Курсовая работа: Региональные особенности развития рынка труда в РФ на примере ПФО
- разрабатывает с участием заинтересованных органов исполнительной власти области программы по содействию развитию персонала на производстве, организует их реализацию;
- осуществляет организационно-методическое руководство проведением мероприятий по аттестации персонала организаций независимо от их организационно-правовой формы;
- организует научно-методическое, консультативное и информационное обеспечение системы развития персонала на всех уровнях управления, оказывает методическую помощь в организации внутрипроизводственной системы обучения.
8. В области защиты трудовых прав граждан:
- обеспечивает единообразное применение законодательства о труде на всей территории области;
- организует совместно с территориальными органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации проверки соблюдения государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством о труде, работникам организаций независимо от форм собственности и видов экономической деятельности;
- участвует в деятельности координационных и консультационных органов, образованных решением Губернатора области и Правительства области.
Управление по труду возглавляет начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством области. Начальник управления имеет двух заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности приказом начальника Управления. Распределение обязанностей между заместителями производится начальником Управления. В отсутствие начальника Управления его функции исполняет один из заместителей. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Управления по труду утверждаются Правительством области.
В составе Управления по труду два отдела: отдел экспертизы условий, охраны труда и социального партнёрства, курируемый первым заместителем начальника управления; отдел уровня жизни, доходов и развития персонала, курируемый заместителем начальника управления.
Управление по труду для осуществления своих задач и функций имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке и в пределах своей компетенции от органов исполнительной власти, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы необходимые материалы; разрабатывать и вносить предложения Губернатору области, Председателю Правительства Ульяновской области по вопросам, отнесенным к компетенции Управления по труду; проверять работу юридических лиц независимо от организационно-правовой формы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления по труду, составлять по результатам проверок соответствующие документы; подготавливать предложения для рассмотрения в областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений; получать необходимую для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений информацию у сторон, подписавших этот договор или соглашения; проводить экспертизу условий труда и осуществлять контроль за состоянием охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовой формы и давать представления об устранении выявленных нарушений; проводить проверку (в порядке контроля за выполнением коллективных договоров) предоставления высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами о труде; вносить предложения Председателю Правительства области о приостановлении или отмене действия приказов и указаний руководителей исполнительных органов государственной власти области и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления по труду, в случаях, когда указанные решения противоречат действующему законодательству; получать от органов статистики материалы, предусмотренные государственной статистической отчетностью, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления по труду; проводить конференции, совещания, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Управления по труду; посещать в установленном порядке предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, знакомиться с отчетами, статистическими и другими документами и материалами, относящимися к компетенции Управления по труду; давать предложения в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также запрашивать у него юридические и методические материалы, консультации; развивать связь с регионами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Управления по труду.
Начальник Управления по труду: руководит на принципах единоначалия деятельностью Управления по труду. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление по труду задач и функций, рациональную организацию труда специалистов Управления по труду, устанавливает степень ответственности работников за невыполнение функциональных обязанностей, утверждает структуру и штатное расписание аппарата управления в пределах утверждаемых Правительством области фонда оплаты труда и численности работников, положения о структурных подразделениях, а также смету расходов на содержание Управления по труду в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете; устанавливает обязанности, определяет ответственность руководителей структурных подразделений Управления по труду; издает в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками Управления по труду; назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников аппарата Управления по труду; налагает взыскания в установленном порядке на работников, нарушающих трудовой распорядок и не выполняющих свои функциональные обязанности; награждает и премирует в установленном порядке наиболее отличившихся работников аппарата Управления по труду; в необходимых случаях издает совместные с руководителями других исполнительных органов государственной власти области, подразделений аппарата Правительства области приказы, указания и инструкции; утверждает правила внутреннего трудового распорядка.
В Управлении по труду создается совещательный орган - коллегия Управления по труду в составе начальника Управления по труду (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников аппарата Управления по труду. В состав коллегии Управления по труду могут включаться представители других исполнительных органов государственной власти области, подразделений аппарата Правительства области, организаций, ученые и специалисты. Положение о коллегии Управления по труду и её состав утверждаются Правительством области. Коллегия Управления по труду принимает рекомендации, предложения по обсуждаемым вопросам. По результатам обсуждения вопроса на коллегии Управления по труду начальником Управления издается приказ.
