скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве

Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынеш­ним временам значительные размеры - длину 166,42 м, ширину -44,81 м, высоту - около 15 метров. Величественный вид манежа подчеркивается и его внешним оформлением. Массивные, утолщен­ные к низу стены опираются на высокий рустованный цоколь. Бо­ковые стены здания расчленены равномерно примыкающими к ним колоннами тосканского ордера. А между колонами в заглубленных арочных проемах помещены сводчатые окна, отчего стены манежа кажутся еще выше. Мощная верхняя часть здания покоится на ко­лоннаде стен. Ее архитектурное оформление выполнено в дориче- ском стиле. На торцевых стенах манежа, под гладкими фронтона­ми, а также в средней части боковых стен в высоких нишах, про­резающих цоколь, расположены удлиненные тройные деревянные во­рота . Благодаря тому, что окна составляют около трети всей площади стен, внутри помещение хорошо освещено дневным светом.

Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж явля­ется своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. В нем состоялись чествование и праздничный парад по слу­чаю пятилетия победы русского оружия в этой войне.

Из-за того, что с постройкой манежа очень спешили, через год после открытия кровля дала осадку и была поправлена Карбо-нье. Однако продолжающееся оседание стропил вынудило Бетанкура 1819 году выступить с предложением о серьезной перестройке кровли. Но осуществлена она была только четыре года спустя, в 1823-1824 годах, по проекту и под руководством военного инже­нера полковника P.P. Баусса, при активном участии Кашперова как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил. В это время к работам по украшению манежа был привлечен замечательный архитектор и градостроитель О.И. Бове.

Глубоко прочувствовав и правильно поняв роль и значение манежа как здания-памятника в ансамбле народной застройки цен­тра Москвы, Бове предложил поместить на фасадах лепные украше­ния, прославляющие военную мощь России. Бове настоял на про­стоте оформления торцевых фасадов, ограничившись мелким релье­фом под карнизом. Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреп­лены снаружи и внутри манежа летом 1825 года.

Произведенные под руководством и по чертежам Бове штука­турные и лепные работы еще более подчеркнули торжественный характер манежа в целом. Искусно вкрапленный в архитектурный об­лик монументального здания декор из небольших строгих ритмиче­ских рельефов предал законченность всему сооружению - одному из лучших произведений классицизма в России.

Здание манежа без особых внешних изменений сохранилось до наших дней. Во время празднеств в нем устраивались народные гулянья и концерты, нередко разворачивались различные выстав­ки. В послевоенные годы деревянные стропила были заменены ме­таллическими, сохранившими внешний контур кровли, но потребо­вавшими установки внутри промежуточных опор. Со стороны площа­ди тройные въездные ворота были заменены трехарочным входом, к которому ведут гранитные ступени. В 1957 манеж стал Централь­ным выставочным залом. В 1976 году в манеже проводились рес­таврационные работы, цель которых была " возвращение молодо­сти" уникальному зданию. Манежу был возвращен его первоначаль­ный облик. О том, что это здание - один из достойных памятни­ков героям 1812 года говорят слова на мемориальной доске из серого камня:

" Здание манежа построено в 1817 году в ознаме­нование победы русского народа в Отечественной войне 1812 го­да".

Мемориальная доска

Георгиевский зал.

Около 5 часов вечера в понедельник 2 сентября 1812 года отряды наполеоновской армии заняли Кремль. В Кремлевском двор­це, построенном известным архитектором В.В. Растрелли в 1749-1753 годах, Наполеон занял парадные покои русских императоров, выходившие окнами на реку с видом на Замоскворечье. Во дворце вполне хватало места и службам главного штаба армии. Через шесть недель враги вынуждены были поспешно уйти из Москвы. Од­нако при отступлении они разрушили в Кремле часть зданий, сре­ди которых был и Кремлевский дворец. К 1817 году он был наспех восстановлен и даже надстроен, но вскоре пришел в полное за­пустение. В 1838 году группа русских архитекторов в составе Н. Чичагова, П. Герасимова, В. Бакарева, Ф. Рихтера по проекту и под руководством профессора К.А. Тона приступила к сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжа­лось почти 11 лет.

Главный фасад двухэтажного здания дворца, сохранившегося до наших дней, обращен к Москве-реке. Главный вход, беломра­морный вестибюль первого этажа, широкая парадная лестница и голубой аванзал 2-ого этажа ведут к парадным залам дворца, по­священным высшим русским военным орденам. Благодаря этим залам дворец стал не столько императорской резиденцией, сколько па­мятником ратным подвигам сынам России. Самый значимый по вели­чине и самый роскошный по убранству - Георгиевский зал. Длина его 61 метр , ширина - 20,5 метра и высота - 17,5 метра.

