Дипломная работа: Экономико-статистические методы поиска хозяйственных резервов повышения эффективности производства
Расчеты составлены с использованием опытно-статистического метода и метода экспертных оценок.
2.3 Резервы по повышению качества выполнения работ – один из векторов направления роста конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях
Существенным резервом роста прибыли, является повышение качества выпускаемой продукции на заводе.
Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к снижению качества продукции (работ, услуг), к снижению конкурентоспособности, увеличению себестоимости за счет дополнительных затрат на реализацию, рекламу, рекламации и снижению прибыли.
Средний разряд работ по заводу сложился на уровне 3,4 , средний разряд рабочих - 3,23. Случаев брака за I полугодие 2007г. завод не имеет.
Процент сдачи продукции с 1-го предъявления за отчетный период составил 96,8%, понизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года до 97,2%; внутризаводской брак за I полугодие 2007г. в денежном выражении составил 215,711 т.р. против 606,458 т.р. Потери от брака, находятся в пределах установленного норматива (в I полугодии 2007г. процент брака составил 0,32 % от общего выпуска годного литья, в 1 полугодии 2006г. 0,95%. Норма допустимого брака при отливке деталей составляет до 5% в зависимости от их сложности.
За 6 месяцев 2007г. было проведено 37 проверок цехов и участков по соблюдению технологии и качества ремонта выпускаемой продукции, в том числе: 17 согласно графику, утвержденному директором завода, 14 внеочередных в соответствии с факсограммами ОАО «РЖД» и Дирекции «Вагонреммаш», 6 ведомственных: 1 комиссионная проверка соблюдения технологической дисциплины, обеспечения качества и состояния охраны труда сотрудниками Дирекции «Вагонреммаш» ОАО «РЖД», 1 - по соблюдению требований ВНПБ-03.
В соответствии с Комплексным планом повышения качества выпускаемой продукции и обеспечения безопасности движения из 34 мероприятий, запланированных на I-полугодие 2007г. выполнено: 26 – полностью, 3 - частично. Однако, из-за отсутствия инвестиций и средств по программе Безопасности движения, не выполненными остались 5 мероприятий, сроки выполнения которых перенесены на III-й квартал 2007г.
В течение 6 месяцев 2007г. на предписания заводской инспекции ОАО «РЖД» заводом были приняты меры по устранению недостатков:
№ п/п дата |
Выявленные недостатки | Устранение заводом | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. 16.01.07 |
Отсутствие технологического процесса на входной контроль боковых рам и надрессорных балок тележек в соответствии с ТТ ЦВ-32-695-2006г. и ОТС 32-183-2001г. | 1. В соответствии с требованиями ТТ ЦВ-32-695-2006г., ОТС 32-183-2001г. и Руководств по НК деталей и узлов вагонов технологический процесс входного контроля литых элементов тележки модели 18-100 внедрен в производство с 22.01.07. | ||
2.24.01.07 |
Отсутствие 100% сквоз- ного прозвучивания вдоль оси и радиального под углом 50 град. чисто обработанных осей. |
2. Проводится сквозное прозвучивание вдоль оси на всех черновых осях при входном контроле. Радиальное прозвучивание чистовых осей под углом 50 град. проводится согласно временной схеме проведения НК. | ||
3.20.03.07 | Отсутствие сертификатов качества на пружины новых тележек 18-100. | 3. Виновные в привлечении на завод пружин без сертификата завода-изготовителя и в использовании их при изготовлении новых тележек 18-100 привлечены к ответственности. | ||
4.10.04.07 | Нарушения «Руководства по капитальному ремонту» 027 ПКБ ЦЛ/ВНИИЖТ/ПКТБВ ВРМ-03РК, а именно п.п. 14.2.4, 14.3.5. |
4. Проведены работы по организации изготовления новых труб системы отопления: - разработан, изготовлен и внедрен в производство копир для изготовления фланцев, шаблоны для гибки труб; - отработана технология восстановления цинкового покрытия труб после приварки фланцев; - изготовлен в МКЦ и передан на восстановление нарушенного цинкового покрытия опытный комплект труб водоснабжения вагона мод.47Д. |
||
5. 18.04.07 |