3.2. Инструменты активной и пассивной политики содействия занятости
В Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области по вопросу трудоустройства в январе - июне 2006 года обратились 31 ,4 тыс., человек, из них 79,2% незанятые трудовой деятельностью. Среди обратившихся 7,6 тыс. человек искали работу впервые (ранее не приступали к трудовой деятельности). 2,9 тысячи - пенсионеры. 41 тысячи - лица, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением персонала. На 1 июля 2006 года официальный статус безработного имели 17,2 тыс. человек, что на 22,3% меньше, чем на 1 июля 2005 года, в том числе в г. Ульяновске насчитывалось 6,1 тысячи безработных (уменьшение с предыдущим годом на 8.2%). Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 2,47% к экономически активному населению области против 3,17% - на ту же дату 2005 года.
Среди безработных более половины (65,0%) - женщины, 41.6% - жители
сельской местности. Доля безработных, у которых перерыв в работе длился менее 4
месяцев, составила 50,7%, от 4 до 8 месяцев — 32.6 %, искали работу 8 месяцев и
более года 16,7% зарегистрированных безработных.
Число вакансий, сведениями о которых располагала служба занятости на 1 июля
2006 года, составило 7,7 тысячи, в том числе 6,4 тысячи - рабочие места.
Нагрузка незанятого населения составила 2,4 человека на одну заявленную
вакансию, против 3,5 — на 1 июля 2005 года.
За 1 полугодие 2006 год при содействии службы занятости из числа
безработных трудоустроились 12,9 тыс. человек (68,4% от вставших на учет),
направлены на профессиональное обучение 1,5 тыс. человек, на досрочную пенсию
оформлены 712 человек. В общественных работах в течение 1 полугодия 2006 года
приняли участие 4,8 тысячи человек, в их числе 4,3 тысячи безработных.
В Ульяновской области четвертый год в соответствии с распоряжением Главы
администрации Ульяновской области от 22.07.2002 622-р «О проведении ежегодного
мониторинга потребности в специалистах для отраслей экономики» проводится
мониторинг потребности в кадрах отраслей экономики. Мониторинг проводится путем
выборочного анкетирования предприятий и организаций области всех форм
собственности, а также индивидуальных предпринимателей. В рамках мониторинга
спрос на специалистов определяется в разрезе специальностей (должностей)
начального, среднего и высшего профессионального образования. К проведению
мониторинга подключались также высшие учебные заведения области: по г.
Ульяновску – УлГУ и УлГТУ, по предприятиям сельскохозяйственной направленности
УГСХА.
В 2005 году проводимый мониторинг выявлял потребность отраслей экономики в
кадрах на 2006-2007 годы. Анкеты мониторинга заполнили 495 субъектов
хозяйственной деятельности (в т.ч. 58 индивидуальных предпринимателей), на
которых занято 128,3 тыс. человек или 35,3% от численности занятых на крупных и
средних предприятиях области.
Охваченные мониторингом субъекты хозяйственной деятельности представляют все
формы собственности: 47% предприятий и организаций относятся к частной форме
собственности, 17% - к муниципальной, 12% - к кооперативной, 9% - к областной,
8% - к смешанной, 7% - к федеральной.
По уровню образования структура потребности в кадрах следующая:
- на 2006 год: высшее – 19,8%, среднее – 14,0%, начальное – 66,2%;
- на 2007 год: высшее – 17,0%, среднее – 17,1%, начальное – 65,9%.
На фоне общего роста потребности в кадрах в 2007 году по сравнению с 2006
годом отмечается рост потребности в работниках с начальным профессиональным
образованием – на 3,2%, в специалистах со средним профессиональным образованием
на 25,8%, и, наоборот, снижение потребности в специалистах с высшим
профессиональным образованием – на 10,7%.
Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу
городских рынков труда: на 2006 год доля г.Ульяновска и г. Димитровграда в
общей потребности составляет 63,5% (50,5% - г.Ульяновск, 13% - г.
Димитровград), на 2007 год – 68% (56,4% - г.Ульяновск, 11,6% - г.
Димитровграда). Городские рынки труда также предъявляют спрос на более
квалифицированную рабочую силу. Так, по специальностям высшего
профессионального образования доля г. Ульяновска и г. Димитровграда в общей
потребности в специалистах с высшим образованием на 2006 год составляет 64,5%
(46,3% - г. Ульяновск, 18,2% - г. Димитровград); на 2007 год - 67,3% (48,0% -
г. Ульяновск, 19,3% - г. Димитровград).
