скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве

Музей-панорама «Бородинская битва»

Здание музея, расположенного на площади Победы, было соз­дано специально для экспонирования уникального произведения русского изобразительного искусства - панорамы " Бородинская битва". Она была написана крупнейшим мастером панорамной живо­писи академиком Ф.А. Рубой является художественно-историческим памятником героическим событиям 1812 года. Над созданием пано­рамы Рубо трудился с 1909 по 1912 год. К этому времени он был известен далеко за пределами России как автор панорам " Штурм аула Ахульного" и " Оборона Севастополя", а также целого ряда замечательных картин. Рубо удалось создать высокохудожествен­ное полотно, ставшее гимном славы русскому оружию.

Здание, в котором впервые демонстрировалась панорама, было построено на Чистопрудном бульваре по проекту военного инжене­ра полковника П.А. Воронцова-Вельяминова и открыто к 100-летию Бородинской битвы. Ф.А. Рубо сам присутствовал на открытии. За 5,5 лет существования панораму осмотрело 143000 посетителей. В связи с началом 1-ой мировой войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание снесено. Ог­ромное полотно было навернуто на 16-метровый вал и пробыло в таком виде не один десяток лет. В результате от подлинного по­лотна уцелела лишь батальная часть без одного фрагмента. Пол­ностью не сохранилась живопись неба. В 1949 году началось восстановление полотна. Группа реставраторов, которую возглавили П.Д. Корин и Е.В. Кудрявцев полностью заменила основу холста. Академик живописи М.Н. Авилов занимался воссозданием макета предметного плана. В 1961 году была создана группа художников во главе с И.В. Евстигнеевым. Она заново написала утраченные участки батальной живописи, на площади холста около 930 м2 бы­ло заново написано небо. Так, спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностью восстановлен со­ветскими художниками. Музей-панорама " Бородинская битва" от­крылся 18 октября 1962 года. С тех пор нескончаем поток посе­тителей. За день в музей приходит несколько тысяч экскурсан­тов . И это лучшее подтверждение огромной популярности художе­ственно-исторического памятника героическим событиям 1812 го­да.

Здание, в котором располагается музей, покоряет композици­онным единством всех своих частей. В центре его - сооружение цилиндрической формы, напоминающее барабан, из стекла и алюми­ния высотой около 23 и диаметром 42 м.

Мозаичное панно на здании музея

Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к централь­ной части здания, украшены мозаичными панно " Народное ополче­ние и пожар Москвы" и " Победа русской армии и изгнание Напо­леона" . Эти панно, площадью по 75 м2 каждая, вводят зрителя в героические события великой битвы, рассказывают о бессмертном подвиге народа. Автор их - московский художник Б. Тальберг.

Героико-патриотическую тему мозаики словно продолжают уло­женные на каменные ступени цоколя трофейные орудийные стволы. Все эти 68 орудий принадлежали разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии " двунадесяти языков". К панора­ме они были перенесены от стен Арсенала Московского Кремля, смиренно превратившись в элемент ее декоративного убранства.

Мозаичное панно на здании музея

Пятьдесят имен и фамилий героев Отечественной войны 1812 года, представители всех слоев населения России, вставших плечо к плечу в 1-ой шеренге мужественных борцов, украшают здание-памятник. Не все они были участниками Бородинской битвы, но все они храбро бились с врагом ради общей победы. И своей по­бедой в Двенадцатом они победили время ...

Через отделанный камнем вестибюль музея-панорамы мы попа­даем в 2 небольших прямоугольных зала, расположенных в боковых крыльях здания. Их экспонаты знакомят с событиями Отечествен­ной войны до и после Бородинского сражения. Широкие беломра­морные ступени ведут в небольшой круглый зал, посвященный творчеству Ф.А. Рубо.

