скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Бюджетное управление

За время разработки и внедрения бюджетов общества было протестировано около десятка систем бюджетирования и в итоге выбрана OFA. У компании больше 20 филиалов, и каждый из них представляет порядка 28 отчетов (см. Приложение 2 «Бюджетная структура ОАО «ФСК ЕЭС»»), поэтому наиболее важным показателем для компании была быстрая работа системы и возможность загрузки в нее данных из программы Excel. Это позволяет сделать только OFA.

Oracle Financial Analyzer является признанным инструментом для формирования финансовой отчетности, проведения детального финансового анализа, ведения бюджета, финансового планирования и прогнозирования.

Среди решаемых с помощью Oracle Financial Analyzer (OFA) задач:

·           Создание, изменение, обработка, пересылка бюджетов, прогнозируемых финансовых моделей

·           Быстрое и эффективное решение "горячих" вопросов управления финансовыми потоками

·           Выявление и обработка информации по различным "профит-центрам"

·           Разделение и систематизация информации по произвольным критериям

·           Составления бюджета любого уровня сложности с использованием оперативной финансовой информации из единого информационного хранилища

·           Поддержка обмена финансовыми данными с модулем ведения бухгалтерской отчетности "General Ledger", наличие обратной связи.

Система имеет гибкий контроль доступа к данным. Например, программу можно настроить таким образом, чтобы руководитель видел только агрегированные показатели по подразделениям, а подчиненный - только показатели в целом по компании и по участку собственной деятельности. Можно также разделить финансовую модель на модели по подразделениям и работать с ними автономно, не перегружая систему.

OFA является самым многофункциональным инструментом моделирования бюджетов. Эта система позволяет применять формулы любой степени сложности и проводить анализ данных в любом.

В системе OFA одновременно могут работать сотрудники, находящиеся в различных городах, что очень важно для компаний с множеством филиалов. Правда, для передачи данных придется установить в каждом филиале отдельный сервер.

OFA - очень мощная и функциональная система, которая подходит компаниям со сложной взаимосвязью между бюджетами.

 Помимо увеличения прибыли, сокращения затрат и других количественных показателей, такая автоматизированная система бюджетирования как Oracle Financial Analyzer поднимает компанию на новый качественный уровень:

- компания становится более управляемой;

- повышается корпоративная культура компании;

- компания становится мобильнее, увеличивается готовность к быстрому реагированию на изменения внешней среды.

Далее проанализируем финансово-хозяйственную деятельность одного из филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» опираясь на отчеты по исполнению бюджета, ведомость расходов на финансирование производственно-хозяйственной деятельности, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра составленных с использованием Oracle Financial Analyzer и выясним на сколько успешно функционирует данное предприятие.


§5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ФСК ЕЭС»

Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей

В таблице 1 приведены данные о суммах кредиторской и дебиторской задолженностей по филиалу ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра на начало и конец 1 квартала 2003 года.

Таблица 1

№ п/п Наименование 01.01.03 01.04.03
1 Дебиторская задолженность по основной деятельности 332992,178 1792629,348
2 Дебиторская задолженность по капитальному строительству 1363636,364 12492083,51
3 Итого: Дебиторская задолженность 1696628,542 14284712,85
4 Кредиторская задолженность по основной деятельности 1081950,34 3053968,855
5 Кредиторская задолженность по капитальному строительству 0 2115807,055
6 Итого: Кредиторская задолженность 1081950,34 5169775,911

Устойчивость финансового положения анализируемого объекта и его деловую активность характеризует соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.

Задачи анализа состояния расчетов с дебиторами состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

 Объем, качественный состав, и движение кредиторской задолженности характеризует платежную дисциплину, которая в свою очередь, свидетельствует о степени стабильности (устойчивости) финансового состояния.

Кредиторская задолженность возникает, когда предприятие сначала отражает у себя в учете возникновение задолженности (перед персоналом по оплате труда, по начислениям во внебюджетные фонды и т.д.), а по истечении определенного периода времени погашает эту задолженность. Кредиторская задолженность возникает и в случае несвоевременного выполнения предприятием своих текущих обязательств.

Сопоставление сумм кредиторской и дебиторской задолженностей показано в таблице 2.

Таблица 2 Активное и пассивное сальдо организации

№ п/п Наименование

01.01.03

по основной деятельности

01.04.03 по основной деятельности

01.01.03

Итого

01.04.03

Итого

1 Дебиторская задолженность 332992,178 1792629,348 1696628,542 14284712,85
2 Кредиторская задолженность 1081950,34 3053968,855 1081960,34 5169775,911
3 Активное сальдо - - 614678,202 9114936,939
4 Пассивное сальдо 748958,162 1261339,507 - -

График 1 Изменения сумм кредиторской и дебиторской задолженностей за 1 квартал 2003 года

Активное сальдо предприятия – это превышение дебиторской задолженности над кредиторской. В стабильной экономике, если дебиторская задолженность организации превышает кредиторскую, это расценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом.

