скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Система категорий социологии политики

7. Механизм политического властвования. «Власть-влияние» в механизме политического властвования

Политика отношения по поводу удержания, завоевания и реализации власти. Власть и политика находятся в причинно-следственных отношениях.

Полит господство- порядок с помощью которого институционализир-сяполит власть.

Все полит институты приним эту власть на ур-не: 1)религиозный, 2) законодат,3) исполнит, 4) судебный. В каждом ур-не сущ своя стратификация.

В этой модели 3 уровня:

1) господство-подчинение

По мнению Вебера, господство предполагает соц. отношения, при которых приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение у других. Вебер выделял 3 идеальных типа господства:

·          Традиционный (на основе традиций и обычаев)

·          Легальный (устроен на правовых основах)

·          Харизматический (основан на вере в правителя) участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия. (Формир-ся конституц порядок, полит институты, институц-ия)

Вторая «плоскость» властного механизма общения связана с оппозицией «контроль влияние» (власть как свойство системы – бихевиоральный подход., имеющей дело со способами распределения ресурсов общества. Рсесурсы во-первых, удовл-т потребности и интересы людей, представляя собой определенную ценность в соц. отношениях, и во- вторых повышают потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. Ресурсы общества подразделяются на следующие основные виды: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, повысить у политических агентов потенциальный статус и ранг, а с другой — увеличить их мобилизующую силу и давление. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за перераспр-еданных ресурсов, а также ко взаимному давлению в этой сфере гос-ва и об-ваа, «соперничеству» власти управляющих и влияния управляемых. Функции: доступ к власти-доступ к распределению ресурсов и убедить что так и д.б., контроль за ресурсами.

Третий аспект затрагивает отношения «управление--давление», связанные с самим механизмом «властвования», государственного управления, а также с механизмом «обратной связи», то есть поддержкой и давлением «снизу» гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов. Взаимодействие интересов и воли управляемых и управляющих в процессе властвования, то есть практического осуществления властных полномочий, захватывает уже не столько отношения людей с ресурсами (как это было в предыдущей проекции), сколько собственно отношения между людьми, складывающиеся посредством институциональных форм и инструментальных способов силового давления.


8. Социальная общность как политический субъект

Социальная общность совокупность индивидов и групп людей, объединенных одной территорией, формами деятельности, системой ценностей, отношением к власти.

Эти общности могут превращаться в субъект полит. отношений.

В политической науке выделяется несколько видов субъектов политики.

Первый вид — это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить, лишь пристально вглядываясь в функционирующую политическую организацию. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику; в партиях решение вырабатывается, а часто принимается узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения.

Основными субъектами политики всегда являются большие соц. общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

9. Понятие, структура и функции политической системы

Политическая система (ПС) – совокупность и взаимодействие различных политических институтов.– одно из фундаментальных понятий общей теории политики. Понятие ПС форм-ся в эпоху бихевиоральной революции 50-х – 60-х г.г. амер. политологами Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем. До этого существовало только понятие гос-ва. В рез-те 2-й мир. войны возникают около десятка различных государств.1960 г. – год Африки, 60 новых государств. Они отличаются по своему развитию, очень разные. Очень многие политич. процессы невозможно было описать с помощью классических представлений о государстве. Кризис теории! Необходимо взглянуть на неё с другой стороны. Бихевиористы ставили задачу изменить предмет полит. знания. Им должно стать политическое поведение. Необх. использовать новые методы соц. и полит анализа, . качественные и колич. методы. В основу теории ПС лег структурно-функциональный анализ Парсонса.

Политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий. Учение о ПС – это, фактически учение о моделях функционирования различных государств. Составляющие ПС (функции): адаптация (за неё отвечает экономическая подсистема), целедостижение (политическая подсистема), интеграция(поддержание единства всех частей системы), поддержание модели (на уровне социализации, поддержание образца, скрытых культурных норм; иначе- латентность).

Система обязательно имеет границы.

Функции политической системы:

1) Функция адаптации

2) Функция политической социализации

3) Функция регуляции (контроль и регулирование)

4) Дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов)

5)Экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды)

6)Функция реагирования. Высокая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

ПС состоит из подсистем, которые непосред. связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Если в качестве основания взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, соц.-эк. и общественные организации и отношения между ними. Все это образует политическую организацию общества. Нормативная подсистема состоит из политических, правовых, моральных норм и ценностей, традиций и обычаев. С их помощью ПС оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведения граждан. Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Составляет основу политического режима, задача которого – обеспечить функционирование, преобразование и защиту механизма осуществления власти в обществе. Коммуникативная подсистема включает все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

10. Понятие среды политики и его методологический смысл. Внесоциальная и социальная среда политики

Среда политики – совокупность различных явлений, процессов и условий, которые оказывают влияние на характер взаимодействия гражданского общества с политической системой.

Можно разделить блок: социальная среда – соц. отношения взаимодействия, и несоциальная среда географические, биологические, демографические и проч.

Под средой имеются в виду устойчивые условия, в рамках которых происходят политические взаимодействия и протекают политические процессы. В содержание понятия среды входит внешнее окружение общества другие страны, его социально-этнический состав и социально-демографический состав, характер экономических и хозяйственных отношений, нормы ценности и образцы поведения, тип рациональности и социальная психология. Таким образом среду политики составляют различного рода образования, которые в совокупности воздействуют на характер политических отношений и политические институты общества.

