скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Дефицит государственного бюджета

Факторы роста бюджетного дефицита.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как мы уже упомянули, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота. [1]


2. ПРАКТИКА БЮЖДЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ.

Что же происходит в Украине? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, бюджет продолжает оставаться резко дефицитным.

 В приложении 2 приведены данные о динамике дефицита государственного бюджета в период 1991-1999 годы, а также основные источники их погашения.

Как мы видим, ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительно более плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета у стран бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.

Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Нацбанка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность. Место кредитов Нацбанка заняли займы внутри страны и за рубежом.

Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительство увеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов, выпуск облигаций государственного займа (ОВГЗ), векселей, других денежных суррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их на более широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило к установлению новых видов налогов. Из теории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мер приводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономического роста или, что точнее в нынешних украинских условиях, сохранению или даже ускорению экономического спада. Существует среди экономистов резкая критика правительства, допустившего неоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1995 - 1996 гг. Величина государственного долга (47 % ВВП для всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по его мнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающим эти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %, Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их более высокого уровня экономического развития могут себе позволить относительно высокий показатель государственного долга. Помимо этого показатель государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою очередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется: отношение государственного долга к денежной массе в середине 1996 года достигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя в Греции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженности среди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремя государственной задолженности в Украине весьма и весьма тяжело.

Макроэкономические факторы дефицита бюджета в Украине

Итак, отчего же все-таки зависит бюджетный дефицит в Украине. Величина дефицита зависит от большого количества не только экономических, но и социальных, политических воздействий.

Однако среди всего их разнообразия необходимо выделить те макроэкономические факторы, которые действуют непосредственно, и те, которые влияют опосредованно. Ведь для прогнозирования важно учесть, прежде всего, непосредственные воздействия.

Макроэкономический подход к определению бюджетного дефицита как к результату превышения расходов над поступлениями предусматривает разграничение всех факторов на те, которые влияют на поступления в бюджет (его доходную часть), и те, которые определяют его объем затрат (расходы бюджета).

Следуя этой схеме, можно предложить следующую объясняющую модель дефицита бюджета (Вд) — см. приложение 3:

 Приведенная схема иллюстрирует следующие положения:

а). дефицит бюджета является результатом определенного соотношения между расходами и поступлениями. Величины поступлений, как и расходов, зависят от ряда факторов. Расходы “разложены” на три элемента (государственные закупки, социальные трансферты, расходы по оплате долгов), а поступления - на два (реальный продукт, доля налоговых отчислений),

б) каждый из элементов, формируюших расходную и доходную части бюджета, рассмотрен со стороны возможного воздействия на него различных макроэкономических факторов.

Обращает на себя внимание то, что некоторые факторы находятся на стороне и расходов и поступлений. В частности, объем продукта (Y) рассмотрен и как фактор государственных закупок, и как фактор поступлений в бюджет; уровень безработицы (U) - в качестве фактора социальных расходов и, в то же время,- реального продукта; уровень цен (Р) - как фактор налоговых отчислений и государственных закупок. Такая двойственность может быть оправданной, поскольку связи являются реально существующими. Характер этих связей объясняется далее.

Можно дискуссировать по поводу того, все ли реальные воздействия отражены в приведенной схеме, насколько полным является объяснение бюджетного дефицита. Мы понимаем, что в схеме учтены не все возможные воздействия. Это может быть оправдано тем, что любая модель (схема) предусматривает акцентирование внимания на чем-то одном и абстрагирование от другого.

При выборе факторов мы руководствовались следующими критериями:

 - необходимостью учета тех факторов и, соответственно, воздействий, которые общепризнанны, классические, безусловно формирующие величину дефицита, как, например, реальный продукт, налоговые ставки или объемы государственных закупок;

- целесообразностью отражения факторов, определяющих особенности переходной экономики, таких, как, например, рост степени дифференциации доходов, отклонение объема реального продукта от потенциального в условиях кризисного спада, особая структура поступлений в бюджет, существование инфляции.

Рассмотрим теперь содержание связи разных макроэкономических факторов и дефицита бюджета по приведенной схеме.

Государственные закупки и объем реального продукта (У).

