скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Изучение креативности и стереотипности мышления школьников

Таким образом, на примере 11 класса, мы видим, что они отличаются наибольшей беглостью и гибкостью. Но по шкале оригинальности и разработанности у 11 класса наименьшие результаты.

Изначально мы считали, что такие показатели, как беглость, гибкость и разработанность, находятся в прямой зависимости друг от друга, то есть прямо пропорциональны. Проведя корреляционный анализ данных, мы обнаружили, что в 11 классе существует прямая связь между беглостью, гибкостью и разработанностью (см. Таблица 1). Таким образом, одиннадцатиклассники, решая творческую задачу, выдают большое количество качественных и различных идей. В 8-10 классах была обнаружена прямая связь между беглостью и оригинальностью (10 класс - r=0,65, p<0,05; 9 класс – r= 0.36, p<0,05; 8 класс – r=0,45, p<0,05). Таким образом, школьники решают задачу быстро и творчески, при этом предложенные ими идеи оригинальны. То есть, количество идей само по себе прямо пропорционально оригинальности идей В 7 классе мы обнаружили прямую связь между беглостью и разработанностью. То есть семиклассники, решая задачу, особенное внимание уделяют качеству выполняемой работы.

Таблица 1 Корреляции 11 класс (p<0.05)

беглость гибкость разработанность
гибкость 0,61** - 0,53**
разработанность 0,48* 0,53** -

* р < 0,05   ** р < 0,01

Было предложено множество вариантов-картинок, например:

7 класс: оригинальные: клубок, паутинка, теннисный мяч, гусеница, яблочный рай, кассета, вишни, апельсин, заяц , гипнотизер, кролик, Пушкарева, часы, ленточный механизм, магнитофон, телефон на базе, болгарка по дереву, мальчик Вася, человек в черном, стакан, чашка, обезьяна, круги- уши, лампочка, мензурка; неоригинальные: очки, глаза, люди, цветы, солнце, колеса, велосипед, мяч, Земля, рожи, облака. (см. Приложение 3)

Так же по данным корреляционного анализа нами была выявлена обратная связь между стереотипностью и оригинальностью во 2 субтесте Гилфорда (r= -0,40, p<0,05). То есть чем выше уровень стереотипности у одиннадцатиклассников, тем меньше оригинальных ответов они дают на вопрос: "Что будет, если животные и птицы станут разговаривать на человеческом языке?". Следует отметить, что задачей 2 субтеста Гилфорда является предопределение гипотетической ситуации. То есть высказывание только своего, личного, персонального мнения по поводу поставленной задачи.

Практически на всех диаграммах мы видим примерно одинаковую картину. Возрастание каких-либо параметров от 7 класса к 11 происходит следующим образом (обратимся к диаграммам средний значений 3 модифицированного субтеста Гилфорда, рис 8):

Рисунок8

В 7 классе мы видим, что показатель беглости равен 6. В 8 классе средняя беглость уменьшается, становясь равна 3, но в 9 классе этот показатель возрастает до 5. В 10 классе мы снова видим спад до четырех, но это меньше, чем в 8 классе, и в 11 классе мы видим, что беглость снова равна 6. Практически то же мы наблюдаем по шкале гибкости (рис. 9):

Рисунок9


Как можно объяснить это явление? Мы считаем, что в данном случае мы сталкиваемся с таким психологическим понятием, как интериоризация. По Л.С. Выготскому, интериоризация - это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности [14]

Третий и четвертый субтесты Гилфорда тесным образом связаны с речью. Наиболее сложным является именно 3 субтест. Для выполнения поставленной задачи школьнику необходимо иметь определенный словарный запас, а так же умение его использовать.

То есть, можно сказать, что в 7 классе, обладая определенным словарным запасом, школьник умело им пользуется. В 8 классе происходит усваивание определенного количества информации, так, что школьник не очень хорошо управляет своей письменной речью, то есть плохо излагает свои мысли в письменном виде. К 9 классу информация усваивается (интериоризируется), и школьник может активно ее использовать.

Следует отметить, что ответы, предложенные в этом субтесте разными классами, даже в период активности и умелого пользования ей, резко отличаются Например, 11 класс: оригинальные:

Волосатая макака стала какать.

Венгерский микроб скривил крышку.