С замиранием сердца поднимаемся по винтовой лестнице в центральную часть здания. И вот мы на смотровой площадке, в гуще Бородинского сражения. На необозримом пространстве раски­нулись войска в непривычно яркой одежде. Необычная голубизна неба, чуть розоватого у горизонта, наполняет окружающее про­странство обилием света. И зелень леса, и спокойная вода в ру­чье, и золотистое ржаное поле - все эти детали пейзажа рисуют родину, за которую кипит бой. Художник делает нас очевидцами критического момента боя, наступившего в 12 ч. 30 мин. На ко­мандный пункт у деревни Семеновской прибыл генерал Дохтуров, сменивший тяжело раненного Багратиона.

Деревня горит, враг усилил обстрел, но Дохтуров спокойно руководит боем на своем участке. Мимо него проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Напротив, за Семеновским оврагом, французские орудия, выстроившись в линию, ведут огонь по русским позициям. Переходя Семеновский ручей, гренадеры контратакуют врага. Бросая в бой резервы, Наполеон пытается прорвать оборону русских войск в центре. Здесь, на южных скатах Курганской высоты, завязался " бой во ржи". Сак­сонские кирасиры и польские уланы рубятся с русскими драгунами и кирасирами. На вершине высоты, застланной клубами дыма, идет ожесточенная схватка. Вдали, на Семеновских высотах, стоящие в плотном строю каре гвардейцы-измайловцы, литовцы и финляндцы -отражают яростные атаки тяжелой конницы врага.

Два полководца - Кутузов у деревни Горки и Наполеон от Ше-вардинского редута - наблюдают за ходом сражения. Мы видим их на заднем плане панорамы друг против друга. Наполеон нервнича­ет и спешит. Спокоен и полон уверенности Кутузов. Он стоит в шинели, накинутой на плечи. Взгляд его устремлен в долину реки Колоча, где решается исход боя. И хотя в этот момент еще ата­куют наполеоновские солдаты, мы чувствуем, с какой непоколеби­мой стойкостью, с каким героическим энтузиазмом сражаются рус­ские, и они не могут не победить. Панорама написана с большой реалистической силой. Она прославляет героизм простого солда­та, отстаивающего свободу своего отечества.

" Кутузовская изба".

На шестой день после Бородинского сражения русская армия по Можайскому тракту подошла к пригородам Москвы и расположилась лагерем вдоль ее западной границы. Правый фланг армии развер­нулся перед деревней Фили, центр - между селами Троицкое и Во-лынское, левый флаг - у села Воробьеве. Авангард остановился у деревни Сетунь. На бивуаках не слышно песен, обветренные лица солдат сумрачны. Что будет с Москвой?

Много думал об этом и главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов. А между тем с утра 1 сентября началось укрепле­ние отдельных участков русской позиции. В первой половине дня главнокомандующий сам осмотрел позицию армии и нашел ее невы­годной для сражения, ибо позади вдоль всего расположение рус­ских войск тянулась Москва-река с крутыми берегами, а фланги легко могли быть обойдены неприятелем. Вернувшись в главную квартиру, размещенную в деревне Фили, в 2 км от Дорогомилов­ской заставы, Кутузов распорядился созвать к 5 часам дня воен­ный совет.

«Кутузовская изба»

В это время деревня Фили насчитывала только 7 изб. Здесь, в избе крестьянина Фролова, и расположилась штаб-квартира Ку­тузова. Рубленная изба Фроловых, судя по сохранившимся рисун­кам с натуры, была просторной. Тремя створчатыми окнами по фа­саду смотрела она на улицу и одним боковым окном - на двор. Маленькое обрешеченное крыльцо с навесом и 5 ступенями вело к входной двери, через которую можно было попасть в небольшие сени. В этой избе воскресным днем 1 сентября 1812 года и при­нял Кутузов собравшихся на военный совет генералов. На этом военном совете решалась судьба Москвы и всей России. После долгих споров М.И. Кутузов решил оставить Москву и отступить.