В практике многих стран, особенно развитых, проявляется следующая связь: при росте общего уровня реального продукта (уровня доходов) происходит увеличение государственных расходов, причем последние увеличиваются опережающими темпами. Эта связь получила название закона Вагнера. Опережающий рост государственных расходов по сравнению с ростом продукта (дохода) объясняется тем, что государственные услуги (требующие государственных закупок) - высококачественный товар. Эластичность спроса по доходу на эти услуги, как и для любого высококачественного товара >1. Поэтому МG>МY(dG/dУ>1), где МG - предельные расходы, МУ - предельный доход (продукт).

Вряд ли можно утверждать (исходя из закона Вагнера}, что при противоположном изменении дохода - его уменьшении - государственные расходы должны также уменьшаться. Ведь практика стран переходной экономики и, в частности, Украины свидетельствует: при снижении общего уровня дохода государство должно принимать на себя функции социальной защиты части населения. Причем государство никогда не успевает компенсировать потери населения от падения доходов социальной помощью (МG<- МУ) по разным причинам, в частности, — из-за инфляционного роста цен. В отношении связи между У и G можно сформулировать следующую гипотезу:

 - при росте реального продукта (фактически - уровня благосостояния) увеличение государственных расходов осуществляется за счет улучшения государственных услуг и роста государственных закупок, то есть:

У­®РG­®G­(MG>MY);

  - при значительном уменьшении реального продукта (падении уровня благосостояния) увеличение государственных расходов может происходить за счет роста социальных трансфертов, то есть:

Y¯®IT­®G­(MG<MY);

Доля  государственных  закупок  в   процентах  к   ВВП  Украины [2] колебалась так: -1992 г. - 27,2  %, 1993 г. - 25,2, 1994 г. - 39,2, 1995 г. - 25,2,  1996 г.-  21,0, 1997  г.- 23,3  %, 1998 - 23,8%, 1999 - 24,7%, 2000 (планируется) - 24,5-24,8%. Самый  большой скачок  доли государственных  закупок  произошел  в  1994  г. (с  25,2 %  до 39,2%), когда  имел место наибольший спад реального ВВП;

Государственные   закупки,   динамика   цен   (Р)   и    объем   закупок (Qg).  Основная  формула  связи  между  государственными  закупками,  ценами   и   объемами   закупок  может   быть  представлена   так: 

PG=Р*Qg.

 Отсюда вытекает: Р­®РG­®; Qg­®РG­.                                                             

 Содержание    государственных    закупок   (Qg)    определяется   официальной  классификацией  расходов  бюджета [3].  Если  из   перечня  расходов изъять все,  касающееся  социальной  защиты  (ст.  8  ““Социальная  защита и  социальное  обеспечение”,  ст.  18 “Чернобыльский  фонд”, ст.  23 Государственные  целевые  фонды”),   а  также   обслуживание  государственного долга (ст. 22), то все  другие статьи  в количестве  20 будут  касаться государственных закупок (см. Приложение 5).                                                          

Данные таблицы свидетельствуют о  том, что  цены и  объемы закупок изменялись в одном направлении, но цены во все годы возрастали быстрее. Можно допустить, что  причиной этого  является сокращение  размера закупок.

Государственные   расходы  и   выплаты,  связанные   с  безработицей.

 Вполне  понятно,  что  увеличение  количества безработных  означает рост расходов в связи  с безработицей.  Однако в  Украине до  настоящего времени  удается  избегать  “необходимых”  расходов  из-за  скрытой  безработицы,  вследствие  чего  спад  производства не  сопровождался соответствующим   высвобождением  работников.   Для  сравнения   приведем  следующие  данные:  реальный  ВВП  (в  млрд.  постоянных  руб. 1990  г.) за 1993 - 1999 гг. сократился на 48 % (со 100,5 до 52,34), а количество занятых - на 20 % (с 17740 до 14320 тыс. чел.) [4]

Относительная  заниженность  расходов  в  связи  с  безработицей  в Украине имеет место еще и потому, что не все безработные (те, что официально  зарегистрированы)  получают  пособие.  Доля  безработных, получающих  пособие  (от  их  официально  зарегистрированного  количества),  характеризуется  следующими  показателями:  1992  г.-   74,0  %, 1993 г. - 47,7, 1994 г. - 58,0, 1995 г. - 51,8, 1996 г. - 61,1  %.  1997 г - 67,8%, 1998 г. - 67,5%, 1999 г .- 72%.                          

