Курсовая работа: Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов
ВЫВОД: анализ полученных результатов подтверждает наличие корреляции характерологических особенностей личности с профессиональным типом личности. А именно, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жестокостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенционного типа – развитым воображением.
2.2.4. Связь между условием притязаний, самооценкой и профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4).
Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).
Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий типа «человек художественный образ» был свойственен низкий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = - 0,281 при a = 0,05).
Учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – техника» отличали большая степень расхождений между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = 0,286 при a = 0,05), высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,309 при a = 0,05) и высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,281 и r = 0,254 при a = 0,05).
Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то у них чаще обнаруживались высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,262 при a = 0,05), большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Ум» (r = 0,281 при a = 0,05), меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Уверенность в себе» (r = - 0,28 при a = 0,05).
Если у учащихся был более выражен исследовательский тип личности (Is), то чаще они обладали низкими уровнями самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = - 0,30 и r = - 0,294 при a = 0,05).
Учащихся социального типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при a = 0,05).
Учащихся предприимчивого типа личности (Ер) отмечали высокие уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при a = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при a = 0,05).
При анализе коэффициентов корреляции для средних значений уровней притязания и самооценки и степени расхождения этих уровней были получены следующие факты.
Если учащиеся выбирали профессии типа «человек – человек», то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при a = 0,05).
У учащихся предприимчивого типа личности (Ер) чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при a = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при a = 0,05). ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на профессиональные интересы учащихся.
2.2.5. Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора
Для анализа результатов поместим их в таблицу.
Уровень Притязаний, % |
Уровень самооценки, % | Степень расхождений, % |
Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии, % |
Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии, % |
|||||||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Сильная | Умерен-ная | Слабая | |||
Выб-рали прес-тижн.проф. | 36 | 39 | 25 | 0 | 18 | 64 | 18 | 0 | 18 | 75 | 7 | 68 | 4 |
Не выб-рали | 33 | 42 | 25 | 0 | 29 | 54 | 13 | 4 | 38 | 54 | 8 | 46 | 8 |
Рассмотрим случаи значительного влияния уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора. Для этого найдем отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с различными параметрами.
29 : 18 » 1,6
Это означает, что учащиеся с очень высоким уровнем самооценки в 1,6 раза реже выбирали престижную профессию.
38 : 18 » 2,1
Это означает, что учащиеся с сильной степенью расхождения уровней притязания и самооценки в 2,1 раза реже выбирали престижную профессию.
75 : 54 » 1,4
Это говорит о том, что чаще в 1,4 раза выбирали престижную профессию учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.
О влиянии сочетания параметров на престижность выбора можно судить по следующему отношению:
68 : 46 » 1,5
То есть в 1, 5 раза чаще выбирали престижную профессию учащиеся с благоприятными результатами личностного развития (случаи сочетания среднего, высокого или очень высокого уровня притязаний со средним или высоким уровнем самооценки при умеренном расхождении этих уровней и сочетания высокой и очень высокой самооценки с очень высоким уровнем притязаний при умеренном расхождении этих уровней).
ВЫВОД: Анализ результатов показал, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.
Реже выбирали престижную профессию учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило обнаружить влияние личностных особенностей учащихся на их профессиональные интересы. Тем самым была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале работы.
2.2.6. Влияние социального статуса учащегося на престижность его профессионального выбора.
Для сравнения результатов поместим их в таблицу.
Высокий статус, % | Средний статус, % | Низкий статус, % | |||
9 «А» | Выбрали престижную профессию | 0 | 47 | 53 | 100 % |
Не выбрали | 33 | 0 | 67 | 100 % | |
9 «Б» | Выбрали престижную профессию | 0 | 33 | 67 | 100 % |
Не выбрали | 0 | 50 | 50 | 100 % | |
Всего | Выбрали престижную профессию | 0 | 43 | 57 | 100 % |
Не выбрали | 8 | 38 | 54 | 100 % |
Рассмотрим отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с низким, средним и высоким социальным статусом.
57 : 54 » 1,06; 43 : 38 » 1,13;0 : 8 » 0
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.
Заключение
Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы учащихся 9-х классов.
Так, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты.
1) Характерологические особенности личности оказывают влияние на ее профессиональные интересы. Так, учащиеся, делавшие выбор в пользу профессий типа «человек – человек» отличались эмоциональной неустойчивостью. Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – знак», была характерна дипломатичность. Учащимся, выбравшим тип «человек – художественный образ» свойственны эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность. Если учащиеся выбирали тип «человек – техника», то они отличались дипломатичностью, жесткостью, подверженностью чувствам.
2) Характерологические особенности личности оказывают влияние на профессиональный тип личности. Так, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жесткостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа – радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа – доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенциального типа – развитым воображением.
3) На профессиональные интересы оказывают влияние и уровень притязаний, и самооценка учащихся. Так, если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек –человек», то им была свойственна большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки. У учащихся предприимчивого типа личности чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между уровнями.