Белизна стен и потолков, а также обилие света делают зал нарядным и торжественным. Продольные стены его прорезаны глу­бокими нишами с окнами, выходящими на Соборную площадь Кремля. На торцевых стенах зала, почти под самым потолком, - изваяние конной фигуры Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, выполненные известным скульптором П.К. Клодтом. Зал перекрыт цилиндрическим сводом, обильно украшенным лепкой. Лепные знаки ордена в форме креста помещены и на стенах. В простенках между оконными нишами попарно поставлены 18 витых колонн, отлитых из цинка Крумбюгелем и Шенфельтом, украшенных лепниной, расти­тельным орнаментом, пышными коринфскими капителями. Колонны венчают аллегорические статуи, в античных одеяниях с лавровыми венками в правой руке и со щитами в левой, на которых изобра­жены гербы земель, вошедших в состав России, и даты их присое­динения. Статуи выполнены известным ваятелем И.П. Витали. Бан­кетки, скамьи и табуреты с золочеными ножками, стоящие вдоль стен, обтянуты шелковой тканью, повторяющей цвета георгиевской ленты. По углам зала на белых легких деревянных подставках ус­тановлены большие бронзовые ковчеги-ларцы для хранения списков георгиевских кавалеров. Паркетный пол зала набран в 1845 году более чем из 20 редких разноцветных пород дерева по проекту академика живописи Ф.Г. Солнцева мастером Миллером. Оформление зала, посвященное победам России в XV-XIX в веках , удачно до­полняют шесть многоярусных золоченых бронзовых люстр на тысячи ламп-свечек и настенные светильники. Вечером зал освещает бо­лее 3 тысяч ламп. Георгиевский зал - зал русской воинской сла­вы - посвящен ордену Победоносца Георгия, учрежденному 26 но­ября 1769 года. Георгиевский крест, как часто называли его, предназначался для награждения офицеров, которые " во время военных действий отличили себя особливыми мужественными по­ступками для вящего поощрения военных заслуг, оказанных на по­ле брани". " За службу и храбрость" - таков был девиз этого ордена. 13 февраля 1807 года был утвержден причисленный к ор­дену святого Георгия Знак отличия военного ордена. Им награждали " нижних чинов" за боевые заслуги и проявленную храб­рость . Знаками отличия ордена - георгиевским крестом и лентой - награждались и воинские части.

Гимном славы русскому оружию являются беломраморные мемо­риальные доски Георгиевского зала с начертанными на них золо­том именами героев - георгиевских кавалеров и прославленных воинских частей, награжденных знаками отличия этого ордена. Памятные доски укреплены на стенах зала, между витыми колонна­ми. Среди многочисленных имен воинов и наименований полков, экипажей, батарей есть немало имен участников Отечественной войны 1812 года. М.И. Кутузов в декабре 1812 года был награж­ден высшей степенью ордена. М.Б. Барклай де Толли стал полным георгиевским кавалером в 1813 году за отличие в сражении у Кульма. Л.Л. Беннигсен удостоился 1-й степени ордена " за всю компанию" 1812-1814 годов.

За наименованиями прославленных частей, выбитыми золотом на мемориальных досках, стоят имена тысяч безвестных героев Отечественной войны. Это за их нелегкий ратный труд увековече­ны полки русской армии, награжденные георгиевскими знаменами и трубами. Среди награжденных георгиевскими знаменами и трубами полков такие, как лейб-гвардии Литовский полк, лейб-гвардии гренадерский, лейб-гвардии конный, Малороссийский, лейб-гвардии гусарский, лейб-гвардии кирасирский полки.

Георгиевский зал ставший памятником героям-победителям, связан и с важнейшими политическими событиями современности. Он принимал и участников парада Победы в 1945 году, и покори­телей космоса.

В стенах Георгиевского зала вручаются правительственные награды крупнейшим деятелям науки и культуры. Здесь были подписаны важные международные акты и соглашения, направленные на дальнейшую разрядку международной напряженности.

В последние годы в Большом Кремлевском дворце проведены значительные реставрационные работы. Восстановлены уникальные полы, обновлена лепка, бронза, мебель. Все во дворце и его за­лах сохраняется в первозданном виде.

Обелиск "Братская могила".

«Братская могила»

Еще гремела артиллерийская канонада на Бородинском поле, по Смоленской дороге потянулись к Москве обозы, увозившие ра­неных. Тяжелораненые солдаты тряслись в крестьянских телегах, умоляя возниц не гнать на ухабах. Устало плелись раненые и возле телег, заботясь, по возможности, о стонущих на соломе товарищах. Нередко стоны и слова молитвы застывали на устах раненого, и он затихал навсегда. Умерших хоронили на придорож­ных кладбищах. Много таких безымянных солдатских могил оста­лось вдоль Смоленской дороги в августе 1812 года, но слишком мало сохранило нам время. Над этими могилами не ставили памят­ников, не писали на деревянных крестах простых русских имен…

Приближаясь к Москве, останавливались обозы с ранеными не­далеко от Дорогомиловской заставы, там, где Можайский тракт ближе всего подходил к старому Дорогомиловскому кладбищу. В молчании снимали с телег тех, кому уже не суждено больше кри­чать " ура" и идти в атаку на врага в едином строю с товарища­ми. Хоронили их в общей могиле под заунывное отпевание служи­телей кладбищенской церкви. Так появилась на Дорогомиловском кладбище братская могила 300 русских воинов, умерших от ран, полученных в Бородинском сражении. Это к ним, героям Бородина, оставшимся в живых и погибшим в бою, обращены слова Кутузова: " Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и ар­тиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предво­дительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах,  не превозмогла твердость, духа российского солдата, жертвовав­шего с бодростию жизнею за свое отечество".

