скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития

p>2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024.

3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.

4 Российская газета. 1997. 4 февраля.

5 Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст.4471.

6 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768.


21


Говоря о соотношении экологического и природноресурсного законодательства, следует заметить, что точками их соприкосновения будут являться нормы, регулирующие охрану соответствующих природных ресурсов и окружающей природной среды.

Наиболее широко представлены законами так называемые экологизированные отрасли законодательства. По мнению Н.И.Опилат, "экологизация законодательства - объективный процесс. Ему подвержены все акты, в той или иной степени влияющие на состояние окружающей Среды" 1.

Из общего количества экологизированных актов можно назвать несколько законов, относящихся к различным отраслям законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Конституционном Суде РФ" 2, Конституционному суду РФ дается право отменять акты органов управления, противоречащие конституционным экологическим нормам. А в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах РФ" 3, определяется порядок ратификации и вступления в силу международных договоров РФ в области охраны окружающей среды.

Практическое значение имеют: Уголовный кодекс РФ 4, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида правонарушений; Гражданский кодекс РФ 5, который определяет положения права собственности и иных вещных прав на землю и другие природные ресурсы, порядок возмещения вреда и ---------------


1 Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.76.

2 Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст.1447.

3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст.2757.

4 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954.

5 Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301; 1996. N 5. Ст.410.


22


иные вопросы; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1, содержащий нормы об административной ответственности в области экологопользования.

Следующий структурный уровень экологического законодательства представлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Данный уровень можно подразделить на три основные группы: 1) нормативно-правовые акты Президента РФ; 2) правительственные нормативно-правовые акты; 3) нормативно-правовые акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. Представленное подразделение на группы не является обязательным. Так, Б.В.Ерофеев вводит еще межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления межведомственной компетенции, к которым относятся комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и др. 2 Но, с другой стороны, автор отводит особое место указам Президента РФ, ссылаясь на Конституцию РФ, что якобы она "не относит их к подзаконным нормативным актам" 3, хотя комментарий к статье 90 Конституции РФ называет акты Президента РФ подзаконными актами 4.

В соответствии с уже упомянутой статьей 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указзы и распоряжения. Указы, как правило, представляют собой нормативно-правовые акты, относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государства, должностных лиц и т.д. С другой стороны, распоряжения - это обычно акты индивидуального характера. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны ---------------


1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст.899.

2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996. С.132.

3 Там же. С.138.

4 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. - С.429.


23


для исполнения на всей ее территории. Данные акты главы государства не должны противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным и федеральным законам. Являясь "особым" лицом в государстве, Президент РФ определяет в соответствии с Конституцией России и федеральными законами направления внутренней политики государства, в том числе и в области охраны окружающей природной среды.

На сегодняшний момент законодательство представлено рядом указов Президента РФ, регулирующих так или иначе эколого-правовые отношения. Примером могут служить: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" 1, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресурсах" 2 и другие.

Следует отметить Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" 3, которым Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ было реорганизовано в Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

Важным в свете данных рассуждений будет дополнение, приведенное С.А.Комаровым о том, что указы Президента РФ могут носить нормотворческий характер. Наряду с актами федеральных законодательных органов данные указы могут являться актами первоначального правотворчества, т.к. содержат нормы права и посвящены общим вопросам 4. ---------------

1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6. Ст.436.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51. Ст.4932.

3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4082.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. С.151.


24


Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов представляют акты Правительства РФ, которые имеют значительный удельный вес среди норм экологического законодательства.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области природопользования. При этом полномочия Правительства РФ в этой области реализуются с помощью его актов - постановлений и распоряжений. Данные акты издаются во исполнение и на основании Конституции РФ, Федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В форме постановлений издаются акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

В.В.Петров постановления Правительства РФ по вопросам экологии разбивает на три группы 1. Так, к первой группе относятся постановления, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать постановление Правительства РФ N 942 от 22 сентября 1993 г. "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" 2. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Например, Положение "О Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству", утвержденное постановлением Правительства РФ N 61 от 2 февраля


---------------


1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39. Ст.3621.


25


1993 г. 1 И, наконец, в третью группу постановлений Правительства РФ автор включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства РФ N 501 от 4 ноября 1993 г. "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" 2.