Среда политики оказывает влияние на формирование:

- социальной общности

-социально-политических субъектов

- лидеров

- состояние гражданского общества и на тип политической культуры

Социальная среда структурный элемент политической системы.

Теория факторов – что на что влияет. Каждый фактор экономический в разных степенях оказывает влияние на отдельные процессы.

Ограничивает предметную область социологии политики.

Второе методологическое значение понятия – привлечение к методологической области социологии политики знаний из других дисциплин.

Третий смысл- теория факторов позволяет ориентировать прикладные исследования.

Внесоциальная среда - комплекс тех факторов, которые по разным причинам нельзя отнести к социальным, но кот тем не менее оказывают существенное влияние на политику и полит процессы (совокупность географич, климатич. и др. факторов). Внесоц и соц факторы тесно взаимосвязаны, воздействуют в совокупности. Соц среда – совокупность соц феноменов и факторов кот. Непосредственно влияют на полит. систему (духовные, экономич-ие).

11. Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект социологического исследования.

Д. Истон. «Политическая система»-1953г. Отталкивается от взглядов Парсонса.

ПС – это взаимодействие различных субъектов на легитимной основе, распредел ценности для того, чтобы снять конфл ситуации. Ф-ия: получить, распределить ресурсы и убедить всех что так и д.б. В полит системе могут происходить срывы, поэтому цель – придать стабильное функционирование.

Теория Истона соновывается на изучении «прямых» и «обратных» связей между собственно ПС и ее внешней средой, заимствуются кибернетич. принципы «черного ящика» и «обратной связи», и используются системный подход и элементы общей теории систем. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь», или воздействие системы на среду.

1)         «вход» - воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на ПС в форме требований и поддержки. среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Поддержка – отношение со стороны гражданского общ-ва, иначе сбои в системе. Поддержка м.б по поводу распределения ресурсов, информации. Например, это может быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом. 2) «конверсия», конверсионный (черный) ящик (преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. Там происходит формирование гос-ого курса. Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. 3) «выход», принятие решений и их реализация в форме практических акций(решения и действия). 4) результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи». По петле обратной связи получ определ реакцию на действия. Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основная цель выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде.

Габриэль Алмонд представитель структурного функционализма. Выделяет основные ф-ии на входе: 1) ф-ия социализации и рекрутирования, 2) артикуляция интересов (на ур-не обыденного сознания), 3) агрегирование интересов, 4) разработка курса. На выходе: 1) создание законов (как созд-ся), 2) реализация законов, 3) контролирование законов (как контр-ся исполнение законов).

3 уровня функционирования ПС, каждый ур-нь имеет свои индикаторы (ф-ии).

1) на уровне возможностей:

А) экстрактивная возможность безболезненно черпать из гражд о-ва человеч, матер и др рес-сы, чтобы система функционировала стабильно самодостаточно.

Б) способность системы регулировать отношения (м/у гражд об-ом и ПС)

В) распределение ресурсов (умение ПС создавать, размещать, распределять рес-сы)

Г) реагирование способность мгновенно реагировать на то что происходит в об-ве

Д) символизирование (поддержив определ ур-нь сознания, т.е хвалить, спос-ть создавать мифы, образы)

2) ур-нь функционир-ия в конверсии:

А) как происходит артикуляция интересов (активность, включенность)

Б) как происходит агрегирование интересов

В) как происходит разработка законов

Г) как реализ-ся законы

Д) как контрол-ся законы

Е) как это осуществл в целом

3) ур-нь поддержания модели:

Полит социализация и рекрутирование (общ-ть, интересы представ-та, элиты).

12.Типология политических систем

Многообразие ПС в современном мире указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: историч. традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества и.т д.

1) Одна из первых классификаций ПС исходит из характера их взаимоотношения со средой: закрытые (имеют ограниченные связи с внеш. средой, не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, ресурсы находят внутри системы) и открытые ПС (обмениваются ресурсами с внешним миром успешно усваивают ценности иных систем, подвижны и динамичны).

2) По политическому режиму, т.е. по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества, ПС делятся на тоталитарные (полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства), авторитарные (неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод), демократические (приоритет прав личности, контроль общества над властью) подсистемы.

3) По содержанию и формам управления (Ж. Блондель): 1) Либеральные демократии (ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности); 2)Коммунистические системы (на ценности равенства, социальной справедливости); 3) традиционные политические системы (опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение ресурсов и социальных статусов); 4) Авторитарно-консервативные политические системы (сохранение социального и политического неравенства, ограничение политического участия населения).

4) Классовый принцип разделения – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая системы. Коммунистическая система уже не будет политической в своём понимании.

5) Типология Алмонда – по типу политической культуры и разделению политических ролей м/у участниками политического процесса. Англо-Американская, европейско-континентальная, доиндустральная и частично индустриальная, тоталитарная системы. Для англо-американской системы характерна высокая степень разделения политических ролей между государством, политическими партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями ПС. ПС функционирует на однородной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей. Европейско-континентальная система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Но имеется общая культурная основа либеральные ценности => разделение не мешает находить согласие в обществе. Доиндустриальные и частично индустриальные ПС имеют смешанную политическую культуру, состоящую из нескольких смешанных субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Здесь практически невозможно найти компромисс, не прибегая к насилию. С помощью насилия власть концентрируется в руках узкого круга лиц. Тоталитарные ПС функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.