скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Анализ состояния туризма в г. Серпухов

Успенская церковь с. Старые Кузменки

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Старые Кузменки

Духовенство: протоиерей Владимир Седов - настоятель

В 1627 году с. Кузьменки входило в вотчинные владения Серпуховского Высоцкого монастыря.

В 1694 году церковь перестраивают в каменную и выдают новый антиминс.

Постройка относится к тому же типу приходских храмов, который был особенно распространен в московском зодчестве в середине XVII века.

В 1700 году село из владений Высоцкого монастыря переходит к А. Д. Меншикову, который променивает его Богоявленскому монастырю.

С Успенским храмом села Старые Кузьмёнки связано имя преосвященного Арсения (Жадановского), бывшего в 1914-1923 годах епископом Серпуховским (расстрелян 27.09.1937г. в Бутове), и других подвижников благочестия, ставших исповедниками и новомучениками в годы безбожного гонения. "Почитание Владыки Арсения среди жителей Серпухова в те годы было велико, "все благоговели перед его именем. Народ в Серпухове вообще отличался большим благочестием: работницы текстильных фабрик, которых в городе было несколько, жили по-монастырски, зная только церковь и свою работу. Церквей было множество, почти на каждой улице, их постепенно закрывали и разрушали". Многие насельницы Серафимо-Знаменского скита были уроженками Серпухова...

...в 1924г. Владыка Арсений переехал в село Кузьмёнки под Серпуховом и жил в доме настоятеля местного храма протоирея Михаила: за Владыкой последовали две келейные сестры - инокини Александра и Матрона (Чушева, расстреляна 27.09.1937г. вместе с Владыкой Арсением в Бутове) из числа скитских насельниц. В половине дома, предоставленной отцом Михаилом Владыке Арсению, была устроена домовая церковь, в которой он служил. В Кузьмёнки приезжала жившая после закрытия скита в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь, скитские сестры и мирские духовные чада."

Упомянутый выше настоятель Успенской церкви протоирей Михаил Иванович Пятикрестовский погребён в церковной ограде с южной стороны, вблизи Троицкого придела. Дом, в котором была церковь епископа Арсения, к сожалению, не сохранился, на его месте в 1990-е годы построено частное домовладение.

Храм никогда не закрывался и всегда был действующим, много раз подвергался разграблению, но благодаря помощи прихожан, восстанавливался.

Трапезная и колокольня храма сооружены во второй половине XIX века в формах архитектуры XVII столетия.

Церковь имеет два придела: св. Живоначальной Троицы; святителя Николая Чудотворца.

Исторические материалы и исследования

Ц. Успения Пречистыя Богородицы в селе Кузьминском. 7128г. у церкви двор попа Тита; в приходе: в деревне Рыжиковой 3 дв. крестьян; в дер. Петровской 6 дв. крестьян; в дер. Глубокой 7 дв. крестьян, итого 17 дв. На дворы положено патриаршей дани 5 алт. 2 ден., заезда алтын, казенных платеаных полчетверта алтына. Церковная земля лежит впусте, перелогом и лесом поросла.

7161 г. по новому письму и дозору положено дани рубль 17 алт. 5 ден., заезда гривна. 135 г. в Окологородном стану вотчина Высоцкаго монастыря село Кузминское на речке на Боровенке, а в нем храм Успения Пречистыя Богородицы древяной клетцки, церковное строенье - образы и книги и клепало и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей, на погосте во дв. поп Микифор, во дв. церковной дьячек Степанко Осипов, во дв. просвирница Овдотья да на погосте двор монастырской; пашни церковные монастырскаго данья 8 чети, церковнаго сена 20 копен.

К селу Кузьминскому деревни: Рыжикова на суходоле, на Кузминском лоску, Петровская на речке Московке, Глубокая, на речке Городенке, на Глубоком враге, Верхняя Велем на речке Велемке, Нижняя Велем, Грибуринская тож, на речке Велемке (Писц. кн. 439, лл. 216-219).

7202 года сентября в 17 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Успения Пр. Богор. в серпуховской уезд, в село Кузминское, взял антиминс тоя ж церкви поп Василий (Патр. пр. кн. 138, л. 52).