 Еще несколько лет после Отечественной войны семья крестья­нина Фролова жила в знаменитой избе. В 1850 году обветшавший дом починили, снаружи обшили досками, соломенную кровлю заме­нили тесовой и покрасили. Памятную избу, получившую название " Кутузовская", окружили невысоким земляным валом и обсадили де­ревьями. С каждым годом росло число посетителей этого истори­ческого места. В той половине избы, где происходил военный со­вет, был образован своеобразный музей. Здесь сохранились длин­ный дубовый стол и лавки, за которыми сидели участники военно­го совета, иконы в красном углу и скамейка, на которой в тот день, склонив в глубоком раздумье седую израненную голову, си­дел полководец. Стены украшали портреты участников совета. Тут же лежали несколько изданных описаний военных событий 1812 го­да и книга, в которую вписывались имена посетителей.

В другой комнате избы жил отставной солдат-инвалид, выпол­нявший обязанности сторожа, дворника и смотрителя за мизерную плату, получаемую от здешнего помещика Нарышкина. Но 1867 году старика-ветерана помещик лишил содержания, и инвалид вынужден был искать пристанище в других краях. Избу заколотили и оста­вили без всякого присмотра.

7 июня 1868 года заброшенная изба внезапно загорелась. Прибежавшие на пожар крестьяне успели вынести из огня лишь иконы и лавку, на которой сидели участники совета. 3 августа 1887 года, к 75-летней годовщины Отечественной войны, была от­крыта новая        "Кутузовская изба", построенная на собранные мо­сквичами средствами по рисункам и под наблюдением архитектора Н.Р. Струкова. На карнизе фасада была выведена надпись: " Изба военного совета, бывшего 1-го сентября 1812 года".

Изба, заново отстроенная на прежнем месте, состояла из двух комнат, разделенных сенями, и в плане повторяла старую избу Фроловых. В левой комнате, выходящей окнами на улицу, разместился небольшой музей, в котором были собраны спасенные от пожара реликвии и другие предметы, напоминающие о Кутузове, военном совете и его участниках, о героических событиях Отече­ственной войны. Место, где сидел фельдмаршал, было обозначено специальным указателем с надписью.

В правой от сеней, или задней, комнате поселились четыре отставных солдата Псковского пехотного имени фельдмаршала Ку­тузова полка, "призреваемые за счет общества". К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года существовавший в " Куту­зовской избе" музей был реорганизован, пополнилась его экспо­зиция. Однако в конце 10-х годов он влачил довольно жалкое су­ществование.

В 1928 году музей был закрыт. Большая часть собранных в нем экспонатов была безвозвратно утрачена. Только подлинная скамейка и походные дрожки, на которых Кутузов в августе 1812 года прибыл в действующую армию и на которых он разъезжал в походах 1812-1813 годах, сохранились и были переданы в Боро­динский военно-исторический музей-заповедник, где находятся и поныне.

В 1938 году здание было реставрировано, и в нем открылся филиал Государственного Бородинского военно-исторического му­зея. Была развернута новая экспозиция, повествующая о военном совете в Филях, о жизни и деятельности М.И. Кутузова и других славных полководцев и военачальников, о героической борьбе на­родов России и ее армии с иноземными захватчиками. В передней комнате представлена обстановка крестьянской избы начала XIX века.

В 1962 году был создан музей-панорама " Бородинская бит­ва", и " Кутузовская изба", расположенная рядом, стала его филиалом. Она является неотъемлемым элементом мемориального ком­плекса в память Отечественной войны 1812 года у Поклонной го­ры.

Перед " Кутузовской избой" стоит каменный обелиск, потем­невший от времени, покрытый сеткой мелких трещин. На гранях его прикреплены две мемориальные доски. На одной из них были выбиты слова, сказанные Кутузовым при закрытии военного сове­та, а на другой рассказана история создания этого необычного памятника: " На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1 сентября 1812 года был создан военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решивший участь Москвы и России. Изба сгорела в 1868 году. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной поездке в 1883 году в окрестностях Москвы и проникнутые чув­ством благоговения к историческому месту, возымели желание увековечить это место камнем и обнести оградою, что и исполне­но заботами и усердием чинов Гренадерского корпуса, 8 сентября 1883 года".

