скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Бюджетный процесс на муниципальном уровне на примере Заводоуковского городского округа

В 2004-2005 годах в Заводоуковском городском округе были сделаны первые шаги по реформированию системы управления региональными финансами:

- урегулированы межбюджетные отношения между областным и местными бюджетами;

- осуществлен переход на казначейское исполнение областного и местных бюджетов;

- утвержден порядок разработки перспективного финансового плана;

- проведен подготовительный этап работы по применению программно-целевого метода бюджетного планирования;

- утвержден порядок ведения реестров расходных обязательств.

Начиная с 2006 года в Заводоуковском городском округе при формировании местного бюджета применяется программно-целевой метод планирования.

Активное использование в бюджетном процессе элементов проектного управления является важнейшим элементом бюджетной реформы. В этом направлении в стране начата реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человека и повышение качества жизни. Первые результаты реализации национальных проектов показали, что бюджетные расходы удалось ориентировать на конечный результат. Целый ряд программ - особенно в жилищном строительстве и образовании - стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей, а нередко и отечественного бизнеса. В 2007 году в Заводоуковском городском округе действовала 31 муниципальная целевая программа, на реализацию данных программ предусмотрено 90% от общего объема расходов областного бюджета. Каждая программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной задачи и достижение стратегической цели. В основе целевых программ - концепция развития каждой отрасли на среднесрочную перспективу. Разработка муниципальных программ на среднесрочный период позволила подготовиться к реализации в Заводоуковском городском округе такого важнейшего элемента бюджетной реформы, как переход к среднесрочному трехлетнему бюджетному планированию. Использование программно-целевых принципов в бюджетном процессе муниципального образования является отражением практики управления муниципальными расходами, ориентированного на результат. Следовательно, большинство изменений, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета в связи с переходом на систему бюджетирования, ориентированного на результат, направлено не на совершенствование технической стороны бюджетного процесса как такового, а на улучшение финансирования предоставляемых муниципальным образованием услуг. Программно-целевое бюджетирование в той или иной мере предполагает не только корректировку содержания и длительности отдельных стадий бюджетного процесса, но и изменение принципов учета (переход от кассового метода учета к методу начислений) и горизонта бюджетного планирования (многолетнее бюджетирование). Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить практику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития муниципального образования.

Принятие местного бюджета на 2008-2010 годы открывает новые возможности в управлении общественными финансами, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов и эффективность использования бюджетных средств. Основным приоритетом региональной бюджетной политики на предстоящий период является финансовое обеспечение расходов на социальную сферу, включая расходы на реализацию публичных мероприятий. В нашем городском округе, как и во всей стране, реализуются предусмотренные административной реформой задачи совершенствования государственного управления. Залогом успеха в проведении эффективной и ответственной государственной политики, а также в достижении планируемых целей и результатов является активное внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Однако на сегодня существует много проблем, сдерживающих применение этих принципов:

- сложность в выработке единой системы целей и показателей, отражающих степень их достижения;

- сложность количественного и качественного измерения и оценки результатов деятельности государственной власти;

- отсутствие методик, использование которых гарантировало бы возможность ясного и четкого формулирования целей и результатов, а также их оценку.

Ключевыми и наиболее трудными элементами программно-целевого бюджетирования являются разработка и использование количественных индикаторов оценки бюджетных расходов. В свою очередь, сложность их применения заключается в определении связей между затратами, результатами и общественным эффектом, полученными от предоставленной бюджетной услуги. Зачастую органы местного самоуправления не располагают статистическими данными, по которым можно было бы проследить подобные взаимосвязи. Еще более трудно планировать затраты в зависимости от желаемого общественного эффекта. Вместе с тем использование количественных индикаторов составляет базис программно-целевого бюджетирования. Очевидно, что невозможно за короткое время полностью перейти к программно-целевому бюджетированию - об этом свидетельствует практически шестидесятилетняя история внедрения программно-целевого бюджетирования в США и двадцатилетний период бюджетных реформ в Великобритании. Переход к программно-целевому бюджетированию - сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Внедрение принципов программно-целевого бюджетирования в России только начинается, нормативная база для определения результативности каждой бюджетной услуги пока не сформирована. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неочевидны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов. Несмотря на организационную сложность и масштабность вносимых в бюджетный процесс муниципального образования изменений, связанных с внедрением принципиально новых подходов к управлению муниципальными расходами, альтернативы курсу на повышение их эффективности и результативности в условиях ограниченности бюджетных ресурсов нет.