Верка-Сердючка может станцевать кан-кан.

Вас мы сейчас кокнем,

Вот маньяк снимает кафтан.

Вот мочится симпатичная кошка.

Вы моете синий кроссовок ( свою крысу).

Властелин малый сейчас крутой.

Война миров с казахами.

Вылезло мохнатое существо, карабкаясь.

Веселый мотор скоро крякнется.

Виват молодцам Стрелецкого колхоза!

Валентина – моя сестра козлиха.

Вампиры меньше сосут крови. Выше

Москвы стоит Киев.

неоригинальные: веселый, мама, самый, классный, вчера, Вася, Ваня, великий, могучий, кино, Маша, каша, машина, вот, Виталик, высокий, волосатый, сидит, смотрит, кошка, кушать, съела, мыться, Минск, Москва, волосы, вышел, вместе, Катя, (см. Приложение 4) В 11 классе предложенные варианты сильно отличаются друг от друга, в них использовано максимальное количество слов, тогда как в более младших классах часто использованные слова часто повторяются не только у одного человека, но и, практически, у всего класса.

В 10 классе мы наблюдаем спад вербальных способностей, но показатель выше, чем в 8 классе, то есть какое-то количество информации уже усвоилось и школьник может его использовать, хотя и не очень активно. В 11 классе школьник активно использует уже усвоенный материал, то есть его письменная речь наиболее гибкая и беглая.

4 модифицированный субтест Гилфорда, главным образом, связан именно с речью, лексикой. По средним значениям наиболее оригинальными оказался 9 класс (рис. 10)


Рисунок10

На данной диаграмме мы наблюдаем постепенное убывание креативности от 9 классе к 11. Наименьшая степень оригинальности в 8 классе. Обратимся к другим диаграммам (рис. 11):

Рисунок 11

Мы видим, что наибольшее количество школьников, с показателями выше среднего (ВС) в 11 классе, наименьшее в 9. Таким образом, большой процент по средним показателям в 9 классе – школьники СР, тогда как количество ВС и НС в данной выборке равно 7%.

Таким образом, мы видим, что речь (письменная) развивается неравномерно. К 11 классу возрастает количество ВС, то есть можно сделать вывод, что в процессе обучения развивается не только словарный запас, но и умение творчески использовать его в своей речи.


Заключение

В данном исследовании мы подошли к понятию креативность с двух точек зрения: креативность как творческое мышление и креативность как качество личности.

Цели, которые мы ставили перед собой, были достигнуты.

Мы выяснили, что креативность и стереотипность – параметры изменяющиеся, так как мы увидели определенную динамику развития этих процессов.

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы пришли к нескольким выводам:

1. Чтобы успешно решать творческие задачи, нужно обладать определенными навыками. То есть творческий процесс связан с усвоением старого материала, и без этого невозможно создание чего-то нового.

2. В процессе творчества развиваются не только творческие, но и вербальные способности.

3. Мы увидели, что креативность – это качество, проявляющееся в различных областях, при чем в каждом возрасте эта область своя: у одиннадцатиклассников, например, наибольшая оригинальность связана с выражением своих идей, составлением новых предложений, то есть с коммуникацией.

У девятиклассников наибольшая оригинальность в области лексики и речи, в 7 классе оригинальность связана с воображением и фантазированием, в 8 классе оригинальность проявляется в нестандартном использовании предметов.

4. В ходе исследования мы пришли к выводу, что стереотипность не увеличивается в процессе обучения, но ориентирование на ЕГЭ предопределяет развитие стереотипности мышления.

5. Так же мы выяснили, что динамика креативности и динамика стереотипности – это различные процессы, проходящие относительно независимо друг от друга, поскольку нами практически не было выявлено корреляционных зависимостей между этими параметрами. Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, можно утверждать, что креативность развивается нелинейно, а скачкообразно.


Библиографический список

1.         Блонский П. П. Память и мышление – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 - с. 288

2.         Бирюков С. Д. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А. Н., Габриелян Н. А. – М: Российская Академия наук, институт психологии, 2000.

3.         Кирнос Д. И. Индивидуальности и творческое мышление – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 – с. 171

4.         Кон И. С. Психология ранней юности – М: Просвещение, 1989. - 254с.

5.         Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978 - с. 126.