В 1700 г. по именному указу пол-села пожаловано Александру Даниловичу Меншикову "за ослушание великаго государя указу, что власти Высоцкаго монастыря не учинили селидбу до указу в том своем селе на землях на большой воронежской дороге". В 1701 г. Александр Меншиков вотчину пол-села Кузминскаго променил в Богоявленский монастырь архимандриту Евфимию (Вотч. Колл. дела стар. л. по гор. Алексину кн. 3, № д. 27 и по Москве ст. л. кн. 42, № д. 2).

В переписной 1703 года книге при Успенской церкви написано: попы Василий Никифоров, Егор Никифоров, Лев Никифоров, диакон Дмитрий Никифоров, дьячки Михей Никифоров, Василий Егоров, пономарь Петр Егоров; пашни церковныя земли 8 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, в приходе 177 дворов (Патр. пр. св. 466, № д. 2248).

1705 г. при селе Кузминском деревня Кузминская, что выселена из этого села, на большой московской дороге, с 12 дв. крестьян (Переп. кн. 10331).

1729 г. генваря в 25 день дана первая патрахельная память, по подписанию на выписке преосв. Леонида, архиепископа сарскаго и подонскаго, по приходской заручной челобитной и по допросным речам, серпуховскаго уезда села Кузминскаго церкви Успения Пр. Богор. вдовому попу Федору Михееву на два года; пошлин по 5 ал. на год, итого 10 ал., нужнейших 1 ден. (Патр. пр. кн. 314, л. 57). 1734 г. сентября дня выдана ему же, попу Феодору, четвертая патрахельная память на два года.

По дороге на Серпухов, немного в стороне от старого Симферопольского шоссе, справа, - небольшой, скромный сельский храм села Старые Кузьменки - Успенская церковь (1694). Постройка эта почти ровесница Зачатьевской церкви на Лопасне и относится к тому же типу приходских храмов, который был особенно распространен в московском зодчестве в середине XVII века. Здесь такие же чисто декоративные (несветовые) барабаны пятиглавия, те же полукруглые кокошники, отсеченные карнизом, только вместо поребрика Успенская церковь украшена пояском небольших квадратных филенок. На южном фасаде храма два простейших фигурных наличника с килевидным очельем; с северной стороны церковь украшена одним наличником, но более нарядным по рисунку. Оригинально его треугольное завершение из балясинок. И еще одна оригинальная черта: на южном портале - балясинки вместо обычных "дынек". Пусть и незначительные, но детали эти придают какую-то трогательность церкви в Кузьменках - отражают нетрафаретность мышления ее строителей. В сельской Успенской церкви нет четкости и правильности линий, здесь над декором как будто "на глазок" работали: некоторые окружности далеки от правильной формы, линии неровны, отдельные детали убранства в иных местах кажутся вылепленными неуверенной рукой непрофессионала. Но тут не небрежность, а какая-то почти детская наивность украшения. Все это вовсе не портит церковь, а придает ей особое обаяние. Перед нами именно сельский храм, со всеми присущими ему чертами, вплоть до отмеченных особенностей обработки фасадов. Трапезная и колокольня церкви в Кузьменках сооружены во второй половине XIX века в формах, близких архитектуре XVII столетия.

Флоро-Лаврская церковь с. Игумново

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Игумново.

Духовенство: свящ. Владимир Кирпичев - настоятель.

Село Игумново на протяжении нескольких веков было вотчиной Высоцкого монастыря г. Серпухова. В 1627 году здесь был двор монастырский, 9 дворов крестьян и один бобыльский. Деревянная церковь, построенная "клецки", стояла "без пения". В 1672 году на смену ей пришла новая деревянная церковь.

После секуляризации церковных земель село Игумново стало казенным.

Как сказано в "Ведомости о церкви Флоро-Лаврской Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново", "каменная церковь построена в 1800 году тщанием приходских людей". Местное предание свидетельствует, что главным жертвователем был помещик сельца Саймоново, что в шести верстах от Игумново.

Освящена церковь была лишь в 1823 году после того как был "иконостас позолочен, иконы написаны, стенное писание устроено благолепно".

