скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Использование рекреации

В течение многих лет создаются и испытываются экспериментальные образцы и опытные партии электромобилей, однако не созданы конструкции для серийного производства.

На железнодорожном транспорте успешно используется перевод локомотивного парка на электрическую тягу. В пассажирских вагонах электроотопление применяется для обогрева вместо печного, использующего каменный уголь.

6.5. Шумовое воздействие транспорта

Шумом называют любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху и создающие акустический эффект. Интенсивность звукового давления измеряется в децибелах (ДБА). Дыхание человека создает шум 10 ДБА. Большинство людей начинают воспринимать звук с этой отметки и ее считают порогом слышимости. Шепот оценивается интенсивностью в 20 ДБА. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 ДБА днем и 30 ДБА ночью. В административных помещениях и учреждениях интенсивность шума достигает 40-60 ДБА. В производственных помещениях работа оборудования сопровождается шумом до 70-80 ДБА. Разговор людей на близком расстоянии создает шум 65 ДБА. Шум свыше 80 ДБА вреден для человеческого организма. Современные условия жизни в крупных городах создают шум, приближающийся к этому значению. Болевой порог лежит в пределах 120-130 ДБА.

Интенсивность шума, возникающего при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и пассажиры, а также люди, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта, следующая: легковой автомобиль - 70-80 ДБА, автобус - 80-85 ДБА, грузовой автомобиль - 80-90 ДБА, поезд метрополитена - 90-95 ДБА, железнодорожный состав (у колес) - 125-130 ДБА, железнодорожный состав (в 7 м от колес) - 95-100 ДБА, на перронах аэропортов - 100 ДБА, внутри зданий аэровокзалов - 75 ДБА, реактивный самолет на взлете - 130-160 ДБА.

Внутри транспортных средств уровни шума ниже: в салоне автомобиля - около 60 ДБА, в пассажирских вагонах поездов - до 68 ДБА.

Распределение звука по частотам (высота звука) - второй показатель воздействия шума и он измеряется в герцах (Гц).1 Гц равен 1 колебанию в секунду. В зависимости от частоты звуковые колебания подразделяются на: инфразвуковые (низкочастотные) с частотами менее 20 Гц; акустические (слышимые) с частотами от 16 до 20 000 Гц; ультразвуковые (высокочастотные) с частотами от 20 000 до 109 Гц; гиперзвуковые (сверхвысокочастотные) с частотами 109-1013 Гц. Границей области слухового восприятия (ОСВ) звуков является (Рис.6.1) кривая 1 - болевой порог, характеризующийся наименьшей силой звука, при котором возникает неприятное ощущение, переходящее в чувство боли; кривая 2 - наименьшей силе звука, воспринимаемого ухом при данной частоте.

Значительное физиологическое воздействие на организм человека оказывают неслышимые инфразвуки, особенно имеющие большие амплитуды колебаний, которые входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и могут ощущаться как боль в ухе.

10,22 6 10 20 200 2000 20000 10а 10™ Г, Гц

Рис.6.1. Области звуковых колебаний:

I - инфразвуковая; II - акустическая; II - ультразвуковая; VI - гиперзвуковая

В естественных экосистемах инфразвуковые колебания возникают при землетрясении, ураганах, штормах и других природных катаклизмах.

В искусственных экосистемах они проявляются при работе машин и механизмов. Много источников инфразвука имеется и на транспорте. С ним сопряжена работа компрессорных установок, тормозных систем поездов и грузовых автомобилей, тяговых электродвигателей, дизелей, газовых турбин и т.д.

В транспортных процессах инфразвуку, как правило, сопутствуют высококачественные звуки акустического диапазона, поэтому инфразвук мало ощутим, но от этого он не становится менее опасным.

Транспортные средства создают преимущественно низко - и среднечастотный спектр шума. Например, при движении поезда высота звуков обычно составляет 500-800 Гц. Порог переносимости инфразвука - 140-155 ДБА. При длительном воздействии такого инфразвука в организме человека развиваются психофизиологические отклонения от нормы, которые носят устойчивый характер. Порогом безопасности считается уровень инфразвука 90 ДБА.

