скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

пространственные компоненты действий—амплитуда движений (малая, средняя, большая);

временные компоненты действий — быстродействие в обычных условиях и при ограниченном времени, быстрота реагирования на отдельные сигналы;

силовые компоненты действий — силовая нагрузка на отдельные группы мышц (динамическая, статическая);

особенности координации движений: соразмерность движений по силе, скорости и пространственным параметрам (точность воспроиз­ведения формы, величины углов и т. п.), согласованность одновре­менных и последовательных движений рук и ног в различных соче­таниях, согласованность движений с процессами восприятия (сенсомоторная координация);

пластичность и выразительность движений.

Характер какого-либо конкретного трудового двигательного действия определяется одним или несколькими признаками. Харак­тер трудовых двигательных действий в разных видах профессио­нальной деятельности может быть сходным или, напротив, резко от­личаться один от другого. Так, при работе на пультах управления оператор довольно часто выполняет движения с очень малой ампли­тудой — меньше 2 см; при кнопочном же управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Здесь о характере трудовых двигательных действий можно гово­рить как о микродвижениях, требующих быстроты двигательной реакции. Вальцовщик горячего проката металлургического пред­приятия в процессе работы должен быстро перемещать по большой амплитуде раскаленные металлические заготовки. В этом случае пре­обладают движения с большой амплитудой, динамической нагруз­кой на мышцы рук, плечевого пояса и спины и со статической на­грузкой на мышцы ног.

Из приведенных примеров видно, что разный характер трудовых действий оператора и вальцовщика горячего проката обусловливает и разные требования к их специальным качествам.

Под особыми внешними условиями профессиональной деятель­ности подразумевается сопутствующее действие факторов, услож­няющих трудовой процесс. Так, неблагоприятные производственные условия вызывают дополнительное напряжение психических и фи­зиологических функций организма во время работы. Другие условия труда требуют того, чтобы работники овладели рядом вспомога­тельно-прикладных двигательных навыков,

Таким образом, объективные факторы труда—характер двига­тельных действий и особые внешние условия деятельности — обу­словливают специфическое воздействие на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требо­вания той или иной профессии к подготовленности работников (их психическим и физическим качествам, двигательным навыкам, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям среды).

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществ­ляется в соответствии с общими методическими принципами обуче­ния и воспитания. Однако специфика различных видов трудовой деятельности требует организации занятий в усложненных услови­ях: круглогодично на открытом воздухе; в обстановке, максимально приближенной к реальной; после значительной физической нагруз­ки; выполнение в ряде случаев упражнений из исходных рабочих по­ложений и т. п. Выполнение упражнений в обстановке, близкой к ре­альной —характерная особенность методики профессионально-при­кладной физической подготовки.

Для отдельных видов прикладной физической подготовки разра­батываются и устанавливаются частные методические принципы. Например, для тренировки вестибулярного аппарата с учетом про­фессиональной подготовки разработаны и предложены такие принципы: максимальной нагрузки, оптимальной частоты трениро­вочных занятий, всесторонней тренировки вестибулярного аппарата (применение угловых, прямолинейных ускорений и их комбинаций), специфичности тренировки и др. Соблюдение их позволяет дости­гать высокой функциональной устойчивости вестибулярного аппара­та за сравнительно короткие сроки.

Своеобразна профессионально-прикладная физическая подготов­ка для учащихся, готовящихся к работе в горячих цехах промыш­ленных предприятий. Тренировка терморегуляторного аппарата их должна строиться по принципу контрастного варьирования условий занятий в зимний период — «воздух — зал» или «зал — воздух». Создаваемая при этом на каждом занятии контрастность действия термических раздражителей (холод, тепло) позволяет повысить устойчивость организма к резкой смене температур окружающей среды.

Формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке. Задачи профессионально-прикладной физической под­готовки не представляется возможным успешно разрешить только путем плановых обязательных занятий и мероприятий в режиме учебного дня. Необходимо использовать и дополнительное время и другие формы занятий.

Применяют следующие формы занятий: комплексное и специали­зированное (плановые), утренние физические упражнения (заряд­ка), массовые спортивные мероприятия (спортивные 'и спортивно-прикладные соревнования, однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, массовые проплывы и др.).