В случае, если постановления или распоряжения Правительства противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках предусмотренной для них компетенции нормативные правовые акты. При этом данного рода акты обязательны для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Имея ту особенность, что по юридической силе нормативноправовые акты министерств и ведомств уступают актам Правительства РФ, они представлены в виде различных приказов, решений, инструкций, правил, положений, уставов, распоряжений.

Так, еще в рамках Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ оно издавало нормативные правовые приказы, инструкции. В настоящий момент органом, в функции которого передано решение вопросов охраны окружающей среды, является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, а вопросы использования природных ресурсов ныне отнесены в ведение Министерства природных ресурсов РФ 3. Примером подобных актов может служить Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ---------------


1 Собрания актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 6. Ст.488.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.

3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4032.


26


ресурсов РФ "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" от 25 мая 1994 г. N 160 1. А в рамках Государственного комитета РФ по охране окружающей среды был издан приказ от 31 декабря 1996 г. N 543 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на использование символики государственных природных заповедников" 2 .

Кроме данных органов правом издания обязательных нормативных актов обладает специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды. Так, Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству наделен правом издания актов по охране земельных ресурсов (например, Инструкция о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, утверждена приказом Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 18 февраля 1994 г. N 18) 3 .

Многие экологические нормативные правовые акты принимаются совместно несколькими министерствами и ведомствами. Так, Порядок направления средств предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержден Минфином РФ 22 декабря 1992 г. и Минприродой РФ 21 декабря 1992 г. 4, ---------------


1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 9. С.11-30.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 4. С.6-8.

3 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 7. С.3-10.

4 Российские вести. 1993. N 47.


27


или Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, которое утверждено Минприродой России 3 декабря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией 20 ноября 1992 г. 1

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" 2,нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Затем данные акты подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести". Не зарегистрированные в Минюсте РФ и не опубликованные нормативные акты не порождают никаких юридических последствий. Данное положение имеет большое практическое и теоретическое значение, т.к. свежи примеры из недалекого прошлого, когда в разработке и утверждении ведомственных нормативных актов отсутствовал необходимый порядок. Министерства и ведомства при издании таких документов не всегда соблюдали предусмотренные требования. Поэтому в ряде случаев принятые ведомственные акты входили в противоречие с действующими законами. На сегодняшний момент вышеупомянутым Указам Президента РФ был установлен строгий порядок в разработке и принятии актов министерствами и иными государственными органами федеральной исполнительной власти.

Кроме того, противоречащие закону нормативно-правовые акты министерств и ведомств подлежат отмене Правительством РФ, а также могут быть опротестованы прокурором. ---------------


1 Закон. 1993. N 3. С.47-51.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст.304.


28


Говоря о нормативных актах министерств и ведомств, необходимо упомянуть о санитарных, строительных, технических, технологических и других нормах. К ним относятся различные нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека и т.д. Выражая технические правила, эти нормативы не рассматриваются как источники права. Однако, Закон "Об охране окружающей природной среды" (ст.ст.25-27 и др.) устанавливает обязанность их исполнения, которая придает таким нормам юридический характер и позволяет оценивать их как источники права 1 .

Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следует отметить, что правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными лишь для данных регионов особенностями.

Необходимо сказать несколько слов о характере руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Интересным на этот счет представляется мнение Б.В.Ерофеева: "Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи2.


---------------


1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.93.

2 Ерофеев Б.В. Экологическое право россии. М., 1996. С.143.


29


Несмотря на это, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда не являются источниками экологического права, не входят в структуру экологического законодательства. Это связано с тем, что судебные органы не наделены правотворческой функцией. Пленумы соответствующих судов, рассматривая обобщенные материалы, дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения экологического законодательства. Однако, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции в РФ, а разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда РФ обязательны для всей системы арбитражных судов.

Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл экологического законодательства, но не создавать новые нормы экологического права. Вместе с тем, суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы экологического права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Это зачастую приводит к тому, что многие судьи руководствуются не правовой нормой, а положениями, предусмотренными в постановлении пленума суда.

Не является источником экологического права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается "многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел"_51_0. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась определенная судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. Однако, этого, как


---------------


1 Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. М., 1996. С.35.


30


правило, не происходит, и судьи, "слепо следуя накатанной колее", выносят неправовые решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.