скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Свободные экономические зоны

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования особых экономических зон. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО "Особые экономические зоны" – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ. [19]

Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

В зависимости от условий, в которых будет осуществляться экономическая деятельность, созданные в России особые зоны делятся на промышленно-производственные и технико-внедренческие, важным элементом которых являются технопарки - своеобразные "инкубаторы" для "выращивания" их будущих резидентов. Ведется создание ОЭЗ еще двух типов – туристско-рекреационных и торговых. [9]

Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы).

Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели. [10]

Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности.

Победителями конкурса, который проводился МЭРТ и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ, стали:

Липецкая область (Грязинский район - производство бытовой техники и комплектующих для нее); Республика Татарстан (Елабуга - выпуск автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичное химическое производство) - ОЭЗ промышленно-производственного типа;

Дубна (информационные и ядерно-физические технологии), Томск (промышленная электроника и биотехнологии), Зеленоград (микро- и наноэлектроника), Санкт - Петербург (аналитическое приборостроение) - технико-внедренческие ОЭЗ.

Работодателям, которым предстоит вести бизнес в этих зонах, очень важно тщательно просчитать все параметры своей деятельности, уделив особое внимание перспективам развития такой составляющей, как человеческий капитал. Для стимулирования притока и удержания кадров нужных специальностей и квалификации потребуется разработать привлекательные системы оценки и оплаты труда, поощрительных выплат.

Особые условия, устанавливаемые в ОЭЗ, включают снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес и предоставление специального - льготного - таможенного режима для резидентов. В технико-внедренческих зонах базовая ставка ЕСН снижена до 14% при уровне доходов до 280 тыс. руб. на одного человека в год, при повышении доходов (до 600 тыс. руб. и более), совокупные ставки понижаются (ст.241 НК РФ). Разрешено применять удвоенную амортизацию для внеоборотных активов предприятия-резидента промышленно-производственных зон (ст.259 НК РФ). Убытки, полученные резидентами ОЭЗ, без ограничений переносятся на будущее, то есть могут покрываться за счет предстоящих прибылей (ст.283 НК РФ).

Налоговая нагрузка на предприятия снижается также за счет региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог) и местных (земельный) налогов, от уплаты которых резиденты всех ОЭЗ освобождаются в течение первых пяти лет (ст.381, 395 НК РФ, а также законы субъектов Федерации). Льготный налоговый режим, устанавливаемый для резидентов ОЭЗ по новому порядку, закрепляется в специальном соглашении о создании ОЭЗ, заключаемом между Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В ОЭЗ действует также режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Налог на фонд оплаты труда существенно снижен - до уровня взносов в Пенсионный фонд РФ. Резиденты ОЭЗ, в свою очередь, могут изыскивать ресурсы для установления уровня заработной платы более высокой, чем на аналогичных предприятиях-нерезидентах.

Собственно, именно комплекс льгот и преференций, которые государство вводит в ОЭЗ, делают их привлекательными для бизнеса, позволяют создавать высокооплачиваемые рабочие места. [9]

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов. [10]

Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие - лишь 2.

При этом ОЭЗ будут созданы только на земельных участках, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Но они не должны включать в себя полностью территорию административно-территориального образования.

ОЭЗ не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований.

Срок существования особых экономических зон - 20 лет. Продлению он не подлежит.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10млн евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.

В свою очередь, государство гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах. [12]

Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г.Дубной как наукоградом Российской Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря 2001г. № 1472. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.

Основными целями технико-внедренческой зоны являются:

·          увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;

·          создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;

·          создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

В качестве отдельных задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. километров. Это территория, ранее предназначавшаяся для строительства Камского тракторного завода.

Территория Елабужского района и г.Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза.

Основными отраслями специализации территориальной экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Территория ОЭЗ "Алабуга" разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. К каждому модулю подведены все необходимые коммуникации: автодороги, инженерные сети, электричество, теплосеть, газ, вода, канализация, высокоскоростная линия связи и т.д., и резидент получает точку врезки возле своего земельного участка.

Особая экономическая зона технико–внедренческого типа, созданная в г.Санкт – Петербург, занимает территорию общей площадью 200га в Петродворцовом районе (территория "Нойдорф" - пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт –Петербурга.

Зона создается с целью локализации организаций и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в области высоких технологий.

На территории особой экономической зоны г.Санкт – Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка аналитических приборов и другое.

Особая экономическая зона Томской области технико-внедренческого типа состоит из двух участков – Академгородок и Томскнефтехим.

В составе участка Академгородок предусмотрено и запроектировано: административно-выставочный комплекс для размещения административно-делового центра управления ОЭЗ, гостиницы, университет подготовки специалистов высшей квалификации, и службы общего назначения по оказанию полного комплекса услуг (консалтинговых, телекоммуникационных, бухгалтерских, юридических, хозяйственных и т.п.) всем предприятиям-резидентам ОЭЗ. Комплекс зданий для размещения резидентов, работающих в областях нанотехнологий и новых материалов, ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов, реализующих прочие проекты.

Реализация второго участка – Томскнефтехим – экономически оправдано ", имеется необходимая инженерно-транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки воздухоразделения, водоподготовки и водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции).

Площадка обеспечена необходимыми площадями зданий и сооружений. В одном из корпусов имеется действующая пилотная установка полимеризации олефинов. Наличие опытного научно-технического и технологического персонала позволит организовать и выполнить работы по реализации проекта.

Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.

В соответствии с Законом Особая экономическая зона в Калининградской области – территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Создание и функционирование Свободной экономической зоны закреплено Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", законом Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и законом Магаданской области от 05.07.99г. № 80-ОЗ "Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области".

Получение свидетельства участника Свободной экономической зоны возможно в соответствии со ст.3 Федерального закона при соблюдении нескольких условий:

·            юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории Особой экономической зоны;

·            основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;

·            на территории Магаданской области должны находиться 75 % основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.

Основные направления деятельности особой экономической зоны "Зеленоград":

·           Информационно-телекоммуникационные системы;

·           Программно-аппаратные комплексы передачи, обработки и защиты информации;

·           Интеллектуальные системы навигации и управления;

·           Компьютерное моделирование;

·           Производство программного продукта;

·           Радио- и акустоэлектроника;

·           Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии;

·           Биоинформационные технологии;

·           Нанотехнологии и наноматериалы;

·           Биосенсорные технологии;

·           Технологии противодействия терроризму.

В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км.

Особая экономическая зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.

Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:

·           срок действия зоны составляет 20 лет;

·           инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10млн. евро (в течение года с момента заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;

·           создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.