Реферат: Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Реферат: Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Министерство образования Российской Федерации
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Институт туристского и гостиничного бизнеса
кафедра туризма и курортного дела
Допустить к защите
________________________________
Зав. кафедрой____________________
«_____»___________________200__г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
специальность 2305 «Социально-культурный сервис и туризм»
Выполнила:
Студентка V курса
Группы 96 ЗСТА
Меснянкина Елена Владимировна
_______________________________
Научный руководитель:
К.э.н.
Арзуманов Сергей Валериевич
_______________________________
Рецензент:
________________________________
________________________________
СОЧИ-АНАПА 2001 год
содержание
Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96
Введение
При выборе темы дипломной работы «Разработка экстремальных туристских маршрутов по Российскому Северу (регион Ямало-Ненецкий автономный округ)» (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) я руководствовалась новизной темы, своими научными интересами, возникшими в связи с тем, что туристские маршруты в данном регионе страны мало изучены и практически не применяются. Работа затрагивает развитие коммерческих видов туризма, в том числе международные туристские маршруты для предложения на рынки других государств, на основе анализа туристского спроса стран Арктического региона.
Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.
Первые шаги в освоении туристской отрасли уже были сделаны. Весной 1999 года в столице округа Салехарде проводилась IV всемирная конференция парламентариев стран арктического региона, в которой участвовали представители Арктических государств: Канады, Дании, Швеции, Гренландии, Финляндии, Норвегии и Америки. Для подготовки к этому событию были перечислены окружной администрацией значительные средства, за которые отреставрировали гостиницы и обновили инфраструктуру города. Следовательно, база для приема гостей есть.
Проведение конференции – первый шаг в развитии конгресс-туризма в крупных городах Севера России (к примеру, в столице Ямало-Ненецкого автономного округа – городе Салехард).
Округ богат газом и нефтью, газо- и нефтедобывающие отрасли имеют возможность вкладывать средства в развитие перспективной отрасли – северного туризма. Кроме того окружной администрацией разрабатываются программы для привлечения зарубежных инвесторов, в основном из числа государств Арктического региона.
Начальный фактор, из которого складывается понятие гостеприимный регион, - человеческий. Люди - настоящее богатство Севера. Люди, населяющие Север очень отзывчивы, сплоченны, гостеприимны, что важно для создания у туриста полной картины отдыха и удовлетворенности.
Были выделены следующие задачи:
- разработка экстремальных туристских маршрутов по видам туризма: пешеходный, водный, горный;
- разработка экстремальных туристских маршрутов по целям туризма: туры по местам катастроф (ГУЛАГ), туры для любителей охоты и рыбной ловли;
- развитие ЯНАО как туристского региона.
Дипломная работа посвящена большому региону Ямало-Ненецкому автономному округу и части его, которая носит суровое название Полярный Урал. Полярный Урал давно известен и пользуется популярностью среди горнолыжников и любителей-байдарочников. Сегодня ямальский туризм становится “организованной” частью досуга для многих любителей активного отдыха: разработаны многодневный водно-горный комбинированный маршрут по реке Собь; маршрут по 501-й стройке ГУЛАГа – “Мёртвая дорога”, “Ямалэкзотур” – охота, рыбалка, посещение праздников оленеводов, эколого-краеведческий маршрут.
Всё реальнее на Ямале обретает форму идея превратить Полярный Урал в туристическую зону. Для некоторых видов туризма – пешего, горнолыжного, исторического и геологического регион – идеальное место. Управление физической культуры и спорта Ямало-Ненецкого автономного округа, города Лабытнанги и посёлка Харп работают над созданием концепции развития горного туризма на Ямале. Недавно инициаторы облетели на вертолёте территорию Полярного Урала и отметили немало очень любопытных маршрутов. Если создаваемая ими концепция найдёт одобрение и поддержку властей, на её основе будет создана окружная программа развития туризма.
Факторы, способствующие развитию Ямало-Ненецкого автономного округа как туристского региона:
1. Способность местной администрации сделать капитальные вложения в инфраструктуру туризма: гостиницы, транспортные средства (самолеты, вертолеты - авиапарк), так как последние – основное средство быстрого передвижения по тундре.
2. Абсолютная неизвестность этих мест как для российских туристов так и для мирового туризма.
3. Природные факторы: рыбалка, охота.
4. Историко-этнические факторы:
- Посещение стойбищ и факторий – мест проживания коренного населения как ставших историческими памятниками так и ныне функционирующих.
- Маршрут по местам 501-ой сталинской стойки, посещение лагерей и бараков как заброшенных так и действующих, в которых по сей день проживают люди – жители Крайнего Севера.
- История освоение Севера русскими.
Обо всем этом подробнее далее в моей работе.
В дипломной работе были использованы современные периодические издания - в основном статьи из журналов, посвященные туристской деятельности. Также использовалась и другие источники, в том числе официальный сайт администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме литературных изданий в работе приходилось опираться на федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и другие нормативные акты. Несмотря на небольшое количество использованного материала, работа снабжена достаточным количеством схем, таблиц, некоторые показатели в которых приходилось считать самостоятельно, а также подробными картами маршрутов. В работе не будет детально рассмотрен экономический и маркетинговый аспекты разработки маршрутов (в части экономических расчетов). Это объясняется сложностью данного вопроса и ему будет уделено особое внимание в дальнейшем.
Дипломная работа состоит из трех глав.
1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов.
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация.
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Содержание главы определено специфичностью темы.
Множество туристских терминов, необходимых для раскрытия темы объясняются в
данной главе. Основное понятие – туристский маршрут.
Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности
и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса
похода, путешествия, передвижения.
Гуляев В.Г. дает следующее определение: «Маршрут – это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг».[1] Это определение больше подходит, так как маршруты, представленные в работе предназначены для организованного коммерческого туризма.
Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию по повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.
Характерные типы туристских маршрутов. Классификация туристских маршрутов.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
- тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
- походные – маршруты с активными способами передвижения;
- физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются на:
- круглогодичные (внесезонные);
- сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)
По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
- линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
- радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами.;
- кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.
Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
- многодневными (14-30 дней);
- несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
- несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
- собственный транспорт туристской фирмы;
- арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
- личный транспорт туристов.
В зависимости от видов передвижения выделяются:
- пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50 км;
- маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
- железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее. Распространены поездки на старинных поездах, в Сибири действует поезд выходного дня «Снежинка».
- Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
- Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14