скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Кредитная политика банка на примере Волгоградского ОСБ

Сказанное об управленческой отчетности может быть отнесено и к бюджету кредитной организации, а также к бизнес - плану ее развития. Эти два документа отдельные банки иногда готовят и раскрывают в интересах повышения своей инвестиционной привлекательности: например, при выпуске облигаций и их размещении на западных рынках капитала. Однако подготовленные таким образом документы в большинстве случаев носят декларативный, формальный характер.

Ежеквартальный отчет.д.окумент содержит ряд полезных для анализа данных о банке: структуру собственности, данные об акционерах, перечень основных клиентов, состав правления и совета директоров и т.д. То есть это один из тех документов, которые активно используются при подготовке "внешней аналитики". Однако финансовая часть отчета малоприменима на практике из-за того, что она, как правило, является устаревшей на момент публикации отчета, а также при наличии более качественных источников информации.

В такой ситуации особенную важность приобретает текущая отчетность банка, формируемая им на основе показателей синтетического и аналитического учета, которые содержатся в регистрах бухгалтерского учета (лицевых счетах, бухгалтерском журнале, ежедневной оборотной ведомости, ежедневном балансе и др.).

Состав показателей, подлежащих системному учету (на балансовых, внебалансовых счетах, счетах доверительного управления, счетах депо), определяется в Плане счетов и других правилах бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ (Приложения к Положению ЦБ РФ от 05.12.2002 N 205-П).

Как известно, для разных целей есть различные формы отчетности: статистическая, бухгалтерская, финансовая, публикуемая и др. Выше уже отмечалось, что основой формирования финансовой части информационной базы, необходимой для дистанционного анализа банка-контрагента, является прежде всего статистическая и публикуемая финансовая отчетность такого банка. Важность места бухгалтерской отчетности в дистанционном финансовом анализе банка подчеркивается тем, что в большинстве случаев информационная база такого анализа - это фактически отчетность анализируемого банка. При этом необходимо отметить существование огромного объема публикаций, посвященных описанию и комментированию отчетности российских банков, что освобождает от необходимости подробно останавливаться на этом аспекте. С более полным списком форм отчетности, необходимым для проведения дистанционного анализа банка, можно ознакомиться в тексте ныне действующего Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ".

Структура и принципы формирования агрегированного баланса банка

Как уже было выяснено, существующий на текущий момент стандарт представления информации об активах и пассивах банка - его бухгалтерского баланса (форма 101) - имеет серьезный недостаток, сильно затрудняющий анализ. Речь идет о недостаточной наглядности представления информации. В отличие от бухгалтерского учета предприятий в банковском бухгалтерском учете в России не имеется качественной формы, официально сдаваемой в контролирующие органы, - аналога формы 1 (баланс предприятия) [10]. Баланс банка - форма 101 - представляет собой перечень всех счетов из Плана счетов банковского бухгалтерского учета, по которым имеются входящие или исходящие остатки или обороты, проведенные по счету в течение месяца (с разделением оборотов на рублевые и валютные).

Основная проблема, связанная с формой 101, - сложность запоминания того, что именно означает каждая из многочисленных цифр баланса; в идеале аналитик должен постоянно держать в памяти все счета бухгалтерского учета банков и особенности их использования при отражении различных финансовых операций. Связанная с этим другая трудность - необходимость постоянного обращения к различным нормативным актам, где даны описания счетов и правила их использования (помимо Приложений к Положению ЦБ РФ N 205-П это еще десятки других документов). Сделать то и другое очень нелегко, и в результате в ходе анализа могут быть упущены важные для его конечных результатов моменты.

Для минимизации указанной опасности в методике проведения финансового анализа банка необходимо предусмотреть инструмент, который бы "отвечал" за наглядность представления отчетности банка. Есть основания считать, что фактически таким инструментом может являться автоматическое преобразование формы 101 в агрегированный (сводный) баланс банка, внешне похожий на баланс предприятия (форму 1).

