Курсовая работа: Искусство управлять людьми
· ложный авторитет расстояния возникает, когда руководитель скрывает от подчиненных самую обычную информацию и подчеркивает свою значимость, предпочитая необычный цвет своего телефона, сложную конструкцию своего стола и т.п.
Чтобы избежать ложного авторитета, надо внимательно контролировать свое поведение.
Высокий авторитет менеджера в подчиненной группе или в организации - основа его высокой репутации, которая является более широким понятием, чем авторитет руководителя. Положительная репутация менеджера вызывает доверие и уважение персонала, повышает его собственную самооценку.
Если авторитет менеджера определяется его оценкой со стороны членов группы или организации, то репутация формируется из общения и взаимодействия во всех сферах его взаимодействия с обществом - в организации, семье, политике, регионе, быту.
В общем, виде составляющими формирования положительной репутации менеджера могут быть его профессиональная компетентность, лидерские качества и личный авторитет в организации, стиль руководства, имидж, работоспособность и здоровый образ жизни, его оценка со стороны общества в разных сферах и ситуациях. Поэтому постоянный личный самоконтроль должен быть присущ менеджеру во всех жизненных ситуациях.
Итак, успех работы менеджера зависит не только от профессиональной, но и от его психологической подготовленности к руководству или организации в целом.
Прежде всего, он никогда не должен забывать, что сам он не только руководитель, но и вместе с тем и подчиненный, поэтому должен уметь подчиняться, исполнять поручения своего руководства, быть дисциплинированным.
Психологическая подготовленность руководителя - это, прежде всего культура управления, воспитанность, умение управлять своими чувствами и эмоциями, чувство ответственности, коллективизм.
Руководитель должен контролировать свои эмоции - в противном случае человек теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение.
Большое значение для руководителя имеет его умение говорить просто, доступно, выразительно, эмоционально, четко и кратко.
Негромкий и спокойный тон руководителя придает его словам весомость и деловой характер.
Руководитель не должен проявлять фамильярность: нужно помнить, что при обращении на «ты» и собеседник получает право обращаться на «ты». Такое обращение в иной ситуации может выражать психологическую близость, сердечность отношений, но и некоторых ситуациях (например, обращение молодого начальника к пожилому подчиненному) оно оскорбительно.
Необходимо быть предельно внимательным и терпеливым: если подчиненный пришел с невыполнимой просьбой, руководитель не должен прямо говорить ему, что его желание абсурдно (покойное объяснение нереальности просьбы - лучший способ общения с таким подчиненным).
Руководитель должен уметь не только говорить, но и, что не менее важно, слушать, а также вызвать подчиненного на разговор, чтобы понять его.
Психологическое воздействие на подчиненного оказывают и внешний вид руководителя, и его умение вести себя в обществе.
Руководитель должен быть авторитетом для подчиненного, ведь ничто так не ранит и не вдохновляет, как слово авторитетного человека.
Тест «Современный ли вы руководитель?»
Развитие качеств современного руководителя является важнейшей составной частью подготовки менеджеров как в системе обучения и повышения квалификации, так и в процессе самообразования. Существенную помощь в развитии и оценке этих качеств может оказать метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК).
Оценку степени развития своих управленческих качеств студентам целесообразно осуществлять в три этапа.
Первый этап. В тестах отметьте наиболее значительные, с вашей точки зрения, качества руководителя. Для этого поставьте в графе «В» (важность) против каждого качества оценку ее важности по пятибалльной системе (или 0 при полном отсутствии качества). Если отдельные позиции покажутся вам несущественными, поставьте в графе низкий балл. Однако подумайте, в каких условиях и для какого типа руководителей они могут пригодиться.
Второй этап. Во второй графе «И» (исполнение) проставьте оценку своего соответствия данному качеству по пятибалльной системе (или 0 при отсутствии качества).
Третий этап. Подведение итогов тестирования. Результатом тестирования по МАСТАК является сумма баллов, отражающая количественную оценку степени развития тех или иных качеств руководителя.
