Реферат: Экономические аспекты предотвращения и ликвидации загрязнения
Средний возраст производственного оборудования в промышленности составляет сейчас 14 лет и за последние 25 лет увеличился в 2 раза. Четверть всей техники функционирует более 20 лет, а доля «молодых» фондов (до 5 лет) уменьшилась с 40 до 10%. Коэффициент выбытия основных фондов в целом по промышленности не превышает 1,5%. Это означает, что цикл полной смены оборудования занимает около 70 лет.
Выбросы предприятий распределяются по территории неравномерно. Основная их часть концентрируется вблизи промышленных центров. Поэтому для нашей страны в вопросах загрязнения очень важен учет регионального фактора. По критерию загрязненности все экономические районы России можно разделить на благополучные, неблагополучные и наиболее неблагополучные. К последним относятся, в частности, Урал и Поволжье. Если рассматривать уровни загрязнения в разрезе областей, то наиболее высокими они являются в Иркутской, Кемеровской, Московской (включая Москву) и ряде других областей, а также в Красноярском крае. Но самые большие объемы загрязнений приходятся на города — промышленные центры страны. Самый грязный российский город — Норильск, где ежегодные выбросы достигают более 2 млн т. Этот факт известен далеко не всем и осознается не всеми, так как этот город является локализованным, расположен в большом отдалении от центральных районов. Перечень наиболее загрязненных городов дан в табл. 1.
Таблица 12.1. Наиболее загрязненные города России по объему выбросов от стационарных источников (тыс. т в год)
Город |
Объем выбоосов |
|
1. | Новокузнецк | 516 |
2. | Липецк | 391 |
3. | Череповец | 386 |
4. | Магнитогорск | 306 |
5. | Омск | 303 |
6. | Новочеркасск | 257 |
7. | Ангарск | 244 |
8. | Москва | 196 |
9. | Красноярск | 182 |
10. | Новосибирск | 123 |
Всего в России статус особо загрязненных имеют 45 городов, в которых проживает около 30 млн чел. или 20% населения страны. Всего же в РФ каждый десятый город является городом с высоким уровнем загрязнения (всего городов — 108 7), в том числе все города с населением более 1 млн чел., 60% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн, 25% — с численностью от 250 тыс. до 500 тыс. человек. В целом в городских агломерациях с высоким уровнем загрязнения живет более 50 млн человек, что составляет треть всех жителей России.
К выбросам от стационарных источников нужно прибавить выбросы от транспорта, в основном автомобильного, который дает 95% всех выбросов от передвижных источников. Объем этих загрязнений (в отличие от промышленных) до последнего времени не имел устойчивой тенденции к снижению.
Сокращение транспортных выбросов в последние три года связано не с уменьшением количества подвижного состава, а с сокращением объемов потребляемого им топлива.
В целом транспортно-дорожный комплекс является основным загрязнителем воздуха — на его долю приходится 60% всех выбросов в РФ. В особенности эта проблема затрагивает крупные города. Например, в Москве объемы выбросов автомобилей превышают объемы промышленных загрязнителей, а по их сумме Москва находится в первой пятерке наиболее грязных городов страны. Высока доля загрязнения транспортными выбросами в Санкт-Петербурге, Уфе, Омске и в ряде других крупных городов.
ВСТАВКА 3При сохранении нынешних тенденций к 2015 г. автомобильный парк мира может достигнуть 1,5 млрд единиц. Сжигание автотранспортом топлива повышает концентрации газов, тяжелых металлов, твердых частиц, дает жидкие (загрязненная вода, масла) и твердые (сам автомобиль или его детали) отходы. На долю автомобилей приходится 25% сжигаемого топлива. За жизненный цикл автомобиль выбрасывает в атмосферу 6 т углерода, 9 т углекислого газа, другие вещества. В нашей стране проблема усугубляется старением парка автотранспорта — многие автомобили имеют сроки службы более 15-20 лет, выходящие за всякие разумные пределы. |
Помимо транспорта наибольший вклад в загрязнение с точки зрения валовых выбросов вносят следующие отрасли промышленности (данные 1995 г.).
Таблица 2. Объем выбросов загрязняющих веществ по отраслям промышленности (млн. т в год)
Отрасль | Объем выбросов | Отрасль |
Объем выбросов |
||
1. Энергетика 2. Цветная металлургия 3. Черная металлургия 4. Нефтедобыча 5. Нефтепереработка |
5,0 3,7 2,7 1,5 |
половина всех выбросов от стационарных источников |
6. Машиностроение 7. Промышленность стройматериалов 8. Химия и нефтехимия 9. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность |
0,7 0,7 0,5 0,5 |
|
0,9 |
Рассматривая общий объем загрязнений, его можно структурировать в зависимости от уровня развития «замкнутых» технологий, технологий очистки и экономических структур, производящих эти загряз нения. Данный подход аналогичен подходу, примененному при анализе общего потребления природных ресурсов в главе 5, где были выделены рациональное и «структурное» потребление природных ресурсов (формула 5.1). В общем объеме загрязнений (Za) можно выделить «рациональное загрязнение» (Zr) и «структурное загрязнение» (Zs). Данное Е разделение является, конечно, достаточно условным, однако оно дает возможность анализировать возможности и резервы снижения загрязнения при структурных и технологических сдвигах, оценить уровень эффективности предотвращения загрязнений в России по сравнению с другими странами. Первый вид загрязнений образуется в условиях рациональных экономических структур, ориентирующихся на конечный результат, наличия прогрессивных технологических процессов и технологий очистки, эффективного использования ресурсов и пр. Это минимально неизбежный объем загрязнений при существующем уровне технологий и экономической эффективности. Структурные загрязнения обусловлены отсталым технологическим уровнем, нехваткой очистных сооружений, нерациональной структурой экономики с преобладанием природоэксплуатирующих отраслей и отставания обрабатывающих отраслей и т.д.