Нарушение технологических процессов формирования и ремонта колесных пар. | Провели проверку устранения выявленных замечаний по колесному цеху. Замечания признаны устраненными. | ||
6. 16.05.07 |
Нарушение «Руководства по капитальному ремонту» 027 ПКБ ЦЛ/ВНИИЖТ/ПКТБВ ВРМ-03РК п. 24.9.1 и 026 ПКБ ЦЛ/ВНИИЖТ/ПКТБВ ВРМ-03РК п.22.9.1 |
Внесены изменения: - в «Инструкцию на испытание в/в отопления и электрической прочности изоляции электрических сетей пассажирских вагонов» 068.25000.06029Р в части испытания электроотопления в режимах: «Ручной», «Нормальный», «Аварийный» с проверкой труб, обогревателей водоналивных труб, калорифера системы отопления на прогрев; - во внутризаводской паспорт пассажирского вагона с дополнением соответствующих граф по испытанию. С 17.05.07 работы сдаче и приемке отопления вагонов производятся в рабочем состоянии на различных режимах, с проверкой прогрева всех труб, отопительных приборов и обогревателей наливных труб. |
||
7. 28.05.07 |
Не выполнение п.19,25 мероприятий по акту проверки качества и приемки грузовых вагонов и их узлов от 16-20.04.2007г. |
Разработана конструкторская документация приспособления для контроля эксцентриситета обработанного отверстия ступицы колеса относительно круга катания ТК 152.07 и передана в ИЦ и РМЦ для изготовления. Для исключения случаев зачистки посадочных поверхностей корпусов букс до металлического блеска при их ремонте проведена дополнительная разъяснитель- ная работа с исполнителями. |
||
8. 14.06.07 |
Устранение создавшегося положения по ритмичности сдачи пассажирских вагонов. Ухудшение качества ремонта. | Произведено перераспределение работ между цехами завода, это позволит добиться ритмичного выпуска продукции по декадам. | ||
Техническая учеба проводится согласно утвержденному графику, обучено с проверкой знаний 1197 работников. Нормативы личного участия выполняются в полном объеме, отчет о выполнении ежемесячно направляется в Дирекцию Вагонреммаш ОАО «РЖД».
Таблица 2.8. Наличие и анализ случаев претензий за 1-ое полугодие 2007г.
№ п/п |
Наименование показателей |
Периоды |
|||
I полугодие 2006г. | I полугодие 2007г. | ||||
Получ. | Прин. | Получ. | Прин | ||
1. |
Претензии на ремонт - пассажирских вагонов - грузовых вагонов |
6 42 |
1 1 |
14 37 |
0 0 |
2. |
Претензии на ремонт а/сцепного оборудования |
0 | 0 | 0 | 0 |
Всего претензий | 48 | 2 | 51 | 0 | |
3. |
Затраты по выявлению причин отказов, т. руб. (командировочные расходы) |
32,82 | 133,49 | ||
4. |
Внутризаводской брак т.руб.к выпуску стального литья (т), % |
606,458 0,95 |
215,711 0,32 |
||
5. |
Ритмичность выпуска вагонов по декадам, % |
I II III 32,0 31,4 36,6 |
I II III 19,3 35,4 45,3 |
||
7. |
Сдача продукции с 1-го предъявления, % |
97,2 | 96,8 |
За 6 месяцев 2007г. заводом получено 51 уведомление на качество выпущенной продукции (за аналогичный период 2006 года – 48), 14 на пассажирские вагоны (за аналогичный период 2006 года - 6), 9 – на к/п под грузовыми вагонами парка ОАО «РЖД» и собственников (за аналогичный период 2006 года -15), 28 - на грузовые вагоны отцепленные по данным ГВЦ (за аналогичный период 2006 года – 27). По всем уведомлениям проведены расследования причин возникновения отказов, приняты соответствующие меры. За текущий период было организовано 23 командировки для разбора причин возникновения отказов оборудования и узлов выпущенной продукции, командировочные расходы составили 133,49 тыс. руб.
Рост качества продукции связан с определенными затратами, которые при умелом управлении качеством быстро окупаются и дают реальную отдачу в том числе и в виде увеличения прибыли.
Резерв роста прибыли от улучшения качества продукции определяется как произведение суммы изменения цены продукции на объем ее реализации в планируемом периоде:
Пк = ( Цд.к– Цпос.к ) х А,
Где Пк– прирост прибыли от повышения качества продукции, тыс.руб.;
Цд.к – средняя цена единицы определенного вида продукции до повышения ее качества, тыс.руб.; Цпос.к – средняя цена определенного вида продукции после повышения ее качества, тыс.руб.
