Отчет по практике: Учет, анализ и аудит материально-производственных запасов в организации (на примере ООО УК "Попат")
Первый шаг при анализе эффективности использования производственных запасов в ООО УК "ПОПАТ"- это анализ использования производственных запасов на данном предприятии, то есть изучение расхода (использования, списания) таких запасов фактически и сравнение его с плановыми показателями, расчет отклонений от плановых показателей и их факторный анализ (таблица 10).
Таблица 10 - Анализ использования запасов в ООО УК "ПОПАТ" за 2009 год.
Наименование ресурсов |
Расход по плану | Расход фактически | Отклонение от плана | ||||
по плановым нормам | факт | всего | в т. ч. за счет: | ||||
объема оказанных услуг | норм расхода материалов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5=4-2 | 6=3-2 | 7=4-3 | |
Нефтепродукты | |||||||
Бензин А-80, тн | 400 | 410 | 425 | 25 | 10 | 15 | |
Дизельное топливо, тн. | 550 | 590 | 600 | 50 | 40 | 10 | |
Солидол, тн | 2,0 | 3,0 | 5,0 | 3,0 | 1,0 | 2,0 | |
Анализируя расчетные данные таблицы 10, можно сказать следующее. На изучаемом предприятии наблюдается перерасход основных видов производственных запасов сверх норм плана. Так по бензину А-80 текущий перерасход составил 25 тн, в т. ч. за счет роста объема оказанных услуг на 10 тн и за счет несоблюдения норм расхода на 10 тн. По дизельному топливу наблюдается аналогичная картина, текущий перерасход топлива составил - 50 тн, в т. ч. за счет роста объема услуг на 40 тн и за счет нерационального использования на 10 тн.
По солидолу текущий перерасход составил - 3,0 тн, в т. ч. за счет роста объема услуг на 1,0 тн, а за счет нерационального использования на 2,0 тн. Это говорит о том, что на предприятии идет нелимитированный расход материалов.
Одним из основных показателей при проведении анализа является материалоемкость услуг - отношение суммы всех материальных затрат к общей стоимости оказанных услуг, этот показатель показывает сколько материальных затрат фактически приходится на производство единицы оказываемой услуги - тонно/километр, пассажиро/час и пр. (таблица 11).
Таблица 11 - Анализ показателей материалоемкости продукции
Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009 г. |
Материальные затраты, тыс. руб. | 11 317 | 20 457 | 17 709 |
Объем оказанных услуг, тыс. руб. | 17 273 | 24 192 | 31 958 |
Материалоемкость услуг = Материальные затраты / Объем оказанных услуг, тыс. руб. | 0,66 | 0,85 | 0,55 |
Коэффициент материалоемкости в сравнении с 2007 годом | - | 1,29 | 0,83 |
Изменение показателя материалоемкости в сравнение с 2007 годом | - | +0, 19 | -0,11 |
Анализируя показатели, представленные в таблице 11, можно сказать следующее. Материальные затраты предприятия в 2009 году составили 17 709 тыс. руб., это гораздо больше чем в 2007 году, но ниже чем в 2008 году (в 2007 году - 11 317 тыс. руб., в 2008 году - 20 457 тыс. руб.). Объем продукции в 2009 году составил 31 958 тыс. руб., и этот показатель по сравнению с предыдущими годами сильно увеличился (для сравнения 2007 год - 17 273 тыс. руб., 2008год - 24 192 тыс. руб.).
Показатель материалоемкости составил в 2009 году - 0,55 тыс. руб., это значит, что материальные затраты на оказание одной услуги (тонно-километр, пассажиро-час и т.д.) составляет 0,55 тыс. руб. Следует заметить, что при увеличении объема оказания услуг показатель материалоемкости в динамике лет постепенно снижается. Это можно объяснить тем, что объем оказанных услуг возрос, а материальные затраты по их обслуживанию снизились (в 2008 году - 20 457 тыс. руб., а в 2009 году - 17 709 тыс. руб).
3. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на ООО "УК "ПОПАТ"
3.1 Аудит учетной политики
Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
С целью изучения данного вопроса нами была самостоятельно проведена аудиторская проверка учетной политики ООО УК "ПОПАТ". Данный процесс был разделен на два этапа:
1. На первом этапе оценивалась система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки нами был использован вопросник с приложением к ним соответствующих ответов сотрудников ООО УК "ПОПАТ". На первом этапе нами изучалась система внутреннего контроля и порядок документооборота в организации.
2. На втором этапе была проведена проверка учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, для чего нами были заполнены опросники.
В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.
При проверке учетной политики мы ознакомились со следующими документами:
приказом (распоряжение) об учетной политике;
рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.
Таблица 12 - Аудит для целей бухгалтерского учета (период - 2009 год)
Вопрос | Ответ | Примечание |
имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики | Да, имеется | Приказ об учетной политике № 28/12 от 28.12.08 |
имеется ли в организации учетная политика | Да, имеется | |
утверждено ли положение о бухгалтерской службе | Нет | |
утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии | Да | Должностная инструкция бухгалтера |
ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики | Да | |
корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета | Да | |
оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией | Да | |
сдается ли выписка из учетной политики в налоговое органы | Да | |
утвержден ли график документооборота | Нет | |
имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики | Нет | |
имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия) | Нет | Данные функции выполняют работники бухгалтерии |
имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике | Да | |
утвержден ли график проведения инвентаризации | Да | |
проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком | Да | |
проводятся ли обязательные инвентаризации | Да | |
проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений | Да | Акты проверок |
ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности | Да | |
определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета | Да | |
определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов | Да | Приказ |
Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п.12 ст.167 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы.
В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:
Таблица 13 - Аудит для целей налогового учета (период 2009 года)
Вопрос | Ответ |
Кем осуществляется налоговый учет в организации: главным бухгалтером; бухгалтерской службой; структурным подразделением и др. |
V |
Как составлены формы первичной учетной документации: на основе первичных документов бухгалтерского учета; на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета. |
V |
Какова технология обработки информации для налогового учета: ручная; автоматизированная. |
V |
Как составлены формы аналитических регистров налогового учета: на основе первичных документов бухгалтерского учета; на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета |
V |
Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров. |
нет |
. Утвержден ли график документооборота. |
нет |
3.2 Анализ и оценка бухгалтерского учета и внутреннего контроля материально-производственных запасов
В качестве информационной базы для анализа и оценки постановки бухгалтерского учета и внутреннего контроля материально-производственных запасов в ООО УК "ПОПАТ" были использованы:
Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей в ООО УК "ПОПАТ";
Приказ об учетной политике ООО УК "ПОПАТ" от 28.12.2008 г.;
Первичные документы по оформлению операций с материально-производственными запасами на предприятии;
Организационно-правовые документы и материалы предприятия;
Бухгалтерская отчетность ООО УК "ПОПАТ" и бухгалтерские регистры по учету материально-производственных запасов.
В процессе проведения анализа были использованы следующие законодательные и нормативные документы:
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
Федеральный Закон Российской Федерации от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденный приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов", утв. приказом Минфина России от 09.06.01 г. №44н;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31.10 00 г. № 94н.
При анализе были рассмотрены следующие вопросы, касающиеся учета производственных запасов:
оценка организации учета материальных ценностей;
организация и порядок ведения складского хозяйства;
изучение договоров на поставку материальных ценностей;
проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и переоценкой материальных ценностей.
Проверка операций с МПЗ проводилась в следующей последовательности:
Изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки (Приказ предприятия).
Оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении материально-производственных запасов.
Обследование складского хозяйства и состояния складских помещений на территории предприятия.
Изучение организации материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц.
Анализ состава производственных запасов на отчетную дату.
Определение объема выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации на складе.
Анализ движения материально-производственных запасов.
Проверка оценки материально-производственных запасов в учете.
Проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов.
В процессе анализа и оценки системы бухучета и внутреннего контроля были обследованы склады, кладовые и другие места хранения производственных запасов на предприятии, проверены условия их хранения, состояние противопожарной безопасности складских помещений, оснащенность складов оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений.
Также в ходе обследования особое внимание было уделено проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материалов на предприятии, является разработка и вручение материально-ответственным лицам должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления отчетов в бухгалтерию и другие условия.
При осмотре мест хранения производственных запасов по имеющимся у материально ответственных лиц документам было выявлено, что оформление приемки и отпуска материальных ценностей, а также записи в книги и карточки складского учета производятся своевременно. Запасы на предприятии хранятся на нескольких складах, и их инвентаризация проводится одновременно, чтобы исключить возможность переброски запасов с одного склада на другой.
Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материально-производственных запасов была проверена на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).
Общим способом проверки приходных операций на складе явилось сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков и документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.
На предприятии закупочные акты содержат обязательные реквизиты. Внутренними документами, которыми оформляют поступившие ценности, являются сопроводительные документы поставщиков, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы.
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, было установлено, что итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей соответствуют данным других учетных регистров и не имеют значительных расхождений.
По данным регистра синтетического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а также по приходным документам складов было определена правильность документального оформления приемки грузов - материалов со стороны. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставлялись с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.
Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, было обращено внимание на то, что кредиторская задолженность поставщикам реальная и неучтенных счетов поставщиков выявлено не было. Для этого были сверены записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.
В ходе документальной проверки операций по поступлению материально-производственных запасов было установлено, что на предприятии соблюдаются правила количественной и качественной приемки; правильно оформляются акты приемки; своевременно предоставляются в бухгалтерию Отчеты материально ответственных лиц. Расхождений не было выявлено.
При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы были сверены с сопроводительными документами поставщиков. Актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей не обнаружено. Материально-производственных запасов, не принадлежащих организации, не обнаружено.
В ходе аудита материально-производственных запасов также был проверен порядок отражения в учете налога на добавленную стоимость (НДС) по поступающим запасам. Во всех случаях НДС был списан при условии оприходования материалов независимо от оплаты задолженности поставщику.
Материальные ценности отражены в бухгалтерском учете и отчетности предприятия по фактической себестоимости. Она определена по затратам на их приобретение: (транспортно-заготовительные расходы), наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС). Этот аспект закреплен в Приказе по учетной политике предприятия на 2009 г.
Было проверено и выявлено, что учет производственных запасов ведется на счете 10 "Материалы" в разрезе субсчетов (сырье и материалы, конструкции и детали, топливо и другие однородные группы) и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских признаков (сорта, марки, кондиции и т.д.); на складе присваиваются материальным ценностям номенклатурные номера в зависимости от их потребительских признаков и указывают их в первичных документах и складском учете.
Отпуск материалов в производство был проверен по накопительным ведомостям расхода материалов со складов, составляемым на основе расходных документов. Было установлена целесообразность таких операций, правильность оформления всех документов - договоров, доверенностей, товарно-транспортных накладных и других первичных документов.
Кроме того, была проверена достоверность записей в регистрах синтетического и аналитического учета (выборочным способом) на основании первичных документов. На предприятии существует система внутреннего контроля учета производственных запасов, проводится регулярный внутренний анализ, результаты оформляют в форме рабочих документов предприятия.
Приложение 1
ОРГАНИЗАЦИОНАЯ СТРУКТУРА ООО "УК "ПОПАТ"