С учетом такой структуризации загрязнений формулу общего объема загрязнений можно представить в следующем виде:
Za = Zr + Zs . (1.)
Формулу (1) и ее модификации можно использовать как для валовых показателей загрязнения, так и для удельных, рассчитанных на единицу определенного показателя (на один кубический метр воды или воздуха, единицу территории, конечной продукции и т.д.). В последнем случае имеет место использование показателей удельного загрязнения. Разделим показатели в формуле (1) на H (объем использования природного ресурса, общая территория загрязнения, конечная продукция и т.п.) и получим формулу структурных удельных загрязнений:
|
В качестве примера для структуризации общего объема загрязнений в формуле (1) можно привести автомобильный транспорт. Производимые в России автомобили обладают плохими экологическими характеристиками, сильно загрязняя воздух из-за отказа от установки достаточно дорогих очистных фильтров, устаревшей конструкции машин, применения неэкологичного бензина. Многих этих недостатков лишены автомобили, производимые в автомобильных компаниях развитых стран. Тем самым общее загрязнение воздуха в российских городах (zq в формуле (1)) можно представить как сумму «рационального загрязнения» (Zr) (в том случае, если бы использовались автомобили современного технологического уровня) и избыточного «структурного загрязнения» (Zs), порождаемого «грязными» автомобилями. Очевидно, что переход к жестким экологическим стандартам в автомобилестроении, использование высокооктанового бензина позволило бы сократить транспортное загрязнение в городах страны в несколько раз.
Примером показателей удельного загрязнения могут быть выбросы загрязняющих веществ при сжигании угля для производства электроэнергии. В настоящее время использование здесь прогрессивных технологий недостаточно, что приводит к значительным «структурным» загрязнениям и огромному ущербу окружающей среде. Так, степень очистки выбросов окислов серы на российских угольных станциях составляет всего 10%, тогда как, например, в Германии — 85%. В результате в России удельный показатель загрязнения по этому веществу существенно выше: выбросы окислов азота составляют 700-1000 мг/м, тогда как в Германии — 400 мг/м3. Интерпретируя эти показатели для формул (1) и (2), можно сказать, что в структуре удельного загрязнения окислами серы в России менее половины приходится на «рациональное» загрязнение и более половины — на «структурное».
К выбросам, формирующимся внутри страны, нужно добавить выбросы, получаемые Россией за счет трансграничного переноса. В 1979 г. принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха, где, в частности, были предусмотрены меры по борьбе с выбросами соединений серы, оксидов азота и летучих органических соединений, обусловливающих образование кислотных дождей. Положения этой Конвенции в части достижения конкретных показателей в принципе выполняются (в частности, Россия снизила выбросы серы относительно 1980 г., более чем на 50% — это больше, чем требуется по соглашению к 2010 г.), однако объемы трансграничного загрязнения для нашей страны еще достаточно велики.
Таблица 3. Балансы выпадения соединений серы на Европейскую территорию России от других стран и от Европейской территории России на другие страны
Страна-источник |
Выпадения |
Соотношения объемов выпадения (на РФ от РФ, раз) |
||
на РФ | от РФ (тыс. т) | |||
(тыс. т) | (%) | |||
Россия | 1302 | 52 | 1302 | 1 |
Украина | 395 | 16 | 37 | 11 |
Германия | 129 | 5 | 0 | >100 |
Польша | 128 | 5 | 5 | 26 |
Беларусь | 87 | 3,5 | 14 | 6 |
Всего от трансграничного переноса | 1202 | 48 |
Всего, таким образом, за счет трансграничного переноса Россия получает 48 % от всей суммы выпадения серы на ее территории. В то же время больше серы от России получают, чем отдают только Норвегия, Швеция и Финляндия, а по Турции мы имеем нулевой баланс. Еще худшее соотношение трансграничных переносов отмечается по окисленному азоту.
Таблица 4. Балансы выпадения окисленного азота на ЕТР
от других стран и от ЕТР на другие страны
Страна-источник |
Выпадения |
Соотношения объёмов выпадения (на РФ от РФ, раз) |
||
на РФ | от РФ (тыс. т) | |||
(тыс. т) | (%) | |||
Россия | 370,6 | 40 | 370,6 | 1 |
Украина | 110,5 | 12 | 25 | 4,4 |
Германия | 68,6 | 7,4 | 0,3 | >100 |
Польша | 56,5 | 6,1 | 1,9 | 30 |
Великобритания | 49,5 | 5,3 | 0 | >100 |
Всего от трансгра- ничного переноса |
555,2 | 60 |
Что касается других веществ, то уровни загрязнения свинцом и бензапиреном за счет трансграничного переноса снижаются, а кадмия и хлороорганических соединений сохраняются в объемах прошлых лет.
От валовых выбросов зависят концентрации вредных веществ в единицах объема атмосферы. Чем больше выбросов в единицу времени, тем, по идее, должны быть выше концентрации, хотя это справедливо не всегда, так как на этот процесс оказывают влияние рассеивание (роза ветров), климат, рельеф местности и т.п.
Средние концентрации вредных веществ в России в части влияния на них стационарных источников загрязнения снижаются из-за спада производства. Однако за счет увеличения транспорта они имеют тенденцию к росту. В целом уровень загрязнения по критерию концентрации загрязняющих веществ остается в России высоким.