6.         Лютова Е. К. Некоторые психологические основания технологии научного творчества / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А. Н., Габриелян Н. А. – М: Российская Академия наук, институт психологии, 2000.

7.         Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь / под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - с. 672

8.         Ротенберг В. Парадоксы творчества - http//www.flogiston.ru, 1999

9.         Туник Е. Опросник креативности Рензулли // Школьный психолог. – 2004. №4.

10.       Фрольцова Типология индивидуальности в аудиовизуальной коммуникации - Минск, БГУ, 2003 с. 217

11.       Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности основные положения, исследования и применения – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2006 – с. 606

12.       Шакирова Д., Сибгатуллина И., Сулеманов Дж. Мышление, интеллект, одаренность: Вопросы теории и технологии / под редакцией действительного члена РАО и АНТ, доктора психологический наук, профессора М. И. Махмудова; Академия наук Республики Татарстан, отделение социально – экономических наук - Казань, Центр инновационных технологий, 2005 с. 304

13.       Шикун А.Ф., Лебович Х.И Методы, методология и психология научного исследования – Тверской государственный университет, кафедра психологии, Госкомитет РФ и ВО, Тверь, 1995 с. 39

14.       http://vocabulary.ru/?rub=8 Национальная психологическая энциклопедия >> интериоризация

15.       http://azps.ru/articles/creat/creat18.html - Структурная схема творческой деятельности

16.       http://azps.ru/articles/creat/creat16.html - Фазы творческого процесса

17.       http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html - тест Гилфорда

18.       http://liceumubint.narod.ru/lider4.htm - тест Дэвиса


Приложение 1

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону

1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и ее оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.

5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину

1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.

4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения. [16]


Приложение 2

1. Субтест 1.

Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Время выполнения субтеста - 3 мин.

2. Субтест 2.

Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

3. Субтест 3 (б) Модификация для детей 9—15 лет

Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: "Веселый мальчик смотрит кинофильм". А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут.

4.Субтест 4

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова "книга". Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?


Приложение 3

11 КЛАСС

оригинальные:

ракетка, домик, клубника, колобок, елочная игрушка, круги использованы как ладони и ступни животного, под названием "отморозень", булава, сумоист, лук, стиральная машина, Спанч-Боб, тарелка, ракета, трансформатор человеческого настроения, нечто, под названием "контекест", магнитная лента, улитка, инь-янь, кусок сыра, тарелка, идея презерватива, 5 рублей, компас, улитка

неоригинальные:

Солнце, мордочки, чебурашки, глаза, часы, пуговицы, танки, велосипеды, машины, гусеницы, фрукты, очки, цветы, леденцы, мороженное, гири, снеговики, мячи, светофор, кольцо, гантели

10 КЛАСС

оригинальные: луна, колесо, шарик, круг, окошко, вишенка, домик, дерева, инь-янь, яблочный пирог, браслет, олимпийские кольца, цифры, 1 рубль, чайник, зонт, рыбка, глобус, Би Лайн, стрекоза, мишень, игральный кубик, клоуны, просто абстракция, синий круг, камень, сказка, гусеница, целые картинки, лепесток, бублик, светофор, круг с радиусом, окно.

неоригинальные: цветы, облака, человечки, мордочки, яблоки, мячи, очки, животные, фрукты, машины, велосипеды, кольцо.

9 КЛАСС

оригинальные: круг, на который не хватило времени (пустой), унитаз, колесо, ладонь, шар для боулинга, колокольчик, круглая кирпичная стена, самолет, аквариум, птица в очках, карета, олимпийские кольца, уходящие в перспективу трубы, Сатурн, атомы, анархия, пальма (с яблоками), танк, глаз, Спанч-Боб, руки-ноги, целые картинки, стрекоза, дерево с яблоками, дружба, торт, букет, инь-янь, хрюша - Нюша

неоригинальные: мордочки, светофоры, гусеницы, солнце, мячи, машины, велосипеды, цветы, очки, снеговики

8 КЛАСС

оригинальные: БТР, очки с треснутым стеклом, бинокль, молекулы и атомы, пирог, комета, одуванчик, капли дождя, игральный кубик, гиря, подводная лодка, тарелка, юла, поросенок, улитка, леденец, резинка для волос, мишень, слива, стол с тарелками, щеки

неоригинальные: цветочки, солнце, морды, снеговики, велосипед, облако, машина, светофор, шарики, мячи, колеса.

