скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Система категорий социологии политики

Шпаргалка: Система категорий социологии политики

1. Объект, предмет, система категорий социологии политики

Социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания.

O события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политической системой.

Предметом социологии политики является изучение:

взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;

взаимодействия личности, общества и государства;

функционирования политических норм, ценностей,          политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.

P изучение социальных механизмов власти и влияний в обществе.

Существуют разные подходы к тому, что же изучает социология политики (т.е. что есть ее предмет). Одни считают, что есть 1 наука, которая изучает и политологию и социологию политики и политическую психологию, а другие считают, что они имеют общий корень, но предметная область у них разная. Политология изучает институциональный подход в политической сфере, а социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. (она исследует социальные взаимодействия, т.е. взаимодействие общества и власти). У них есть общий корень – политическая сфера, понятие политики и власти. Социология политики исследует туже самую полит. систему, но в зависимости от того какое общ-во политическая система будет функционировать по-разному, ведь м/у политической системой и гражданским общ-вом есть механизмы взаимодействия, которые и изучает социология политики.

Основные категории СП: социальная общность, политическая власть, влияние, конфликт, политические институты, политический режим, господство, власть, легитимность, социальное действие, политическое поведение, социальная группа и класс, организация, бюрократия и т.д.

Социальная общность сов-сть индивидов и групп, образованных на основе социально значимых признаков:

- образование естественным путем на базе определ типа общественных отношений,

- для ее единства необходимо наличие правил и норм, регулир отношения между ее членами, они заключены в традициях, обычаях,

- для ее существования необходима самоидентификация ее членов.

Политика и власть выступают базовыми категориями. В самом обыденном смысле «политика» - это отношения субъектов по поводу власти. «Власть» - это способность одного субъекта оказывать влияние на другого с помощью определенных ресурсов. В свою очередь политика и власть находятся в специфических причинно-следственных отношениях, т.к. завоевание власти идет с целью реализации своей политики.

2. Структура и функции социологии политики. Междисциплинарный характер изучения социологии политики

Выделяют 3 раздела в структуре:

1-исторический- систематизир. знания в процессе становления науки. Этап ее развития и появления основных теорий и концепций.

2 –общетеоретический обоснование подходов к изучению соц. Основ власти.

3- специальные разделы- анализ отдельных полит институтов( ex. Анализ полит процессов), Анализ партий и партийных систем, Политическое сознание и политическая культура, Политические кризисы, Внешнеполитические отношения

Функции социологии политики: Теоретико-познавательная-гносеологическая (получение нового знания), Интегративная (поддержание в обществе общественного согласия и политического порядка), Информационно-аналитическая (обеспечения принятия политических решений), Функция политической социализации (СП является каналом приобщения к системе политических ценностей), аксиологическая (формир систему ценностей, позволяет давать оценки полит реш-ям, полит институтам и пол событиям) прогностичечкая (пргогноз полит процессов)+ разработка технологий.

СП изучает мех-мы влияния об-ва на институты

Политика – отношения субъектов по поводу власти.

СП изучает политические явления через призму взаимодействия политики с социальными структурами, группами, институтами и процессами.

В рамках СП происходит изучение политической жизни в социологическом контексте, т.е. рассматривается, каким образом политические явления и события влияют на общество и, наоборот, какому воздействию со стороны общества, составляющих его групп и отдельных граждан подвергается сама политика.

Соответственно, социология политики является как специальной социологической теорией, так и входит в структуру политической науки.

Психология, психоанализ мотивационно-субъективн сторона политики

Право- нормативная составл. (конституция)

История, антропология, экономика, полит философия, география, гео политика.

3. Этапы становления и основные парадигмы исследования социологи политики

Этапы в развитии полит науки:

Классич период (19 век) Вебер, Зиммель

Соврем – чикагская школа (Трумен, Мериен)-полит поведение

Институционализация полит науки (50-60-е гг).

Социологический подход к изучению политики сформировался приблизительно в 50-е годы 19 века в трудах М.Вебера и К.Маркса.

Эта субдисциплина моложе политологии и социологии, на стыке которых она и появилась: ее официальное признание произошло в 50-е годы.

Теоретические предпосылки полит. социологии сформировались во второй половине XIX—первой половине XX в. В работах Токвиля (1805-1859), Маркса (1818— 1883), Дюркгейма (1858-1917), Вебера (1864-1920), Парето (1848-1923), Моски (1858-1941), Ковалевского (1851—1916), Михельса (1876-1936), Мерриама (1874— 1953) и других были изложены различные варианты социол. подхода к изучению полит. жизни. Эмпирические социологические исследования различных аспектов этой жизни, проведенные в XIX и главным образом в первой половине XX в., позволили создать базу данных, характеризующих политический опыт различных стран. В середине XX в. политическая социология получила признание как самостоятельная дисциплина.

На начальном этапе огромную роль в развитии науки сыграла поведенческая революция прошлого века. Расширился предмет политической науки и политической социологии и она конституировалась во многих странах.

Бихевиоризм. Представители этой методологической ориентации считают, что социология должна заниматься изучением наблюдаемых фактов человеческого поведения.

В полит. социологии власть стала рассматриваться как особый тип поведения для достижения статуса и богатства.

Бихевиористы (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд и др.) добились значит. успехов при изучении электорального поведения, разработке методики массовых анкетных опросов и лабораторных экспериментов. Основным достоинством этого подхода служит точность воспроизведения актов соц. действия и обусловленная этим возможность их математического моделирования. Недостатком данной методологии является недооценка значения внутренних механизмов мотивации соц. действия.

К числу детерминистских методологий принадлежит и марксизм. Вслед за Марксом современные его последователи считают, что для объяснения поведения людей изучение их общественного положения имеет главное значение, а анализ их представлений и мотивов — второстепенное.

