скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период

Несомненно, что данный документ не может отражать действительной информационной политики всего внешнего мира, или хотя бы США в отдельности, по отношению к России. И все же, некоторые постулаты, описанные в этой директиве, имеют место быть в современности.

Формирование имиджа России в мире, в силу отсутствия или неэффективности механизмов формирования международного имиджа России, сегодня происходит либо стихийно, либо под воздействием информационных политик других государств. Прежде всего формирование имиджа России основано на работе всех видов зарубежных средств массовых информаций.

Краткий анализ сообщений западных СМИ о России позволяет говорить о том, что сегодня превалирует негативный тон сообщений[74].

На крупном Интернет-ресурсе www.inosmi.ru, где размещаются переводы зарубежной прессы, 7 мая 2004г. был опубликован краткий обзор сообщений о России, основанный на публикациях в зарубежной прессе за апрель 2004г. Вот лишь некоторые из цитат:

«По данным организации 'Врачи без границ', более 10 тыс. беспризорных детей, большинство которых живет в полной нищете, находятся на улицах Москвы, где правят насилие и наркотики. (Le Soir, 15.04)»; «С начала 2004 г. 78 российских военнослужащих, в том числе 24 офицера, покончили жизнь самоубийством. Самоубийство является причиной половины смертей в Российской армии. (La Libre Belgique, 28.04)»; «По данным Института экономики РАН РФ, доля теневой экономики в ВВП Калининграда составляет от 60 до 90%, в то время как в среднем по российским регионам - от 25 до 50%. (Le Figaro, 22.04)»; «За последнее десятилетие в Москве было разрушено более 400 исторических зданий, многие из которых находились под защитой федерального законодательства. На их месте строились копии, которые зачастую были больше по размерам и не соответствовали оригиналам. (Independent, 20.04)»; «В коммерческом центре 'Крокус Сити', где среди мрамора, пальм и ручьев 'благородные' - по имущественному цензу - люди выбирают себе сумки от 'Гуччи', одежду от 'Корнелиани' и обувь от 'Серджо Росси', плебс вас не потревожит (в России 27 млн. человек живут на 2 евро в день). Он теснится - никогда не приближаясь к 'Крокус Сити' даже из любопытства - в нескольких шагах отсюда, в павильонах дачного рынка, где покупает семечки и мед. (Sette, 22.04)»; «Российская делегация на Олимпиаде-2004 будет жить в эксклюзивной плавучей деревне, пришвартованной к причалу греческой столицы. Проживание в каюте во время проведения игр стоит не меньше 10 тыс. евро. Но каюты предназначены не для российских спортсменов (они остановятся в Олимпийской деревне), а для армии бюрократов, путешествие которых будет полностью оплачено. (Observer, 25.04)»; «Группы, защищающие права животных, утверждают, что, по меньшей мере, 3 из 100 московских животных страдают алкоголизмом и что необходимость использовать нетрадиционные методы их лечения вовсе не шутка. Исследование, проведенное одной из московских групп, показало, что в прошлом году 15 собак умерли в Москве в результате того, что хозяева дали им выпить водки. (Daily Telegraph, 22.04)»[75].

26 апреля 2004г. в Der Spiegel вышла статья под названием «Я благодарен России за ее глупую политику»[76]. Именно так было решено озаглавить интервью с премьер-министром Латвии г-ном Эмсисом.

В канадской газете «Ottawa Citizen» в 2000г. появилась статья под заголовком «Россия при Путине будет таким же барахлом, как всегда». Можно привести всего лишь одну цитату из данной статьи, чтобы охарактеризовать общий эмоциональный окрас этой работы: «Ничего хорошего здесь <в России> никогда не происходило и не произойдет. Россия – это кусок навоза, завернутый в капустный лист и спрятанный в сортире»[77]. Случайно или преднамеренно, но статья вышла в свет, когда в России праздновали день Рождества Христова.

Приведенные примеры позволяют говорить о проводимой, сознательно или нет, политике информационной войны против России. Подобные действия подрывают позитивный имидж России в мире, формируют неверный образ страны у зарубежной общественности.

Необходимо помнить, что уровень международного имиджа государства напрямую зависит первичной эмоциональной окраски восприятия общественным мнением. В таком контексте большую роль играет не отдельные публикации и статьи, а общий тон большинства газетных или журнальных работ.

Особенно важен для формирования имиджа государства объем информационного поля вокруг страны за рубежом. В данном случае работает фактор «спирали молчания». Основной смысл этого понятия заключается в том, что усиленное говорение одних порождает чувство их информационного доминирования, закрепление общего смысла всего информационного потока как истины[78].

