скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономика 90 вопросов

Реферат: Экономика 90 вопросов

1.   Зарождение экономических знаний. Основные этапы развития экономического учения

Донаучные элементы отрывочных экономических знаний встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.

Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения домашнего хозяйства.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1.   Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа экономической науки – мер­кантилизм. Этот период завершили меркантилисты.

2.   Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику).

3.   Современный этап.

1 этап. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не соз­дали законченных систем экономических взглядов.

Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встре­чаются с древних времен у: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

В средние века экономические воззрения встречаются у: Фомы Аквинского, Кальвина

Первая школа экономической науки – меркантилизм. В то время широкое распространение получает «венецианский счет», т.е. бух­галтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла школа меркантилистов (от слова купец), что явилось началом появления первых систематизированных экономических воззрений. У. Петти (1623-1687) представить первой школы экономической науки – мерканти­лизма. Источником богатства меркантилисты считали торговлю.  Был первым профессиональным экономистом. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию проценту.

3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века. Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Наиболее выдающиеся физиократы : Кенэ, Кантильон, Тюрго, Венсиан де Гурне (ему припи­сывают выражение «пусть все идет так, как идет» – это первая историческая формулировка принципа экономического либера­лизма.) Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

2 этап (конец 17в до 30-х гг. 20)

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных ис­следований относится еще к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Классическая наука возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Представители: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо. Они обосновали то, что источником общественного богатства является все общественное производство, предприняли попытку объ­яснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.

Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономической науки. Он отстаивал принцип естественной свободы, но в от­личие от физиократов считал промышленный и торговый капитал производительным. Рост богатства достигается развитием об­мена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы.

Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть соб­ственниками, все имущество которых учтено и излишек отбирается государством. Развитие этих идей нашло отражение в марксист­ском экономическом учении, которое вышло на арену экон. теории с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени.   В главном своем произведении "Капитале" Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. н. 19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными.

3 этап

Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1) Неоклассиче­ское; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государ­ства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к сниже­нию эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономи­ческой активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, проф­союзы, государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации об­щественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантирован­ные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.

Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, техно­тронного, информационного общества.

Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, мик­роэкономика на уровне отдельных отраслей.

2.   Производительные силы общества. Ресурсная (факторная) эффективность и ее показатели

Производительные силы общества представляют собой целостный, динамичный комплекс, в который входят:

а) средства производства (предмет труда и средства труда);

б) люди, приводящих их в движение;

в) технология,

г) инфраструктура и т.д.

а) Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда. Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его. Средства труда: производственные здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты.

б) При этом ведущим элементом произв. сил является работник — человек с известным опытом и навыками к труду.

в) Технология - совокупность способов воздействия человека на предмет труда с исп-ем соотв. средств труда, а также различных режимов протекания произв. процессов.

г) В структуру произв. сил входят также производственная и социальная инфраструктуры. Инфраструктурой  называют вспомога­тельные составные части, обеспечивающие нормальное функционирование всей системы производительных сил. Производствен­ную инфраструктуру образуют транспорт, связь, энергетика, особое место занимает маркетинговая деятельность, научно- техниче­ская. К социальной инфраструктуре относятся: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хоз-во, и т.д.

Производство всегда предполагает взаимодействие 3 основных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. Соиз­мерение результатов производства с используемыми затратами факторов производства (т.е. трудовыми и материальными ресур­сами) характеризует ресурсную эффективность производства. В общей форме — Эффективность = Результат производства: За­траты факторов производства. Эффективность — важнейшая характеристика производства. Общество всегда стремится опреде­лить оптимальный вариант экономического развития, т.е. такой, при котором не только  будут  отсутствовать потери (прямые и кос­венные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства (средства производства и рабочая сила).

Показатели эффективности. Для характеристики ресурсной (факторной) эф­фективности применяется система показате­лей, таких как, производительность труда, фондоемкость и материалоемкость. Производительность труда выражается в количестве продук­ции, произведенных в единицу вре­мени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Фондоемкость — стои­мость основных про­изводственных фондов на единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффек­тивности использования основных про­изводственных фондов. Материалоемкость — один из важных показателей эффек­тивности использования мате­риальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энер­гии и т.д. Она определяется отношением стоимости мате­риальных затрат к величине произведенной продукции. Обобщающими показателями экономической эффек­тивно­сти являются норма прибыли и уровень рентабель­ности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности произ­водства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство. Рентабельность характеризует результативность ис­пользования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприяти­ем прибыли к сумме основных и оборотных фондов. В условиях перехода к рыночной экономике изменяют­ся содержание и показатели эффективности производства. Поскольку осно­вой рыночной экономики и предпринима­тельства является прибыль, в качестве первичного хозрас­четного показателя экономиче­ской рентабельности высту­пает величина прибыли на единицу затрат и ресурсов на единицу затрат. В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности: величина национального дохода, валового национального продукта на единицу за­трат и ресурсов.