Функционализм акцентирует внимание социологов на институциональных аспектах социального действия. Наиболее яркие представители этой ориентации — американские социологи Т. Парсонс (1902 1979) и Р. Мертон (р. 1910).

В процессе взаимодействия с окружающей средой общество способно поддерживать состояние динамического равновесия с помощью изменения своих параметров в соответствии с изменениями среды. Основными функциями соц. системы являются:

•  адаптация к изменению внешней среды;

•  целедостижение;

•  интеграция;

•  поддержание образцов поведения.

Общим для разных вариантов функционализма является преимущественная ориентация на изучение объективных, внешних факторов соц. действия и недооценка роли субъективных, внутренних факторов такого действия, обусловленных осознанной и неосознанной активностью людей.

Структурализм. Фердинанд де Соссюр (1857-1913) обратил внимание на то, что значение слов обусловлено внутренними структурами языка, а не объектами, к которым эти слова относятся. Кроме того, он обнаружил, что люди для создания значений в процессе общения используют не только устную и письменную речь, но и нелингвистические знаковые средства (например, запрещающие, разрешающие, предупреждающие и направляющие знаки на дорогах, в учреждениях и т.д.). Такой подход позволял интерпретировать не только язык, но и всю культуру как систему правил (структур), регулирующих взаимодействие людей.

Символический интеракционизм, как и структурализм, можно отнести к конструктивистскому направлению в методологии социологических исследований. Вместе с тем интеракционизм, в отличие от структурализма, акцентирует внимание социологов на изучении осознаваемых людьми (понятных им) элементов их соц. действия. Осн. вклад в разработку положений этой ориентации внес ам. соц-г Дж. Мид (1863-1931).

Феноменологическая методология акцентирует внимание социологов на изучении процедур, используемых людьми в ходе повседневного конструирования соц. мира. Этот подход в известном смысле упраздняет противопоставление бессознательных и осознанных аспектов соц. действия. Он обращает внимание на технологию этого действия, включающую оба эти аспекта.

Т.о. первоначальный период развития социологии отличается методологическим монизмом (стремлением ученых строго следовать принципам одной методологии), современный период методологическим плюрализмом (стремлением к синтезу различных методологий).

Концепции стратификации: марксистская, Веберовская, Питирима Сорокина, Бурдье.

4. Методы изучения социологии политики

Общетеоретические:

Исторический,

Сравнительный

Системный, Структо-функциональный

Моделиров-ие полит процессов

Ситуационный

+антропологич и культурологич.

Эмпирич:

Опрос

Наблюдение

Сбор информации

контент-анализ

анализ биографии

фокус-группа

методы анализа:

корреляционный

кластерный (деление по кластерам)

методы вторичного анализа

В полит. социологии используется весь набор методов, кот существуют в социологии, но на разных этапах применяются различные методы.

К наиболее распространенным в социологии методам сбора данных относятся наблюдение, опрос и анализ документов

1. Под наблюдением понимают целенаправленную, непосредственную визуальную регистрацию социологом событий политической жизни: собраний, демонстраций, митингов, встреч, конфликтов, переговоров и др. Наблюдение бывает включенным и невключенным, структурированным и неструктурированным, лабораторным и полевым.

2. Опрос является формой диалога, участниками которого выступают профессиональные социологи и представители различных соц. групп. При опросе мы получаем от людей информацию только о тех явлениях полит. жизни, которые отражаются их сознанием и могут быть выражены ими в словесной форме, причем на языке их повседневного общения.

5. Понятие и основные концептуальные подходы к исследованию власти

Власть – это возможность и способность одного субъекта оказывать влияние на другого субъекта, средство осуществления политики.

Понятие «власть» зародилось еще в Античной Греции.

Гос. политика носит универсальный характер, политич. власть пронизывает все отношения в социуме и также носит универсальный хар-р.

Ресурсы достижения власти: воля, авторитет, насилие.

Понятие вл-ти сформулиров в 16 веке (Макиавелли)Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. (Бертран Рассел). Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. Ресурсы: воля, авторитет, насилие (легитимное), престиж.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. (Фрейд, Юнг)

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

7. Конфликтологические теории рассматривают политические отношения как конфликт между властью и обществом. Во многом это обусловливается неравномерным распределение власти в обществе.

6. Структура властных отношений

Структура властных отношений состоит, как правило, из следующих элементов: 1) агенты или субъекты только такие отнош-ия являются политическими (субъект – активный участник политического процесса (партии, элиты)). Субъект и объект непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъект должен обладать рядом качеств: 1) желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. 2) компетентность, умение использовать ресурсы; 3) авторитет. Многоуроневый характер субъектов политической власти: 1) первичные акторы - индивиды и социальные группы,2) вторичные — политические организации; 3) непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры.

2) Система ценностей, сущ-щих в обществе (субъективн сторона политики); 3) Ресурсы (инструментально-институционные: все, что оказывает влияние на реализацию политической власти); бывают экономич(матер.ценности,.);социальные(способность повышения или понижения соц. Статуса или ранга, частично совп. С эк.);культурно-информац.(знания и инф., средства их получения и распространения:институты науки и образования, СМИ и т.д.), принудительные или силовые( оружие, институты физич.принужд. и спец.подготовленные для этого люди); демограф.(люди-универс. И моногофункц. Рес-с, т.к. ч-к-это и созд.матер.благ и солдат и член партии и обладатель и распространитель знаний и информации и т.д.); административные. 4) Способы реализации цели (властных отношений) (силовые, в исключ. случаях авторитарные, демократические). Взаимодействие между ними и дает всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.