скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономика 90 вопросов

Исходя  из общественной потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления. Средства про­изводства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовле­творяющие личные потребности человека.

Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех факторов: а) общест­венная производительность труда; б) ограниченность и редкость ресурсов; в) спрос и предложение.

По вопросу величины стоимости существуют три подхода:

1.   марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воз­действием двух факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени. Интенсивность труд - это количество труда, затраченное в единицу времени. Рост производительности труда уменьшает цену стоимости товара, а рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не меняет стоимости единицы продукции.

2.   австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую  может принести последний экземпляр товаров определенной группы.

3.   кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

39. Трудовая теория стоимости: достоинства и недостатки

Основы теории трудовой стоимости заложили английские эконо­мисты  Петти, Смит и Рикардо. У Петти появилась идея, что стои­мость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли ма­териального производства, од­нако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затра­ченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизво­дителей, пони­мание которой позволило ему разработать трудовую теорию стоимости.

Отдельные товаропрои­зводители на изготовление одного и того же товара расхо­дуют разное количество труда или рабо­чего времени. Ра­бочее время, которое затрачивается на производство това­ров отдельным товаропроизводителем, называется индиви­дуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком под­ходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник. Величина стоимости товара определяется не индивиду­альными, а обще­ственно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличии общест­венно нормальных условий про­изводства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В националь­ной экономике в качест­ве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров. Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необ­ходимых затрат сделал Д. Рикардо. Од­нако под общественно необходимыми затратами он пони­мал худшие условия производ­ства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимо­сти лежит изменение производительности труда. Действительно, решающее влияние на величину стои­мости товара оказывает производительность труда. Произ­водительность труда — это его эффективность, плодо­творность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величи­ной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей про­изводится в единицу времени, тем выше производитель­ность труда, и наоборот. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для произ­водства то­вара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивно­сти труда. Под интенсивностью труда по­нимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем коли­честве про­дуктов и создает большую по величине стоимость в едини­цу времени. Таким образом, при повышении как производи­тельности труда, так и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неиз­менной, а во втором — возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неиз­менной. Другими словами, величина стоимости товара изме­няется прямо пропорционально количеству и обратно про­порционально производитель­ной силе труда. На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда сле­саря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работ­ника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходи­мо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рас­сматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При опре­делении величины стоимости товара за основу берется обще­ственно необходимое количество простого труда. Маркс в качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сей­час подобная со­вершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации.  Маркс усреднял труд и неучитывал того, что капитал может превращать простой труд в более сложный и более производительный (примером служать современные капиталоемкие, но высокопризводительные автома­тизированные производства).

                Логически завершая формирование трудовой теории стоимости Маркс сделал вывод что, в основе стоимости лежит только один производственный фактор —труд, а прибыль капиталистов и рента землевладельцев — часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваеваемая владельцами средств производства и земли — это прибавочная стоимость. Маркс решил «порадокс Смита», согласно которому стоимость состояла из доходов — заработной платы, прибыли и ренты и не включала посто­янный капитал. Вскрывая несостоятельность такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимо­сти материальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m (где с — постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметов труда, v — переменный капитал включающий расходы на зарплату,  m — прибыль. Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с )от переменного ( v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило Марксу создать научную теорию, исключавшую повторный счет стоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс Смита». Но трудовая теория исходила из конкретной экономической реальности тех времен и не могло учитывать изменений произошедших в экономике позднее. Сложный труд просто сводился к простому как единице измерения. В стоимости не учитывались затраты капитала и другие факторы, например, влияние соотношения спроса и предложения. Недостат­ком трудовой теории является то, что труд рассматривался в качестве единственного фактора, а условия сводились к совершенной конкуренции, когда стоимость пропорциональна затратам труда, и не учитывается влияние соотношения спроса и предложения.

40. Затратная концепция стоимости "Парадокс А. Смита"

По вопросу величины стоимости существуют три подхода:

1.   марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воз­действием двух факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

2.   австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую  может  принести последний экземпляр товаров определенной группы (предельной полезностью).

3.   кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

Широко известна теория трех факторов производст­ва, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функци­онированием трех факторов производ­ства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе про­дажи продуктов на рынке. Факторный подход при разрешении проблемы стоимости заключается в том, что каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) является производителем стоимос­ти

Джон Стюарт Милль ( трудами которого было закончено формирование классическая экономической науки, начало которой было положено трудами Смита) установил, что в длительном периоде времени цена не может быть ниже издержек производства (затрат). В теории стоимости Смит высказал о ее природе две версии:

-    первая –стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах;

-    вторая –стоимость определяется не только  трудом, но и капиталом и землей. Т.е стоимость товара определяется издерж­ками его производства.

Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и за­тратами овеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В конце концов не только труд, но и капитал обладает­своей собственной производительностью в том смысле, что превращает более простоий и менее производительный труд рабочего в более сложный и более производительный.

Маркс в своей трудовой теории стоимости при опре­делении величины стоимости товара за основу брал обще­ственно необходи­мое количество простого труда, в качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сей­час подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основ­ные формы работ требуют той или иной степени квалификации.  Маркс усреднял труд и неучитывал того, что капитал может пре­вращать простой труд в более сложный и более производительный (примером служать современные капиталоемкие, но высокопри­зводительные автоматизированные производства). Затратная концепция учитывает этот момент.

«Порадокс Смита» заключаетс в отождествление стоимости продукта с вновь созданной стоимостью. Согласно его учению, стоимость общественного продукта  равна сумме доходов, к которой относятся заработная плата, прибыль и рента, т.е. он игнори­ровал постоянный капитал в стоимости продукта. Стоимость сводилась к формуле v + m. Вскрывая несостоятельность такого под­хода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимости материальных затрат, расходов на зарплату и при­быль — с + v + m (где с — постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметов труда, v — переменный капитал включающий расходы на зарплату,  m — прибыль. Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с )от переменного ( v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило Марксу исключить повторный счет стоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс Смита».

41. Концепция предельной полезности

Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в. Ее пред­ставителями являются австрийские эко­номисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой тео­рии утверждают, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. По вопросу  величины  стоимости  существуют несколько подходов. В трудовой теории стоимости величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре. Вместо трудовой стоимости австрийская школа выдвинула теорию ценности и пре­дельной полезностьи. Представители этой школы считают, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ре­сурсов и той пользой, которую  может  принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называютнаименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью — это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере посе­ленца, живуще­го в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему за­бавой. Стоимость хлеба будет опреде­ляться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяю­щего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для поку­пателя, тем ниже их стоимость

По мнению сторонников теории предельной полезнос­ти, только полезность товара может придать затратам труда так на­зываемый общественно необходимый харак­тер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществля­ются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Покупатель приобретает товар ради его потре­бительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно бесспорное поло­жение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления. Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удов­летворения по­требности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступе­ни. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потре­бителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последую­щая порция еды будет иметь все меньшую полезность, Для более точного описания процесса убывания полез­ности в экономической науке используется понятие пре­дельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавля­емая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной по­лезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к со­кращению. Эффект замещения-изменение величины спроса на товар в результате замешения более дорогих товаров менее дорогими. Так при уменьшении запасов нефти побуждает замещать ее потреблением газом, запасы которого более велики. Закон Энгеля (дохода) заключается в том, что по мере роста доходов потребителей, увеличиваются расходы на покупку более дорогих товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.