При этом автоматизация процесса является необходимым условием коммерческого использования методики анализа и реализуется путем составления соответствующей компьютерной программы. По сути, такая программа должна представлять собой часть программного комплекса анализа финансового состояния банка.

Итак, задача на данном этапе сводится к построению агрегированного баланса банка. Для начала сформулирую принципы формирования такого баланса.

1. Принцип активных и пассивных счетов. Является продолжением одной из классических основ бухгалтерского учета - принципа двойной записи. В соответствии с ним и по аналогии с некоторыми формами отчетности (например, Приложение 9 к Положению N 205-П и Приложение 1 к Указанию ЦБ РФ от 14.04.2003 N 1270-У) баланс банка будет разделен на 2 части: активы (остатки на активных счетах) и пассивы (остатки на пассивных счетах).

2. Принцип агрегирования (агрегата). Агрегат - это объединение ряда однотипных счетов бухгалтерского учета банка (остатков и/или оборотов по этим счетам) для представления в укрупненной форме. Агрегат может иметь несколько уровней.

Например, агрегат 1-го (самого высокого уровня) называется "Пассив" и состоит, в свою очередь, из нескольких агрегатов 2-го уровня:

собственный капитал;

средства банков;

средства клиентов;

срочные пассивы.

Агрегат низшего уровня, соответственно, состоит из счетов 1-го порядка из формы 101. Описание структуры используемых при построении баланса агрегатов и их состава приведено ниже.

3. Принцип убывающей ликвидности активов. Для удобства анализа все имеющиеся активы банка будут агрегированы в порядке убывания их ликвидности с целью наглядного отражения степени ликвидности и устойчивости банка. Соответственно, в верхнем разделе активной части баланса должны быть указаны наиболее ликвидные активы банка: остаток на корреспондентском счете банка в Банке России, денежные средства (деньги в кассе и деньги в пути), средства на биржевых счетах.

4. Принцип изменения срочности пассивов. В пассивной части баланса все пассивы (источники финансирования) банка классифицируются (и агрегируются) в соответствии со сроками, в течение которых банк располагает этими пассивами. Иными словами, они будут разделены на 3 основные группы:

собственный капитал банка (средства, которыми банк располагает "вечно");

срочные пассивы (привлеченные на определенный известный срок);

средства, привлеченные до востребования.

Сальдированный агрегированный баланс банка представляет собой форму отчетности, автоматически формируемую программным комплексом на основе исходящих остатков на балансовых счетах банка, приведенных в форме 101. Таким образом, агрегированный баланс формируется по состоянию на отчетную дату - день, следующий за отчетным периодом (1-е число месяца, следующего за отчетным), - и показывает статичную картину состояния активов и пассивов банка.

Агрегированный баланс должен включать в себя следующие составляющие.

1. "Шапка". Представляет собой форму заголовка, в котором отражаются следующие сведения: номер лицензии банка, полученной от Банка России; название банка; отчетная дата, по состоянию на которую составлен баланс; абсолютное значение валюты баланса брутто и нетто ("очищенная" от внутренних расчетов); единица измерения (тыс. руб).

2. Активная и пассивная части баланса. Как следует из названия, в этом разделе должны быть представлены все элементы (агрегаты) активов банка в порядке убывания их ликвидности. Речь идет об остаточных (на отчетную дату) показателях каждого агрегата, как активного, так и пассивного. Проще говоря, это "ведомость остатков", позволяющая оценить структуру активов и пассивов на конец отчетного периода, а также ее изменение в динамике.

3. Оборотная ведомость активов и пассивов банка. Представляет собой развернутый агрегированный баланс банка (ведомость остатков), но с указанием оборотов и оборачиваемости средств по каждому из агрегатов за отчетный период.

4. Ведомость срочности активов и пассивов банка. Как уже подчеркивалось ранее, срочность активов и пассивов банка является одним из важнейших показателей финансового состояния банка. