Реферат: Разработка программы на Ассемблере
2. PUSH RP; поместить на вершину стека содержимое пары регистров RP (например push bx).
3. POP RP; снять с вершины стека два байта и поместить в пару RP (например pop ax).
4. XCHG DST, SRC; поменять местами содержимое (DST) и (SRC). Оба операнда не могут быть одновременно содержимым ячеек памяти.
5. XLAT SRC; извлечь из таблицы с начальным адресом SRC байт данных имеющий номер от начала таблицы = (AL), и поместить его в AL. Адрес SRC должен находиться в регистре BX. Другой вариант: XLATB.
....
.DATA
src DB 15d,10h,00110101b,'A','B',166d
.CODE
....
mov al,2; в результате выполнения этих трех команд
mov bx,OFFSET src; в регистр AL будет загружен код
xlatb; 00110101b = 35h = 53d = ASCII'5'
6. IN ACCUM, PORT; поместить в аккумулятор AL или AX байт или слово из порта с адресом PORT. Если адрес порта <= FF то адрес порта может указываться непосредственно, если адрес порта > FF, то адрес порта указывается косвенно, через содержимое регистра DX (специальная функция регистра общего назначения).
in al,0a5h;ввести в AL байт данных из ВУ с адресом порта A5h ....
mov dx,379h;ввести в аккумулятор AL байт данных из
in al,dx;внешнего устройства с адресом порта 379h
7. OUT PORT, ACCUM; переслать из аккумулятора AL или AX байт или слово в ВУ с символическим адресом PORT.
out 0ffh,al;
....
mov dx,37Ah;переслать слово данных из AX в ВУ с адре-
out dx,ax;сом порта 37Ah
8. LEA RP,M; загрузить в регистр RP эффективный адрес (смещение) ячейки памяти с символическим адресом M.
lea di, rus; аналог этой команды - mov di, OFFSET rus.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ КОМАНДЫ
1. ADD DST, SRC; сложить содержимое SRC и DST и результат переслать в DST.
add al, [mem_byte]; mem_byte однобайтовая ячейка памяти
add [mem_word], dx; mem_word двухбайтовая ячейка памяти
add ch,10001010b;
2. INC DST; увеличить (DST) на 1 (инкремент (DST)).
inc si; (SI) <-- (SI) + 1.
inc count; (count) <-- (count) + 1.
3. SUB DST, SRC; вычесть (SRC) из (DST) и результат поместить в DST.
4. DEC DST; декремент (DST).
5. CMP DST, SRC; сравнить содержимое DST и SRC. Эта команда выполняет вычитание (SRC) из (DST) но разность не помещает в DST и по результату операции воздействует на флаги.
условие флаги
OF SF ZF CF
DST > SRC 0/1 0 0 0
DST = SRC 0 0 1 0
DST < SRC 0/1 1 0 1
0/1 - означает, что флаг может быть равен 0 или 1 в зависимости от значений операндов. Флаги OF и SF имеют смысл при операциях со знаковыми числами, CF для беззнаковых чисел. Флаг переполнения OF устанавливается в 1, если в результате операции сложения или вычитания значения переноса в старшиий двоичный разряд и из старшего двоичного разряда не совпадают. По другому определению OF принимает значение 1, если результат превышает диапазон представления соответствующих чисел. Пусть DST > SRC и оба являются однобайтовыми числами, тогда:
DST: 1. (+127) 2. (+127)
SRC: - (+2) - (-2)
------- -------
(+125) (OF)=0 (+129)? (OF)=1
Во втором примере результат превышает диапазон: -128 <= x < = +127. Флаг знака SF устанавливается в '1', если старший бит результата операции равен 1, т.е. при отрицательном результате. В противном случае сбрасывается. Флаг нуля ZF устанавливается в '1' при нулевом результате (!), иначе сбрасывается. Флаг переноса CF = 1, если есть перенос из старшего разряда при сложении или есть заем в младший разряд при вычитании. Иначе флаг сбрасывается. Для первого примера SF = ZF = CF = 0, для второго: SF = 1, ZF = CF = 0.
ЛОГИЧЕСКИЕ КОМАНДЫ И КОМАНДЫ СДВИГА
1. AND DST, SRC; поразрядное логическое "И".
mov dh, 10101100b;
and dh, 0f0h;
в результате выполнения этих двух команд содержимое DH станет равно 10100000b.