Продолжительность шумового воздействия - третий показатель влияния шума. Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связаны рост нервных, сердечно сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. В результате понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность.

Вредное влияние транспорта сопровождает человека всю его жизнь и усиливается под действием вибрации, загазованности и других видов воздействия.

Контрольные вопросы

В чем проявляется влияние транспорта на окружающую среду, в том числе и на человека?

Назовите следствия обычного функционирования транспорта.

Какой характер имеют воздействия транспорта на экосистемы?

От каких факторов зависит уровень транспортного шума?

Назовите показатели влияния шума.

Каким негативными воздействиями подвергаются пассажиры автомобильного транспорта?

Назовите основные мероприятия по улучшению экологических показателей подвижного состава и инфраструктуры транспорта.


Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

7.1. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности

В нашей стране туристскую деятельность регулирует правовой акт, обладающий высшей юридической силой - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (1996 г), который является стержнем правовой системы сферы туризма.

Важнейшими способами государственного регулирования сферы туризма являются: лицензирование туристской деятельности, стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии, сертификация.

В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" проектные материалы на туристские услуги, а также гостиницы, турбазы, кемпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники, другие организации и объекты туристского обслуживания должны пройти государственную экологическую экспертизу.

Требования к качеству туристских услуг установлены Госстандартом России 50690-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования", введенным в действие с 1 января 1995 г.

Требования к туристским услугам (экскурсиям, походам, путешествиям) подразделяются на обязательные и рекомендуемые. Обязательными для всех видов туристских услуг являются такие требования, как безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов и экскурсантов, охрана окружающей среды.

При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях. К вредным факторам риска в туризме относятся: травмоопасность, воздействие окружающей среды, пожароопасность, биологические воздействия, психофизиологические нагрузки, опасность излучений, химические воздействия, повышенная запыленность и загазованность, специфические факторы риска и пр.

Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. (№83)"О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов" эта обязанность возложена на специализированные службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Особое значение для подъема отечественного туризма имеет закрепление в Законе "Об основах туристской деятельности в РФ" статуса социального туризма как приоритетного, поддерживаемого государством и развивающегося с помощью государства.

Ведущей межправительственной организацией в области туризма является ВТО (Всемирная туристская организация), которая представляет интересы 150 стран - действительных членов, 5 территорий - ассоциированных членов, а также более 400 присоединившихся членов (членов Делового Совета ВТО). Датой рождения ВТО считается 2 января 1975 г. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде. Устав ВТО представляет собой межгосударственный договор, ратифицированный 51 государством. В 1977 г. ВТО заключила Соглашение с ООН о взаимном сотрудничестве. Сотрудничество ООН и ВТО осуществляется в области обмена соответствующими рекомендациями, информацией и документами, проведения совместных консультаций и встреч, координации работы, двустороннего представительства на заседаниях органов и т.д. По данным ВТО, законодательные акты по регулированию туризма приняты более чем в 100 странах мира. Они направлены на определение государственных задач в сфере развития туризма и средств их достижения, упорядочение туристских формальностей и уменьшение рисков при путешествиях, интенсификацию развития туристской индустрии, а также другие цели и задачи, решение которых невозможно без принятия отдельного закона о туризме.

К таким странам, в частности, относятся США, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Финляндия.

Важную роль по регулированию международного туризма имеют различные международные конференции и совещания по туризму.

Среди форумов последних лет следует отметить Межпарламентскую конференцию по туризму в Гааге (1989 г), Эстеризнускую конференцию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (1995 г., Швеция), Кадисский межпарламентский форум по туризму (1995 г., Испания), Мадридский семинар ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (2000 г., Испания).

К сожалению, экологические аспекты туризма и его индустрии в названных выше документах практически не нашли отражения.