Помимо активной информационной политики, проводимой против России зарубежными средствами массовой информации, Россия потеряла внутренние механизмы информирования мировой общественности. Захирел, но все-таки выжил ИТАР-ТАСС, признаки жизни подают остатки РИА "Новости", ужалось до минимума, но все еще по инерции вещает на иностранных языках радио "Москва", чудом уцелел Росзарубежцентр (бывший ССОД) и Институт русского языка имени А.С. Пушкина[79].         

Еще один метод формирования имиджа государства, который, скажем так, несколько упустило российское руководство – культура.

Культурный вакуум на постсоветском пространстве вынудил общество искать замену отошедшей в тень культуре советского периода.

«Важнейшим из всех искусств для нас является кинематограф». Насколько же прав оказался В. И. Ленин, хотя он произнес эти слова в контексте «безграмотности в массе своей народа».

В конце XX в. в мире сложилось одностороннее доминирование кинематографической продукции.   

Все постсоветское пространство оказалось завалено западной кинематографической продукцией не самого высокого уровня. Соответственно менялся образ своей страны, который преподносился в несколько другом ракурсе. В условиях отсутствия конкуренции со стороны отечественного производителя российское общество активно усваивало западные культурные и социальные клише. Я уверен, что сегодня в России большинство людей, столкнувшиеся с неправомерными на их взгляд действиями правоохранительных органов, требуют адвоката и реализации права на телефонный звонок, точно в соответствии к нормами поведения героев в зарубежных фильмах.

Высокий уровень насилия, отсутствие моральной нагрузки, упор на динамизм и эффектность сцен, возвышение моральных и этических ценностей другой страны, несомые в кинематографической продукции создавали ощущение ущербности собственной страны, ощущения невозможности создать подобное (сама формулировка данного высказывания предполагает доминирование западной точки зрения).

Сегодня в мире выпущено очень много так называемых «блокбастеров», это самые продаваемые продукты киноиндустрии, в которых заняты наиболее известные киноактеры современности. Во многих из них образ русского человека искажен до карикатурности.

В фильме «Красная жара» русские изображены в виде грязных бородачей, изъясняющихся несколькими нецензурными фразами. В фильме «Армагеддон», который с успехом прошел и в российском прокате, американцев, готовых спасти мир ценой своих жизней, на российской космической станции встречает некий небритый алкоголик в шапке-ушанке. А сама станция изнутри просто изгнивает. В одной из серий знаменитой плеяды фильмов «Рембо» русский боксер Иван Драго – человек жестокий, не чурающийся самых грязных методов для достижения победы. Эмоциональный ряд выстроен очень просто – у русского было все для победы, прекрасно оборудованные залы, лучшие тренера и врачи, а простой американец Рембо тренировался в горах, в лесу, чуть не умер на ринге, но сумел победить. В фильме «Тринадцать дней», в котором экранизированы события Карибского кризиса, Н. Хрущев – глава СССР, изображен как крайне бездарный аналитик и геополитик. 

К сожалению, ряд таких примеров можно продолжать очень долго. Где уж тут вспомнить про великих советских и российских режиссеров, актеров, деятелей киноискусства, внесших значимый вклад в развитие мирового кинематографа!

Совсем нетрудно оценить степень влияния кинематографа на глобальное массовое сознание, в первую очередь на подрастающие поколения, которые более восприимчивы влиянию продуктов индустрии развлечений. Дети подражают популярным героям, буквально наизусть знают диалоги главных героев, тем самым, закрепляя в своем сознании определенные стереотипы восприятия тех или иных государств.

Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству отметил, что необходимо использовать потенциал культуры для формирования имиджа России, для утверждения новой роли и места России в мировой цивилизации[80].

Парадоксально, но факт – образ России и российского народа сегодня в зарубежных средствах массовой информации и общественном мнении более негативный, чем в самые горячие периоды «холодной войны».

Образ России сознательно демонизируется, российское общество наделяется такими, якобы присущими ему, качествами как жестокость, тяга к разрушению, склонность к злоупотреблениям всех мастей, нравственной распущенности и проч. Можно говорить, что в сознании зарубежного общества выстраивается (или уже выстроился) ассоциативный ряд по отношению к России – Чечня, анархия, бандитизм, коррупция.

В 2000г. немецкая «Der Welt» умудрилась договориться до определения России «потемкинской деревней, величиной с империю, которая владеет лишь одной способностью - лгать»[81].

Сегодня образ России в зарубежных средствах массовой информации, за единичными исключениями, сформирован таким образом, что максимально нивелируется значимость нашего государства в историческом плане.

Проблема сохранения и развития позитивного имиджа государства для современной России приобрела еще и внутреннее направление.

Сегодня в России действует огромное количество всевозможных зарубежных общественных, правительственных и не правительственных организаций (в основном - американских), приоритетный объект внимания которых – перспективный в возрастном и профессиональном плане сегмент российского общества. Подобные организации под видом гуманитарной работы, выделения грантов, международных обменов и т.п. деформируют восприятие собственной страны у граждан России. При помощи таких организаций в российских школах появились альтернативные учебники и учебные пособия. В одном из таких учебников в разделе «Вторая мировая война» Сталинградская битва упоминается лишь вскользь, а основное внимание уделено операции в Северной Африке[82].

