновлении и обогащении своих знаний.  Вот почему особое внимание необходимо уделять профессиональной подготовке будущего учителя, формировать его самосознание и профессиональную самоидентичность. Решающее значение в процессе развития профессионально-педагогической самоидентичности приобретает учеба в педагогическом вузе. Н.В. Кузьмина указывает, что студент выбирает вуз, чтобы получить специальность и работать по ней и если бы он полностью отдавал себе отчет в том, что составляет сущность его будущей специальности, какие ему потребуются знания, умения и навыки, то не возникало бы проблемы формирования педагогической самоидентичности. Но дело осложняется тем, что выбор высшего учебного заведения нередко обусловлен стремлением стать студентом при нейтральном, а иногда и негативном отношении к педагогической профессии. Немаловажную роль на формирование самоидентичности студента оказывает его самооценка. Сегодня, как никогда, актуально решение проблемы подготовки специалиста, оценки уровня возможностей его профессиональной реабилитации, перспектив роста, профессиональной компетентности.

Психологическая готовность студентов к педагогической деятельности включает в себя множество аспектов: мотивационную готовность, коммуникативную, ценностно-смысловую, познавательную, волевую.    

Психологически готовый студент является субъектом своей деятельности, который сам ставит цели и определяет пути и средства их достижения, несёт ответственность за последствие их реализаций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Активные методы психологической подготовки студенов //Вопросы психологии, 4, 1994.

2.         Белоусова З.М., Крылова Н.Б. Формирование у студентов навыков общения со школьниками // Советская педагогика — 1988, №4.

3.         Воспитание творческой личности учителя в Вузе //Адукация и выхаванне, 5, 2001.

4.         Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

5.         Исаева Е. И., Пазухина С. В., Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов // Вопросы психологии — 2004, №5 стр. 3-11.

6.         Исаева Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога: Психология профессионального образования // Вопросы психологии — 2000, № 3.

7.         Мижерикова В.А., Ермоленко М. Н. // Введенне в педагогическую деятельность — М., 2002.

8.         Мижерикова В.А., Ермоленко М. Н. // Введенне в педагогическую профессню — М.,1999.

9.         О  педагогической культуре будущего учителя //Педагогика— 1992 ,№ 1-2.

10.      Психолого-педагогическне факторы формирования личности учителя в пед. Вузе // Вопросы психологии, № 5, 1994.

11.      Психологическое сопровожденне обучающихся в Вузе //Адукация н выхаванне, 12,2001.

12.      Пятин В. А. Психолого-педагогические факторы формирования личности учителя в педагогическом вузе // Советская педагогика — 1984, № 5.

13.      Размышления о педагогической деятельности // Педагогика — 1995, №4.

14.      Савченко Е. А. // Педагогическая деятельность: генезис и динамика — Мн.:, 2000.

15.      Слободчнков В.И., Исаева Е.А. Психологические       условия       введения       студентов       в       профессию педагога // Вопросы психологи 1996, №4.

16.      Становление и развитие професснонального сознания будущего педагога //Вопросы психологии, № 3, 2000.

17.      Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.

18.      Фарміраванне камунікатыўнай кампетэнтнасці будучых настаўнікаў //Адукацыя н выхаванне, 6, 2002.

19.      Формирование у студентов навыков общения со школьниками. //Вопросы психологи, № 6, 1990.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.