скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

За последний период роль такой подготовки в системе профессионально-технического образования значительно воз­росла. Это объясняется теми качественно новыми требованиями, которые предъяв­ляет современное производство к рабоче­му в условиях научно-технической рево­люции. Современное производство осна­щается новейшими машинами и оборудо­ванием. Механизация и автоматизация производственных процессов все больше освобождает человека от тяжелого физи­ческого труда. Преобладающим физиче­ским трудом становится труд средней и легкой тяжести.

Порождая целый ряд новых профес­сий и новых особенностей трудовой дея­тельности, технический прогресс предъяв­ляет все более высокие требования к ка­честву общеобразовательной, специаль­ной (по профессии) и физической подго­товки будущих рабочих.

Характерным для двигательной дея­тельности 'при современных формах труда, связанной с управлением сложной техникой, является быстрота и точность действий (точность по микро интервалами времени, мышечным уси­лиям и пространственным характеристикам). Рабочие действия час­то сопряжены с быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени полученной информации и срочным реагированием.

Все это предъявляет большие требования к центральной нервной системе, особенно к ее механизмам координации движений, к двига­тельному, зрительному, вестибулярному и другим анализаторам.

Вместе с тем есть еще немало профессий, где успешное выполне­ние рабочих операций невозможно без высокого развития силы, вы­носливости и ряда других физических качеств. К таким про­фессиям относятся профессии рабочих-монтажников и эксплу­атационников, занятых в строительстве и на обслуживании высот­ных промышленных, транспортных и жилых объектов, шахтеров и др.

Многие виды профессиональной деятельности связаны с воздей­ствиями на организм работающего различных внешних условий (высокая температура окружающей среды, ускорения, вибрация, эмоциональное напряжение, длительное пребывание в однообразной рабочей позе и Др.). Например, установлено, что у рабочих горячих цехов металлургических предприятий большому напряжению под­вержены терморегуляторный аппарат, сердечно-сосудистая и мы­шечная системы. В мартеновских, конверторных цехах трудовые операции выполняются при резком перепаде температур в зимний период (от +22, +24° С до —6, —8° С), при высокой температуре летом (+45, +50° С), повышенной скорости движения воздуха (2,5—3 м/с), в некоторых случаях—при интенсивном тепловом об­лучении.

В специфических условиях протекает трудовая деятельность монтажников строительных конструкций, электромонтеров по монта­жу и эксплуатации линий электропередач, контактных электриче­ских сетей на железных дорогах и ряда других профессий. Большин­ство рабочих операций они выполняют на высоте с ограниченной площадью опоры, что сопряжено с опасностью падения. Поэтому не­обходим непрерывный контроль за положением собственного тела в пространстве.

Высота — значительный физиологический раздражитель. Пре­бывание человека на высоте с ограниченной площадью опоры мо­жет служить причиной эмоциональной напряженности (боязнь вы­соты), особенно у молодых рабочих с небольшим производственным стажем и не прошедших специальной физической подготовки по профессии.

Таким образом, профессии различаются по психофизиологиче­ским характеристикам и условиям труда и, следовательно, предъяв­ляют разные требования к физической подготовленности человека причины предопределяют профилирование процесса физическо­го воспитания в профтехучилищах при сохранении ведущего значе­ния общей физической подготовки.

Требование профилирования педагогического процесса нашло свое отражение в программе по физическому воспитанию учащихся профессионально-технических училищ. Один из разделов програм­мы составляет профессионально-прикладная физическая подготов­ка. Ее место в учебном процессе в каждом училище определяется спецификой той профессии, по которой готовят рабочие кадры.

Сущность профессионально-прикладной физической подготовки заключается в направленности педагогического процесса на углуб­ленное развитие у учащихся физических и психических качеств и двигательных навыков, особенно важных для .повышения эффек­тивности профессионального обучения и обеспечения в дальнейшем высокой и устойчивой профессиональной работоспособности. Общая разносторонняя физическая .подготовка составляет основу и профес­сионально-прикладной физической подготовки.

В программе по физическому воспитанию указаны такие задачи прикладной физической подготовки учащихся профессионально-технических училищ:

- развитие у учащихся физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

- формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;

- повышение устойчивости организма к внешним воздействиям ус­ловий труда;

 - воспитание у учащихся специфических волевых и других психи­ческих качеств.

Указанные задачи должны решаться в единстве с общевоспита­тельными и профессионально-образовательными. Конкретизировать их следует с учетом особенностей профессии.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве средств прикладной физической подготовки используют главным образом физические упражнения, отражающие особенно­сти будущей трудовой деятельности. В зависимости от методиче­ской организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный трениро­вочный эффект. Исходя из этого средства прикладной физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения 'конкретных .педагогических задач.

Для развития профессионально важных физических качеств при­меняют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и сило­вую выносливость, на координацию движений и др. Это главным об­разом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С по­мощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физиче­ские качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-при­кладных навыков применяют так называемые естественные движе­ния (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из при­кладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздейст­виям внешней среды можно, применяя соответствующие упражне­ния, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. На­пример, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнения­ми, сопровождающимися значительным теплообразованием: про­должительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, конь­ках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств—волевых, внима­ния, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мы­шечных усилий и других — большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными ви­дами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и сте­пень их проявления. Например, бокс, спортивные игры вырабатыва­ют точность времени реакции на движущийся объект, быстроту дви­гательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точ­ность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств способствуют занятия всеми видами единоборств, спортивными играми, прыжками в во­ду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др.

В содержание профессионально-прикладной физической подго­товки входит также изучение теоретического материала по такими основным вопросам: сущность и задачи профессионально-прикладной физической подготовки; особенности и требования профессии

физическим качествам, а также к двигательным учащихся; характеристика прикладных упражнений и видам спорта, используемых для данного .вида подготовки; организация профессионально-прикладной физической подготовки; учебные нормативы.

Структура и методические основы профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка строится в единстве с общей физической подготовкой. Необходимость органического сочетания того и другого вида подго­товки определяется объективными закономерностями функциониро­вания и совершенствования организма учащихся.

Общая физическая подготовка служит предпосылкой для спе­циализированного педагогического процесса; вместе с тем ее необхо­димо осуществлять и параллельно со специализацией. В этом слу­чае отдельные профессионально важные качества развиваются эф­фективнее.

Следовательно, оба вида физической подготовки должны состав­лять действенную систему мероприятий по физическому воспитанию с определенной профессиональной направленностью.

Существенным моментом в определении такой системы является правильный подбор ее средств. Средства как общей, так и профес­сионально-прикладной физической подготовки следует подбирать исходя из поставленных задач и с учетом закономерностей переноса! тренированности. Учесть эти закономерности — значит обеспечить! возможно большее положительное влияние упражнений на развитие профессиональных качеств и навыков, профессиональную работоспособность.                                                

Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, не всегда способствует овладению профессиональным мастерством и даже может затруднить формирование профессиональных качеств и навыков в силу так называемого отрицательного переноса тренированности.

Например, у боксеров и футболистов, движения которых отли­чаются большой резкостью, наблюдаются затруднения в выполне­нии плавных 'и тонко координированных (дозировочных) движении. особенно на начальном этапе профессионального обучения.

Под переносом физической тренированности понимают положи­тельное или отрицательное влияние физических упражнений на те или иные виды деятельности человека.

Существует много видов переноса тренированности, поскольку происходящие адаптационные изменения качественно различны и отражают многообразие взаимодействия процессов в организме и внешней среды.

В физическом воспитании с профессиональной направленностью особенно важно учитывать такие виды переноса тренированности, как однонаправленный (однородный) перенос качеств; перенос ка­честв, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на ра­ботоспособность симметричных мышц противоположной стороны тела; перенос эффекта физической тренировки на устойчивость орга­низма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды;

перенос навыков при их функционировании. Однонаправленный перенос качеств наблюдается в пределах однотипных функциональных проявлений. Так, у учащихся, занимавшихся баскетболом, волейболом и настольным теннисом, была выявлена достаточно высокая подвижность основных нервных процессов быстрота зрительного различения и тактильная чувствительности что положительно влияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов.

Другой вид переноса качеств состоит в том, что при тренировке работе мышц одной стороны тела увеличивается работоспособность симметричных не упражнявшихся мышц. Благодаря этому перенос;) достигается .прирост силы, быстроты движений, выносливости (в среднем 70—80%) и, кроме того, повышение мышечного тонуса улучшение координации движений и др. Использование возможностей механизма такого переноса, в частности для развития  координации рабочих движений, представляет собой один из методических путей в совершенствовании профессиональных качеств и может найти свое практическое применение в прикладной физической подготовке, например, при обучении профессиям сборщиков точных приборов и аппаратуры.