7 КЛАСС

оригинальные: клубок, паутинка, теннисный мяч, гусеница, яблочный рай, кассета, вишни, апельсин, заяц , гипнотизер, кролик, Пушкарева, часы,

ленточный механизм, магнитофон, телефон на базе, болгарка по дереву, мальчик Вася, человек в черном, стакан, чашка, обезьяна, круги- уши, лампочка, мензурка

неоригинальные: очки, глаза, люди, цветы, солнце, колеса, велосипед, мяч, Земля, рожи, облака


Приложение 4

11 КЛАСС

оригинальные:

Волосатая макака стала какать.

Венгерский микроб скривил крышку.

Верка-Сердючка может станцевать кан-кан.

Вас мы сейчас кокнем, Вот маньяк снимает кафтан.

Вот мочится симпатичная кошка.

Вы моете синий кроссовок ( свою крысу).

Властелин малый сейчас крутой. Война миров с казахами.

Вылезло мохнатое существо, карабкаясь.

Веселый мотор скоро крякнется.

Виват молодцам Стрелецкого колхоза!

Валентина – моя сестра козлиха.

Вампиры меньше сосут крови. Выше Москвы стоит Киев.

неоригинальные, часто используемые слова: веселый, мама, самый, классный, вчера, Вася, Ваня, великий, могучий, кино, Маша, каша, машина, вот, Виталик, высокий, волосатый, сидит, смотрит, кошка, кушать, съела, мыться, Минск, Москва, волосы, вышел, вместе, Катя,

10 КЛАСС

оригинальные:

Возле моста случился кошмар.

В метро свалилась крыша.

Внимательный малыш смотрит кузнечиков.

Вижу маленького сонного котенка.

Валенок Миша супер качок.

Вот моя старая кастрюля.

Вася мешает синюю краску.

Вова мыл садовую капусту.

неоригинальные: магазин, мама, море, сестра, красиво, вчера, Вася, моя, спросила, кар, ворон, купить, вокруг, меня, комары, кошка, маленький, кушать, веселый, вы, мне, кино, мир, коллега, высокий.

9 КЛАСС

оригинальные:

Весна, милые скейтбордисты катаются.

Веселый мальчик сикает! Куда?

Ветер морозит санки Кирилла.

ВАЗ – машин супер класс.

Вылил молоко с коктейлем.

Ваш мозг сломал киноэкран.

Вагон макулатуры съехал куда-то.

Великая, могучая, старая Казань.

Ваня – мальчик с косой. Вини – Пух меняет себе крышу.

Волосы мартышки свисают клочьями.

Вижу малый спутник Криптона!

Вините меня, сами козлы!

неоригинальные: веселый, мальчик, сказал, сделал, вместе, море, мир, мы, мыл, свой, кошка, каша, съел, магазин, красивый, вечером, Москва, самая, Вася, Ваня.

8 КЛАСС

оригинальные:

Ваня мыл стул Кости.

Веселый медведь сосет кашу.

Володя милее самого красавца.

Весельчак Миша сажает картошку.

Володя- мой сверстник, кузен.

Вика меняет стул Коли.

Владимир может в сено кинуть.

Возле Миши скакал кенгуру.

Вы можете служить капитаном. Валериана, метнувшаяся с крыши.

неоригинальные: мама, смотрит, кино, веселый, каникулы, мальчик, солнце, весна, телевизор, съела, вместе, мы, класс, сказал, вы, мог, сегодня, вчера, кошка, маленький.

7 КЛАСС

оригинальные:

Валерий, Михаил, Сергей коллеги.

Вам Марго сказал крикнуть.

В море скакали кузнечики. В Москве скоро Кинотавр.

Восемь маленький сарай клюют.

В Минске снег кружиться.

В мире случаются катаклизмы.

Высуши мой синий корсет.

неоригинальные: веселая, мама, смотрит, кино, Катя, спрашивали, Маша, вчера, съела, мальчик, сидит, кот, скажут, Москва, ваша, магазин, сосиски, сегодня, крикнуть, машина, киоск, Витя, Маша, Вова, Ваня, Вика.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.