4) Уровень притязаний и самооценка учащихся оказывают влияние и на престижность профессионального выбора.
Так, было установлено, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.
5) Социальный статус учащихся не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.
Подтверждение гипотезы свидетельствует о том, что цель работы достигнута.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате выполненного исследования можно использовать при проведении профконсультаций.
К новизне работы можно отнести составленный список престижных и не престижных профессий для девятиклассников на данном временном этапе.
Библиография
1. Климов А.Е. «Жизненное самоопределение». – Москва 1996 г.
2. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». – Москва, 1996 г.
3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Москва, 1998 г.
4. «Рабочая книга практического психолога», под редакцией Шиманской Э.О. и др. – Москва, 1996 г.
5. Рубинштейн «Основы общей психологии». – Москва, 2002 г., стр. 283.
6. Сейтешев А.П. «Профессиональная направленность личности». – Алма-Ата, 2003 г.
7. Титма Х.М. «Выбор профессии как социальная проблема». – Москва, 2005 г.
8. Федоров В.Д. «Структура интересов в профессиональном самоопределении личности» в брошюре «Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы». – Сыктывкар, 2004 г.
9. Шавир П.А. «Психология профессионального самоопределения в ранней юности». – Тюмень, 1999 г.
10. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». – Москва, 2003 г., стр. 218.
11. Щукина Г.И. «К вопросу о месте познавательного интереса в направленности школьника – подростка». Санкт-Петербург, 1998 г., стр. 186.
Приложения
Характеристики обследованных старшеклассников
Кэттел
Таблица 1
№ п/п | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | МД |
1. | 7 | 4 | 9 | 3 | 7 | 10 | 8 | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 | 5 | 7 | 8 | 8 | 2 |
2. | 9 | 2 | 8 | 6 | 10 | 6 | 11 | 3 | 6 | 8 | 10 | 12 | 3 | 7 | 6 | 4 | 6 |
3. | 8 | 3 | 9 | 5 | 6 | 6 | 5 | 0 | 6 | 5 | 9 | 7 | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 |
4. | 11 | 6 | 10 | 0 | 5 | 12 | 8 | 3 | 4 | 6 | 6 | 11 | 6 | 10 | 6 | 2 | 10 |
5. | 4 | 3 | 8 | 7 | 3 | 6 | 8 | 6 | 8 | 4 | 6 | 6 | 6 | 8 | 5 | 5 | 6 |
6. | 10 | 5 | 10 | 2 | 6 | 10 | 6 | 2 | 3 | 5 | 5 | 10 | 6 | 10 | 6 | 2 | 6 |
7. | 7 | 1 | 8 | 4 | 4 | 8 | 7 | 5 | 4 | 5 | 11 | 9 | 10 | 4 | 8 | 4 | 8 |
8. | 7 | 4 | 9 | 5 | 7 | 5 | 8 | 0 | 5 | 8 | 10 | 11 | 4 | 7 | 5 | 4 | 7 |
9. | 6 | 4 | 8 | 5 | 6 | 5 | 4 | 2 | 4 | 8 | 10 | 10 | 3 | 6 | 4 | 4 | 6 |
10. | 7 | 2 | 7 | 7 | 3 | 4 | 3 | 7 | 6 | 6 | 9 | 5 | 5 | 6 | 6 | 2 | 7 |
11. | 12 | 6 | 9 | 4 | 6 | 9 | 12 | 7 | 2 | 9 | 6 | 8 | 4 | 6 | 8 | 6 | 9 |
12. | 6 | 3 | 6 | 4 | 7 | 10 | 8 | 2 | 5 | 6 | 10 | 6 | 4 | 6 | 7 | 6 | 7 |
13. | 8 | 5 | 6 | 4 | 8 | 11 | 9 | 4 | 5 | 6 | 12 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 |
14. | 9 | 5 | 9 | 4 | 8 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 6 | 5 | 10 | 5 | 4 | 3 | 5 |
15. | 7 | 4 | 8 | 6 | 3 | 10 | 6 | 3 | 6 | 7 | 7 | 4 | 4 | 6 | 6 | 7 | 9 |
16. | 11 | 4 | 6 | 5 | 3 | 9 | 4 | 7 | 6 | 8 | 9 | 5 | 5 | 9 | 6 | 2 | 5 |
