скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Рынок капитала и рынок ценных бумаг

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защи­щен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд тре­бований к осуществлению деятельности на РЦБ.

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или огра­ниченного круга лиц. Если по условиям выпуска ценные бумаги пла­нируется размещать среди неограниченного круга лиц, такая эмиссия называется открытой (публичной) подпиской или открытым (публичным) размещением. Если ценные бумаги размещаются среди заранее установленного числа лиц, эмиссию именуют закрытой (частной) подпиской или закрытым (частным) размещением. При от­крытой или закрытой подписке, когда число заранее известного кру­га владельцем превышает 500, а также когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных месячных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ или уполномоченном им органе проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии — это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель данного документа: познакомить потенци­альных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эми­тента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им предлагается принять решение о покупке бумаг. Особенность проспекта в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инве­стиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики должны сделать самостоятельно на основе информации, включенной в документ. Регистрирующий орган отвечает только за то, чтобы в проспекте была указана вся информация, требуемая законодатель­ством. При открытой подписке эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном изда­нии с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Ежеквартально эми­тент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию.

Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны рас­крывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг од­ного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан рас­крыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества. На РЦБ инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и дей­ствовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зре­ния и определенным образом контролировать, законодательство вводит понятие аффилированного лица. Закон об акционерных об­ществах признает лицо аффилированным в соответствии с антимоно­польным законодательством. Закон РФ «О конкуренции и ограниче­нии деятельности на товарных рынках» относит к аффилированному лицу акционера, которому принадлежит более 20% голосующих ак­ций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о коли­честве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с даты их приобретения. АО должно вести учет данных лиц и предо­ставлять о них отчетность в соответствии с требованиями законода­тельства РФ.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служеб­ной информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владею­щим служебной информацией, запрещается использовать ее для за­ключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной информацией закон «О рынке ценных бумаг» относит любую инфор­мацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией закон относит: а) членов органов управления эмитента или профессиональ­ного участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют до­ступ к такой информации.

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ[2]. В рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или ука­зывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и про­гнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в дея­тельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся ана­логичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В случае нарушения законодательства о ценных бумагах к участ­никам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции.

II. Участники рынка ценных бумаг

Всех участников РЦБ можно разделить на две группы. В первую группу входят профессиональные участники РЦБ, представленные главным образом организациями, которые оказывают посредниче­ские и консультационные услуги на РЦБ, а также выступают в роли активных игроков на фондовом рынке. Эти организации формируют инфраструктуру (каркас) фондового рынка. Ко второй группе можно отнести участников, выходящих на фондовый рынок в целях времен­ного размещения свободных финансовых ресурсов. В их число входят как юридические, так и физические лица.

Особенность деятельности профессиональных участников в том, что она требует лицензирования со стороны государства. Лицензии выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или уполномоченными ею организациями. Существуют три вида ли­цензий: профессионального участника, на осуществление деятель­ности по ведению реестра, фондовой биржи. Физические лица, рабо­тающие в организациях — профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат ФКЦБ, дающий им право заниматься этим видом дея­тельности.

Рассмотрим последовательно виды профессиональной деятельности на РЦБ и понятия, возникающие в этой связи.

II.1. Брокер

Главное действующее лицо на рынке — посредник, именуемый на фондовом рынке брокером. Брокер — это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве бро­кера обычно выступает брокерская компания. Физическое также ли­цо может осуществлять брокерские функции, если зарегистрируется в качестве предпринимателя. За оказанные услуги брокер получает ко­миссионные. В обязанности брокера входит добросовестное выпол­нение поручений клиента, которым должно отдаваться предпочтение по сравнению со сделками самого брокера, если он также имеет право выполнять функции дилера.

Договор комиссии с брокером может предусматривать возмож­ность использования им средств клиента, предназначенных для инве­стирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в своих интересах до момента возврата денежных средств кли­енту. При этом часть прибыли, полученной от их использования, в соответствии с договором перечисляется клиенту. Брокер не вправе давать гарантии клиенту в отношении доходов от инвестирования данных средств. Если интересы брокера препятствуют выполнению им поручений клиента на наиболее выгодных для последнего условиях, брокер обязан немедленно уведомить об этом клиента.

