скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Учет и анализ использования основных средств в бюджетных учреждениях

Техническое перевооружение - мероприятия по повышению технико-экономических показателей основных средств посредством:

- внедрения передовой техники и технологии;

- механизации и автоматизации производства;

- модернизации;

- замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Инструкция N 25н не раскрывает, что относится к таким работам. В бюджетном учете можно использовать понятия налогового учета.

В бюджетном учете Инструкцией N 25н п. 38 определен линейный способ начисления амортизации. Письмо Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721 "О начислении амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов[8]" уточняет порядок начисления амортизации в целях бюджетного учета:

- для объектов стоимостью свыше 1000 до 10 000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% при вводе в эксплуатацию объекта;

- для объектов основных средств 1-й - 9-й амортизационных групп Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, расчет суммы амортизации производится в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп;

- для 10-й амортизационной группы (срок службы свыше 30 лет) - в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными на основе Годовых норм износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденных Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973 N 824.

Требование начисления амортизации ежемесячно, а так же дата начала и окончания начисления амортизации в налоговом и бюджетном учете совпадают: начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного списания стоимости объекта либо его выбытия по любым основаниям.

Совпадают также и случаи приостановления начисления амортизации (п. 3 ст. 256 НК РФ и п. 38 Инструкции N 25н):

- перевод на консервацию свыше 3 месяцев;

- нахождение объекта на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев.

В бюджетном учете определен один способ начисления амортизации - линейный (п. 38 Инструкции N 25н), тогда как в налоговом учете предложены на выбор два способа: линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). При этом для бюджетных учреждений в целях налогообложения нет ограничений в выборе метода. Он определяется в учетной политике учреждения. Следует иметь в виду, что выбранный метод начисления амортизации сохраняется на весь период начисления амортизации по объекту и не может быть изменен (п. 3 ст. 259 НК РФ). Оба метода основаны на применении Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Расчет суммы амортизации за месяц производится по следующей схеме:

- при линейном методе:

Ам = Пс(1 : Си),

где Ам - сумма ежемесячной амортизации;

Пс - первоначальная (амортизируемая) стоимость основного средства;

Си - срок полезного использования в месяцах;

(1 : Си) - норма ежемесячной амортизации в долях.

- при нелинейном методе:

Ам = Ос(2 : Си),

где Ос - остаточная стоимость основного средства;

(2 : Си) - норма ежемесячной амортизации в долях.

При использовании нелинейного метода следует учесть, что, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта составит 20% первоначальной, амортизацию необходимо продолжить начислять линейным методом (п. 5 ст. 259 НК РФ) по следующей схеме:


Ам = Ос20%(1 : Сио),

где Ос20% - остаточная стоимость, достигшая указанного предела (определяется как базовая);

Сио - количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования.

С 1 января 2006 г. учреждения получили право включать в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости (п. 1 ст. 259 НК РФ). При этом Письмо Минфина России от 11.10.2005 N 03-03-04/2/76[9] уточняет порядок начисления амортизации при использовании такого права. А именно в качестве амортизируемой стоимости принимается стоимость, получаемая как разница между первоначальной и суммой списания (не более 10%), а момент начисления амортизации остается без изменения.

Прежде чем рассмотреть вопрос налогообложения операций, связанных с реализацией имущества бюджетных учреждений, необходимо исследовать правовую основу таких операций.

Имущество бюджетных учреждений формируется за счет двух источников: бюджетное финансирование и внебюджетные средства. В п. 2 ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения наделены правом оперативного управления. Содержание этого права раскрывается в п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), где обозначено, что учреждение распоряжается в отношении закрепленного за ним имущества в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, т.е. только для выполнения своих функций. Реализация имущества не является функцией ни одного из бюджетных учреждений. Если имущество используется не по назначению либо оно становится излишним, то согласно п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник вправе его изъять. Согласно ст. 298 ГК РФ учреждение:

- не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете;

- самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, приносящей доход.

Следовательно, из вышесказанного: учреждение имеет право на реализацию только лишь имущества, приобретенного за счет внебюджетных источников. Если в силу рационального подхода использования бюджетных средств возникает необходимость реализации бюджетного имущества, то оно должно быть передано учреждением в казну, и далее в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества оно может быть реализовано.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 23.04.2003 N 231[10] и Указом Президента РФ от 18.10.2002 (с изм. от 31.08.2005) N 1205 "О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий[11]" определены меры по реализации имущества учреждений, находящегося в оперативном управлении. Однако это касается только морально устаревшего, не используемого по назначению, не нашедшего применения, снятого с эксплуатации движимого имущества:

- учреждений органов внутренних дел Российской Федерации;

- учреждений, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- таможенных органов Российской Федерации и органов федеральной фельдъегерской связи.

И все-таки на практике встречаются случаи реализации учреждениями бюджетного имущества. В этом случае учреждение обязано уплатить в бюджет все обязательные налоги. Это обстоятельство обусловлено в первую очередь нормами бюджетного законодательства. Так, в п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса[12] (далее - БК РФ) доходы бюджетного учреждения, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются в доходах соответствующего бюджета только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Встречаются случаи, когда бухгалтер учреждения квалифицирует реализацию бюджетного имущества в соответствии со ст. 43 БК РФ как продажу государственного и муниципального имущества, средства, получаемые от реализации которого, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме. Это неправомерно, так как в ст. 43 речь идет об имуществе, находящемся в казне. В п. 4 ст. 214 ГК РФ дано понятие имущества казны, т.е. это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/4/34 дано разъяснение о том, что только в случае сдачи в аренду имущества казны и продажи такого имущества объекта обложения налогом на прибыль не возникает. При этом уточнено, что в случае реализации имущества Администрацией муниципального образования, полученного ею как бюджетополучателем, действуют нормы налогового законодательства в отношении доходов, полученных от коммерческой деятельности.