128 лет только скромное надгробие указывало место захоро­нения воинов. В 1940 году по решению Московского Совета депу­татов трудящихся над братской могилой героев Бородина поднялся гранитный обелиск. Там, где серые грани его спускаются к чер­ному полированному постаменту, золотом выведены слова: " Брат­ская могила 300 воинов -героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении. Сооружен Мос-горисполкомом в 1940 году". После Великой Отечественной войны началась коренная реконструкция района, и обелиск был перене­сен к музею " Кутузовская избл". В 1962 году, в связи с пере­планировкой территории при постройке здания музея-панорамы " Бородинская битва", обелиск был передвинут ближе к его правому крылу.

К тридцатому году своего существования памятник на единст­венной солдатской могиле героев Двенадцатого года заметно по­старел: осел в землю, дал трещины. Специалисты и реставраторы разобрали обелиск до основания, укрепили фундамент, заменили разрушившиеся плиты, вставили для прочности свинцовые проклад­ки, подновили надпись. Ни близость музея-панорамы " Бородин­ская битва", ни " Кутузовская изба", ни другие памятники не могут отвлечь вашего внимания от этого строгого монумента. И, подойдя к подножию обелиска, вы невольно склоняете голову в знак глубокой признательности безвестным героям.

Московскому ополчению.

В 1812 году на защиту отечества от завоевателей поднялся весь народ. Армия Наполеона натолкнулась на упорное сопротив­ление русских войск и ведущих войну " не по правилам парти­зан" . Не ожидая официального указания властей о созыве ополче­ния крестьяне и ремесленники сами выступили инициаторами соз­дания " народной военной силы". Они подавали прошения помещи­кам и местному начальству с просьбой вооружить их и как можно быстрее направить на врага, надеясь за свое участие в изгнании неприятеля с родной земли получить освобождение от крепостной зависимости. Патриотический подъем среди селян и горожан был так велик, что июльский манифест правительства являлся лишь правовой основой формирования ополчения. В июле 1812 года на­чалось формирование ополчения в Московской губернии. Начальни­ком Московского ополчения был назначен боевой генерал И. И. Марков.

Запись добровольцев в " Московскую военную силу" была об­ставлена празднично. В разных местах столицы - на Новинском бульваре, в Марьиной роще и др. - стояли большие красочные шатры. Внутри стены их были украшены рисунками на военные те­мы, оружием, атрибутами военного снаряжения. В центре шатра стоял покрытый ярким сукном стол, на котором лежала книга, об­тянутая пунцовым бархатом. В нее вносились имена ополченцев.

К середине августа сбор ратников был в основном закончен. В Московское ополчение вступали и представители передовой ин­теллигенции. Ополченцами стали известные поэты В.А. Жуковских и П.А. Вяземский.

В Москве центром формирования "военной силы" стали Хамов-нические казармы. Здесь размещался сборный пункт Московского народного ополчения. Об этом рассказывает мемориальная доска из дымчатого ямцевского гранита работы архитектора К.В. Кудря-шова. Она была открыта 18 сентября 1962 года на центральном здании казарм у бывшего парадного входа. Хамовнические казармы не только интересный архитектурный памятник (проект здания разработан сыном замечательного русского зодчего архитектором М.М. Казаковым), но и памятник героическому прошлому столицы и мужеству ее защитников. Московское ополчение, насчитывающее 34000 человек, прошло славный боевой путь. Полки Московского ополчения участвовали во всех основных сражениях Отечественной войны - Бородинском, под Тарутином, за Малоярославец и Вязьму, у Красного и Борисова. Активное участие народного ополчения в военных действиях русской армии в значительной мере способст­вовало быстрейшему изгнанию захватчиков за пределы нашей Роди­ны.

История сохранила нам ничтожно малое количество имен этих доблестных защитников отечества. Об их подвигах напоминает лишь небольшая мемориальная доска на Хамовнических казармах. Им, солдатам, ополченцам, партизанам - рядовым титанической борьбы с полчищами Наполеона, Россия была обязана своей неза­висимостью, как и Европа своим освобождением. Они стали олице­творением поднявшегося на борьбу отечества, дав тем самым вой­не имя Отечественной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей-панорама "Бородинская битва".

Это внушительного вида, необычной архитектуры здание из стекла, металла и камня выросло возле уже сложившегося ансамб­ля памятников героям Отечественной войны 1812 года и стало од­ним из главных элементов его. Оно было создано по проекту ар­хитекторов А.Р. Корабельникова, С.И. Кучанова, А.А. Кузьмина и инженера-конструктора Ю.Е. Аврутина менее чем за 19 месяцев.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.