17. | 7 | 3 | 7 | 4 | 8 | 11 | 9 | 3 | 6 | 6 | 12 | 8 | 6 | 8 | 9 | 8 | 8 |
18. | 7 | 4 | 9 | 5 | 7 | 3 | 8 | 2 | 6 | 5 | 9 | 5 | 4 | 6 | 4 | 6 | 7 |
19. | 10 | 4 | 9 | 5 | 6 | 10 | 7 | 7 | 2 | 8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 11 | 2 | 8 |
20. | 8 | 3 | 9 | 4 | 9 | 6 | 11 | 4 | 6 | 8 | 2 | 5 | 8 | 5 | 3 | 7 | 6 |
21. | 11 | 2 | 8 | 8 | 4 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 5 | 4 | 5 | 2 | 8 |
22. | 9 | 4 | 12 | 6 | 8 | 10 | 7 | 10 | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 6 | 10 |
23. | 5 | 5 | 10 | 2 | 3 | 10 | 8 | 1 | 5 | 10 | 10 | 5 | 3 | 10 | 8 | 1 | 8 |
24. | 8 | 1 | 7 | 5 | 7 | 8 | 6 | 8 | 5 | 8 | 4 | 5 | 5 | 8 | 7 | 8 | 8 |
25. | 2 | 3 | 8 | 7 | 3 | 7 | 9 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 | 7 | 10 | 6 | 6 | 8 |
26. | 10 | 5 | 9 | 6 | 5 | 9 | 7 | 3 | 4 | 7 | 3 | 6 | 10 | 7 | 7 | 5 | 6 |
27. | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 9 | 9 | 4 | 6 | 4 | 11 | 9 | 7 | 7 | 10 | 6 | 7 |
28. | 10 | 4 | 10 | 5 | 6 | 7 | 10 | 6 | 6 | 8 | 2 | 2 | 6 | 6 | 3 | 4 | 6 |
29. | 9 | 4 | 9 | 8 | 5 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 7 | 3 | 4 | 6 |
30. | 3 | 5 | 10 | 4 | 10 | 10 | 7 | 4 | 6 | 12 | 6 | 4 | 8 | 8 | 4 | 6 | 4 |
31. | 7 | 5 | 2 | 9 | 6 | 7 | 7 | 4 | 8 | 4 | 7 | 4 | 5 | 8 | 4 | 6 | 2 |
32. | 8 | 5 | 8 | 4 | 5 | 8 | 7 | 6 | 6 | 10 | 8 | 10 | 7 | 4 | 8 | 4 | 4 |
33. | 7 | 4 | 7 | 7 | 2 | 10 | 7 | 9 | 4 | 9 | 6 | 6 | 11 | 6 | 6 | 3 | 4 |
34. | 6 | 3 | 8 | 5 | 8 | 8 | 10 | 7 | 2 | 7 | 4 | 6 | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 |
35. | 12 | 5 | 9 | 2 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 4 | 1 | 6 | 7 | 8 | 6 | 1 | 6 |
36. | 10 | 3 | 11 | 6 | 4 | 6 | 11 | 3 | 5 | 9 | 3 | 2 | 6 | 6 | 1 | 6 | 6 |
37. | 6 | 6 | 2 | 10 | 8 | 6 | 10 | 4 | 4 | 3 | 10 | 9 | 7 | 10 | 0 | 6 | 2 |
38. | 11 | 6 | 7 | 6 | 10 | 8 | 7 | 6 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 |
39. | 11 | 6 | 10 | 8 | 6 | 11 | 8 | 4 | 5 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 | 5 | 0 | 6 |
40. | 10 | 7 | 8 | 10 | 0 | 4 | 2 | 7 | 2 | 8 | 10 | 2 | 5 | 10 | 6 | 0 | 8 |
41. | 4 | 4 | 8 | 5 | 8 | 10 | 5 | 2 | 8 | 8 | 8 | 7 | 4 | 6 | 6 | 6 | 4 |
42. | 8 | 6 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 12 | 7 | 9 | 10 | 6 | 8 |
43. | 6 | 3 | 6 | 4 | 10 | 9 | 2 | 4 | 6 | 6 | 9 | 4 | 7 | 8 | 7 | 2 | 8 |
44. | 8 | 6 | 12 | 6 | 10 | 9 | 10 | 10 | 4 | 7 | 1 | 2 | 10 | 8 | 4 | 4 | 8 |
45. | 10 | 5 | 9 | 4 | 8 | 12 | 10 | 8 | 4 | 6 | 2 | 6 | 10 | 8 | 8 | 6 | 2 |
46. | 9 | 3 | 7 | 7 | 6 | 8 | 5 | 1 | 8 | 6 | 10 | 6 | 5 | 8 | 10 | 7 | 7 |
47. | 10 | 4 | 12 | 4 | 10 | 6 | 8 | 8 | 4 | 9 | 5 | 7 | 6 | 8 | 4 | 6 | 4 |
48. | 7 | 3 | 10 | 6 | 2 | 8 | 8 | 5 | 4 | 9 | 8 | 12 | 3 | 8 | 6 | 6 | 2 |
49. | 6 | 2 | 8 | 6 | 3 | 10 | 8 | 5 | 5 | 8 | 4 | 8 | 5 | 8 | 7 | 8 | 10 |
50. | 8 | 5 | 8 | 6 | 4 | 12 | 6 | 10 | 4 | 8 | 4 | 6 | 9 | 8 | 8 | 5 | 10 |
51. | 7 | 4 | 8 | 6 | 4 | 12 | 8 | 7 | 2 | 9 | 2 | 10 | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 |
52. | 11 | 4 | 9 | 8 | 6 | 12 | 9 | 9 | 8 | 10 | 6 | 9 | 7 | 6 | 6 | 2 | 6 |
Таблица 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8