скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Анализ состояния туризма в г. Серпухов

Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и поведал идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».

Радостный и вполне здоровый, он из Владычнего отправился к Преподобному Сергию. На обратном пути опять заходил во Владычний, чтобы возблагодарить Матерь Божию за Ее дивное о нем промышление.

Весть о чудном явлении иконы быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые являлись во второй и в третий раз, уже затем, чтобы благодарить Царицу Небесную за Ее великие милости, потому что страдавшие, казалось, неисцельными пьянственными болезнями (например, запоем) без труда бросали губительное вино, возвращались к спокойной, трезвой жизни, вносили счастье в свои дома и все это приписывали небесной помощи Матери Божией. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который память о своем выздоровлении увековечил тем, что в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее среброзлащенные ризы, взамен фольговой, и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией.

Конечно, скоро после своего прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте. И теперь как бы самим местонахождением Матерь Божия в Своей иконе сделалась близкой ко всем несчастным и всем ищущим Ее заступления. (Посещающие Владычний монастырь хорошо знают это.)

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше.

Какова была благочестивая мысль у того, кто так изобразил «Знамение Божией Матери»? Можно полагать, что мысль его переносилась к святейшему Таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это Чаша Святого Причащения, откуда источаются приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительными заслугами Господа нашего Иисуса Христа. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда не иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно ходатайствует, чтобы Жертва сия — Святая Чаша — была принята в Пренебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И верится, что бедные и несчастные люди, одержимые пьянственной страстью, ни в чем и никогда не найдут такого могущественного средства против своей тяжелой болезни, как только в Чаше Святого Причащения. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовых Таин: Она и молится за нас, и заступает, и покрывает, и охраняет нас от всех бед и напастей, и испрашивает нам у Бога, Сына Своего, всякие блага и особенно Жизнь Вечную.

Священник Иаков Бриллиантов. 1912 г., г. Серпухов.

К сожалению, неизвестен тот день, в который была явлена икона, но так как она явилась через предстательство строителя Варлаама, день ее празднования приурочен ко дню преставления преподобного — 18 мая.
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась в монастыре до 1919 года, а после его закрытия — в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

Чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых»

Другой святыней монастыря на протяжении веков была упомянутая выше чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению святителя Алексия.
О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии.

Чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина

В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. Предание гласит, что, когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону святого Иоанна, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь. С тех пор и по сей день на память святого мученика Иоанна Воина — 12 августа — в обители совершается всенощное бдение и праздничная литургия.

Чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского

В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. В «Историческом описании Серпуховского Владычнего монастыря» сказано, что этот образ «можно считать самым первым и верным образом святого царевича», а придел, учрежденный в честь него во Введенском соборе, — «современным храму Спаса на крови».

В монастыре также чтились Владимирская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, храмовый образ Вознесения Господня и Казанская икона Божией Матери, имеющая благодать исцеления от плотской страсти.

Подвижники Владычнего монастыря

Преподобный Варлаам Серпуховской

День 18 мая известен верующим как праздник иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", имеющей благодать исцеления от недуга пьянства. Но, к сожалению, очень и очень немногие знают, что именно в этот день, 18 мая 1377 года, отошел в жизнь вечную тот Божий угодник, через предстательство которого Матерь Божия изволила даровать нам чудотворный образ "Неупиваемая Чаша", - преподобный Варлаам Серпуховской.
История донесла до нас весьма скудные сведения о преподобном Варлааме. Очевидно, Варлаам был одним из тех ревнителей уединенной жизни, которые по примеру преподобного Сергия Радонежского водворялись тогда в дремучих лесах и безлюдных пустынях.

Но Промыслом Божиим преподобный Варлаам оказался рядом со святителем Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени. Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году, где был свидетелем чудесного исцеления святителем жены хана Джанибека Тайдулы от постигшей ее слепоты.

