Реферат: Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период
В 1983г. вышла в свет работа японского ученого И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество». Фундаментом информационного общества Масуда считал компьютерные технологии, которые значительно усилили бы, либо заместили бы умственный труд человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знаний. Ведущей отраслью экономики Масуда видел интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и передаваться с помощью новых коммуникационных технологий[30].
Масуда предположил, что произойдет переоценка или трансформация человеческих ценностей, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвинет в качестве ценности время.
По мере развития электронных средств информации и информационных технологий все более активно ведутся дискуссии о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования информационного общества.
Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» определил информационное общество как обозначившейся вследствие информационной революции в индустриальном обществе.
Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, доминирование самоуправлеченских политических систем, индивидуализация личности без потери солидарных отношений между людьми и обществом.
Традиционным корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы, среди которых особенно выделяет индивидуальную деятельность в «электронном коттедже». Тоффлер писал о том, что крупнейшие фабрики и учреждения опустеют, превратятся в складские или жилые помещения, а с появлением доступной техники, позволяющей оборудовать рабочее пространство «умной» печатной машинкой, копировальной машиной, компьютерным пультом и телекоммуникационными средствами – резко возрастут возможности организации работы на дому[31].
В конце XX в. начался новый этап развития идей глобального информационного общества. Прежде всего, это связано с работами П. Дракера и М. Кастельса.
Американский экономист Питер Дракер выпустил в 1999г. книгу «Посткапиталистическое общество»[32]. Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящего сдвига Дракер считает переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление частной капиталистической собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформацию национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума.
Современная эпоха, как считает Дракер, можно назвать временем радикальных перемен, когда с развитием информационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в информационное общество.
Мануэль Кастельс подверг анализу современные тенденции, приводящие к формированию основ общества, которое он назвал «сетевым». В качестве отправной точки анализа Кастельс использует глобальную экономику и международные финансовые рынки. Информацию он рассматривает как ресурс, который легче других проникает сквозь всевозможные преграды и границы, информационную эру он рассматривает как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются и средством, и результатом глобализации общества.
Кастельс неоднократно обращает внимание на тот факт, что информация и обмен информацией всегда сопровождали человечество на всех этапах его развития. Однако только новое, зарождающееся общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача информации становятся фундаментальными источниками производительности и власти[33].
Из отечественных ученых, обращавшихся к теме нового общества за последнее время можно выделить А. И. Ракитова.
В своих работах А. И. Ракитов писал, что переход к информационному обществу предполагает превращение производства и использование услуг и знаний в важнейший продукт социальной деятельности, с постоянно растущим удельным весом знаний. Главной целью информационного общества А. И. Ракитов видел обеспечение правовых и социальных гарантий того, что гражданин общества, находящийся в любом месте и в любое время, сможет получить всю необходимую для решения насущных проблем информацию. Основными критериями информационного общества являются количество и качество имеющейся в обращении информации, эффективность передачи и переработки информации. Дополнительным критерием можно выделить доступность информации для каждого человека. Это достигается в результате развития и широкого внедрения новых телекоммуникационных технологий. Залогом успешного функционирования экономики постиндустриального общества станет ее информационный сектор, который выйдет на первые позиции по количеству занятых в нем трудящихся[34].
Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин в разработанном ими подходе к основным признакам информационного общества относят формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран, становление и, в дальнейшем, доминирование в экономике стран, наиболее приблизившихся к информационному обществу, новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий и телекоммуникаций. К основным же признакам информационного общества они относят повышение уровня образования, за счет расширения возможностей систем обмена информацией на региональном, национальном и международном уровнях, и соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда[35].
Одной из принципиально важных характеристик рубежа 80 – 90-х гг. является то, что большинство американских, европейских и российских специалистов в области информационного общества стали акцентировать внимание не только на роли и значении самой информации, но и на знаниях и беспрецедентного ускорения их прироста. Если в середине XX столетия объем суммарных знаний удваивался раз в 10 лет, в 80-е годы – раз в 5 лет, то сегодня он удваивается каждый год.
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «глобальное информационное общество», можно сказать, что под таковым понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
Это общество знания, в котором главным условием благополучия человека в отдельности и всего общества становится знание, беспрепятственно полученное вследствие ее доступности и умения с ней работать.
Это глобальное общество, в котором процесс обмена информацией не имеет временных, пространственных политических границ.
Это общество, которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.
Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству совершенно новые решения и расширенные возможности во всех сферах его жизнедеятельности.
Вместе с очевидными благами информационная революция уже поставила перед человечеством принципиально новые проблемы, при этом их количество имеет тенденцию расти. Сегодня можно перечислить ряд проблем, которые уже стоят перед человечеством – цифровой разрыв, проблемы правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы обеспечения безопасности и сохранение конфиденциальности информации, возможное психологическое воздействие на индивидуальное или массовое сознание в корыстных целях и проч.
Термин «цифровое неравенство» стран и регионов или «цифровой разрыв» (англ. “Digital divide”) начали употреблять в США, обозначая неравенство в доступе к новейшим информационным технологиям. Примечательно, что этот процесс может проистекать не только на международном уровне, но и в рамках отдельных государств. Происходит расслоение общества на имеющих свободный доступ к современным технологиям в информационной сфере, и не имеющих таковую возможность. Возник даже новый вид грамотности – компьютерная: без навыков работы на компьютере сегодня трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, пользоваться новейшими электронными услугами.