дание каменное, - свидетельствует ведомость, - с таковою же колокольней, покрыта железами, тверда. Престолов в ней два: в настоящей во имя св. мучеников Флора и Лавра; в пределе холодном же во имя святителя Саввы Сербского.

В клировой ведомости за 1831 год сказано, что "причта положено издавна священник, дьячок и пономарь". Приход состоит из жителей села Игумново (46 дворов, 176 мужчин, 194 женщины), сельца Саймонова (14 дворов, 65 мужчин, 65 женщин), деревни Байдиной (3 двора, 18 мужчин, 25 женщин).

В 1892 году при церкви открыта церковно-приходская школа. В 1899 году псаломщик церкви (прослуживший к тому времени в ней 50 лет) Андрей Емельянович Смирнов "Высочайше награжден за 50 - летнюю службу золотой медалью с надписью "За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте". Еще 9 лет служил он в церкви, уйдя на покой в 79 лет.

Сведения за 1909 год сообщают, что причта по штату священник и псаломщик, содержание их скудное, утварью церковь недостаточна.

Церковь была закрыта в 1939 году, церковное имущество было конфисковано, все ценное было вывезено в Серпухов. Здание церкви использовалось под складские помещения различного назначения.

Благодаря стараниям тогдашнего настоятеля прот. Савелия Гаврилина сохранились особо ныне почитаемые прихожанами большое деревянное распятие и ростовая икона архангела Михаила - покровителя святых братьев Флора и Лавра.

В 80е годы XX века церковь была превращена в клуб.

С 1996 года богослужения в церкви возобновлены и совершаются в воскресенье и праздничные дни. При церкви работают церковно-приходская школа и библиотека.

Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее автобусом "Серпухов-Турово", либо "Серпухов-Зиброво" до ост. "Игумново".

Церковь Архангела Михаила в селе Шатово

Село Шатово на реке Ухменке в 1617 г. было вотчиной Федора Григорьевича Шишкина, данной ему "за осадное сидение царя Василия", то есть Федор Григорьевич защищал в Смутное время Москву, в которой царем был Василий Шуйский, от банд "тушинского вора" Лжедимитрия II. В 1647 г. поместьем владел его сын Алексей, который в 1654 г. выстроил деревянную церковь Архангела Михаила с приделом святителя Николая Мирликийского. Алексей Федорович имел детей Федора, Ивана (владевших селом с 1667 по 1699 гг.) и Анну. В 1692 г. была построена новая деревянная церковь. Дети Федора Алексеевича - Иван, Матвей и Григорий. В 1705 г. Шатово во владении Алексея Ивановича и Ивана Федоровича Шишкиных. В 1737 г. Анна Алексеевна, вдова подполковника Григория Федоровича Шишкина, построила деревянную церковь Всемилостивейшего Спаса с приделом Архангела Михаила, освященную в 1738 г. игуменом Владычного монастыря Иоанном. В 1860-х гг. в Шатово - деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского (так сказано в "Кратких сведениях о всех церквах Московской епархии" И. Благовещенского, а "Московские епархиальные ведомости" в № 40 за 1913 г. церковь в Шатово назвали Спасской).

Ныне существующая каменная церковь Архангела Михаила построена в 1903 г. по проекту Сергея Германовича Аппельрота, в 1901 г. помощника архитектора Р. И. Клейна, и в том же году он назначен городским архитектором Серпухова, работал в городе более 10 лет. Кирпичное, без штукатурки и побелки здание церкви имеет осевую плановую композицию, выдержанную в строгой симметрии. На одной оси расположены алтарь, собственно храм с боковыми приделами, западный притвор, переход и колокольня.

В советское время храм был закрыт и сильно поврежден.

Духовенство: священник Димитрий Февралев.

Адрес: Московская область, Серпуховской район, с. Шатово.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 127 "Протвино" до д. Калиново, далее пешком 2 км.

Церковь Воздвижения Креста Господня с. Лукино

Адрес: Московская область, Серпуховский район, дом отдыха "Авангард".

