скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Система национальной безопасности Украины

Кризис послужил поводом для приостановления процесса интеграции Украины в ЕС и НАТО до улучшения внутригосударственной ситуации.

Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008-2009 года - коммерческий спор о долгах, ценах и поставках природного газа из России на Украину, а также транзите газа через территорию Украины в 2009 году. В результате конфликта с 1 января прекратилась подача газа для Украины, с 5 января уменьшилась подача для европейских потребителей [20]. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. После достижения договорённостей о ценах и подписания 19 января в Москве соответствующих контрактов,20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Данному конфликту предшествовал газовый конфликт между Россией и Украиной 2005-2006 годов. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников [27].

Таким образом, важную роль в определении положения Украины в мире играют ее двухсторонние отношения с США и Россией. Не менее значим и российско-американский контекст украинской внешней политики. В 2009-м его воздействие на все происходящее вокруг Украины может стать еще более заметным и действенным. Киев сегодня заинтересован в установлении хотя бы относительного баланса влияния со стороны Вашингтона и Москвы с учетом своих национальных интересов.

Также следует выделить, что большое влияние на направление внешней политики оказывает внутренняя ситуация и правящие круги государства.

Внешнюю политику вырабатывают Государство в лице МВС, государственная элита, бизнесмены и политики, политические партии.

1.2 Национальной безопасность Украины

Анализ безопасности должен исходить прежде всего из адекватной оценки и прогноза основных тенденций развития обстановки в мире, вызовов и угроз.

По этим оценкам, система международных отношений кардинально меняется в направлении формирования многополярного мира. При этом происходит:

1. Увеличение мощности новых центров силы и углубление глобализационных процессов.

2. Перемещение центра экономического влияния с Запада на Восток, что не исключает перенесения промышленных мощностей и целых экономических отраслей в страны Азиатского региона.

3. Значительное обострение глобальных проблем человечества. Речь идет прежде всего об обострении конкурентной борьбы за энергоносители, продукты питания и питьевую воду, осложнение демографической ситуации (количество людей увеличится на 1,2 млрд. на протяжении прогнозируемого периода), глобальные климатические изменения, распространение опасных болезней.

4. Повышение потенциала конфликтности в мире, что прежде всего связано с увеличением разрыва между богатыми и бедными, сохранением высокого уровня террористической активности и неконтролируемого распространения оружия массового поражения и технологий двойного назначения, межэтнической вражды, радикального фундаментализма [17].

В последние месяцы ведущим фактором изменений стратегической ситуации в мире стал глобальный финансово-экономический кризис, который, по оценкам многих известных экспертов, продлится не один год. Согласно прогнозам Дж. Сороса результатом кризиса станет существенная перестройка мировой финансовой системы и экономики в целом, что, в свою очередь, определит значительные трансформации политической системы [25].

Финансовый экономический кризис постепенно меняет как позиции ведущих международных игроков, так и их потенциал. И первым следствием экономических проблем стал рост национального эгоизма. На мировой арене ведущие мировые лидеры, включая очень далеких от либерализма, клянутся в верности и преданности высоким идеалам свободы и свободной международной экономической конкуренции. При этом на практике прибегают к протекционистским мерам.

Следовательно, происходит относительное ослабление международных структур в пользу национальных.

Среда безопасности вокруг Украины, сохраняя остроту и конфликтность, может потерять приоритетность для стран Запада в контексте первоочередности решения своих проблем.

В этой среде есть также ряд специфических вызовов для Украины. Основные из них следующие:

1. Международная правовая система поддержки общеевропейской и мировой безопасности находится на стадии разрушения. В то время, когда основы новой системы еще не определены, прослеживаются попытки демонтировать опоры уже существующей. В частности, Россия инициирует вопрос о создании новой системы безопасности путем как пересмотра ключевых решений ОБСЕ, так и ревизии договоров в сфере контроля над вооружением, полноправной участницей которых является Украина.

2. Членство Украины в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, партнерские отношения с НАТО и ЕС не создают надежных механизмов защиты национальной безопасности. Гарантии, полученные Украиной в связи с отказом от ядерного оружия в 1994 году, институционно не оформлены и фактически не выполняются.

Ядерные государства - постоянные члены Совета Безопасности ООН или игнорируют предоставленные Украине гарантии, или трактуют их как юридически необязательные, сугубо политические декларации. Консультации по этим вопросам, инициированные Украиной на международных форумах и на двустороннем уровне на протяжении 2008 года, дали ограниченные результаты.

Исключением стали только США, подтвердившие свои гарантии подписанием 19 декабря 2008 года в Вашингтоне украинско-американской Хартии о стратегическом партнерстве. Диалог с другими странами продолжается.

3. Затормозился процесс присоединения Украины к Евроатлантической системе коллективной безопасности, хотя эта задача на протяжении последних лет была и есть главным внешнеполитическим приоритетом. Ведущие страны Европы и США на саммитах стран НАТО в ходе газового конфликта продемонстрировали неготовность к осложнениям в отношениях с РФ ради поддержки интересов Украины. Для Киева это, несмотря на все заверения, становится причиной состояния неопределенности и необходимости поиска действий, адекватных ситуации.

