скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае

Анализ инвестиционной ситуации в 1999 году показывает, что из общего объема инвестиций собственные средства организаций транспортного комплекса составили 5172,7 млн. рублей (56 %), местный бюджет – 2787,3 млн. рублей (30 %), федеральный бюджет - 264,3 млн. рублей (3 %), кредиты банков и внебюджетные фонды - 1040,8 млн. рублей (11 %). Кроме того, были привлечены иностранные инвестиции в сумме 331,24 млн. долларов США.

Наибольший рост развития производственной сферы достигнут на морском и горэлектротранспорте. В то же время, снижены объемы инвестиций на автомобильном транспорте и метрополитене.

В 1999 году финансирование государственных инвестиций проводилось на достаточно высоком уровне. Объем выполненных работ по стройкам, финансируемым из федерального бюджета, составил 264,3 млн. рублей (77 млн. рублей - морской транспорт, 187,3 млн. рублей - речной транспорт). Оплата произведенных работ в сумме 201,6 млн. рублей составила 90% от лимита государственных инвестиций по данной статье (58,0 млн. рублей - морской транспорт, 143,6 млн. рублей - речной транспорт).

В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12 млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей - речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на 01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн. руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.).

На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0 млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей. (соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн. рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей) Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса.

Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по следующим направлениям:

строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму 320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков;

прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги (выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);

выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2 млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).

В 2000 году намечается продолжить работу:

по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);

по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского торгового порта (65 млн. долларов США);

по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на сумму до 300 млн. долларов США).

Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500 долларов США.

В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства, мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн. рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта - 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн. рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей, Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.

Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ, радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного управления транспортными системами, и т.д.

Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.

По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.

В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте) является развитие методологии и практики проектного анализа, совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в мировую экономическую систему.

2.4.  Региональный инвестиционный климат в РФ

Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.

В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-прежнему в России роль региональных банков сильно  недооценивается

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).

Возможно создание региональной платежной системы, через которую осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия законодательно – закрепленных  гарантий возвратности выдаваемых кредитов банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики.

С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики. Для этого требуется:

·    принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций;

·    разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность (ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов; регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих банковские слияния);

·    усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета акций крупных государственных предприятий и организаций;

·     пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в сторону активизации участия банковского капитала и нормативные документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками собственных акций в пределах 10 %.

·    усилить банковский надзор(многосторонний);

·    снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки данного налога для предприятий;

·    установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного характера;

·    подключать на конкурсной основе к крупным государственным инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их количество);

·    изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности для банков;

В целом же российская банковская система в ближайшие 2-3 года еще не сможет предоставить экономике страны кредиты в полном объеме и на приемлемых для предприятия условиях. Ставка рефинансирования Банка России удерживается на уровне 25 % годовых, а другие негативные факторы формируют высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным источником финансирования для предприятий все ещё будут их собственные средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика, увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту, особенно в странах с переходной экономикой. Инвестиции влияют на экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Более важное значение имеет их эффективность.

Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных регионами бартерных операций.

 

Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных исследовательских организаций.

Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год).

Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал регионов так и не будет реализован;
За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13 регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности, "инвестиционного бума" в регионах так и не произошло.

В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и Краснодарский край. Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них впервые возглавила Новгородская область.

В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край, Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др.

По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 % (по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн. долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн. долларов.

По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина.

Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России - Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в число лидеров Калининградская и Ярославская области.

Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).

Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург.

По оценке экономических органов субъектов РФ, рост инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном (113.5 %) федеральных округах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.