Государственные расходы  и доля  людей, нуждающихся  в государственной помощи.

В условиях падения общего уровня доходов и дифференциации  разных  слоев общества  по доходам  все большая  часть людей попадает  под  рубрику  тех, кто  нуждается в  государственной помощи, претендует  на  социальные  трансферты,  К  правительственным трансфертам традиционно относят пособия по  безработице, пенсии,  пособия малообеспеченным,  престарелым  и  больным.  Количественно  определить степень дифференциации доходов в Украине довольно трудно.

Мы  имеем  данные  о  распределении  населения  по  уровню среднего денежного дохода во 11 квартале 1996 г. [5] Уровнем обеспеченности на то время (11 квартал 1996 г.) считался доход  в 6,81  млн. руб.  За чертой бедности  оказался  примерно  61  %  населения.  Доля же  пенсий, пособий и стипендий в общих доходах населения составляла почти 22 %. Вообще  вопрос  о мере  социальных выплат  в Украине  довольно дискуссионен.  Даже  данные  о доле  этих выплат  в конечном  продукте отличаются  весьма  существенно.  Так,  по оценкам  специалистов мирового банка, доля социальных  расходов (к  БНП Украины)  превысила в  1992 г. 40  %.  К социальным  расходам отнесены:  пенсии, пособия,  стипендии и социальные услуги [6].                                                                

В  то  же  время,  по  данным  Украинско-Европейского консультативного  центра, в  том же  1992 г.  доля (к  ВВП} расходов  на социальную защиту  и  Пенсионный  фонд  (14,8  %),  социально-культурные мероприятия и науку (9,8  %), на  экологию и  Фонд Чернобыля  (2,2 %)  в совокупности  составляла  лишь 26,9  %. Очевидно,  что при  дальнейшем снижении  общего  уровня  дохода  (продукта) даже  при условии,  что социальная  дифференциация  не  усилится,  все  большая  часть  людей будет оказываться  за  чертой бедности.  Разделение общества  на обеспеченных и необеспеченных будет  складываться в  пользу необеспеченных,  то есть  тех, кто нуждается в помощи.                                                       

Проценты  по государственному  долгу и  оплата долгов. 

Связь между  дефицитом  бюджета,  государственным  долгом  и  процентом  по  уплате долгов отражает формула:                                                       

(Gn-Tn)-i*Dng  = Dng  — Dn-1g,

где Dng  и Dn-1g — государственный долг  предыдущего и  текущего периодов;

i*Dng —  проценты  по уплате  процентов по  долгам предыдущего периода;

Gn-Tn — сальдо государственного бюджета.                                 

     Приведенная   формула   имеет   следующее   экономическое  содержание:                                                                                 

-     источником возмещения дефицита (правая часть формулы) является государственный долг;

-     сальдо бюджета Gn-Tn увеличивает государственный долг, а оплата процентов по долгу увеличивает   дефицит  бюджета.

В Украине, начиная с 1995 г. произошли коренные  изменения в финансировании дефицита бюджета (см. табл. 2) [7]

Если тенденция роста финансирования дефицита за счет государственного долга сохранится и в будущем, то следует ожидать увеличения  расходов на  обслуживание долга и, соответственно, роста дефицита за счет этого фактора:                          

G0-T0­®Dg­®(iDg)­®(G1-T1)­

Курс  национальной  валюты  и  бюджетный  дефицит.

Курс  национальной  валюты  рассматривается в  качестве фактора  воздействия на величину расходов по оплате государственного долга, поскольку уменьшение курса национальной валюты при том же проценте по  оплате внешнего долга потребует больших расходов на его обслуживание  в отечественной валюте: 

q­®id­®Dg­

Влияние изменения курса национальной валюты на дефицит бюджета может проявиться и иным образом. В  частности, курс  может влиять на величину поступлений в бюджет. Известно, что рост  курса становится  причиной   ограничения   экспортных   возможностей   страны (уменьшения  чистого экспорта),  следовательно, может  сократить поступления от налогообложения экспорта. К тому же, рост курса или его стабилизация после падения может ограничить рост  цен. А  это сокращает  поступления в  бюджет в  части, касающейся  косвенных налогов, которые, как известно, зависят от объемов реализации, следовательно, и от уровня цен.                                                                                  

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.