Я на собственном примере мог убедиться в действенности системы реализации программ подобных гуманитарных грантов. В 1997г. я принимал участие в программе международных школьных обменов «Проект Гармония». В отборочном туре этой программы в моем родном г. Улан – Удэ участвовало большинство школьников в возрасте примерно 16 лет. На отборочном туре, проводившемся на английском языке (нам объяснили, что проверяют наше знание языка), представители «Проекта Гармония» задавали вопросы о предпочтениях, причинах желания поехать в США, стремлении и причинах стремления остаться в другой стране и проч.  Таким образом, во время так называемого отборочного тура представители «Проекта Гармония», в сущности, провели социологическое исследование одной из социальных групп населения. Замечу, что разновидностей программ международных обменов существует очень много. Практически все они проводились под эгидой USIA – Информационного агентства США, самостоятельного пропагандистского ведомства[83].

Подобные организации сегодня в России выделяют множество грантов, обязательным условием получения которых является подробное описание проекта, выпускают огромное количество докладов и бюллетеней, устраивают симпозиумы. Посредством такой деятельности проводится «тщательный мониторинг настроений российской элиты и одновременно в ее интеллектуальный оборот вводятся необходимые клише, которые затем попадают в наши СМИ и через них воздействуют уже на всю нацию. По существу, в России создано идеологическое лобби»[84].   

В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием собственного имиджа в мире. Многие из этих проблем связаны с переходным периодом в нашей стране, объективными экономическими трудностями перехода к рыночной экономике. Многие проблемы связаны с отсутствием гибкого правового поля, позволявшего бы проводить еще более взвешенную и адекватную политику в этом направлении.

Цифровой разрыв между Россией и развитыми странами мира оставляет возможность для одностороннего формирования имиджа России в мире. За немногим более 10 лет в мире был сформирован образ России как второразрядной страны, дестабилизирована система внутреннего восприятия России у российских граждан.

Непрекращающееся информационное давление стран Запада на Россию, отличающееся разнообразием подходов, оказывает деструктивное действие на имидж государства, как на международной арене, так и внутри страны. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Сегодня мир стоит на пороге новой глобальной системы – информационного глобального общества. Это общество характеризуется неограниченностью информационного обмена, высоким уровнем развития информационных технологий. Информация превращается в один из стратегических ресурсов, профессиональное использование которого является основой процветания любого государства.

         Интенсивное развитие новых цифровых технологий ведет к принципиально новому качеству трансграничного обмена информацией. Причем при передаче данных все меньшее значение имеет географическое удаление друг от друга коммуникационных устройств и размеры пересылаемой информации.

         Новейшие коммуникационные технологии начинают оказывать все большее влияние на отношения, как между частными лицами, так и между  государствами на международном уровне, становятся движущей силой социальных и экономических изменений на глобальном уровне.  

Современные достижения в области информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию принципиально новых экономических, социальных и культурных отношений, как между отдельными индивидами, так и между государствами. Развитие коммуникационных технологий позволяет упростить процесс информационного обмена в целях торговли или обмена мнениями в любой точке экономической системы с меньшими затратами.

         Сегодня можно наблюдать интересный факт: непрекращающееся развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, повышение доступности этих технологий за счет снижения цен на их приобретение и использование, влечет за собой все больший спрос со стороны пользователей электронной среды, куда переместились многие виды социально-экономической деятельности. Причем, специфика современной информационной среды, компьютерной экономики позволяет конкурировать даже с общепризнанными лидерами и монополиями.

         Вместе с очевидными благами информационная революция уже поставила перед человечеством принципиально новые проблемы, при этом  их количество имеет тенденцию расти. Сегодня можно перечислить ряд проблем, которые уже стоят перед человечеством – цифровой разрыв, проблемы правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы обеспечения безопасности и сохранение конфиденциальности информации, возможное психологическое воздействие на индивидуальное или массовое сознание в корыстных целях и проч.

         Помимо общемировых проблем становления глобального информационного общества, Россия имеет немаловажные проблемы внутри национальных границ – цифровой разрыв между рядом крупных городов и остальной страной.

          В условиях глобального информационного общества, характеризуемого практически неограниченными возможностями информационного обмена, уровень международного имиджа будет играть большую информационно-воспитательную роль при формировании мировоззрения граждан государства, оценки собственного и других государств.

          Основными особенностями формирования международного имиджа государства в условиях глобального информационного общества являются большая информированность мирового общества о других странах, неограниченный доступ граждан к информации разного характера, касающейся собственной страны и других государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.