Так старый верстовой столб стал памятным обелиском. А через 4 года возле него отстроилась новая " Кутузовская изба". В 1958 году, в 145-летнюю годовщину со дня кончины выдающегося полководца М.И. Кутузова, у " Кутузовской избы" был открыт бронзовый бюст работы скульптура Н.В. Томского. И не случайно первый памятник Кутузову в Москве был сооружен именно на этом месте.

Здесь на военном совете в Филях, когда решалась участь Мо­сквы и судьба России, со всей полнотой проявился полководче­ский талант этого подлинно народного военачальника.

" Славным сынам народа".

Памятник М.И. Кутузову, героям  Отечественной войны 1812г.

 

Почти 30 лет, начиная с 1944 года, работал скульптор                Н.В. Томский над памятником, в котором блестяще воплотил единение полководца с народом в лице партизан, ополченцев и солдат. Па­мятник производит большое впечатление внутренней силой, выра­зительностью, благородной человечностью. Открытие его состоя­лось в июле 1973 года, в год, когда вся страна отмечала 160-летие со дня кончины М.И. Кутузова. Памятник установлен перед зданием музея-панорамы " Бородинская битва" и органически во­шел в существующий мемориальный ансамбль героям 1812 года.

Над монументальной группой из 26 фигур возвышается бронзо­вая конная статуя Кутузова. На постаменте из серого гранита надпись: " Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам рус­ского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 го­да" . Поза Кутузова подчеркивает его спокойную уверенность в торжестве правого дела, на которое поднялся весь народ. Уве­ренность и спокойствие народного полководца как бы передаются окружающим его военачальникам, крестьянам, ратникам и солда­там, на титанические усилия которых опирался Кутузов.

Каждая из фигур в монументальной группе воплощает образ конкретного исторического лица, им приданы черты портретного сходства с героями 1812 года. Здесь изображены талантливые полководцы: Багратион, Барклай де Толли, Дохтуров, Платов, Тучков, Раевский, Ермолов, Кутайсов, Неверовский, Лихачев, Ко-новницын; командиры партизанских отрядов Давыдов, Сеславин, Фигнер; крестьяне-партизаны Кожина, Курин; прапорщик Павлов; простые русские солдаты Ручкин, Алексеев, Коренной; фельдфе­бель Золотев; Михайлов - герой-барабанщик.

Фрагменты памятника героям Отечественной войны 1812 года.

Конкретные образы русских солдат, включенные в ансамбль памятника, в то же время являются безусловно собирательными, ибо тысячям русских воинов, самоотверженно боровшимся за неза­висимость Родины, были свойственны беззаветная любовь к Отече­ству и беспримерная храбрость, готовность к самопожертвованию ради общего дела и взаимовыручка в бою, жгучая ненависть к по­работителям и безграничная преданность героям-командирам.

Создатель памятника славным сынам отечества Н.В. Томский подчеркивал, что это не только памятник одному из величайших российских полководцев, но и памятник пламенному патриотизму народа. Введение в него галереи скульптурных портретов реаль­ных героев двенадцатого года придает памятнику подлинную исто­ричность . Среди героев и генералы, и солдаты, и ополченцы, и партизаны. Здесь и лучшие представители дворянства, из среды которого вышли декабристы. И крестьяне-патриоты. Все они - во­площение немеркнущей славы народа, воплощение подвига, совер­шенного им в то далекое время.

Герою-партизану.