Древняя Владычняя летопись повествует, что в 1360 году Божия Матерь чудесным образом повелела митрополиту Алексию основать монастырь в окрестностях города Серпухова. Инок Варлаам был послан выбрать место для возведения обители, которое и было ему указано свыше особенным знамением, о котором он обещал рассказать святителю Алексию, лишь когда "приидет смерть".

В 1362 году трудами инока Варлаама был выстроен каменный собор во имя Введения во храм Божией Матери.

В 1377 году преподобный Варлаам почувствовал приближение смерти и написал об этом святителю Алексию. Алексий поспешил в Серпухов. Как повествует летопись, "...найдя Варлаама слепым и болезненным, он стал просить преподобного рассказать обещанное: "Брате Варлааме! Господа ради поведай мне то, что обещал прежде сего поведати, бывшее до основания сего монастыря". Варлаам же отвечал ему: "Не могу словом поведати, занеже страшно бе, и писанием возвестити - не вижу".

Тогда по повелению святителя Алексия принесли трость, чернила и свиток и вознесли общие молитвы. Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: "Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и то было по Ея промыслу. Егда падох, и видех Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией ступени". В это время необыкновенный свет озарил келью Варлаама. Преподобный попросил привести к себе слепого схимонаха Гедеона. Возложив свою руку на его голову, Варлаам исцелил старца от слепоты и предсказал ему скорую кончину: "Я сегодня отхожу, ты же, поживши три недели, [...] преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров". Затем, поцеловав святителя, преподобный Варлаам преставился с миром в 5-й день мая 1377 года. "Св. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам был погребен на церковной паперти, по своему завещанию: "Погребите меня, дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы". По предречению святого Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама".

В том же 1377 году по распоряжению свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, для Серпуховского Владычнего монастыря написана икона "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых" по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжении многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.).

В середине прошлого столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. По сообщению игумении Митрофании, только в мае 1869 года в монастырской гостинице имели приют 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно ему.

С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства.

Краткая история почитания преподобного Варлаама Серпуховского

Если мы перенесемся мысленно в 60-е годы XIX столетия, то увидим, что благолепные храмы обители переполнены богомольцами, пришедшими на поклонение святыням монастыря. Особенно много молящихся на паперти соборного Введенского храма, где покоятся под спудом честные мощи преподобного строителя Варлаама.

«Дворяне, служащие и неслужащие, чиновники, полковые всех чинов, купцы, цеховые, мещане, дворовые люди, крестьяне, монахи, послушники, священники и прочие лица духовного звания — одним словом, всех званий, сословий и состояний, обоего пола люди, богатые, бедные, убогие, больные и здоровые — все и со всех концов России стекаются ко гробу преподобного Варлаама» (из донесения игумении Митрофании в Серпуховское Духовное Правление от 3 сентября 1869 года).

Надгробие преподобного Варлаама было предметом почитания для верующих на протяжении шести столетий. За это время по молитвенной помощи преподобного получили исцеления множество людей, страдающих различными заболеваниями: глазными, костными, раковыми, а также беснованием и пьянством. Скорбящие получали утешение, потерпевшим от воров возвращалось пропавшее имущество. По молитвам святого исцелялся даже скот. Многочисленные сведения об исцелениях хранятся ныне в Центральном государственном историческом архиве г. Москвы. Приведем некоторые из этих свидетельств.

