скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Контроль в обучении младших школьников

1.3. Виды контроля

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз хода формирования знаний и умений уча­щихся. Это дает учителю и ученику возмож­ность своевременно отреагировать на недо­статки, выявить их причины и принять необхо­димые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действи­ям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной коррек­тировки своей деятельности, внесения измене­ний в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.[4,с76].

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую не­целесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за лю­бую ошибку, и усиление значения оценки в ви­де аналитических суждений, объясняющих воз­можные пути исправления ошибок. Такой под­ход поддерживает ситуацию успеха и формиру­ет правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фик­сирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнитель­ное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, ис­править полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отмет­ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава­емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ­ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи­ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.[5.с.13]

Итоговый контроль проводится как оцен­ка результатов обучения за определенный, до­статочно большой промежуток учебного време­ни - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся че­тыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отме­ток (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как а процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "З". Это обстоятельство не дает учителю права снизить ито­говую отметку, и ученик в конечном счете по­лучает "4". В то же время другой ученик, кото­рый имел твердую "4" в течение учебного го­да, написал итоговую контрольную работу на "З". Оценка его предыдущей успеваемости ос­тавляет за учителем право повысить ему ито­говую отметку до "4".

 

1.4. Методы и формы контроля

Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагно­стике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролиро­вания? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-вос­питательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат.

Новые методы контроля берут результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рас­сматривает вместе с его возможностями, способностями и склонно­стями. Процесс деятельности педагога тоже анализируется вме­сте с возможностями, условиями. Контроль рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, ди­намику формирования продуктов. Диагностирование включает в се­бя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических дан­ных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

При контроле используются многие методы и методики. Наря­ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи­танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита­тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг­ностика — это совокупность методов и методик, позволяющих все­сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от­ношений.[4,с.54]

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гума­нистической цели и поворачивает в русло новых школьных от­ношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю — отличников или середня­ков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его по­тенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо при­вычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой та­бель с записями: «По математике — возможности реализованы на треть», «По русскому языку — потенциальный запас не огра­ничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, нако­нец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического тру­да уже немало примеров успешного безоценочного обучения и воспитания.[3,c.54]. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но заскорузлая авторитарная педаго­гика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.[1,c.65].

Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпри­нимавшиеся в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все ново­введения группировались вокруг одного вопроса — использовать ли в школах оценки или обходиться без них. Но обучение без оценок (и фактически без контроля) не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная пер­спектива приобретения знаний», а также «заложенное самой при­родой стремление к знаниям» (П. Н. Блонский) не являются дейст­венными стимулами в учебной деятельности школьников [3,c.54].

Можно ли обойтись без контроля? Был поставлен эксперимент. Три группы учеников выполняли тест на сложение. Одна часть де­тей на протяжении работы получала одобрение, вторая — порица­ние, третья — не оценивалась никак. Результаты показали, что улучшение работы связано с постоянным поощрением со стороны экзаменатора. Худшие результаты были у тех, кого не замечали.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они спо­собствуют:

— выявлению знаний, умений каждого ученика;

— своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

— раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

— повторению и систематизации изученного;

— установлению уровня готовности к усвоению нового мате­риала;

— формированию умения много и напряженно работать;

— овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

— стимулированию ответственности учеников;

— развитию навыков соревновательности.

Требования к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированнсть; разнообразие форм; этичность.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по­вествования о конкретном объекте окружаю­щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес­та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу­ет дополнительного учебного времени или дру­гих способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система во­просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознан­ность усвоения, способность рассуждать, вы­сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей бе­седе, умение конкретизировать общие понятия. [5,с.45]

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространен­ной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как пра­вило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических от­ветов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразитель­ности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тема­тических творческих рассказов на основе ис­пользования нескольких источников и т.п.

Письменный опрос заключается в прове­дении различных самостоятельных и кон­трольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна­ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб­ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь­ном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы уча­щихся, который он проводит совместно с уче­никами. Если умение находится на стадии за­крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводить­ся фронтально, небольшими группами и инди­видуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоя­тельную работу может получить ученик, кото­рый пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в за­медленном или ускоренном темпе. Целесооб­разно использовать индивидуальные самосто­ятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при отве­те у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания увереннос­ти в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные са­мостоятельные работы, рассчитанные на не­продолжительное время (5-10 мин). Это спо­соб проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который поз­воляет перманентно контролировать и коррек­тировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель исполь­зует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему "Вода". Учитель пред­лагает в качестве самостоятельного провероч­ного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый пе­риод изучения темы, то целесообразно отмет­кой оценивать лишь удачные, правильно вы­полненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изучен­ной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предме­там, для которых важное значение имеют уме­ния и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыка­ми (русский язык, математика), а также требу­ющие умения излагать мысли, применять пра­вила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Кон­трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для разви­тия самоконтроля и самооценки учащихся це­лесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вари­антам. Предлагаемая детям инструкция объяс­няет им, что каждый сам может выбрать вари­ант работы любой сложности. При этом за пра­вильное выполнение варианта А ученик полу­чит отметку не выше "З", за вариант Б - не вы­ше "4", а за вариант В - "5". При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в на­чальной школе и требует серьезной предвари­тельной подготовки.