II.2. Дилер

Профессиональный участник РЦБ — дилер. Дилер — это лицо, совершающее сделки купли-продажи цепных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо. Дилер извлекает прибыль за счет двух источников.

Во-первых, он постоянно объявляет котировки, по которым готов купить и продать ценные бумаги. Например, он объявляет котировку акций компании А как 950 руб. и 1000 руб. Это означает, что дилер готов продать акции данной компании за 1000 руб. или купить их за 950 руб. Цену, по которой дилер готов продать бумагу, называют це­ной продавца. В нашем примере это 1000 руб. Цену, по которой ди­лер готов купить бумагу, называют ценой покупателя. В нашем при­мере это 950 руб. Разницу между ценой продавца и ценой покупателя называют спрэдом или маржой. Дилер получает прибыль за счет спрэда. Как правило, его величина тем меньше, чем лучше развит ры­нок данной бумаги. При редкой торговле ценной бумагой риск опе­раций для дилера высок и для его компенсации он устанавливает большой спрэд.

Дилер обязан заключать сделки по ценам объявленных котировок. Наряду с ценами он может устанавливать обязательные условия, та­кие как минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых бумаг, а также сроки действия цен. В случае отказа ди­лера от заключения сделки на объявленных условиях к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении договора и/или о возмещении причиненных инвестору убытков.

Во-вторых, дилер зарабатывает за счет возможного прироста кур­совой стоимости приобретенных им бумаг. Дилер — это крупная ор­ганизация. Поэтому она обычно совмещает два вида деятельности: собственно дилера и брокера.

II.3. Инвестиционный фонд

Участником фондового рынка является инвестицион­ный фонд. Инвестиционный фонд — это акционерное общество, кото­рое выпускает свои акции и реализует их инвесторам. Аккумулиро­ванные таким образом средства он размещает в другие ценные бумаги или на депозитах в банках. Фонды могут быть открытыми и закрытыми. Открытый фонд — это акционерное общество, разме­щающее акции с обязательством их последующего выкупа по требо­ванию инвестора. Закрытый фонд — это акционерное общество, раз­мещающее акции без обязательства их выкупа. Вернуть себе деньги инвестор может только, перепродав акции на вторичном рынке, если на них существует спрос. Синонимом термина «закрытый фонд» в случае зарубежных фондов может быть термин «взаимный фонд». В случае открытого фонда акции выкупаются по цене, определяемой на основе стоимости финансовых активов, в которые фонд инвестиро­вал средства.

Инвестиционные фонды, в первую очередь, представляют интерес для мелкого и среднего инвестора. Во-первых, потому что средства передаются профессиональным участникам фондового рынка. Во-вторых, фонд позволяет снижать уровень риска за счет диверсифика­ции своих инвестиций. Термин «диверсификация инвестиций» озна­чает распределение денежных средств между различными финансо­выми инструментами. Если вкладчик приобретает, например, акции только одного предприятия, он может получить большой доход в случае успешной работы акционерного общества, но понесет убытки, если оно обанкротится или столкнется с трудностями. Когда инвес­тор приобретает акции различных компаний, вероятные потери по одним бумагам будут компенсироваться выигрышами по другим. В итоге, вкладчик получит меньший доход, чем в первом случае, но его возможные потери также сократятся. Таким образом, диверсифика­ция инвестиций позволяет снизить риск на фондовом рынке. Кроме того, фонд приобретает различные бумаги крупными партиями, что недоступно мелкому инвестору, и поэтому экономит на комиссион­ных, так как чем больше объем сделки, тем меньше, как правило, по­средническое вознаграждение в расчете на одну бумагу.

Чтобы гарантировать минимальную степень диверсификации средств, законодательство устанавливает предельные размеры раз­мещения фондом денег по отношению к его общим активам между различными финансовыми инструментами.