«19 июня 1870 года жена диакона церкви Знамения Божией Матери села Страхова Тульской губернии Алексинского уезда Мария Ивановна Погожева сделала следующее заявление об исцелении своей двенадцатилетней дочери Анны: "Четыре года тому назад, когда ребенку было восемь лет, по неизвестной причине у нее стала болеть голова, потом боль перешла в руки, грудь, живот и, наконец, остановилась в ногах. Сначала девочка чувствовала ломоту, потом ноги ее стало сводить под коленками, туловище согнулось в кольцо, так что она едва могла передвигаться. Я старалась употреблять разные домашние средства: делала ей ванны, парила в бане, растирала разными мазями, но помощи бедный ребенок не получал. Так прошел год. Муж мой, диакон Петр Васильевич, говорит мне в одно утро, что он слышал во сне чудный звон, как будто в монастыре, и, принимая это за знамение Божие, предложил мне идти в Серпухов во Владычний монастырь помолиться преподобному Варлааму. Ребенка мы всю дорогу несли на руках, ибо, скорчившись, она переступала еле-еле. В обители мы отстояли всенощную и две литургии, раннюю и позднюю, взяли масла от святого гроба преподобного Варлаама и святой воды, приложили девочку к чудотворному образу Царицы Небесной  и к изображению на гробнице Варлаама. После этого я вынесла девочку из храма и тут же натерла святым маслом ее руки, ноги и живот. К удивлению своему, сразу заметила, что спина ее стала немного разгибаться, и девочка свободно встала на ноги и прошла несколько шагов. Когда же мы отправились домой, то от обители через весь город она несколько раз спускалась у нас с рук и шла, хотя и медленно, но свободно, а спинка ее заметно распрямилась. По возвращении домой я продолжала натирать ее чудесным маслом ежедневно, и моя девочка через месяц стала совершенно здорова».

«Я, нижеподписавшаяся Серпуховскаго уезда, Пущинской волости, прихода Николы Березинскаго села Шатова временнообязанная крестьянка Татиана Тимофеева Карпова, 36-ти лет, шестнадцать лет была одержима злым духом, но никогда нигде, ни в храме, ни дома, не кричала, ходила по богомольям в Воронеж, в Задонск и пять раз была у Преподобного Сергия, но, кроме сильнаго расслабления, дремоты или тоски, в церкви я никогда ничего не чувствовала. В нынешнем году я услыхала, что одна девица немая получила исцеление от преподобного Варлаама, я и поусердствовала идти помолиться к преподобному, но не имела свободного времени; в Духов день, 5 июня сего года, я пошла во Владычний монастырь и, когда стала подходить к Святым воротам, почувствовала сильное расслабление и с трудом взошла в монастырь, а когда подошла к соборной паперти, у меня задрожали ноги и дальше я уже идти сама не могла, меня взяли сестры монастырские и насильно подвели к раке преподобного. Рассудка я не теряла и сердцем очень стремилась к угоднику Божию, но преодолеть изнеможение не могла и сильно рыдала и вся дрожала, но сестры монастырские, две, подняли меня, и когда я стала прикладываться к гробнице преподобного, зарыдала, и вся затряслась, и тут же почувствовала, что с меня свалилась точно шуба. Обедню я стояла хорошо, только чувствовала тяжесть в ступнях и тут же стала совершенно здорова. Нынешний день, 11 июня 1867 года, я пришла поблагодарить угодника Божия за дарованное мне исцеление, стояла обедню, прикладывалась к угоднику Божию сама и чувствовала в себе особенную радость и сочла нужным заявить начальству монастыря о полученном мною 5 числа июня исцелении. Серпуховского уезда, Пущинской волости, села Шатова временнообязанная крестьянка Татиана Тимофеева Карпова...