2. OR DST, SRC; поразрядное логическое "ИЛИ".
or bx,dx;если (BX)=5F0Fh,а (DX)=7777h,то после операции
;(BX)=7F7Fh.
BX | 0101 1111 0000 1111 = 5F0F |
DX | 0111 0111 0111 0111 = 7777 |
BX (результат) | 0111 1111 0111 1111 = 7F7F |
3. XOR DST, SRC; поразрядное логическое "исключающее ИЛИ".
xor al,55h;если (AL)=5ah, то после операции (AL)=0fh.
4. NOT DST; инверсия всех битов приемника.
5. TEST DST, SRC; выполняет операцию AND над операндами, но воздействует только на флаги и не изменяет самих операндов.
6. SHR DST, CNT; логический сдвиг вправо, освобождающиеся слева биты заполняются нулем, крайний правый бит выталкивается во флаг CF. Операнд DST может быть ячейкой памяти.
mov bl,10110010b;(CF) = x
shr bl,1;(BL) = 01011001,(CF) = 0
до сдвига | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | (CF)=X |
после сдвига | 0---> | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | ------> | (CF)=0 |
mov cl,4;
shr bl,cl;(BL) = 00000101,(CF) = 1.
7. SHL DST, CNT; логический сдвиг влево.
8. RLC DST, CNT; циклический сдвиг влево через перенос
9. RRC DST, CNT;циклический сдвиг вправо через перенос
10. ROR DST, CNT;циклический сдвиг влево
11. ROL DST, CNT;циклический сдвиг вправо
КОМАНДЫ ПЕРЕДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
1. CALL SUBR; вызов подпрограммы с адресом SUBR;
call delay;
mov ....
2. RET; возврат из подпрограммы к оператору следующему непосредственно за CALL, то есть в приведенном выше примере к MOV ..
3. JMP NAME; безусловный переход к команде с символическим адресом NAME.
jmp short name;переход к метке name, отстоящей не более
;чем на -128 или +127 байтов.
jmp near name;переход к метке name, отстоящей не более
;чем на 65535 байтов, в одном сегменте.
jmp name;аналогично jmp near name;
4. JA NAME или JNBE NAME; условный переход, если, например, в результате сравнения CMP DST, SRC приемник по абсолютной величине больше источника, то перейти к метке name.
5. JB NAME или JNAE NAME; условный переход, если, например, в результате сравнения CMP DST, SRC приемник по абсолютной величине меньше источника, то перейти к метке name (команды п4 и п5 выполняются по результатам выполнения операций над беззнаковыми числами).
6. JZ NAME или JE NAME; перейти, если результат операции влияющей на флаг нуля - нулевой (переход по "нулю").
7. JNZ NAME или JNE NAME; переход по "не нулю". (команды п6 и п7 выполняются по результатам выполнения операций над числами cо знаком ).
КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛАМИ
1. LOOP NAME; эта команда неявно уменьшает (CX) на 1 и осуществляет переход к ближней метке, если (CX) не равно 0.
....
mov cx,64h;блок операторов от метки syc до loop syc
syc: ....;будет выполнен 100 раз.
....
loop syc
2. LOOPZ NAME или LOOPE NAME кроме того осуществляет проверку ZF флага. Поэтому цикл заканчивается по условию, когда (CX) = 0 или (ZF) = 0 или и то и другое вместе. Т.о. эта команда служит для обнаружения первого ненулевого результата.
3. LOOPNZ, LOOPNE - выход из цикла по "нулю".
....
mov cx,1000d;цикл может быть завершен раньше 1000
next: .... ;прохода,если содержимое аккумулятора
.... ;станет равным 129,т.е. равным ASCII коду
cmp al,'Б';буквы Б.
loopnz next
9.3.9 КОМАНДЫ ОБРАБОТКИ СТРОК (ЦЕПОЧЕК БАЙТОВ)
1. LODSB; команда lodsb загружает байт адресованный регистром SI из сегмента данных, и увеличивает SI на 1, если перед этим была введена команда CLD (очистить флаг направления DF) и уменьшает SI на 1, если была использована команда STD (установить флаг направления).
....
.DATA
string DB 'abcdefg'
.CODE
....
cld;после выполнения этих команд в AL будет
mov si,OFFSET [string+2]; загружен ASCII код 'с'
lodsb;причем содержимое SI будет указывать на 'd'.
