Курсовая работа: Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов
Первую группу составляют профессии типа «Человек – природа», где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения «Человек – техника», объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и т.п.
Третью группу образуют профессии типа «Человек – человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
Четвертую группу составляют профессии типа «Человек – знаковая система». Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты и т.п.
Пятую группу образуют профессии типа «Человек – художественный образ». Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Это такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д..
Опросник Климова содержит 20 пар вопросов, результаты ответов на которые и будут характеризовать область профессиональных интересов и склонностей испытуемых.
Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:
Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Развито абстрактное мышление. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и т.п.
Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Стремятся поучать и воспитывать, психологически настроены на человека, гуманны. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи и т.п.).
Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Стереотипны, конкретны, практичны. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Доминантны, любят признание, любят руководить. Обладают хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: журналист, артист, телеоператор, директор, дипломат и т.п.
Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Развиты моторные и вербальные способности. Характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Предпочитает творческие занятия; музыку, рисование, литературное творчество и т.п..
Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую.
Социальный статус личности определялся с помощью социометрического исследования групп учащихся.
Учащимся была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?
Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?
Число выборов, полученное каждым учащимся, измеряет его социометрический статус.
После применения методов статистического анализа были получены следующие результаты: учащиеся 9 «А» класса имели высокий статус, если они получали 13 выборов и больше, средний статус – от 12 выборов до 4, низкий статус – от 3 выборов и меньше; учащиеся 9 «Б» класса имели высокий статус, если они получали 15 выборов и более, средний статус - от 14 выборов до 5 и низкий статус – от 4 и меньше.
Самооценка и притязания учащихся определялись с помощью методики Дембо – Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.
Учащимся предлагалось отметить на каждой из семи шкал («Здоровье», «Ум», «Характер», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Внешность», «Уверенность в себе») уровень своей самооценки в настоящий момент, а также тот уровень, который нужно достигнуть, чтобы быть удовлетворенным собой, почувствовать гордость за себя.
По каждой из шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определялся:
А) уровень притязаний в отношении данного качества (по расстоянию в мм от нижней точки шкалы до поставленного учащимся знака);
Б) высота самооценки (от нижней точки до поставленного знака);
В) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (разность между соответствующими величинами).
Далее определялась средняя мера каждого из показателей у учащегося. Ее характеризует среднее арифметическое каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.
Кроме того, каждому учащемуся было предложено составить список из 5 престижных и 5 не престижных, по его мнению, профессий, а также написать две профессии, которые он выбрал для своего будущего.
Описание выборки.
В исследовании принимали участие 52 учащихся 9-х классов средней школы 14 г. Новокуйбышевска: 27 учащихся из 9 «Б» класса и 25 учащихся из 9 «А» класса. Из них 29 девушек и 23 юноши.
2.2 бсуждение результатов
2.2.1 Диагностические характеристики выборки
Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей.
Уровень притязаний | Уровень самооценки | Степень расхождения | |||||||||
Очень Высок. |
Высок. | Средн. | Низкий | Очень высок. | Высок. | Средн. | Низкий | Высок. | Средн. | Низкая | |
9 «А» |
7 28 % |
10 40 % |
8 32 % |
- 0 % |
3 12 % |
17 68 % |
5 20 % |
- 0 % |
7 28 % |
16 64 % |
2 8 % |
9 «Б» |
11 41 % |
11 41 % |
5 18 % |
- 0 % |
9 33 % |
14 52 % |
3 11 % |
1 4 % |
7 26 % |
18 67 % |
2 7 % |
Все |
18 35 % |
21 40 % |
13 25 % |
- 0 % |
12 23 % |
31 60 % |
8 15 |
1 2 |
14 27 |
34 65 |
4 8 |
Результаты социометрического исследования представим следующей таблицей:
Высокий статус |
Средний статус |
Низкий статус |
||
9 «А» | 8 % | 36 % | 56 % | 100 % |
9 «Б» | 0 % | 44 % | 56 % | 100 % |
Все | 4 % | 40 % | 56 % | 100 % |
Из 52 человек престижные профессии выбрали для себя 28 человек, в пользу не престижных профессий не было сделано ни одного выбора.