Комплексное занятие (урок)—наиболее распростра­ненная форма. Следует различать два типа таких занятий: заня­тие, которое включает в себя общеразвивающие и специальные (прикладные) упражнения, и занятие, построенное на материале различных видов прикладной физической подготовки — так назы­ваемая комплексная тренировка.

Прикладные упражнения, включаемые в содержание занятий по общей физической подготовке, должны быть методически связаны с остальным учебным материалом; время, отводимое на них, зави­сит от конкретных задач занятий. Например, обучение прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестницам, .пе­редвижения на повышенной опоре целесообразно предусматривать в занятиях по гимнастике; способам преодоления различных пре­пятствий — в занятиях легкой атлетикой на местности и пр.

Комплексная тренировка—эффективная форма специальной физической подготовки, предъявляющая очень высокие требования к организму учащихся. Она используется в тренировочных целях, главным образом на завершающем этапе обучения.

В комплексное занятие по прикладной подготовке включают уп­ражнения для развития профессионально важных качеств и навы­ков 'в различных сочетаниях с учетом их реальной взаимосвязи в ус­ловиях профессиональной деятельности, а также закономерностей переноса тренированности.

Специализированное занятие (учебное, тренировоч­ное) — форма занятий, имеющая строгую направленность. Оно включает обучение вспомогательно-прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных физических ка­честв.

Специализированные занятия проводятся, когда организацион­но трудно или методически нецелесообразно совмещать обучение по отдельным разделам профессионально-прикладной физической подготовки, когда необходимо воздействие на отдельные функциональ­ные системы и органы, чтобы получить наибольший эффект в их развитии. В занятиях с предельной интенсивностью предусматрива­ют расширенную подготовительную и заключительную части.

В процессе плановых занятий перед выполнением прикладных упражнений полезно сообщать теоретические сведения по изучаемо­му виду профессионально-прикладной физической подготовки. Эти вопросы можно рассматривать также на специальном теоретиче­ском занятии.

Утренние физические упражнения (зарядка) для учащихся профтехучилищ преследуют не только гигиенические, но и тренировочные цели. Проводимые на открытом воздухе, они имеют и большое закаливающее значение.

Зарядка должна включать как общеразвивающие упражнения гигиенического характера и повышающие разностороннюю физиче­скую подготовленность, так и специальные прикладные упражне­ния. Последние применяют с целью тренировки, и в этом случае за­дачи обучения не ставятся.

Утренние физические упражнения должны быть плановыми. Каждый вариант зарядки разрабатывается со специальной направ­ленностью. Комплексы упражнений через определенный промежу­ток времени необходимо изменять в зависимости от сезонно-климатических условий, содержания учебных занятий по физической под­готовке и ряда других причин. На утренние физические упражнения обычно отводится от 20 до 30 мин.

Соревнования — действенная  форма профессионально-прикладной физической подготовки, воспитывающая волевые каче­ства: целеустремленность, инициативность, решительность, сме­лость, самообладание, способность стойко переносить большие и предельные физические нагрузки. Соревнования помогают совер­шенствовать физические качества и прикладные навыки в обстанов­ке спортивной борьбы. По степени прикладности соревнования бы­вают спортивные и спортивно-прикладные. Спортивные только кос­венно отражают специфические особенности той или иной деятель­ности (для лиц, управляющих скоростным транспортом,—состя­зания по горнолыжному спорту, баскетболу и другим спортивным играм; для строительных рабочих—по акробатике, гимнастике). Спортивно-прикладные отличаются от спортивных тем, что в их со­держание входят физические упражнения, специфичные для той или иной профессии (для водников — состязания по водным видам спорта). Большое значение для профессиональной подготовки учащихся имеет массовое целенаправленное физическое совершенствование путем занятий в спортивных секциях по различным видам спорта. Секции организуются, как правило, с учетом особенностей профес­сии. Занятия в секциях содействуют повышению уровня развития у учащихся профессионально важных качеств и навыков.

Учет успеваемости. На начальном этапе прикладной физической подготовки проверкой выявляют исходный уровень развития про­фессионально важных качеств и навыков у учащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать и вести учебный процесс. С учетом выявленных да.нных составляют доку­менты планирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают ин­дивидуальные учебные задания и нагрузку и др.