По профессиям и специальностям высшего профессионального образования наиболее востребованные в 2006 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. На долю этих пяти специальностей приходится почти 60% всей потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием на 2006 год. Всего требуются специалистов по 46 из 58 специальностей высшего профессионального образования, представленных в анкете. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, лаборант, кассир, мастер, технолог, на долю этих специальностей приходится 72,5% потребности в специальностях среднего профессионального образования. Всего требуются специалисты 36 из 44 специальностей среднего профессионального образования, представленных в анкете. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), водитель, слесарь, электромонтер, тракторист, станочник, токарь, фрезеровщик, продавец, механизатор, газоэлектросварщик, сварщик, слесарь-сантехник, на их долю приходится 51% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием. Всего требуется работники по 148 профессиям и специальностям начального профессионального образования из 241, представленной в анкете.
В 2007 году по специальностям высшего профессионального образования
наиболее востребованная пятерка специальностей не изменилась по сравнению с
2006 годом: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер, однако доля этих
специальностей в общей потребности в специалистах с высшим профессиональным
образование сократилась до 57,4%. По профессиям и специальностям среднего
профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый
представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик,
наладчик, кассир, бухгалтер, мастер, лаборант, на долю этих специальностей
приходится 80,8% потребности в специалистах со средним профессиональным
образованием. По профессиям и специальностям начального профессионального
образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических
линий, механизированных комплексов и т.д.), слесарь, водитель, электромонтер,
станочник, токарь, тракторист, фрезеровщик, газоэлектросварщик, ремонтник,
механизатор, продавец, наладчик, на долю этих профессий приходится 60,4%
потребности в работниках с начальным профессиональным образованием.
По специальностям среднего профессионального образования в 2007 году по
сравнению с 2006 годом отмечается значительный рост потребности в агентах (в
т.ч. рекламных)/торговых представителях – в 2 раза, кассирах – на 96%,
наладчиках – на 15%, операторах (линий, станков и т.д.) – на 13,5%. По
специальностям начального профессионального образования увеличивается
потребность в сборщиках – на 50,5%, электромонтажниках - на 51%, ремонтниках
на 31,4%, рихтовщиках – на 26,8%, штамповщиках – на 21,5%, токарях - на 20%,
слесарях по ремонту автомобилей – на 19,2%, шлифовщиках – на 16,5%, монтажниках
на 16,2%, малярах – на 13,8%, наладчиках – на 13,6%, станочниках – на 13,1%,
фрезеровщиках – на 6%.
Прожиточный минимум в Ульяновской области за второй
квартал 2006г. определён в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации», Законом Ульяновской области «О порядке
установления величины прожиточного минимума в Ульяновской области».
Исчисление величины прожиточного минимума произведено на основании состава и норм
потребления товаров и услуг, установленных Законом Ульяновской области от 5
апреля 2006 г. №42-ЗО «О потребительской корзине в Ульяновской области», данных
территориального органа Росстата по Ульяновской области об уровне потребительских
цен в апреле, мае, июне 2006 года.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения увеличилась во
втором квартале 2006г. по сравнению с первым кварталом 2006г. на 28 рублей или
на 0,95% и составила 2971 рубль. При этом стоимость набора продуктов питания
потребительской корзины увеличилась на 0,4%, минимального набора
непродовольственных товаров - на 2,1%, минимального набора услуг – на 0,9%.
Расходы по обязательным платежам и сборам выросли на 1,6%.
В результате, по сравнению с первым кварталом несколько изменилась структура прожиточного минимума. Доля стоимости набора продуктов питания составила 41,7% (-0,2%) от общей величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, набора непродовольственных товаров - 17,6% (+0,2%). Не изменились доля стоимости набора услуг - 34,3% и доля обязательных платежей и сборов занимает 6,4%.
К уровню первого квартала 2006 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 101,1%, для пенсионеров – 100,7%, для детей – 100,8 %.
Среди городов и районов Ульяновской области самые низкие величины прожиточного минимума на душу населения во втором квартале 2006г. сложились в Новомалыклинском (2541 руб.) и Тереньгульском (2550 руб.) районах. Наиболее высокие величины прожиточного минимума на душу населения за отчетный период сложились в г. Ульяновске (3002 руб.), г. Новоульяновске (2921 руб.), а также в Николаевском (2799 руб.) и Инзенском (2720 руб.) районах.
14 февраля 2007 года в Управлении по труду Ульяновской области состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы и пути их решения при сертификации работ по охране труда в Ульяновской области» с участием представителей государственной инспекции труда, Фонда социального страхования, федерации отраслевых профсоюзов, руководителей органов по сертификации и аккредитованных в системе ССОТ испытательных лабораторий, а также организаций оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14