18 сентября 1962 года на фасаде дома № 17 по Кропоткинской улице (ныне Пречистинка) была торжественно открыта мемориаль­ная доска. С серого гранита смотрит мужественное лицо с весе­лыми глазами и лихо закрученными усами, лицо отважного воина в гусарском мундире, известного писателя, оригинального поэта. Надпись над портретом гласит: " В этом доме в середине 30 го­дов XIX века жил герой Отечественной войны 1812 года поэт-партизан Денис Давыдов". Желая подчеркнуть принадлежность ге­роя " литературного цеху", архитектор А Котырев, словно на листе бумаги, бросил под текстом гусиное перо. Дом, в котором Денис Давыдов поселился в 1836 году, был построен в конце XVIII - начале XIX века. В этом доме поэтом-партизаном Денисом Давыдовым были написаны критическая статья " Мороз ли истребил французскую армию 1812 году?", автобиографический рассказ " Встреча с великим Суворовым", эпиграмма " Современная песня" и полные боевого задора стихи.

Мемориальная доска на доме № 17 по улице Пречистенке стала еще одним памятником знаменитому москвичу.

Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 16 июля 1784 го­да. 28 сентября 1801 года Давыдов начал военную службу эстан-дарт-юнкером. Уже через 11 лет Давыдов был произведен в под­полковники и назначен командиром 1-го батальона Ахтырского гу­сарского полка.

Во время Отечественной войны 1812 года будучи командиром гусарского полка и партизанского отряда успешно действовал в тылу врага. Денис Давыдов был награжден за компанию 1812 года орденами 3-й степени и Георгия 4-го класса.

Отличный организатор, талантливый военачальник, решитель­ный воин. Денис Давыдов навечно врубил свое имя в историю пар­тизанского движения.

22 апреля 1839 года генерал-лейтенант Дениса Давыдова не стало.

Имя Дениса Давыдова было присвоено Ахтырскому гусарскому полку, с которым связаны наиболее яркие страницы его боевой биографии.

Горячий патриот, мужественный и непоколебимый воин, воен­ный теоретик и талантливый поэт, Давыдов навсегда сроднился с Москвой. Здесь он родился и жил. На территории Новодевичьего монастыря покоится его прах. В 1955 году над могилой поэта-партизана был установлен бюст, выполненный скульптором Е.А. Рудаковым.

На вечные времена.

У стен кремлевского арсенала сгрудились наполеоновские          орудия - свидетели былых побед и разгрома завоевателей. Выби­тые на смертоносных жерлах гербы, девизы, номера, клейма с указанием места и времени отливки, имени литейщика могут рас­сказать нам много интересного.

Здание Арсенала

Отбитое орудие являлось дорогим трофеем, приравнивавшимся к захваченному знамени, так как артиллерийские части в начале XIX века не имели своих знамен, в отличие от кавалерийских и пехотных частей.

Не случайно это редчайшее собрание артиллерийских трофеев первой четверти XIX века вот уже более 180 лет хранится в Мос­ковском Кремле.

Еще в 1701 году Петр I распорядился построить вдоль стены, соединяющей Никольские и Троицкие ворота Кремля, здание Арсе­нала для хранения, ремонта и изготовления различного оружия, военного снаряжения и боеприпасов. В этом же здании, получив­шим название " цейхаус", было решено организовать военный му­зей. Специальным указом предписывалось собирать и свозить в " новопостроенный цейхаус для памяти на вечную славу" трофейные медные и железные пушки, а также различные иностранное оружие. Военное снаряжение и знамена, захваченные в боях. Несмотря на петровский указ, задуманный музей трофейного вооружения так и не был создан.

К 1812 году кремлевский Арсенал в Москве являлся одной из крупнейших баз, где хранились десятки тысяч различных образцов в основном отечественного оружия и боеприпасов. Во время нахо­ждения наполеоновской армии в Москве здание Арсенала было взо­рвано. В полуразрушенном состоянии Арсенал оставался еще 4 года после освобождения Москвы. Его восстановление продолжалось до 1828 года.