Пассивное сальдо – это превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

Как видно из таблицы 2 предприятие имеет активное сальдо по итоговым суммам кредиторской и дебиторской задолженностей, однако по суммам задолженностей по основной деятельности имеется пассивное сальдо, что можно определить как негативный признак. Активное сальдо предприятие имеет благодаря суммам дебиторской задолженности по капитальному строительству, а эти суммы являются наименее ликвидными по сравнению с задолженностями по основной деятельности, т. к. по данной статье выступает задолженность по предоставляемым предприятию сторонними организациями услугам, проще говоря, услуги этих организаций еще не оказаны, но уже плачены. В то время как задолженность по основной деятельности представляет собой в основном оплаченную, но не поставленную продукцию. Таким образом можно сделать вывод о том, что анализ дебиторской и кредиторской задолженностей выявил снижение финансовой устойчивости предприятия.

Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей следующие:

Таблица 3

Наименование Темп роста по основной деятельности, в % Темп роста итого, в %
Дебиторская задолженность 538,340 841,947
Кредиторская задолженность 282,256 477,820

Столь значительные темпы роста кредиторской и дебиторской задолженностей объясняются, прежде всего, началом капитального строительства, и соответственно приобретением необходимых товаров и услуг. При этом необходимо учитывать, что столь резкое увеличение также было вызвано невозможностью отнести часть расходов на предыдущий отчетный период из-за поэтапной передачи приобретенного имущества в собственность предприятия, таки образом образуются дополнительные затраты времени, которые способствуют образованию задолженности, отраженной в учетных документах. Однако дебиторская задолженность растет вдвое большими темпами, чем кредиторская, что не является положительным фактором, так как может привести к значительной разнице сумм кредиторской и дебиторской задолженностей и ухудшению финансовой устойчивости предприятия. Для более глубокого анализ финансового состояния предприятия и в частности его кредиторской и дебиторской задолженностей необходимо проанализировать затраты предприятия.

Анализ затрат предприятия и возможные пути их снижения

Как видно из таблицы приложения 4 «Расходы на финансирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия "МЭС Центра" в 1 Квартале 2003 года» наиболее весомой статьей расходов является оплата труда с учетом единого социального налога, расходы по данной статье составляют 50,6% от общей суммы расхода предприятия. Материальные затраты и прочие расходы составляют 21,09 и 23,02% соответственно. Наименьшие расходы осуществляются по статьям налоги к уплате и вложение в активы при реализации инвестиционных программ, а именно 1,282 и 3,993% соответственно.

Столь малый процент затрат на вложение в инвестиционные программы, который казалось бы не согласуется с данными по кредиторской и дебиторской задолженностях объясняется тем, что финансирование инвестиционных программ осуществляется не через бюджет «МЭС Центра», а напрямую через бюджет ОАО«ФСК ЕЭС».


Диаграмма расходов «МЭС Центра» в 1 Квартале 2003 года»

Рассмотрим подробнее отдельные статьи расходов и определим возможные пути снижения затрат:

1. Затраты на оплату труда.

Сократить затраты по данной статье можно за счет принятия следующих мер: сокращение численности за счет повышения уровня технологии и управления; совершенствование управления, организации труда и производства; совершенствование системы премирования; сокращение персонала с выбытием непрофильной деятельности.

2. Затраты на ремонты.

Благодаря специфике деятельности предприятия затраты на ремонтные работы носят сезонный характер, что объясняет увеличение или уменьшение доли прочих затрат в определенные периоды в составе расходов предприятия. Снижение затрат на ремонты может быть обеспечено за счет специальных технологических мероприятий, контроля за расходами, согласования норм времени на ремонт в соответствии с утвержденными нормативами, технического аудита ремонтов, внутреннего хозрасчета для ремонтного персонала, заключением договоров с поставщиками и подрядчиками на конкурсной основе, инвентаризации действующих договоров и контрактов, а также за счет сокращения численности собственного ремонтного персонала.

3. Затраты на управленческие расходы.

Могут быть сокращены за счет проведения мероприятий по оптимизации расходов и их лимитированию.

4. Затраты на содержание объектов непрофильной деятельности, издержки связанные с содержанием излишков имущества (здания сооружения, ТМЦ). Данные расходы могут быть уменьшены за счет принятия следующих мер: инвентаризация, анализ эффективности, продажа неэффективных объектов непрофильной деятельности, передача объектов ЖКХ в муниципальную собственность.

5. Материальные затраты.

Снижение затрат на сырье, материалы и оборудование иожет быть достигнуто за счет контроля за расходованием материалов в соответствии с утвержденными нормативами, а также выбора поставщиков на тендерной основе.

Анализ отчетов по исполнению бюджета МЭС Центра за 4 квартал 2002 года и 1 квартал 2003 года

Таблица 4.