В то же время туристская деятельность в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права, в том числе и экологического, на котором мы подробнее остановимся в нижеследующих разделах.

7.2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и комплексный институт экологического права, объединяющий нормы уголовного, административного и гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и др.).

Конкретные составы экологических преступлений закреплены в ст.246-262 Уголовного кодекса Российской Федерации. К экологическим преступлениям, в частности, относятся: незаконная добыча водных животных и растений; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (повлекшее гибель популяций этих организмов); незаконная порубка деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесов (в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Перечень экологических правонарушений установлен ст.84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (1991 г). К ним, в частности, относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем.

Экологические преступления, определенные в УК Российской Федерации, в основном относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести, предусматривающим меры наказания в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет.

Законодательством предусмотрена и административная ответственность за экологические проступки, которые определены ст.24 Ко АП РСФСР, в которой значится более 45 составов экологических правонарушений, в том числе нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст.85).

Экологические правонарушения, влекущие административную ответственность, предусмотрены и нормами природоресурсного законодательства, перечень таких правонарушений закреплен Федеральным законом 1995 г. "О животном мире" (ст.55), Законом РФ "О недрах" (ст.49), Земельным кодексом РСФСР (ст.125) и отдельными указами Президента РФ.

Имущественная ответственность за экологические правонарушения определена, в частности, постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов". Так, например, за один экземпляр незаконно выловленного, добытого биологического ресурса (независимо от размера и веса) взыскивается: белуга (35 минимальных размеров оплаты труда); байкальский осетр (25); лосось, кета, семга (10); горбуша, белый амур, сиг (3); серый и японский кит (2500); калош (800); морской котик (150), краб (1,2); морские ежи (0,05); губки "сидячих видов" (за 1 кг - 0,04); морские травы (за 1 кг - 0,04 минимальных размеров оплаты труда).

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. за незаконную порубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость древесины незаконно срубленных деревьев, уничтоженных или поврежденных до прекращения роста. Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено возмещение экологического вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. Этим же законом заложены основы применения такой меры экологической ответственности, как возложение на правонарушителя обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Поэтому рекреация нарушенного участка природной среды как мера ответственности находит широкое применение в правоохранительной практике.

7.3. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Наряду с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" режим особо охраняемых природных территорий и объектов устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г) и Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 г). Кроме того, правовой режим отдельных особо охраняемых природных территорий урегулирован специальными положениями, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с Положением о государственных природных заповедниках, утвержденным Правительством РФ в 1991 г., на территории государственного природного заповедника запрещаются все виды деятельности, противоречащие его задачам и режиму особой охраны, в том числе: промысловая, спортивная и любительская охота; нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог общего пользования.

Государственный природный заповедник охраняется специальной инспекцией.

Национальные парки утверждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъектов России по представлению их органов государственной власти и специально уполномоченного на то государственного органа России в области охраны окружающей природной среды. Режим особой охраны национальных парков обеспечивается в соответствии с Положением о национальном парке РФ, утвержденным Правительством РФ 10 августа 1993 г.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам национального парка. Соблюдение режима парка обеспечивается службой его охраны. К охране территории парка могут привлекаться и общественные инспекции.

Согласно Примерному положению о государственных природных заказниках в РФ, утвержденному Минприроды РФ 10 января 1996 г., на их территории постоянно или временно запрещается либо ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника, или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам. Так, например, запрещаются проезд и стоянка автотранспорта, устройство привалов, биваков, туристических стоянок и лагерей и иные формы отдыха.

Правовой режим памятников природы осуществляется согласно Примерному положению о памятниках природы в Российской Федерации, утвержденному Минприроды России 16 января 1996 г. На территориях расположения памятников природы и в их границах запрещается всякая хозяйственная деятельность, влекущая нарушение сохранности памятника.

Использование памятников природы допускается, в частности, в эколого-просветительских целях, включая проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, а также в рекреационных целях (транзитные прогулки).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.