К 100-летнему юбилею Отечественной войны в здании кремлев­ского Арсенала намечалось открыть музей 1812 года. Но из-за недостатка средств и из-за начавшейся первой мировой войны му­зей открыт не был. До наших дней на фасаде здания частично со­хранились лепные украшения в виде военных атрибутов - следы начавшейся отделки кремлевского Арсенала под музей. О музейном предназначении здания напоминают и стволы трофейных орудий ар­мий всех государств Европы, втянутых Наполеоном в нашествие на Россию.

В 1812 году был издан императорский рескрипт, в котором говорилось о создании столпа из вражеских орудий.

Памятник этот вначале предполагалось установить у Тверских ворот (ныне пушкинская площадь), но вскоре местом для него бы­ла избрана сенатская площадь, напротив здания арсенала. Многие известные архитекторы начали работу над проектом памятника по­беды. Одним из первых был ведущий архитектор Москвы конца XVIII века М.Ф. Казаков. Однако ни один из многочисленных про­ектов так и не был осуществлен.

К 1819 году у стен арсенала было собрано 875 трофейных орудийных стволов. В 1830-х годах, когда первоначальная идея создания памятника была оставлена, они были размещены на сту­пенчатых каменных постаментах вдоль главного фасада кремлев­ского Арсенала, от Троицких до Никольских ворот. У южной стены арсенала выросли пирамиды трофейных ядер из 207 зарядных ящи­ков, брошенных французами в Москве.

В середине XX века в связи с начавшимися в Кремле строи­тельными работами по сооружению Дворца съездов и сноса старого здания Оружейной палаты вдоль главного и южного фасадов Арсенала было помещено 40 старинных орудий XVI-XVII веков на деко­ративных лафетах. Для этого пришлось убрать часть трофейных орудий 1812 года и изменить их размещение. Еще раньше, в 1936 году, около 40 трофейный стволов было передано бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, 68 трофейных орудий в 1962 году было перенесено к зданию музея-панорамы " Бородин­ская битва".

В 1974 году была произведена расчистка этих исторических орудий, освобождение их от различных наслоений.

У Дорогомиловской заставы.

Известие о решении М.И. Кутузова оставить Москву без боя быстро распространилось в войсках. Войска покидали Москву дву­мя колоннами, одна из которых шла через Дорогомиловскую заста­ву и Москву-реку. В ней находился и Кутузов. Первыми в 3 часа ночи 2 сентября по Дорогомиловскому мосту и далее по улицам Москвы потянулись Обозы. Следом за ними прошло ополчение, по­том пехота и артиллерия. Замыкали колонну казаки. Мерно стуча­ли солдатские сапоги по деревянной мостовой на подъезде к До­рогомиловскому мосту. В горестном молчании полк за полком, ро­та за ротой проходила по Дорогомиловскому мосту русская армия.

В августе 1837 года Россия отмечала 25-летие бородинского сражения. Тогда же Дорогомиловский мост был переименован в Бо­родинский .

В 1868 году деревянный Бородинский мост был заменен желез­ным на двух высоких каменных быках с ледорезами. Строительным чудом называли новый мост москвичи. Проезжая часть его длиной 139 м и шириной 15 м была перекрыта верхними металлическими фермами. При въездах стояли каменные арки с декоративными ба­шенками на углах. Мост был сооружен по проекту инженера В.К. Шлейера.

В таком виде мост просуществовал до 1909 года, когда нача­лось его перестройка по проекту архитектора Р.И. Клейна и ин­женера Н.И. Оскалкова. Проезжая часть была расширена почти до 26 м при прежней длине и прежнем числе мостовых опор.

Открытие моста состоялось в 1913 году. Продуманным архи­тектурным оформлением Клейн превратил Бородинский мост в свое­образный памятник русским воинам, стоявшим насмерть на Боро­динском поле.

