скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Реферат: Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Министерство образования Российской Федерации

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Институт туристского и гостиничного бизнеса

кафедра туризма и курортного дела

Допустить к защите

________________________________

Зав. кафедрой____________________

«_____»___________________200__г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

специальность 2305 «Социально-культурный сервис и туризм»

Выполнила:

Студентка V курса

Группы 96 ЗСТА

Меснянкина Елена Владимировна

_______________________________

Научный руководитель:

К.э.н.

Арзуманов Сергей Валериевич

_______________________________

Рецензент:

________________________________

________________________________

СОЧИ-АНАПА 2001 год

содержание

Введение.   ..............................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6

1.1.  Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6

1.2.  Этапы разработки маршрута...............................................................................................12

1.3.  Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20

Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24

2.1. Географические  предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24

2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32

2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45

ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56

3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56

3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65

3.3. Пешеходный маршрут  «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81

3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые  меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86

Заключение...........................................................................................................................93

Список используемой литературы. ....................................................................96

Введение

При выборе темы дипломной работы «Разработка экстремальных туристских маршрутов по Российскому  Северу (регион Ямало-Ненецкий автономный округ)» (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) я руководствовалась новизной темы, своими научными интересами, возникшими в связи с тем, что туристские маршруты в данном регионе страны  мало изучены и практически не применяются. Работа затрагивает развитие коммерческих видов туризма, в том числе международные туристские маршруты для предложения на рынки других государств, на основе анализа туристского спроса стран Арктического региона.

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских  маршрутов для предложения на рынок, экономический  эффект от их внедрения.

Ямало-Ненецкий  автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

            Первые шаги в освоении туристской отрасли уже были сделаны. Весной 1999 года в столице округа Салехарде проводилась IV всемирная конференция парламентариев стран арктического региона, в которой участвовали представители Арктических государств: Канады, Дании, Швеции, Гренландии, Финляндии, Норвегии и Америки. Для подготовки к этому событию были перечислены окружной администрацией значительные  средства, за которые отреставрировали гостиницы  и обновили инфраструктуру города. Следовательно, база для приема гостей есть.

Проведение конференции – первый шаг в развитии  конгресс-туризма в крупных городах Севера России (к примеру, в  столице Ямало-Ненецкого автономного округа – городе Салехард).

            Округ богат газом и нефтью, газо- и нефтедобывающие отрасли имеют возможность вкладывать средства в развитие перспективной отрасли – северного туризма. Кроме того окружной администрацией разрабатываются программы для привлечения зарубежных инвесторов, в основном из числа государств Арктического региона.

            Начальный фактор, из которого складывается понятие гостеприимный регион, - человеческий. Люди  - настоящее богатство Севера. Люди, населяющие Север очень отзывчивы, сплоченны, гостеприимны, что важно для создания у туриста полной картины отдыха и удовлетворенности.

Были выделены следующие задачи:

-      разработка  экстремальных туристских маршрутов по видам туризма: пешеходный, водный, горный;

-      разработка экстремальных туристских маршрутов по целям туризма: туры по местам катастроф (ГУЛАГ), туры для любителей охоты и  рыбной ловли;

-      развитие ЯНАО как туристского региона.

Дипломная работа посвящена  большому региону Ямало-Ненецкому автономному округу и части его, которая носит суровое название Полярный Урал. Полярный Урал давно известен и пользуется популярностью среди горнолыжников и любителей-байдарочников. Сегодня ямальский туризм становится “организованной” частью досуга для многих любителей активного отдыха: разработаны многодневный водно-горный комбинированный маршрут по реке Собь; маршрут по 501-й стройке ГУЛАГа – “Мёртвая дорога”, “Ямалэкзотур” – охота, рыбалка, посещение праздников оленеводов, эколого-краеведческий маршрут.

Всё реальнее на Ямале обретает форму идея превратить Полярный Урал в туристическую зону. Для некоторых видов туризма – пешего, горнолыжного, исторического и геологического регион – идеальное место. Управление физической культуры и спорта Ямало-Ненецкого автономного округа, города Лабытнанги и посёлка Харп работают над созданием  концепции развития горного туризма на Ямале. Недавно инициаторы облетели на вертолёте территорию Полярного Урала и отметили немало очень любопытных маршрутов. Если создаваемая ими концепция найдёт одобрение и поддержку властей, на её основе будет создана окружная программа развития туризма.

            Факторы, способствующие развитию Ямало-Ненецкого автономного округа как туристского региона:

1.    Способность местной администрации сделать капитальные вложения  в инфраструктуру туризма: гостиницы, транспортные средства (самолеты, вертолеты - авиапарк), так как последние – основное средство быстрого передвижения  по тундре.

2.    Абсолютная неизвестность этих мест как для российских туристов так и для мирового туризма.

3.    Природные факторы: рыбалка, охота.

4.    Историко-этнические факторы:

-   Посещение стойбищ и факторий – мест проживания коренного населения как ставших историческими памятниками так и ныне функционирующих.

-   Маршрут по местам 501-ой сталинской стойки, посещение лагерей и бараков как заброшенных так и действующих, в которых по сей день проживают люди – жители Крайнего Севера.

-   История освоение Севера  русскими.

Обо всем этом подробнее далее в моей работе.

В дипломной работе были использованы современные периодические издания - в основном статьи из журналов, посвященные туристской деятельности. Также использовалась и  другие источники, в том числе официальный сайт администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме литературных изданий в  работе приходилось опираться на федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и другие нормативные акты. Несмотря на небольшое количество использованного материала, работа снабжена достаточным количеством схем, таблиц, некоторые показатели в которых приходилось считать самостоятельно, а также подробными картами маршрутов. В работе не будет детально рассмотрен экономический и маркетинговый аспекты разработки маршрутов (в части экономических расчетов). Это объясняется  сложностью данного вопроса и ему будет уделено особое внимание в дальнейшем.

Дипломная работа состоит из трех глав.

1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов.

1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация.

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Содержание главы определено специфичностью темы.  Множество туристских терминов, необходимых для раскрытия темы объясняются в данной главе. Основное понятие – туристский маршрут.
Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Гуляев В.Г. дает следующее определение: «Маршрут – это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг».[1] Это определение больше подходит, так как маршруты, представленные в работе предназначены для организованного коммерческого туризма.

            Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию по повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.

Характерные типы туристских маршрутов. Классификация туристских маршрутов.

            Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.

            По типам маршруты бывают:

-      тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

-      походные – маршруты с активными способами передвижения;

-      физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

-      комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:

-      круглогодичные (внесезонные);

-      сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:

-      линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои  чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;

-      радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами.;

-      кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.    

            По продолжительности маршруты бывают:

-      многодневными (14-30 дней);

-      несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;

-      несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

-      собственный транспорт туристской фирмы;

-      арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;

-      личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:

-      пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50 км;

-      маршруты  с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств  передвижения природные достопримечательности;

-      железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они  проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее. Распространены поездки на старинных поездах, в Сибири действует поезд выходного дня «Снежинка».

-      Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.

-      Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.