Выше отмечалось, что повышение устойчивости, организма чело-

века к действию неблагоприятных факторов внешней среды можно обеспечить путем использования соответствующего механизма пере­носа эффекта физической тренировки. Однако следует подчеркнуть, что повышенная сопротивляемость организма, достигнутая в ре­зультате тренировки, требует для своего развития систематических упражнений на протяжении длительного времени (несколько ме­сяцев).

Перенос при функционировании сформированных навыков ха­рактеризуется, способностью применить их в иных, изменившихся условиях. Речь здесь 'идет о прикладных навыках, которыми овладе­вают учащиеся в процессе физического воспитания с целью дальней­шего их 'применения как «фоновых» 'в трудовой деятельности (на­пример, навыках лазания у рабочих-строителей).

Установлено, что с увеличением прочности, стабилизации двига­тельного навыка возрастает его положительный и ослабевает отри­цательный перенос. Положительный перенос при функционировании находится также в прямой зависимости от гибкости, приспособительности и, следовательно, переключаемости выработанного дви­гательного навыка. В силу отмеченной связи вариативность условий обучения, осуществляемая на этапе совершенствования, способст­вует последующему переносу умений и навыков.

Итак, учет закономерностей переноса тренированности — необ­ходимое условие обоснованного подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки для направленного развития ор­ганизма. Сознательное управление процессами переноса позволяет успешнее решать поставленные задачи.

При подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки необходимо исходить из критерия однонаправленности воздействия на функциональные системы организма специальных упражнений и конкретного процесса труда и его условий, а также критерия непосредственной прикладности изучаемых форм движе­ний для данной профессиональной деятельности. Последний крите­рий учитывается при подборе упражнений для формирования вспо­могательно-прикладных двигательных навыков.

Подбор средств на основе выделенных критериев будет как бы моделировать ('воспроизводить) рабочие нагрузки, ситуации выпол­нения действий, отдельные вспомогательно-прикладные формы дви­жений и условия деятельности, присущие конкретной профессии.

Однако такой подбор средств и их использование отнюдь не означает имитацию трудовых движений в целом или по элементам.

Применение критериев подбора специальных средств требует точных знаний психофизиологических особенностей конкретной профессиональной деятельности и обусловливающих их причин.

В процессе трудовой деятельности все системы организма чело­века приходят в состояние активности. Однако каждый трудовой процесс характеризуется преимущественным напряжением опреде­ленных функциональных систем: корковых и подкорковых механиз­мов центральной нервной системы, вегетативных функций, опреде­ленных групп мышц и т. д. В результате этого функциональные системы организма в неодинаковой степени участвуют в процессе тру­да, что и приводит к образованию специфических структур психиче­ских и физических качеств у представителей различных профессий. Все специфические качества, входящие в такие структуры, принято называть профессиональными. Причем в каждой структуре качеств (способностей) выделяют ведущие — центральные звенья, которым принадлежит решающая роль в обеспечении высокой работоспособ­ности и достижении профессионального мастерства.

Для раскрытия закономерностей формирования структуры про­фессиональных качеств важное значение имеет исследование специ­фического влияния объективных факторов труда на организм чело­века. При этом надо принять во 'внимание как положительные фак­торы, оказывающие тренирующее воздействие, так и отрицательные, которые в гигиене труда относят к категории «профессиональных вредностей».

Исходным в таком анализе является положение о единстве, не­разрывной взаимосвязи субъективных и объективных сторон труда.

Физиологические и другие изменения в организме человека спе­цифичны и зависят от характера выполняемой работы и 'влияния особых внешних условий. Учет данного факта имеет принципиально важное значение для правильного осуществления прикладной фи­зической подготовки.

Понятие «характер трудовых двигательных действий» — обоб­щающее. Оно отражает, прежде всего, функциональное содержание труда и связанные с ним (через технологию производства и аппара­турное оформление) самые существенные специфические особенно­сти рабочих приемов (действий). Приемы представляют собой кон­кретные объективные факторы, обусловливающие различные воз­действия на организм человека в процессе труда.

К специфическим особенностям рабочих приемов (действий) от­носятся:

тип движений (поднимающие, опускающие, нажимные, враща­тельные, ударные и :пр.) и участвующие при этом рабочие органы (пальцы рук, кисти рук, рука, руки, правая нога и пр.);

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.