2. MOVSB; эта команда перемещает один байт из ячейки памяти с адресом в регистре SI в ячейку памяти с адресом в регистре DI и увеличивает (SI) и (DI) на 1. Значение SI может находиться, как в сегменте данных DS, так и в дополнительном сегменте ES. Значение DI может находиться только в дополнительном сегменте ES.
....
.DATA
msg DB 'Всё O.K.'
LEN = $ - msg;LEN равно 8
.CODE
....
cld
lea si,msg;в SI адрес источника
mov ax,0b800h;начало сегмента видеопамяти
mov es,ax;поместить в дополнительный сегмент
lea di,es:(0a0h * 3);4-я строка сверху
mov cx,LEN;LEN - количество выводимых символов
rp: movsb;переслать символ в текущую позицию экрана
inc di;перешагнуть через позицию атрибута
loop rp;повторить до исчерпания (CX)
....;строка 'Всё O.K.' будет выведена в 4-ю строку
;дисплея сверху.
3. REP ;префикс повторения команды. Например окончание предыдущей программы может быть записано в виде:
....
mov cx,LEN;несмотря на то,что массив'Всё O.K.'будет
rep movsb;скопирован в область памяти B800:(A0 * 3), на
;экран дисплея будет выведено: ВёOK. Почему?
4. CMPSB; осуществляет сравнение байта строки источника c адресом (SI) и байта строки приемника с адресом (DI): то есть производит вычитание ((SI)) - ((DI)). Не путать с командой CMP DST, SRC в которой наоборот, производится вычитание источника из приемника. Команда CMPSB неявно уменьшает (CX) на 1 и увеличивает (SI) и (DI) на 1, если (DF) = 0.
5. REPZ или REPE; префикс повторения. Выполнение команды завершается, когда (CX) = 0 или (ZF) = 0.
....
.DATA
src DB 'To be, or not to be'
dst DB 'To be ,or not to be'
len = $ - dst;len равно 19
.CODE
....
cld; (DF) = 0
push ds;совместить адреса
pop es;сегментов ds и es
mov cx,len;длину строки dst переслать в cx
lea di,dst;загрузить адрес(смещение) строки dst в DI
lea si,src
repe cmpsb;сравнивать побайтно
je equal;если все байты совпали, то перейти к метке
not cx;если нет - вычислить номер несовпадающих байт
add cx,len;
jmp notequal;
equal: ....
....
notequal: ....
В конце этого примера номер первого несовпадающего байта (CX) = 5.
КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЯ МИКРОПРОЦЕССОРОМ
1. CLC; сбросить флаг переноса (CF) = 0.
2. STC; установить флаг переноса (CF) = 1.
3. CMC; инвертировать флаг пнреноса.
4. CLD; очистить флаг направления (DF) = 0, в этом случае операции над строками (цепочками байтов) будут производиться от младшего адреса к старшему.
5. STD; установить флаг направления (DF) = 1,обработка цепочек байтов производится от старшего адреса к младшему.
6. STI; установить флаг прерываний (IF) = 1, разрешить прерывания от внешних устройств.
7.CLI; очистить флаг прерываний.
8. NOP; холостая операция.
КОМАНДЫ ПРЕРЫВАНИЙ
1. INT INUM; эта команда вызывает программное прерывание, то есть переход к ячейке памяти с адресом хранящимся в четырех байтах, начиная с адреса INUM * 4, где INUM = (0...255). Это 4-х байтовое число является указателем подпрограммы обработчика данного прерывания, и иначе называется вектором прерывания.Таким образом первый килобайт памяти 256 * 4 отводится под векторы прерываний.
Операции инициируемые программными прываниями определяются кодом в регистре AH, например:
....
mov ah,14d;функция вывода символа на дисплей,с последующимм
mov al,31h;продвижением курсора на одну позицию вправо.
int 10h;на экран будет выведена цифра '1'(ASCII код 31h).
....
.DATA
privet DB 'Добрый morning !','$';
.CODE
....
lea dx,privet;специальная функция регистра DX
mov ah,9;9 - функция вывода на экран дисплея
int 21h;будет выведено приветствие ....
ВЛИЯНИЕ КОМАНД НА ФЛАГИ
В таблицу включены только те инструкции, которые влияют на флаги.