Наиболее престижными у учащихся считаются следующие профессии:
У девушек (из 29 человек) | У юношей (из 23 человек) |
Юрист (22 выбора) | Юрист (18) |
Менеджер (11) | Бизнесмен (9) |
Экономист (8) | Адвокат (8) |
Дизайнер (8) | Автомеханик (7) |
Бухгалтер (7) | |
Журналист (6) | |
Психолог (6) | |
Адвокат (6) |
Наименее престижны:
У девушек: | У юношей: |
Дворник (23) | Дворник (19) |
Уборщица (15) | Уборщик (10) |
Учитель (14) | Сантехник (8) |
Продавец (7) | Учитель (7) |
Лифтер (7) | Слесарь (6) |
Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами были подсчитаны коэффициенты корреляции между каждым фактором Кэттела и каждым из полученных показателей по другим методикам (см. Приложение, таблица 1)
В работе обсуждаются только значимые корреляции при a=0,05.
2.2.2 Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты: (см. Приложение. Таблица 2).
Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек человек» характерна эмоциональная неустойчивость (С): подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения (r = - 0.372 при a = 0,05).
Если учащимися был сделан выбор в пользу профессий типа «человек знак», то для них была характерна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3103 при a = 0,05).
Для учащихся, выбравших профессиональную деятельность типа «человек художественный образ» характерна эмоциональная устойчивость (С): выдержанность, работоспособность, реалистичность настроения, постоянство интересов (r = 0,3469 при a = 0,05); чувствительность (I): мягкость, уступчивость, развитая эмпатия (r = 0,5893 при a = 0,05); прямолинейность (N): наивность, непосредственность поведения (r = - 0,456 при a = 0,05).
Учащиеся, отдавшие предпочтения профессиям типа «человек – техника», обладали дипломатичностью (N): расчетливостью, проницательностью(r = 0,3845 при a = 0,05); жесткостью (I): уверенностью в себе, черствостью по отношению к окружающим (r= - 0,637 при a = 0,05); а также подверженностью чувствам(G): склонностью к непостоянству, подверженностью влиянию случая и обстоятельств (r = - 0,308 при a = 0,05).
Существенной корреляции между характерологическими особенностями личности и профессиональными предпочтениями типа «человек – природа» не было выявлено.
ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии взаимосвязи характерологических особенностей личности с ее профессиональными интересами. А именно, для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – человек» характерна эмоциональная неустойчивость. Если учащимся был сделан выбор в пользу профессий типа «человек – знак», то для них была характерна дипломатичность. Если выбор делали в пользу профессий типа «человек художественный образ», то таким учащимся свойственна эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность. Если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек – техника», то для них были свойственны дипломатичность, жесткость, подверженность чувствам.
2.2.3 Связь между характерологическими особенностями и профессиональным типом личности
Анализ коэффициентов корреляции позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 2).
Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то им была свойственна дипломатичность(N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3686 при a = 0,05); а также жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,591 при a = 0,05).
Если у учащихся преобладал исследовательский тип личности (Is), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, склонностью к экспериментированию, недоверием авторитетам (r = 0,3542 при a = 0,05).
Если было выявлено преобладание артистического типа (Ar), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления (r = 0,03046 при a = 0,05); чувствительностью (I): мягкостью, уступчивостью, наличием эмпатии (r = 0,3929 при a = 0,05); а также прямолинейностью (N): наивностью, непосредственностью поведения (r = - 0,356 при a = 0,05).
Учащиеся, относящиеся к социальному типу личности (S), обнаружили доминантность (Е): властность, независимость, самоуверенность (r = 0,3182 при a = 0,05); вместе с тем чувствительность (I): мягкость, наличие эмпатии (r = 0,3001 при a = 0,05); напряженность в группе с относительно низким порогом фрустрации (Q4) (r = 0,2859 при a = 0,05).
Для учащихся с выраженным предприимчивым типом (Ер) характерна склонность переоценивать себя (МД) (r = 0,3248 при a = 0,05); жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,376 при a = 0,05); консерватизм (Q1): устойчивость по отношению к традиционным трудностям, верность принципам (r = - 0,358 при a = 0,05).
И, наконец, у учащихся конвенциального типа (Со) обнаружилось развитое воображение (М): значительный творческий потенциал, ориентация на внутренний мир, затруднительность групповой деятельности (r = 0,3488 при a = 0,05).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8