родолжение исцеления.) 1867 года июня 12 Татиана Тимофеева была у обедни в соборном храме Введения Богоматери, где почивает преподобный Варлаам, после которой служивший обедню священник Московского Архангельского собора отец Николай предложил одержимым нечистым духом больным прочесть над ними канон о изгнании бесов. В том числе была и Татиана, которой отец Николай сказал: «Ты здорова, стань сзади», а она, движимая какою-то силою, выдвинулась вперед, и когда он стал давать всем болящим прикладываться ко кресту со святыми мощами, то Татиана сказала ему: «Батюшка, что же вы не дадите мне приложиться ко кресту, ведь и я недужная». Он отвечал ей: «Ты получила исцеление», а она ему возразила: «Одному Богу известно и Царице Небесной да преподобному Варлааму, как я здорова и что я в себе чувствую». И в ту же минуту она стала кричать, а священник стал заклинать злого духа, чтобы вышел из нее, и тогда какой-то голос в ней стал кричать: «Выйду, выйду, скоро теперь выйду, я уже в глотке»; при вопросе: «Когда ты взошел в рабу Божию?» — долго упорствовал, высказываться не хотел, наконец закричал: «Взошел в обед, в обед, в обед», три раза повторяя одно и то же. Потом, когда священник продолжал осенять ее крестом и обернул шею ее святым поясом, заклиная беса выйти, она затопала с неимоверною силою и закричала: «Удушишь, старый, но ведь не ты, а тут Варлаам действует, да вон там, на стене, тебя учит, что делать, а ты бы сам не догадался»; потом закричала: «Пустите на пол, сейчас буду выходить». Тут Татиана с ужасным кривлянием упала на пол на спину, держа руки крестообразно, лицо ее было багровое, на лбу образовались бугры, выражение лица было ужасное, зверское, она с насмешкою стала говорить, глядя через голову: «Обманул, притаился, да Варлаам не дает покою, и Татиана такая скверная, что я более не могу в ней жить, ведь она всех гадов мне дает, потому и трудно мне оставаться в ней, шестнадцать лет она меня всякий день мучает, а теперь Варлаам гонит, а погодите, когда крышка откроется, тогда-то что будет, он всех нас погонит, лихей его ведь нет теперь». Грудь у нее и живот раздувало как будто мехами, крест со святыми мощами был положен на ее грудь, чтение святого Евангелия возбуждало в ней неистовство, она закричала: «Выйду, выйду, дымом выйду, глядите!» — и с этими словами открыла рот, закрыла глаза, сложила руки на грудь и повторила: «Я выйду, а она околеет», и после того она успокоилась, рот был все открыт, и вдруг совершенно другим голосом закричала: «Молитесь, сестры, молитесь за меня, грешную», перекрестилась и встала, прося подать ей Тихвинскую икону Богоматери, запрестольную. Требование ее было исполнено... 13 числа она исповедовалась и приобщилась Святых Таин. Казалось, она совершенно выздоровела, но лютый враг, мучивший ее, еще скрывался в ней. Вечером в тот же день она приняла масло из лампады, горящей при чудотворной иконе Введения Богоматери и гробнице преподобного Варлаама, и тут вновь с нею был припадок. Священник начал читать над нею опять канон о изгнании бесов, и в это время она страшно билась, сделалась без памяти. Это продолжалось от вечерни и до 11 часов вечера, все время читали над нею молитвы, а она кричала, билась и наконец растянулась на полу перед аналоем, потом окружила, лежа на спине, весь пол, движимая неестественною силою, и все кричала: «Один вышел в Духов день, теперь и я выйду, но я сильней того, мне трудней выйти; благослови, отец, мне рвотой выходить», и рвало ее очень, и все это на речку снесли, потом она закричала: «Выйду, позовите матушку игумению, матушку Алексию и всех сестер, чтоб они видели, как я выгляжу, выгоняют меня Царица Небесная «Введение...» и Варлаам, они выгоняют, а не ты, Варлаам выгоняет, он лихой такой, дымом пойду». Тогда накрыли ее пеленою с гробницы пре-подобнаго, разули ее ноги, и кропил их священник святою водою, ибо она прежде все говорила, что чувствует тяжесть в ступнях, после того язык у нее вышел вершка в три, лицо сделалось безобразное, длинное, и вдруг дым клубом из нее вышел смрадный и в ней закричал: «Выхожу, выхожу». После этого мало-помалу она стала приходить в себя и, опомнившись совершенно, сказала, что ничего не помнит, что с нею было, лицо ее стало светлое и спокойное, она перекрестилась, встала, говоря, что ей совершенно легко, что у нее в глазах посветлело, а на другой день привела своего мужа, который пять лет не говел и здесь, в монастыре, исповедовался и приобщился, а ныне, 24 июня, они оба пришли в монастырь помолиться и принесли к преподобному малолетних детей и за обедней приобщили их... Все сие описано мною в точности и добросовестно со слов священника отца Николая и сестер, бывших очевидцами сего благодатного исцеления, к которому прилагаю и свидетельство от лиц, знавших Татиану прежде сего. Серпуховского Владычнего монастыря игумения Митрофания».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.