Таким образом для дальнейшего эффективного реформирования бюджетного процесса нужно:

·           Продолжить практику формирования и исполнения местного бюджета на основе программно-целевого метода бюджетного планирования;

·           Обеспечить достижение конечных результатов по показателям, установленным в муниципальных целевых программах.

·           Осуществлять планирование местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом достижения заданных результатов.

·           Разработать и внедрить административные регламенты предоставления государственных услуг.

·           Продолжить методологическую и консультационную работу по совершенствованию программно-целевого метода в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Тюменской области.

·           Использовать современные технологии для создания информационных баз, для дальнейшего обмена информацией и ее обработки.

Из этого следует что бюджетирование, ориентированное на результат, - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям муниципального образования с учетом приоритетов муниципальной политики и общественной значимости результатов использования бюджетных средств.

Все основные приемы данного бюджетирования основаны на управленческих технологиях частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, применений метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет рисков и др.). Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности.

Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда, связав систему мотивации с достигнутыми результатами.

Можно сделать вывод, что совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности муниципальных расходов. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления муниципальными расходами. Бюджетирование, ориентированное на результат, - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям муниципального образования с учетом приоритетов муниципальной политики и общественной значимости результатов использования бюджетных средств. Все основные приемы данного бюджетирования основаны на управленческих технологиях частного бизнеса. Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности.

Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда, связав систему мотивации с достигнутыми результатами.


Заключение

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В результате проведенных исследований выявлено что на протяжении последних 5 лет бюджет Заводоуковского городского округа уменьшал дефицит бюджета и на 31 декабря 2008 года находится в профиците в сумме 64509 тыс. рублей. Источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета являются поступления от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городских округов (за исключением земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства).

Структура управления городским округом, преемственность власти, стабильное руководство одной командой администраторов, имеющих достаточно высокий управленческий потенциал, позитивная социально-экономическая ситуация на территории соответствует целям развития Заводоуковского городского округа. Таким образом главной целью социально-экономического развития Заводоуковского городского округа в 2009 году и на плановый период 2010-2011 годов необходимо считать повышение качества жизни населения.

В современных условиях одним из основных факторов повышения конкурентоспособности территории является эффективная система управления финансами. Для этой задачи нужно внедрение реформирование бюджетного процесса направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами.

Ключевыми и наиболее трудными элементами программно-целевого бюджетирования являются разработка и использование количественных индикаторов оценки бюджетных расходов. Еще более трудно планировать затраты в зависимости от желаемого общественного эффекта. Очевидно, что невозможно за короткое время полностью перейти к программно-целевому бюджетированию. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Внедрение принципов программно-целевого бюджетирования в России только начинается, нормативная база для определения результативности каждой бюджетной услуги пока не сформирована. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неочевидны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов. Несмотря на организационную сложность и масштабность вносимых в бюджетный процесс муниципального образования изменений, связанных с внедрением принципиально новых подходов к управлению муниципальными расходами, альтернативы курсу на повышение их эффективности и результативности в условиях ограниченности бюджетных ресурсов нет.

Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда, связав систему мотивации с достигнутыми результатами.

Можно сделать вывод, что совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности муниципальных расходов. Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности.

Заводоуковский городской округ при четком выполнении планов и реализации поставленных задач для своего дальнейшего развития способен занять лидирующие позиции и выйти на хороший конкурентный уровень по отношению к другим районам.


Список используемой литературы

1.         Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2.         Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

3.         Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. От 30.12.06 г.)

4.         Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 1998.

5.         Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007г.

6.         Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007году"

7.         Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Отчет Центра фискальной политики. М., 2002.

8.         Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. "Финансовое право России"., Учебник. – М.: ТЕИС, 1995.

9.         Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

10.       Закон Тюменской области от 22 декабря 1997 г. N 138

11.       "О порядке предоставления и использования кредитов за счет средств областного бюджета (с изменениями от 26 февраля 2008 г.)

12.       Закон Тюменской области от 7 ноября 2008 г. N 67 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

13.       Закон Тюменской области от 6 декабря 2005 г. N 416 "О межбюджетных отношениях в Тюменской области" (с изм. и доп. от 7 ноября 2008 г.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.