В 1938 году мост был частично реконструирован. Вторичной реконструкции он повергся в 1950-1952 годах. Бородинский мост был значительно расширен и удлинен. Под его съездами устроены арочные проезды, открывающие путь по набережной под мостом. Архитектурный облик моста-памятника сохранен. Со стороны Боль­шой Дорогомиловской улицы по обеим сторонам въезда на мост вы­сятся серые гранитные обелиски. Своей формой они напоминают те старые каменные столбы, которыми был когда-то обозначен въезд в Москву со стороны Дорогомиловской заставы. Со стороны Смо­ленской площади по бокам въезда помещены свободно стоящие по­лукругом колоннады конического ордера. Общий карниз связывает каждую шестерку колонн, а на нем установлены отлитые из чугуна декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен. Бе­реговые сооружения моста выполнены в форме бастионов. На чу­гунной решетке парапета укреплены медальоны с изображениями различных военных атрибутов. Архитектуру удалось придать оформлению моста-памятника торжественно-триумфальный характер, подчеркивающий величие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Обелиск на Бородинском мосту-памятнике

К постаментам стройных четырехгранных обелисков прикрепле­ны чугунные доски с именами героев. На четырех памятных досках левого обелиска перечислены выдающиеся полководцы и военачаль­ники. На трех досках правого обелиска, обрамленных рельефными изображениями военных доспехов. Начертаны имена прославленных партизан. Надпись на четвертой доске этого обелиска обращенной к Киевскому вокзалу, коротко повествуется об истории моста: " Бородинский мост сооружен в 1912 году в память Отечественной войны 1812 года. Реконструирован в 1952 году."

Простые русские имена и фамилии без титулов и званий. Все они в равной степени связаны неразрывно и навечно с Двенадцатым годом. В память об этих замечательных людях высятся гра­нитные обелиски моста.

Торжественные мотивы оформления Бородинского моста с его обелисками и колоннадами были подхвачены архитектором И. И. Рербергом при сооружении Брянского, а ныне Киевского вокзала. Постройка его началась в 1914 году, а закончилась в 1920-м.

Этот ансамбль является одним из самых замечательных для своего времени. Строится он не только на использовании класси­ческих форм, но и на единстве идейной направленности архитек­туры входящих в него сооружений. Но если на облике Бородинско­го моста сразу же угадывается монументальный памятник выдаю­щимся событиям Отечественной войны 1812 года, то в здании Ки­евского вокзала героические мотивы представлены по-особому. Связь архитектуры Бородинского моста и Киевского вокзала осо­бенно ярко проявилась после расширения Дорогомиловской площади в б0-х годах нынешнего столетия.

Мощь и непобедимость России, сохранившей свою независи­мость в суровые дни Отечественной войны 1812 года, символизи­руют оба эти сооружения.

Грандиозная победа, достигнутая в Двенадцатом году в ре­зультате титанических усилий всех народов России требовала своего отражения в не менее грандиозных и разнообразных памят­никах. И будь то название улицы, обелиск, триумфальная арка, мемориальная надпись на доме, напоминающая о подвигах героев Отечественной войны 1812 года, - это прекрасное воплощение преемственности традиций поколений, это отражение признатель­ности потомков. Это та нить, которая тянется от далекого про­шлого к сегодняшним дням, к умам и сердцам нашего поколения, делая человека духовно богаче.

В преемственности славных дел поколений - залог роста культуры и патриотизма русского -  человека. Это подтверждение того, что завтрашняя история берет начало сегодня. Только че­ловек, выросший в условиях нашей действительности, человек с широким кругозором способен по-настоящему понять и оценить ве­ликий подвиг своих предков, увековечив его в камне, в металле, воздвигая все новые и новые свидетельства безграничного уваже­ния людей к памяти героев, отдавших жизнь за Родину.

Список литературы

 

1.   А. С. Смирнов .  «Москва – героям 1812 года.»  Путеводитель, 1996 год

2.  Сборник «Старая Москва» , изд. Дрофа, Москва 1998 год

3.  История Москвы – учебные пособия , изд. «Международный дом Сотрудничества», 1996 год


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.