Существенным резервом роста прибыли, определяемым как произведение суммы изменения договорной цены работ на объем ее реализации в планируемом периоде, является повышением качества выполнения работ
Пк = (Цд.к - Цпос.к) х А,
где Пк- прирост прибыли от повышения качества работ тыс.руб.;
Цд.к - средняя цена единицы работ до повышения ее качества, тыс.руб.;
Цпос.к - средняя цена единицы работ после повышения ее качества, тыс.руб.;
Таблица 2.9 Расчет резервов роста за счет улучшения качества выполнения работ по Тамбовскому ВРЗ на планируемый год
Средняя расценка за единицу работ до повышения качества руб./час. |
Средняя расценка за единицу после повышения качества работ руб./ час. |
Изменение средней расценки единицы работ (гр.2-гр.1), руб. |
Объем выполненных работ (в чел.-час.) | Резерв увеличения прибыли (гр.З х гр.4), тыс. руб. | |
Виды | |||||
работ | |||||
Сварочные (улучшение качества сварных швов) | 29,67 | 34,12 | + 4,45 | 6336 | 28,2 |
Монтажные (улучшение соединений и креплений) | 23,54 | 26,60 |
+3,06 4 |
15300 | 46,8 |
Итого | - | - | - | - | 75,0 |
Как видно из таблицы 2.9, планируемое повышение качества работ только по двум видам позволит увеличить предприятию прибыль в будущем году на сумму 75 тыс. руб.
Заключение
Нами разработаны рекомендации по сокращению расходов на содержание объектов социального назначения предприятия, в том числе за счет:
- передачи объектов в муниципальную собственность (здания общежития завода). Примерная сумма доходов составит в 2008г. 955,0 тыс.руб.;
- реализация путевок в детский оздоровительный лагерь за полную стоимость в количестве 150 шт. за две смены по цене 3000 руб. итого на общую сумму 900.0 тыс.руб.
- Одним из факторов роста фондоотдачи является улучшение использования времени и производственных мощностей. Проведенное исследование показывают, что только по одному колесному цеху наблюдается недозагрузка мощностей. Так, по ремонтным работам колесных пар без смены и со сменой элементов коэффициент использования оборудования составляет соответственно 67,99% и 32,34%. Резерв увеличения выпуска продукции по нашим расчетам может составить в общей сумме 1874,5 тыс.руб. Недоиспользованы также мощности по пассажирским вагонам: коэффициент использования составляет 70%. По грузовым вагонам ситуация аналогичная. Показатели использования в расчете на вагон и на пр.ед равны 92% и 81%.
- Одним из внутрихозяйственных резервов на заводе является устранение простоев при проведении ремонтных работ типа КР-1, КР-2, КВР. Нами сделаны примерные расчеты экономии средств по статье «Расходы на оплату труда» при условии снижения времени простоев ремонта:
Планируемая сумма экономии составит 653,8 тыс.руб. - Одним из существенных резервов по рациональному использованию трудовых ресурсов является снижение трудоемкости выполнения работ на предприятии.
Нами сделаны примерные расчеты по возможному снижению трудоемкости продукции предприятия по структурным подразделениям:
- по цеху пассажирских вагонов снижение на 409,4 н-часа возможно в результате использования 26 единиц аккумуляторного инструмента при ремонте внутреннего оборудования пассажирских вагонов.
- по вагоносборочному цеху №1 возможно снижение на 167,4 н-часа за счет внедрения в производство быстросохнущей двухкомпонентной шпатлевки производства фирмы «Lankwitzer Lackfabrik» при подготовке наружных поверхностей кузовов на пассажирских вагонах под окраску.
- по литейному цеху возможно снижение на 186,0 н-часа за счет снижения трудоемкости производства тонны годного литья и пересмотра расценки по очистке и ремонту горна в результате работ по газификации горна.
- за счет пересмотра устаревших норм возможно снижение на 13353,5 н/час, экономический эффект составит 320173 руб., условное высвобождение численности 9 чел.
- За 6 месяцев 2007г. заводом получено 51 уведомление на качество выпущенной продукции (за аналогичный период 2006 года – 48), 14 на пассажирские вагоны (за аналогичный период 2006 года - 6), 9 – на к/п под грузовыми вагонами парка ОАО «РЖД» и собственников (за аналогичный период 2006 года -15), 28 - на грузовые вагоны отцепленные по данным ГВЦ (за аналогичный период 2006 года – 27). Данная статистика свидетельствует о необходимости повышения качества выполнения работ. С этой целью нами сделаны соответствующие расчеты, согласно которым планируемое повышение качества работ только по двум видам ремонтных работ позволит увеличить предприятию прибыль в будущем году на сумму 75 тыс. руб.