После гражданских войн Смутного времени от древнего Воздвиженского погоста на р. Каменке в 1617 г. осталась только церковная земля. Она отдавалась в оброк Филимону Ивановичу Нарышкину. В 1638 г. половиной находившегося рядом с погостом с. Лукино (Воздвиженское) владел Федор Семенович Беличев, получивший полсела в приданое за женой Варварой от ее матери Неонилы Вонифатьевны Владычкиной. В 1676 г. село принадлежало Ивану Владычкину, от которого его унаследовали дети Афанасий и Василий. В 1705 г. здесь вотчина стольника Василия Ивановича Владычкина. В 1710 г. село перешло к его дочери Анастасии. В 1726 г. в селе дворянского помещика капитана Михаила Ивановича Пушкина и подполковника Василия Михайловича Лихарева. От устроенной в XVIII в. усадьбы остались только парк и пруды. В середине XIX в. здесь были усадьбы В. И. Рачинской и А. А. Фольт. Во 2-й половине XIX в. владели купец И. П. Плетников (сохранились деревянный дом, флигель службы, оранжерея) и помещик Ягодин.

Ныне существующий каменный храм Воздвижения Креста Господня возведён в 1787 г. Во 2-й половине XIX в. построена трапезная с приделами святителя Николая Мирликийского и иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" и изменён архитектурный декор храма.

12 декабря 1857 г. определен грамотой митрополитом Московским Филаретом священник Владимир Доброхотов. Родился в Московской губернии в 1833 г., сын пономаря, учился в Московской Духовной Семинарии, которую окончил по второму разряду. В семье священника Крестовоздвиженской церкви, о. Алексея Нарского, родился сын Владимир, тоже ставший священником. О. Владимир, настоятель церкви с. Ермолино Подольского района Московской области, расстрелян в 1938 г. в Бутово. В советское время храм был закрыт, разрушены главка и колокольня.

В настоящее время община зарегистрирована, но есть препятствия со стороны областного министерства культуры и вышестоящей организации дома отдыха "Авангард", чтобы возобновить богослужения по пятницам и по престольным праздникам: Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Церковь Иоанна Предтечи в селе Иванова Гора

На древнем погосте Иоанно-Предтеченского храма на реке Наре издавна стоял деревянный храм. По преданию, погост Иванова Гора посетил преподобный Сергий Радонежский по дороге в Высоцкий монастырь. Здесь он посадил дуб, от которого ещё в 1890-х гг. оставался огромный пень.

В 1895 г. была построена новая колокольня при храме Святого пророка Иоанна Предтечи по проекту архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857 - 1913) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862 - 1905). Она была только на 2 аршина ниже, чем колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Ее освятили настоятель Давидовой пустыни иеромонах Валентин и настоятель храма священник П. И. Лебедев. Колокольня строилась на средства благотворителя многих окрестных храмов, церковного старосты Предтеченского храма Диомида Митрофановича Хутарева (в поселке рядом, ныне носящем название Пролетарский, находилась его фабрика). Во втором ярусе был устроен храм во имя святого мученика Диомида.

При фабрике Д. М. Хутарев создал школу, сохранилось известие, что ученики в количестве 83 человек ходили со священником П. И. Лебедевым в паломничество в Давидову пустынь, где им были предложены ночлег и трапеза.

В советское время храм уничтожен перестройками под нужды районной психиатрической больницы, занявшей и его, и дом причта.

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Иванова Гора.

Проезд: по старому Симферопольскому шоссе до пос. Пролетарский.

Церковь Михаила Архангела в селе Нехорошево

Устроена из кирпича на старом Юшковском погосте в 1691 году на месте деревянного храма, отмеченного под 1617 годом. Общая композиция церкви, традиционная для зодчества XVII века, сочетается с декоративными формами московского барокко. Здание состоит из кубического объема четверика, завершенного карнизом и поясом кокошников, небольшой трапезной и шатровой колокольни. В 1860 году, когда селом владел князь Н. С. Вяземский, боковые фасады храма были застроены приделами, что повлекло за собой ряд изменений в облике храма. В 1880-е годы село Нехорошево было одним из ведущих культурно-просветительских центров Московской епархии, известным не только в России, но и далеко за ее пределами. При храме существовала церковно-учительская школа, попечителями которой были баронесса С. М. Энгельгардт и Иван Андреевич Хутарев. При участии семейства Хутаревых церковь была перестроена и заново расписана. В 1884 году появилось двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.