К стандартизированным методикам провер­ки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по кон­кретному предмету, но также могут выявить уро­вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по­строения учебной задачи, сравнивать правиль­ный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минималь­ной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о со­стоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля яв­ляются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Та­кие работы могут использоваться на уроках по любому предмет). Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандарт­ной ситуации, пользоваться методом моделиро­вания, работать в пространственной перспек­тиве, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем "звуко­вая модель слова", "состав предложения", "синтаксический разбор предложения", "жи­вотное - живой организм", "дикорастущие и культурные растения"; составление диаграм­мы "свойства воздуха"; графические рисунки "образование родника", "реки" и др.

1.5. Организация эффективного контроля знаний.

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном кон­троле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик или студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов заданного уровня, поэтому шкала оценок при объективном кон­троле знаний может быть записана в следующем виде:

1-й уровень — 3 балла,

2-й уровень — 4 балла,

3-й уровень — 5 баллов.

Мы нередко ставим 5 баллов даже тому, кто делает ошибки в 30% тестов. Право на ошибку имеет большое психологичес­кое значение.

Если обучение учащихся и студентов на 3-м уровне дея­тельности не производится, а ограничивается 1-м или 2-м уров­нем, целесообразно производить зачет по теме, разделу или всему учебному курсу без оценки. При этом зачет ставится обычно при выполнении 80% тестов. Если же по формальным требованиям необходимо выставить оценку, можно воспользо­ваться следующей шкалой:

70-80% — 3 балла,

80-90% — 4 балла,

90-100% — 5 баллов.

Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования и уровни необходимой деятельности учащихся. Требования  должны быть следующими:

• однозначность, т.е. поставленная цель образования дол­жна быть однозначно понята всеми;

• диагностичностъ, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;

• содержательность, т.е. цель должна отражать то, что по­лучил ученик в процессе обучения.

В.П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:

• знакомство (умение опознать изученный объект, выде­лить его среди других объектов, провести классификацию объек­тов по задуманному признаку);

• воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа);

• умение (умение применить известный метод в новых, не­стандартных условиях, решить нетиповую задачу);

• трансформация, т.е. творчество (умение создать новый неизвестный метод или подход к решению проблемы)[2,c.134].

Для каждого типа учебных заведений (высших, средних спе­циальных, общеобразовательных) в наши дни разработаны и утверждены Министерством образования России государствен­ные образовательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень дея­тельности обучаемых.


Выводы по I главе

1. Контроль как учебное действие осуществляется не как про­верка качества усвоения по конечному результату учебной дея­тельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим уча­щимся действие активного прослеживания безошибочности. Контроль — это также способ получения информации о ка­чественном состоянии учебного процесса, который на­правлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаи­модействия учащихся и педагогов.

2.Механизм контроля в учебном процессе играет значитель­ную роль в познавательной деятельности учащих­ся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

3. Наряду с контролирующей, контроль вы­полняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, раз­вивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

4.Целью контроля является установление об­ратной связи ученик – преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обуча­ющий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, форми­рования навыков и умений, их корректировки и совершенство­вания, систематизации знаний.

5. В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля :

— наблюдение за работой учеников;

— устный индивидуальный опрос;

— фронтальный опрос;

— групповой опрос;

— письменный контроль;

— комбинированный контроль (уплотненный);

— тестовый контроль;

— программированный контроль;

— практический контроль;

самоконтроль                             


Литература

1)            Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили - М., 1984.,с.427

2)            Амонашвили Ш. А, Обучение. Оценка. Отметки./Ш. А. Амонашвили - М.:Знание, 1980.с. 376

3)            Амтаниус М. Психолого-педагогические основы конт­роля в учебном процессе./М. Алтаниус - М.: Изд-во МГУ, 1978, с.184

4)            Баранов С. П. Принципы обучения./С. П. Баранов - М.: Просвеще­ние, 1981.с.354

5)            Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии./В. П. Беспалько — М.: Педагогика, 1989, с.342.

6)            Болдырев Н. И.. Педагогика./Н. И. Болдырев  - М.: Просвещение, 1968.с.147

7)            Болотпина Л. Р. Педагогика./Л.Р. Болотина - М.: Просвещение, 1987 с.261.

8)            Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, 1999.- № 7.- с.25

9)            Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика./М.А. Данилов - М., 1957, с.477

10)          Дакацъян У. В. Проверка знаний учащихся./У. В. Даканцьян - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.с.65

11)           Кабардин О. Ф и др. Задания для контроля знания учащихся в средней школе: Дидактичес­кий материал. Пособие для учителей /О. Ф. Кабардина, С. И  Кабардина.  - М.: Просвещение, 1983,.с78

12)         70. Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999 -. № 4 – с.12

13)          Майор Ф. Тангян С. Высокий образовательный замы­сел: к 50-летию ЮНЕСКО // Педагогика, 1996 - 6- с53

14)          Махмутов М. И. Современный урок./М.И. Махмутов - М., 1985 с.64

15)         Онищук В. А. Дидактика современной школы./В. А.Онищук - Киев: Радянська школа, 1987, с.125

16)          Онищук В. А. Урок в современной школе./В.А. Онищук - М., 1985,с.548

17)          Оноприенко О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе: книга для учителя. /О. В. Оноприенко - М.: Просве­щение, 1988.

18)          Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

19)          Подласый И. П. Педагогика./И.П.Подласый - М.: Владос, 1999,с.752

20)          Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном эта­пе учебной деятельности // Начальная школа. 1999- № 7.- с.34

21)          Слободчиков В. Новое образование - путь к новому со­обществу // Народное образование. 1998.- 5.- с.36

22)          Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, сис­темы, технологии. Учебное пособие./С. А.Смирнов - М.: Академия, 1998.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.