3.   Система производственных отношений (организационно-экономические и социально-экономические отношения).

В системе общественных отношений экономика выделяет производственные отношения, т.е. отношения по поводу производства. Производственные отношения подразделяются на 2 блока: соц-экономические отношения и организационно-экономические. Это обусловлено следующим. Сырьевые, трудовые ресурсы и потребители естественно рассредоточены по территории страны. Соот­ветственно этому и все общественное пр-во рассредоточено по многим предприятиям и фирмам. В связи с этим различается два уровня производства: 1) пр-во как процесс труда, протекающий непосредственно на предприятиях (микроуровень); 2) пр-во как про­цесс данной страны, нации в целом (макроуровень).

На втором или на макроуровне между людьми складываются социально-экономические отношения. Здесь люди выступают как хо­зяева, наемные рабочие или организаторы пр-ва. На первом же или на микроуровне люди выступают как непосредственные работ­ники. На нем между людьми складываются непосредственно трудовые отношения или организационно-экономические.

В связи с этим в экон. литературе часто термином "произв. отношения" обозначаются не только собственно производств. отноше­ния, но и базирующиеся на их основе социально-экономические отношения. В таких случаях термин "произв. отношения" наделя­ется широким смыслом. СЭО - это отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками и т.д.

В узком смысле слова произв. отношения - это отношения между людьми по поводу их совместной трудовой деятельности, по поводу кооперации труда, его профессионального разделения в рамках предприятия, т.е. на уровне микроэкономики действуют организационно-экономические отношения. Эти отношения носят разрозненный характер, они локальны. Они функционируют непо­средственно на рабочих местах и только в самих трудовых процессах. Объектами произв. отношений людей являются не произво­димые продукты, а лишь процессы их создания, вопросы взаимодействия работников в технолог. процессах, вопросы психологиче­ской совместимости работников и т.д.

Вся система производственных отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве, и определяется формами собственно­сти на средства производства. Система производственных отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование. Материальное производство является материальной основой произ­водственных отношений. Производительные силы и производственные отношения образуют способ производства. По Марксу спо­соб производства прошел 5 исторических этапов в своем развитии, каждому из которых соответствовали свои производственные отношения. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе теории стадий экономи­ческого роста (Ростоу). Он выделяет 5 стадий экономического роста:

-    традиционное общество;

-    переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

-    стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

-    послеиндустриальное общество;

-    стадия массового потребления.

Каждому способу производства соответствуют свои производственные отношения — организационно-экономические и социально-экономические.

4.   Проблема выбора в экономике. Понятие экономической эффективности (Паретто-эфективное состояние экономики.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потреб­ностей, как их самих, так и общества. Необходимость выбора в экономике обусловлена двумя  объективными причинами: потребно­стью и ограниченностью ресурсов. Общество всегда стремится определить оптимальный вариант  экономического развития, т.е. такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и косвенные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства (средства производства и рабочая сила). В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что произ­водить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Необходимо решать вопрос распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Английский эконо­мист Лайнен Роббинс дал следующее определение: "Э - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование («проблема выбора)". Самуэльсон дал следующее определение—экономическая теория изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления  различных индивидов или групп общества. Т.е. перед любым обществом стоит выбор как использовать ограниченные ресурсы, что производить, сколько и когда. В этом заключается «проблема выбора». Экономические цели любой экономики в конечном итоге: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс. Но решать эти проблемы можно по-раз­ному, можно добиваться целей любой ценой или  с оптимальными затратами. Насколько экономика эффективна зависит от того, как она решает дилемму «безграничность потребностей –ограниченность ресурсов». Общество вынуждено определит, какую комбина­ций каких продуктов и какой ценой оно желает производить. Эффективное состояние экономики подразумевает, что эти задачи ре­шаются исходя из «эффективного использования ограниченных производственных ресурсов». Экономическая эффективность опре­деляется насколько рационально используются ограниченные ресурсы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.