Последние заявления генерального секретаря Яапа де Хооп Схеффера в Кракове относительно продолжения расширения альянса с учетом интересов России свидетельствуют об отсутствии новых подходов и определенном интеллектуально-волевом вакууме в Брюсселе. Тем более, нельзя не заметить, что, несмотря на существующие проблемы, усиливается трансатлантическая солидарность.

4. Основной проблемой восточной политики Европы является неспособность эффективно согласовывать в режиме реального времени требования безопасности и проблемы, связанные с развитием процессов демократизации в соседних странах. В среднесрочном измерении ЕС требует от восточных государств прежде всего безопасности, а следовательно, - предсказуемости. Вместе с тем фундаментальным интересам Европы необходима демократизация, что в тактической перспективе приводит к стремительному росту вызовов. Пока примирить и сбалансировать эти две составляющие не удается, но от них в значительной степени будет зависеть эффективность дальнейших действий ЕС на своих восточных территориях.

5. Достаточно реальна угроза военной эскалации вблизи границ Украины из-за наличия так называемых замороженных конфликтов в регионе. Подтверждением таких реалий стало российско-грузинское вооруженное столкновение. Не тождественной по форме, но близкой по смыслу стала и вторая российско-украинская газовая война 2009 года.

6. Распространение традиционных и формирование новых глобальных рисков и угроз (терроризм, наркотрафик, распространение ОМП, пиратство, торговля людьми и т.д.).

Украина - одна из самых активных транзитных стран, связывающая страны Востока и Запада. Это создает серьезные угрозы того, что ее транзитный потенциал будет использоваться для нелегальной миграции, поставки наркотиков, деятельности международных преступных группировок, занимающихся торговлей людьми, распространением ОМП. Появлению и существованию этих проблем способствует нерешенность вопросов пограничного режима, демаркации и делимитации границы с Молдовой, РФ и Беларусью.

Отсюда: следует интенсифицировать сотрудничество в этой сфере со странами-партнерами, усовершенствовать миграционное законодательство в соответствии с международными нормами, усилить режим функционирования границ, особенно на северо-восточном участке, создать базы данных относительно пребывания на территории Украины мигрантов и членов международных криминальных группировок.

Следует использовать опыт, полученный в ходе выполнения Меморандума о взаимопонимании между правительствами Украины и Молдовы и Европейской комиссией по предоставлению последней помощи в вопросах границы в Украине и Республике Молдова.

Также будет необходимым выделить планы Украины на 2009-2012 года направленные на стабилизацию и укрепление нашей системы национальной безопасности:

1. Укрепление собственных оборонительных возможностей, в частности путем создания неядерных стратегических сил сдерживания.

2. Усиление внешних гарантий Украины, предоставленные ей 'де-юре' ядерными странами в связи с присоединением к ДНЯО и зафиксированные в Будапештском меморандуме 1994 года.

3. Поддержка инициативы Восточного партнерства, которое можно рассматривать как определенный паллиатив, предложенный ЕС для развития Украины и других стран Восточной Европы. Наполнение этого рамочного предложения конкретным содержанием, в частности в измерении безопасности, должно стать приоритетной задачей политики нашего государства в ближайшие годы.

4. Усиление уровня сотрудничества с ЕС в рамках Европейской политики безопасности и обороны. Речь идет, в том числе, об участии Украины в миротворческих миссиях, в частности на Балканах, Европейской политике по противодействию актуальным угрозам (терроризм, бизнес-преступность, энергетика, кибер-угрозы и т.п.)

5. Углубление сотрудничества с Советом Европы в рамках работы Группы Помпиду (группа сотрудничества в борьбе против злоупотребления и незаконной транспортировки наркотиков) и GRECO (группа государств по противодействию коррупции СЕ).

6. Восстановление и развитие диалога с Российской Федерацией по всем актуальным проблемам двусторонних отношений, одним из механизмов которого может стать использование соответствующих положений Большого договора 1997 года [8].

Таким образом можно сказать, что украинская система безопасности будет неэффективной без политического и общественного одобрения. Украине предстоит проделать долгий путь, чтобы достичь европейского уровня безопасности.


Раздел II. Украина и международные организации

2.1 Украина и НАТО

Отношения между Украиной и НАТО начали развиваться сразу же после получения Украиной независимости в 1991 году. It was as early as in January 1992 when a representative of Ukraine took part for the first time in the work of Work Group of high level in North Atlantic Cooperation Council (NACC). Это было в январе 1992 года, когда представители Украины в первый раз принимали участие в работе Рабочей группы высокого уровня Североатлантического сотрудничества (ССАС).