Общий объем поступлений за 4 квартал Факт поступлений за 4 квартал Общий объем финансирования в 4 квартале Фактически профинансировано в 4 квартале Отклонения
Приход 13,06572727 13,06572727 0
Расход 13,06572727 11,81763636 1,24809091
Общий объем поступлений за 1 квартал Факт поступлений за 1 квартал Общий объем финансирования в 1 квартале Фактически профинансировано в 1 квартале
Приход 19,09657455 19,31090909 0,21417273
Расход 20,34465727 15,67363636 4,67102091

Диаграмма фактических и бюджетных показателей за 4 квартал 2002года и 1 квартал 2003.

Как видно из таблицы 4 и диаграммы в 4 квартале выполнение бюджета можно считать удовлетворительным, хотя как видно из приложения 5 плановая политика предприятия на данный квартал не была до конца верной, например на приобретение объектов основных средств бюджетом было выделено 8,70936 млн.руб., а израсходовано всего 0,587814182 млн.руб.

А по статьям ремонт ОС (осуществляется подрядными организациями), услуги банков и затраты на социальные нужды произошел перерасход. Это может быть связано тем, что стоимость этих услуг возросла, а ее изменение не было учтено в смете расходов на данный квартал. В этом случае на следующий квартал необходимо пересмотреть плановые показатели по данным статьям. Как можно видеть в приложении 6 данные меры были приняты и перерасхода по данным статьям не наблюдается. Однако исполнение бюджета в 1 квартале нельзя определить как удовлетворительное т.к. запланированный объем расходов превышает фактический на 22,96%, а фактический объем поступлений больше бюджетного на 1,12%. Это еще раз говорит о не совсем корректном составлении плана экономических показателей на данный квартал. В частности плановая сумма прочих расходов больше фактической на 29,79%, а материальных затрат на 20,38%. По статье затраты на командировки и представительские расходы наблюдается перерасход денежных средств на 0,02 млн.руб.

Скорее всего денежные средства не предусмотренные бюджетом по данной статье были отвлечены с другой статьи по которой наблюдается недоиспользование денежных средств. За каждый перерасход денежных средств предприятие отчитывается, к отчету по исполнению бюджета прилагается пояснительная записка с объяснением незапланированного расходования денежных средств.


Заключение

В последние годы бюджетированию в России уделяется большое внимание: опубликовано и написано множество статей и учебников. Но, несмотря на это предприятий, внедривших бюджетирование не так много. Данное обстоятельство обусловлено множеством причин, одной из которых, на мой взгляд, является непредсказуемость политической и социально-экономической обстановки в стране.

У российских предприятий очень много времени и сил уходят на то, чтобы проследить за всеми изменениями, в том числе и в налоговом законодательстве, и как-то приспособиться к ним. В данной ситуации руководителям необходимо понять, что бюджетирование - не роскошь, а один из возможных способов предотвращения кризиса.

В своей работе я дала определение понятию бюджетирования, подробно рассмотрела структуру и последовательность формирования бюджета предприятия, а также возможные подходы к осуществлению контроля выполнения бюджета.

В работе рассмотрены основные этапы постановки бюджетирования на предприятии, а также выделены основные проблемы, возникающие при этом и возможные пути их решения, так, например, рассмотрены основные принципы, на которые следует обратить внимание предприятию для осуществления успешного бюджетирования. Описаны возможные подходы по постановке бюджетного управления.

Важное место в работе занимает обзор и анализ рынка автоматизированных систем бюджетирования. В частности дана подробная информация о наиболее известных в настоящее время автоматизированных системах бюджетного управления и выделены их основные достоинства и недостатки. А также описана история развития рынка программных продуктов, начиная с так называемых Автоматизированных Рабочих Мест, которые просто позволяли ускорить выполнение рутинных операций.

Последняя глава моей работы уделена примеру организации бюджетирования компании ОАО «ФСК ЕЭС», основными видами деятельности которой является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, и по присоединению к электрическим сетям.

Бюджетный процесс на данном предприятии построен на базе автоматизированной системы бюджетирования Oracle Financial Analyzer.

Подводя итог, хотелось бы отметить тот факт, что если бюджет предприятия правильно сформирован и соблюдается, идет реальная экономия расходов на персонал, который прежде был вынужден много времени тратить на доработку бюджета. Поэтому, по самым скромным подсчетам, минимум 5% оборотного капитала в год экономится после внедрения автоматизированных систем бюджетного управления.


Список используемой литературы

1)         «Управление финансами предприятия» Савчук В.П., Москва, Лаборатория знаний, 2003 г.

2)         «Принципы корпоративных финансов» Ричард Брейли, Стюарт Майерс, Москва, 2004 г., 2-е издание.

3)         Аналитический журнал «Управление компанией» №1-7/2003, Издательство РЦБ – Агентство Деловых Связей, Москва.

4)         Профессиональный журнал «Энергорынок» №1/2004, Издательство РЦБ – Агентство Деловых Связей, Москва.

5)         Журнал «IT Manager» №4/2003, Fine Street Print & Publish, Москва.

6)         Журнал «Финансовый директор» №1-12/2002,2003 гг., Москва

7)         Интернет – ссылки:

www.olap.ru

www.cfin.ru

www.rcb.ru

www.fd.ru

www.grandtechnology.com

www.oracle.com

www.comshare.ru

www.inec.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.