В России инвестиционные фонды возникли с началом приватиза­ции государственной собственности. Главным образом это были че­ковые инвестиционные фонды, т.е. фонды, акции которых обменивались на приватизационные чеки. Несмотря на то, что их было соз­дано порядка 550, их деятельность не имела успеха. Такой результат объясняется просто. Инвестиционный фонд — это институт, харак­терный для страны с развитым рынком ценных бумаг и устойчиво работающей экономикой. Его возможная прибыль прямо зависит от результатов деятельности предприятий, бумаги которых он при­обрел, а также от профессиональной игры с данными бумагами на вторичном рынке. В первые годы приватизации фондовый рынок в России практически отсутствовал, а прибыли предприятий упали в силу процессов ломки экономической системы. Таким образом, мож­но сказать, что с самого начала созданные отечественные фонды не имели будущего.

Что касается деятельности инвестиционных фондов в западных странах, то они стали активно развиваться в 70-е гг. и аккумулировав триллионы долларов, выступают серьезной силой на фондовом рын­ке. В связи с быстрым ростом активов фондов в известной степени можно говорить об усилении нестабильности западного рынка, так как однозначная оценка экономической ситуации менеджерами крупных фондов может приводить к существенным колебаниям конъюнктуры за счет массовой продажи или покупки бумаг фондами.

Инвестиционный фонд представляет собой организацию, которая только аккумулирует денежные средства. Для выполнения своих це­лей он заключает договоры с двумя другими лицами. Первое из них — это депозитарий. В случае с инвестиционным фондом депозитарий это организация, в которой хранятся его средства и ценные бумаги и которая обеспечивает взаиморасчеты фонда по сделкам. Второе ли­цо представлено управляющим. Он управляет средствами инвестици­онного фонда. В качестве управляющего может выступать юридичес­кое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий соответ­ствующую лицензию.

По своему характеру разновидностью инвестиционного фонда яв­ляется паевой инвестиционный фонд, задача которого сводится к ак­кумулированию средств вкладчиков и размещению их в другие фи­нансовые активы. В то же время паевой фонд имеет ряд отличий по порядку образования и функционирования. Паевой фонд — это иму­щественный комплекс без создания юридического лица. Он создается при компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых фондов, которая становится управляющей компанией фонда.

При создании фонда управляющая компания готовит проспект эмиссии инвестиционных паев. Фонд считается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии. В отличии от инвестиционно­го фонда вкладчики паевого фонда приобретают не акции, а инве­стиционные паи. Инвестиционный пай — это именная бумага, удосто­веряющая право инвестора на получение денежных средств в размере стоимости пая на дату его выкупа. На пай не выплачиваются ни ди­виденды, ни проценты. Прибыль инвестор может получить только за счет прироста курсовой стоимости пая. Фонд обязуется выкупать паи. Цена пая оценивается на момент выкупа путем деления стоимос­ти чистых активов фонда на количество находящихся в обращении паев. С точки зрения сроков выкупа паев, фонды делятся на откры­тые и интервальные. Фонд является открытым, если управляющая компания обязуется выкупать паи по требованию инвестора в срок, установленный правилами фонда, но не превышающий 15 рабочих дней с даты предъявления требования. Фонд считается интерваль­ным, если управляющая компания обязуется выкупать паи в срок, установленный правилами фонда, но не реже одного раза в год.

Как уже было сказано, фонд признается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии. После этого начинается продажа па­ев инвесторам. Однако если паи будут реализованы на сумму мень­шую, чем предусмотрено законодательными документами по паевым фондам, то он подлежит ликвидации. Для открытого фонда стои­мость активов по окончании первичного размещения паев должна составить не мене 2,5 млрд. руб., а интервального — 5 млрд. руб. По­мимо ценных бумаг и банковских депозитов фонды могут размещать свои средства в недвижимость и в иное имущество в порядке, устано­вленном ФКЦБ.

Управляющая компания фонда заключает договор со специализи­рованным депозитарием, который ведет реестр владельцев паев, учет имущества фонда и обеспечивает расчеты с инвесторами по выкупу паев.

Представляя характеристику инвестиционных фондов, остановим­ся кратко на такой их разновидности как фонды хеджирования, су­ществующие в западных станах. Они интересны тем, что, следуя вы­соко спекулятивным стратегиям, играют заметную роль на финансовом рынке. В законодательстве западных стран нет офици­ального определения понятия «фонд хеджирования», однако можно перечислить ряд черт, характерных для таких организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.