скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономические аспекты предотвращения и ликвидации загрязнения

Средний возраст производственного оборудования в промышлен­ности составляет сейчас 14 лет и за последние 25 лет увеличился в 2 раза. Четверть всей техники функционирует более 20 лет, а доля «мо­лодых» фондов (до 5 лет) уменьшилась с 40 до 10%. Коэффициент выбытия основных фондов в целом по промышленности не превышает 1,5%. Это означает, что цикл полной смены оборудования занимает около 70 лет.

Выбросы предприятий распределяются по территории неравномер­но. Основная их часть концентрируется вблизи промышленных цент­ров. Поэтому для нашей страны в вопросах загрязнения очень важен учет регионального фактора. По критерию загрязненности все эконо­мические районы России можно разделить на благополучные, неблаго­получные и наиболее неблагополучные. К последним относятся, в час­тности, Урал и Поволжье. Если рассматривать уровни загрязнения в разрезе областей, то наиболее высокими они являются в Иркутской, Кемеровской, Московской (включая Москву) и ряде других областей, а также в Красноярском крае. Но самые большие объемы загрязнений приходятся на города — промышленные центры страны. Самый гряз­ный российский город — Норильск, где ежегодные выбросы достигают более 2 млн т. Этот факт известен далеко не всем и осознается не всеми, так как этот город является локализованным, расположен в большом отдалении от центральных районов. Перечень наиболее загрязненных городов дан в табл. 1.

Таблица 12.1. Наиболее загрязненные города России по объему выбросов от стационарных источников (тыс. т в год)

Город

Объем выбоосов

1.   Новокузнецк 516
2.   Липецк 391
3.   Череповец 386
4.   Магнитогорск 306
5.   Омск 303
6.   Новочеркасск 257
7.   Ангарск 244
8.   Москва 196
9.   Красноярск 182
10.  Новосибирск 123

Всего в России статус особо загрязненных имеют 45 городов, в которых проживает около 30 млн чел. или 20% населения страны. Всего же в РФ каждый десятый город является городом с высоким уровнем загрязнения (всего городов — 108 7), в том числе все города с населением более 1 млн чел., 60% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн, 25% — с численностью от 250 тыс. до 500 тыс. человек. В целом в городских агломерациях с высоким уровнем загрязнения живет более 50 млн человек, что составляет треть всех жителей России.

К выбросам от стационарных источников нужно прибавить выбро­сы от транспорта, в основном автомобильного, который дает 95% всех выбросов от передвижных источников. Объем этих загрязнений (в от­личие от промышленных) до последнего времени не имел устойчивой тенденции к снижению.

Сокращение транспортных выбросов в последние три года связано не с уменьшением количества подвижного состава, а с сокращением объемов потребляемого им топлива.

В целом транспортно-дорожный комплекс является основным за­грязнителем воздуха — на его долю приходится 60% всех выбросов в РФ. В особенности эта проблема затрагивает крупные города. Напри­мер, в Москве объемы выбросов автомобилей превышают объемы про­мышленных загрязнителей, а по их сумме Москва находится в первой пятерке наиболее грязных городов страны. Высока доля загрязнения транспортными выбросами в Санкт-Петербурге, Уфе, Омске и в ряде других крупных городов.

ВСТАВКА 3

При сохранении нынешних тенденций к 2015 г. автомобильный парк мира может достигнуть 1,5 млрд единиц. Сжигание автотранспортом топ­лива повышает концентрации газов, тяжелых металлов, твердых частиц, дает жидкие (загрязненная вода, масла) и твердые (сам автомобиль или его детали) отходы. На долю автомобилей приходится 25% сжигаемого топлива. За жизненный цикл автомобиль выбрасывает в атмосферу 6 т углерода, 9 т углекислого газа, другие вещества. В нашей стране проблема усугубляется старением парка автотранспорта — многие автомобили име­ют сроки службы более 15-20 лет, выходящие за всякие разумные пределы.

Помимо транспорта наибольший вклад в загрязнение с точки зре­ния валовых выбросов вносят следующие отрасли промышленности (данные 1995 г.).

Таблица 2. Объем выбросов загрязняющих веществ по отраслям промышленности (млн. т в год)

 

Отрасль Объем выбросов Отрасль

Объ­ем

вы­бро­сов

1.   Энергетика

2.   Цветная металлургия

3. Черная металлургия

4. Нефтедобыча

5. Нефтепереработка

5,0

3,7

2,7

1,5

половина всех выбро­сов от ста­ционарных источников

6. Машиностроение

7. Промышленность стройматериалов

8. Химия и нефтехимия

9. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность

0,7

0,7

0,5

0,5

0,9

Рассматривая общий объем загрязнений, его можно структурировать в зависимости от уровня развития «замкнутых» технологий, технологий очистки и экономических структур, производящих эти загряз нения. Данный подход аналогичен подходу, примененному при анализе общего потребления природных ресурсов в главе 5, где были выделены  рациональное и «структурное» потребление природных ресурсов (формула 5.1). В общем объеме загрязнений (Za) можно выделить «рацио­нальное загрязнение» (Zr) и «структурное загрязнение» (Zs). Данное Е разделение является, конечно, достаточно условным, однако оно дает  возможность анализировать возможности и резервы снижения загряз­нения при структурных и технологических сдвигах, оценить уровень эффективности предотвращения загрязнений в России по сравнению с другими странами. Первый вид загрязнений образуется в условиях  рациональных экономических структур, ориентирующихся на конеч­ный результат, наличия прогрессивных технологических процессов и технологий очистки, эффективного использования ресурсов и пр. Это минимально неизбежный объем загрязнений при существующем уров­не технологий и экономической эффективности. Структурные загряз­нения обусловлены отсталым технологическим уровнем, нехваткой очистных сооружений, нерациональной структурой экономики с пре­обладанием природоэксплуатирующих отраслей и отставания обраба­тывающих отраслей и т.д.