22 - 23 февраля 1992 Генеральный секретарь НАТО М. Вернер в первые приехал в Киев. В ходе визита Украина была приглашена к ССАС. С тех пор началось активное сотрудничество Украины с НАТО [12].

21 апреля 2005 в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии "Украина-НАТО", открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом - "интенсивный диалог", который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО. МИД Украины Б. Тарасюк заявил после встречи, что "к 2008 году Киев завершит все реформы, необходимые для вступления в альянс".

Ещё при президенте Кучме, 6 апреля 2004, был принят закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины. А 9 июля 2002, в рамках программы "Партнёрство во имя мира", Украина и НАТО подписали меморандум о поддержке операций НАТО со стороны Украины.

Тогда Украина, сделав два шага вперёд, сделала и шаг назад - в июле 2004. В преддверии президентских выборов, чтобы успокоить Россию, Кучма выпустил указ, в котором говорилось о том, что вступление в НАТО больше не является целью страны - необходимо лишь "существенное углубление отношений с НАТО и ЕС как гарантами безопасности и стабильности в Европе" [19].

С победой Ющенко движение Украины в сторону НАТО ускорилось. На Западе отношение к победителю было хорошим и до "оранжевой революции": он хорошо зарекомендовал себя на посту шефа Центробанка и в свою короткую бытность премьером запустил экономические реформы, чей положительный эффект ощущается по сей день. И то, как ответственно и зрело повел себя Ющенко во время революции, только упрочило его рейтинг, который остается высоким, несмотря на передряги в правительстве.

Лишь в апреле 2005 В. Ющенко вернул упоминание о стратегической цели Киева - "полноправном членстве в НАТО и Европейском союзе" - в военную доктрину Украины. Новый текст звучал так: "Исходя из того, что НАТО и ЕС являются гарантами безопасности и стабильности в Европе, Украина готовится к полноправному членству в этих организациях". Как и в прежнем варианте, задача "глубокого реформирования оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами" называлась "одним из важнейших приоритетов внутренней и внешней политики".

Экс-глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Г.К. Крючков: "О характере сотрудничества с НАТО красноречиво говорит и такой факт. За период с 1 октября 2001 года по 1 ноября 2005 года воздушное пространство Украины пересекали в рамках выполнения заданий международными силами содействия безопасности в Афганистане 3686 раз боевые самолеты США. За предоставленное Украиной аэронавигационное обслуживание самолетов были выставлены счета США на сумму 5752347 долларов. Американцы не уплатили ни цента. Вот вам и "стратегическое партнерство"" [16].

20 января 2006 в Будапеште по итогам встречи министров обороны восточноевропейских стран-членов НАТО - Венгрии, Чехии, Польши и Словакии - было объявлено, что эти государства готовы поддержать вступление Украины в НАТО. Необходимым условием для этого должна быть поддержка этого шага украинским обществом и достижение внутренней стабильности на Украине.

В начале 2008 года произошел скандал, поводом для которого стало заявление генсека НАТО о том, что организация получила письмо с подписями Президента Украины, премьер-министра и спикера с просьбой присоединить Украину к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ).

Скандал парализовал работу украинского парламента на 2 месяца. Оппозиция блокировала трибуну с воздушными шариками с надписями "Нет НАТО". В марте 2008 года спикер А. Яценюк сумел достичь компромисса в парламенте, и по договоренностям ведущих политических сил, парламент возобновил свою работу.

2-3 декабря 2008 года в Брюсселе состоялось заседание Совета НАТО на уровне министров иностранных дел, на котором рассматривался вопрос о присоединении Украины к Плану действий по членству в НАТО. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что "решение по ПДЧ принято не было".8 февраля Схеффер заверил, что в позиции НАТО по отношению к Украине после Бухарестского саммита ничего не изменилось.

Начиная с февраля 2009 года, Украина и НАТО обсуждают возможность внести в Хартию об особом партнерстве дополнение, в котором будет записано, что Украина станет членом альянса. Были проведены консультации, согласовывающие практические аспекты разработки годовой национальной программы, которая должна стать механизмом подготовки к вступлению Украины в НАТО [29].

В последнее время на саммитах НАТО украинский вопрос фигурирует все реже.

Как считают некоторые эксперты, время для быстрого вступления в НАТО для Украины потеряно, как из-за внутренних проблем Украины, так и из-за проблем самого НАТО. Из этого следует, что нужно отказаться от деклараций и начать вести активный поиск других путей сотрудничества с альянсом.

Во-первых, это более широкое участие Украины в выработке стратегических концепций альянса и вместе с тем более полный учет этих концепций в планировании безопасности Украины.

Во-вторых, развитие практических возможностей для Украины сотрудничать с НАТО, прежде всего со США, а также странами ЕС в оборонительной плоскости и в плоскости безопасности. Украина как должна получить реальные результаты для своей безопасности, так и быть реальным контрибьютором Евроатлантической безопасности. Речь идет и о логистике, и о планировании, и о прямом взаимодействии не только войск, но и спецслужб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.