Проверка и оценка физической подготовленности в ходе профес­сионально-прикладной подготовки позволяет преподавателю узнать, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и в необхо­димых случаях вносить соответствующие коррективы в методику учебного процесса.

Проверка и оценка подготовленности обучаемых по профессио­нально-прикладным видам физической подготовки осуществляются на основе специально установленных нормативов. При этом пере­чень контрольных упражнений и величина нормативов определяют­ся объективными требованиями, предъявляемыми конкретной про­фессиональной деятельностью к структуре и уровню физической подготовленности учащихся.

При разработке учебных нормативов по прикладной физической подготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями программы физического воспитания учащихся городских и сельских профессионально-технических учи­лищ.

Проверку и оценку специальной физической подготовленности учащихся следует осуществлять на занятиях систематически в по­рядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анали­за и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым учащимся, сравнивают данные первоначальных и повторных про­верок

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Одна из главных задач общей физиче­ской подготовки в профтехучилищах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

С физиологической точки зрения все­сторонняя подготовка базируется на уче­нии И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества чело­века. При этом развитие одного из ка­честв .положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в разви­тии одного или нескольких задерживает развитие остальных.

Принцип всесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися про­фессионально-технических училищ при­обретает особое значение. В подростко­вом и юношеском возрасте еще не завер­шено формирование организма. Необхо­димо целенаправленно воздействовать на него в период обучения учащихся в проф­техучилище.

Осуществляемое в неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должно способствовать эффективному проявлению тех физиче­ских качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки.

Педагогический опыт свидетельствует о том, что даже при условии двух уроков физвоспитания в неделю можно добиться положительных результатов в развитии у учащихся основных двигательных ка­честв. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и об­щей выносливости.

Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помо­щи бега на 30 м со старта в основном развивается быстрота, при помощи упражнений со штангой — мышечная сила.

Эффект воздействия физического упражнения на развитие физи­ческих качеств во многом определяется методикой его применения. Например, однократное выполнение упражнения со штангой способ­ствует развитию в основном мышечной силы и скоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но с не­сколько меньшим отягощением — развитию силовой выносливости.

В процессе развития быстроты движений необходимо всесторон­не повышать функциональные возможности организма, определяю­щие скоростные характеристики в разнообразных видах двигатель­ной деятельности. Для .подростков и юношей желательна более поздняя спортивная специализация при предварительной физиче­ской подготовке на протяжении ряда лет. Нецелесообразно прежде­временно начинать узкоспециализированную скоростную подготов­ку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в развитии быстроты движений, лучше использовать преимуществен­но скоростно-силовые и силовые упражнения.

Для улучшения двигательной реакции обычно используют уп­ражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации, например, по сигналу принять определенную позу, начать движение и т. п. Выход со старта следует тренировать, изменяя длительность пауз между предварительной и исполнительной коман­дами.

Ценным средством развития быстроты и улучшения двигатель­ной 'реакции являются спортивные и подвижные игры.

В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) бы­строта проявляется главным образом в частоте движений. Высо­кий темп движений зависит от умения быстро сокращать и рас­слаблять мышцы, и полезными упражнениями для развития быстро­ты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук; семенящий бег и др.

Основное средство развития быстроты — упражнения, выполняе­мые с максимальной скоростью. Например, преодоление неболь­ших расстояний, бег с ускорением на 50—60 м, со старта и с хода на 30—50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Дли­на преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, что­бы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с пре­дельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают на­столько большими, чтобы обеспечить относительно полное восста­новление сил.

Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.

Основной метод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов спе­циальных подготовительных упражнений.

Другим эффективным методом развития быстроты является ме­тод повторного выполнения упражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с .предельной и около пре­дельной скоростью, в облегченных условиях).

Значительное место в системе физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ должно быть отведено разви­тию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособность тканей, систем и 'организма в целом, помогает со­вершенствованию координации движений, формированию и прояв­лению других физических качеств. Важно, чтобы гармоничное раз­витие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлять мы­шечную силу в определенных движениях.

Основные задачи силовой подготовки юношей среднего возра­ста — укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического ха­рактера в различных условиях.

Наиболее эффективны для развития силы у подростков динами­ческие упражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целе­сообразны упражнения со штангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.