Учебное пособие: Экологическая экспертиза в России
3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;
5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
6) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;
7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.
3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.
4. Обязанности участников проведения ОВОС
4.1. При проведении ОВОС:
1) инициатор/инвестор:
обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;
2) инвестор/заказчик:
организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации;
осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности;
3) разработчик (в пределах своей компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.
4.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:
1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;
3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.
5. Общественные слушания
5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:
1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
2) достоверности представленных результатов ОВОС;
3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные, слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных, последствий реализации хозяйственных и иных решений;
3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности.
5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;
2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.
6. Ответственность за правонарушения
Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” (раздел XIII) несут ответственность за:
1) невыполнение правил проведения ОВОС;
2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации;
3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.
Приложение к Положению об оценке воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке
1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.
2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м3/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более.
6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
1) асбестоцементных продуктов — 20 тыс. т и более;
2) фрикционных материалов — 50 т и более:
3) других видов применения асбеста — 200 т и более.
7. Предприятия химической промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
9. Крупные склады для хранения 50 тыс. м3 и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
10. Микробиологические производства.
13. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).
14. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии:
1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи;
3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;
4) установки для производства стали из металлических руд мощностью 200 тыс. т/год и более;
5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;
6) установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи и коксохимические производства;
3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;
4) установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.
15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.
Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км2 и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.
26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и более.
27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:
предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
1) свиноводческие – 30 тыс. голов и более;
2) по откорму молодняка крупного рогатого скота – 2 тыс. голов и более;
3) молочные – 1200 коров и более.
31. Звероводческие комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.
33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.
Вопросы и задания к разделу 4.1.4
1. Дайте определения ОВОС и сформулируйте задачи оценок воздействия.
2. Разграничьте области применения ОВОС как процедуры принятия решений и ОВОС – исследования негативных воздействий на окружающую среду.
3. Определите содержание деятельности по оценке воздействия на окружающую среду промышленных проектов.
4. Перечислите виды и объекты хозяйственной деятельности, при строительстве и проектировании которых ОВОС проводится в обязательном порядке.
5. Определите обязанности участников проведения ОВОС.
6. Определите различия между ОВОС и экологической экспертизой
4.1.5. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности
инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности
Утверждена приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539
Содержание
1. Общие положения
2. Основные понятия
3. Экологические требования к нормативной документации
4. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной документации
5. Требования к экологическому обоснованию в проектной градостроительной документации
6. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности
7. Требования к экологическому обоснованию техники, технологии, материалов
8. Требования к экологическому обоснованию лицензий
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана с целью реализации Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, Федерального закона “Об экологической экспертизе” и устанавливает требования к:
нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;
прединвестиционной документации (территориальным комплексным схемам охраны природы и природопользования, схемам расселения и территориальной организации производительных сил регионов, отраслевым схемам, схемам районной планировки, программам хозяйственной и иной деятельности в регионе, крае, области) в части экологического обоснования намечаемых решений;
генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов в части геологического обоснования градостроительных решений;
предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений 1) в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды;
обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование.
1.2. Инструкция предназначена для:
специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды;
инициаторов хозяйственной и иной деятельности;
разработчиков прединвестиционных материалов, предпроектной и проектной документации.
1.3. Инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательных актов, принятых на территории Российской Федерации, международных конвенций и договоров в области охраны окружающей среды, участником которых является Российская Федерация.
1.4. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду.
1.5. Экологически и экономически обоснованные решения инициаторов хозяйственной и иной деятельности в документации должны гарантировать:
1) экологическую безопасность населения;
2) минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий;
3) благоприятные экологические условия для проживания населения;
4) рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
5) выпуск экологически безопасной продукции;
6) сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа;
7) внедрение высокопроизводительного мало- и безотходного технологического оборудования и техники.
2. Основные понятия
2.1. Безопасность экологическая – совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку.
2.2. Воздействие трансграничное – воздействие, оказываемое объектами хозяйственной и иной деятельности одного государства (региона, области) на экологическое состояние территории другого государства (региона, области).
2.3. Воздействие экологически вредное – воздействие объекта хозяйственной и иной деятельности, приводящее к значительным, как правило, необратимым изменениям в природной среде и оказывающее негативное воздействие на человека.
2.4. Комплекс природно-территориальный – генетически обусловленное сочетание природных компонентов, образующих систему физико-географических образований различного иерархического ранга.
2.5. Компоненты природной среды – составные части экосистем. К ним относятся: воздух, поверхностные и подземные воды, недра, почвы, растительный и животный мир.
2.6. Нагрузка антропогенная – степень прямого и косвенного воздействия человека и его деятельности на природные комплексы и отдельные компоненты природной среды.
2.7. Норматив экологический – установленная величина использования природных ресурсов или техногенного воздействия на экосистемы и отдельные ее компоненты, при которой функционально-структурные характеристики экосистем не выходят за пределы естественных изменений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20