Таким образом, доходы, полученные учреждением, от реализации основных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств, а также за счет средств бюджета и закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, являются доходами от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ. Эти доходы определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные объекты основных средств, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В ст. 268 НК РФ дано право уменьшить такие доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества.

В отношении налога на добавленную стоимость в ст. 154 НК РФ раскрывается порядок определения налоговой базы. Так, при реализации имущества:

- приобретенного в рамках бюджетной деятельности (НДС, предъявленный поставщиками, учтен в стоимости объекта), а также в рамках предпринимательской деятельности, учреждение освобождено от уплаты НДС (НДС также учтен в стоимости объекта), налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и остаточной стоимостью реализуемого имущества (с учетом переоценок);

- приобретенного в рамках предпринимательской деятельности, учреждение уплачивает НДС (НДС, предъявленный поставщиками, принят к возмещению из бюджета), а налоговая база определяется как стоимость реализации.

Проблема исчисления НДС возникает при реализации бюджетного имущества, так как это имущество учитывается по стоимости, включающей НДС, предъявленный поставщиками, но оно не является амортизируемым в целях налогообложения. При определении в НК РФ налоговой базы по НДС как разницы между ценой и остаточной стоимостью не уточняется, что принимается в качестве остаточной стоимости: стоимость, полученная в бухгалтерском учете, либо стоимость, определяемая в соответствии со ст. 257 НК РФ[13].

1.3 Анализ использования основных средств

Анализ использования основных производственных фондов предполагает, прежде всего, выявление задач, на решение которых он направлен. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют полному и всестороннему представлению изучаемого предмета. Они также позволят определить структуру и последовательность дальнейшего исследования.

К числу общих задач анализа основных производственных фондов следует отнести следующие.

1)         Изучение состава и динамики основных производственных фондов, технического состояния и темпов обновления, активной их части, внедрение новой техники.

2)         Определение показателей использования производственных мощностей и основных производственных фондов, а также факторов, влияющих на них.

3)         Выявление влияния использования основных средств на объем производства, себестоимость продукции и другие показатели.

4)         Выявление и использование резервов.

Следует, однако, учесть, что анализ основных фондов может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств. В рамках каждого из направлений анализа основных средств решаются специфические задачи.

Так, задачами анализа структурной динамики основных средств являются: оценка размера и структуры вложений капитала в основные средства; определение характера и размера влияния изменения стоимости основных средств на финансовое положение предприятия и структуру баланса. Затем, при изучении эффективности использования основных производственных фондов анализируется движение основных средств, показатели эффективности их использования, использование времени работы оборудования; производится оценка использования оборудования. Наконец, в задачи анализа эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования входит изучение затрат на капитальный и текущий ремонт, исследование взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования.

Выбор указанных направлений анализа и решаемых аналитических задач определяется потребностями управления. Анализ структурной динамики основных средств (наряду с инвестиционным анализом) составляет содержание финансового анализа. Оценка эффективности использования основных средств и затрат по их эксплуатации относится к управленческому анализу.

Таким образом, при анализе состояния и эффективного использования основных средств необходимо ответить на следующие вопросы:

1) какова обеспеченность организации и ее структурных подразделений необходимыми для производства основными средствами, то есть соответствует ли потребности в них фактическое наличие основных средств;

2) какова динамика роста основных средств и отдельно их активной части;

3) какова степень использования основных средств;

4) какое влияние оказывает использование основных средств на объем выпускаемой продукции и другие экономические показатели работы организации;

5) имеются ли резервы роста фондоотдачи как за счет увеличения объема продукции, так и за счет улучшения использования основных средств?

По своему функциональному назначению основные фонды предприятий подразделяются на 3 группы: промышленно-производственные основные фонды, производственные основные фонды других отраслей, непроизводственные основные фонды. Наибольший удельный вес в составе основных фондов падает на промышленно-производственные основные фонды, которые непосредственно связаны с производством продукции. Кроме того, принято выделять активную и пассивную части фондов.

Для качественного анализа обеспеченности организации основными средствами целесообразно проанализировать саму структуру основных производственных фондов на начало и конец отчетного года с определением абсолютного отклонения и выявить по удельному весу конкретные причины изменения состава вышеуказанных основных средств. Для этой цели можно использовать регистры синтетического, аналитического и оперативно-технического учета. При этом анализу подлежат все источники поступления основных средств: ввод в эксплуатацию новых объектов основных средств; приобретение бывших в эксплуатации основных средств; безвозмездное получение основных средств; аренда основных средств; переоценка основных средств; выявленные при инвентаризации основные средства. Стоимость основных средств уменьшается в результате их выбытия вследствие морального и физического износа, продажи, безвозмездной передачи другим организациям, уценки, передачи в долгосрочную аренду, чрезвычайных ситуаций.

Под структурой основных фондов понимается удельный вес каждой из групп основных фондов в общей их совокупности.

В зависимости от роли и участия в производственном процессе основные фонды предприятия могут быть разделены на две группы, представляющие собой:

·           активную часть основных производственных фондов, к которой относятся фонды, принимающие непосредственное участие в производственном процессе. К этой группе относятся машины, механизмы, оборудование;

·           пассивную часть, к которой относятся здания, сооружения, передаточные устройства, то есть основные фонды, которые не принимают непосредственного участия в осуществлении технологического процесса, но без которых производство продукции невозможно.

Наиболее важное значение для повышения эффективности производства имеет активная часть основных производственных фондов, поэтому ее доля в структуре должна быть преобладающей.

Для анализа движения и технического состояния основных производственных фондов рассчитываются следующие показатели:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.