Можно применить и другой метод для самооценки собственных качеств. Сравнив проставленные вами оценки в графах «В» и «И», вы увидите небольшие несовпадения. Это позволит вам выявить те факторы, на которые следует обратить особое внимание в процессе самоподготовки и повышения уровня своих качеств.
Тест состоит из следующих блоков:
профессиональная компетентность;
организаторские качества;
деловитость;
нравственные качества;
политическая культура;
6) работоспособность;
7) интегральная оценка качеств руководителя.
Рассмотрим каждый блок.
1. Профессиональная компетентность
Формирование профессиональной компетентности - важнейшая составная часть подготовки руководителя в процессе как специального обучения, так и самообразования.
Профессиональная компетентность руководителя может быть охарактеризована следующими основными критериями:
организационно-управленческая культура;
экономическая культура;
правовая культура;
опыт руководства;
опыт предпринимательства.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Организационно-управленческая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | ||
В | И | |||
1. | Профессиональные знания в области теории и практики организации и управления производством и трудовым коллективом | 5 | 3 | |
2. | Овладение знаниями технологии, техники и условий производства | 5 | 2 | |
3. | Знания в области психологии | 4 | 3 | |
4. | Знания в области педагогики, педагогическая культура | 3 | 3 | |
5. | Знания в области социологии | 3 | 3 | |
6. | Знание делопроизводства | 4 | 3 | |
7. | Овладение техникой личной работы | 4 | 3 | |
8. | Знания в области современного информационного обеспечения | 4 | 4 | |
ИТОГО: | 32 | 24 |
Экономическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | ||
В | И | |||
1. | Знание экономической теории | 5 | 4 | |
2. | Овладение экономическими методами управления | 5 | 4 | |
3. | Развитие экономического мышления | 4 | 3 | |
ИТОГО: | 14 | 11 |
Правовая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | ||
В | И | |||
1. | Знание права | 5 | 4 | |
2. | Способность применять правовые знания в реальных условиях | 5 | 4 | |
3. | Соблюдение законности | 5 | 5 | |
4. | Участие в повышении правовой культуры подчиненных | 4 | 3 | |
5. | Способность участвовать в правотворческой деятельности | 4 | 3 | |
ИТОГО: | 23 | 19 |
Опыт руководства (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | ||
В | И | |||
1. | Управленческие умения | 5 | 3 | |
2. | Управленческие навыки | 4 | 2 | |
3. | Опыт руководства на конкретной должности в трудовом коллективе | 3 | 0 | |
4. | Производственный опыт | 3 | 0 | |
ИТОГО: | 15 | 5 |
Опыт предпринимательства (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | ||
В | И | |||
1. | Опыт частного предпринимательства | 4 | 1 | |
2. | Опыт коллективного предпринимательства | 4 | 1 | |
3. | Опыт руководства предприятием в условиях рыночной экономики | 5 | 0 | |
ИТОГО: | 13 | 2 |
Ключ к тесту
Организационно-управленческая культура руководителя
Исходя из суммы набранных вами баллов, можно охарактеризовать уровень вашей организационно-управленческой культуры следующим образом:
До 19 баллов - низкий;
20-25 баллов - удовлетворительный;
26-32 балла - высокий;
33-40 баллов - очень высокий.
Экономическая культура руководителя
До 7 баллов - низкий;
8-10 баллов - удовлетворительный;
11-13 баллов - высокий;
14-15 баллов - очень высокий.
Правовая культура руководителя
До 12 баллов - низкий;
13-17 баллов - удовлетворительный;
18-22 балла - высокий;
23-25 баллов - очень высокий.
Опыт руководства
До 10 баллов - недостаточный;
11-14 баллов - удовлетворительный;
15-18 баллов - достаточно хороший, что позволяет успешно решать управленческие проблемы;
19-20 баллов - очень большой опыт руководства, что отражает способность весьма эффективно решать проблемы управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9