С учетом такой структуризации загрязнений формулу общего объема загрязнений можно представить в следующем виде:

Za = Zr + Zs .                                                   (1.)

Формулу (1) и ее модификации можно использовать как для валовых показателей загрязнения, так и для удельных, рассчитанных на единицу определенного показателя (на один кубический метр воды или воздуха, единицу территории, конечной продукции и т.д.). В по­следнем случае имеет место использование показателей удельного за­грязнения. Разделим показатели в формуле (1) на H (объем исполь­зования природного ресурса, общая территория загрязнения, конечная продукция и т.п.) и получим формулу структурных удельных загряз­нений:


(2)

 
где h общее удельное загрязнение; hr — «рациональное» удельное загрязнение; hs — «структурное» удельное загрязнение.

В качестве примера для структуризации общего объема загрязне­ний в формуле (1) можно привести автомобильный транспорт. Про­изводимые в России автомобили обладают плохими экологическими характеристиками, сильно загрязняя воздух из-за отказа от установки достаточно дорогих очистных фильтров, устаревшей конструкции ма­шин, применения неэкологичного бензина. Многих этих недостатков лишены автомобили, производимые в автомобильных компаниях раз­витых стран. Тем самым общее загрязнение воздуха в российских горо­дах (zq в формуле (1)) можно представить как сумму «рационально­го загрязнения» (Zr) (в том случае, если бы использовались автомобили современного технологического уровня) и избыточного «структурного загрязнения» (Zs), порождаемого «грязными» автомобилями. Очевид­но, что переход к жестким экологическим стандартам в автомобилест­роении, использование высокооктанового бензина позволило бы сокра­тить транспортное загрязнение в городах страны в несколько раз.

Примером показателей удельного загрязнения могут быть выбросы загрязняющих веществ при сжигании угля для производства электро­энергии. В настоящее время использование здесь прогрессивных техно­логий недостаточно, что приводит к значительным «структурным» за­грязнениям и огромному ущербу окружающей среде. Так, степень очи­стки выбросов окислов серы на российских угольных станциях состав­ляет всего 10%, тогда как, например, в Германии — 85%. В результате в России удельный показатель загрязнения по этому веществу сущест­венно выше: выбросы окислов азота составляют 700-1000 мг/м, тогда как в Германии — 400 мг/м3. Интерпретируя эти показатели для фор­мул (1) и (2), можно сказать, что в структуре удельного загряз­нения окислами серы в России менее половины приходится на «рацио­нальное» загрязнение и более половины — на «структурное».

К выбросам, формирующимся внутри страны, нужно добавить вы­бросы, получаемые Россией за счет трансграничного переноса. В 1979 г. принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха, где, в частности, были предусмотрены меры по борьбе с выбросами соедине­ний серы, оксидов азота и летучих органических соединений, обуслов­ливающих образование кислотных дождей. Положения этой Конвен­ции в части достижения конкретных показателей в принципе выполня­ются (в частности, Россия снизила выбросы серы относительно 1980 г., более чем на 50% — это больше, чем требуется по соглашению к 2010 г.), однако объемы трансграничного загрязнения для нашей страны еще достаточно велики.

Таблица 3. Балансы выпадения соединений серы на Европейскую территорию России от других стран и от Европейской территории России на другие страны

Страна-источник

Выпадения

Соотношения объемов выпаде­ния (на РФ от РФ, раз)

на РФ от РФ (тыс. т)
(тыс. т) (%)
Россия 1302 52 1302 1
Украина 395 16 37 11
Германия 129 5 0 >100
Польша 128 5 5 26
Беларусь 87 3,5 14 6
Всего от трансгра­ничного переноса 1202 48

    Всего, таким образом, за счет трансграничного переноса Россия получает 48 % от всей суммы выпадения серы на ее территории. В то же время больше серы от России получают, чем отдают только Норвегия, Швеция и Финляндия, а по Турции мы имеем нулевой баланс. Еще худшее соотношение трансграничных переносов отмечается по окис­ленному азоту.

Таблица 4. Балансы выпадения окисленного азота на ЕТР

от других стран и от ЕТР на другие страны

Страна-источник
Выпадения

Соотношения объёмов выпадения (на РФ от РФ, раз)

на РФ от РФ (тыс. т)
(тыс. т) (%)
Россия 370,6 40 370,6 1
Украина 110,5 12 25 4,4
Германия 68,6 7,4 0,3 >100
Польша 56,5 6,1 1,9 30
Великобритания 49,5 5,3 0 >100

Всего от трансгра-

ничного переноса

555,2 60

Что касается других веществ, то уровни загрязнения свинцом и бензапиреном за счет трансграничного переноса снижаются, а кадмия и хлороорганических соединений сохраняются в объемах прошлых лет.

От валовых выбросов зависят концентрации вредных веществ в единицах объема атмосферы. Чем больше выбросов в единицу времени, тем, по идее, должны быть выше концентрации, хотя это справедливо не всегда, так как на этот процесс оказывают влияние рассеивание (роза ветров), климат, рельеф местности и т.п.

Средние концентрации вредных веществ в России в части влияния на них стационарных источников загрязнения снижаются из-за спада производства. Однако за счет увеличения транспорта они имеют тен­денцию к росту. В целом уровень загрязнения по критерию концентра­ции загрязняющих веществ остается в России высоким.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.