К примеру, по данным The Computer Industry Almanac, в 1992г. всего было 148 миллионов единиц компьютеров. Распределение компьютеров по странам было следующим: США – 67 миллионов, по Европе в целом – 36,6 миллионов, Япония – 10,5 миллионов единиц[36]. Таким образом, на весь оставшийся мир приходилось 33,9 миллионов компьютеров. Со временем ситуация практически не изменилась: через пять лет, в 1997г. в мире было уже 305 миллионов компьютеров. На США приходилось 108,2 миллиона единиц, на Европу – 79,6 миллионов, на Японию – 23,3 миллиона. На весь остальной мир приходилось 93,9 миллионов компьютеров[37]. Трехкратное увеличение общего количества компьютеров сопровождалось сохранением объема разрыва.
Тот же ресурс приводит данные количества компьютеров на 1 тысячу человек в мире и в США с 1985г. по 2002г. и прогноз на 2007г.[38]:
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2002 |
2007 |
|
США: |
||||||
Всего компьютеров (млн.) | 19.8 | 48 | 86 | 177 | 206 | 255 |
Кол-во компьютеров на 1000 чел. | 82.9 | 192.2 | 323.9 | 629.5 | 712 | 831.3 |
В мире: |
||||||
Всего компьютеров (млн.) | 31.4 | 98 | 226 | 523 | 663 | 1,069 |
Кол-во компьютеров на 1000 чел. | 6.5 | 18.7 | 40 | 86.2 | 106.4 | 161.8 |
По вышеприведенным данным четко прослеживается разрыв в компьютеризации группы стран и всего остального мира.
Та же самая тенденция наблюдается и в динамике роста пользователей сети Интернет: в 2001г. количество пользователей глобальной информационной сети Интернет в мире составляло 533 миллиона человек, из них количество пользователей из США составляло 149 миллионов, в Европе – 126 миллионов человек[39].
Новые информационно-коммуникационные технологии уже значительно изменили жизнь на Земле, предоставив широким массам населения новые возможности и услуги в режиме онлайн по поиску информации, дистанционного образования, и в то же время подавляющее большинство населения не имеет доступа к ним. Уже можно говорить о том, что дальнейшее развитие глобального информационного общества невозможно без вовлечения в него действительно широких масс пользователей.
Таким образом, решение этой проблемы зависит не только от информационной политики государств в отдельности, но и от уровня и эффективности международного сотрудничества стран, в первую очередь экономически развитых, в данной области.
Не смотря на все преимущества сети Интернет, сегодня человечество ежедневно сталкивается с негативными составляющими этого явления. Речь идет, прежде всего, об информационных ресурсах, на которых расположена порнография и непристойные материалы, представляющие угрозу моральным устоям общества, материалов фашистского толка, использования Интернета для азартных игр, осуществления электронных преступлений и проч.
Сегодня существует огромное количество Интернет – ресурсов, содержащих информацию (контент) порнографического характера – фото- и видеоматериалы, тексты неприличного содержания и т.п. Большинство этой информации находится в свободном доступе и может посещаться детьми и подростками.
Помимо этого сеть Интернет может использоваться как средство распространения материалов преступных, террористических организаций, пропаганды фашистского толка. К примеру, в российском сегмента сети Интернет («Рунет») в каталоге сетевых ресурсов российских ультраправых экстремистов, собранных информационно-аналитическим центром «Сова», 10 сайтов в разделе «Скинхеды» и еще 48 – в разделе «Русские националисты»[40].
Подавляющее большинство этих ресурсов имеет специальную оговорку «Данный сайт не является пропагандой межнациональной и межрасовой розни, фашизма и экстремизма». Однако оформление таких сайтов не вызывает сомнений в их идеологической направленности: цветовое решение в красно-черно-белых тонах, нередко использование фотографий людей со вскинутой правой рукой в нацистском приветствии, а использование стилизации свастики (либо нацистской, либо псевдорусского коловрата, либо рисунков, напоминающих свастику) – обязательный элемент оформления подобных экстремистских сайтов.
В глобальной сети Интернет есть, что регулировать. Первое – защита личных данных и частной жизни в Интернете. Второе – регулирование электронной коммерции и иных сделок и обеспечение их безопасности. Третье – защита интеллектуальной собственности. Четвертое – борьба против противоправного содержания информации и противоправного поведения в Интернете. Пятое – правовое регулирование электронных сообщений.
Современные реалии таковы, что отдельные законы для регулирования деятельности человека или группы лиц в сети Интернет не нужны: возникающие в сети Интернет правоотношения так или иначе регулируются действующими законами. Весь вопрос в данном случае состоит в адекватном использовании существующей законодательной базы и адаптации некоторых положений законов под реалии современного мира.
Защита личных данных и частной жизни в сети Интернет сегодня является одной из самых серьезных проблем. Следы виртуального преступления очень четко видны и легко систематизируются. Конечно, существуют специалисты, которые способны удалять следы преступления, однако к среднему пользователю это не относится. Основная цель всех виртуальных преступлений – базы данных, в которых содержится конфиденциальная информация самого различного толка, от паролей к домашним компьютерам до результатов секретных исследований.
Специальный закон для регулирования не нужен, т.к. неприкосновенной частной жизни в России гарантирует Конституция, и сеть Интернет не может быть исключением.
Второе направление – электронная коммерция. Несмотря на то, что торговля ведется через Интернет, она от этого не перестает быть торговлей и подпадает под существующее законодательство.
Проблема охраны интеллектуальной собственности поначалу казалось трудноразрешимой. Однако никто не отменял действие законов, касающихся охраны авторского права и смежного права.
Размещение противоправной информации на Интернет – ресурсах регулируется «оффлайновым» законодательством в этой сфере – законами о разжигании межнациональной розни и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8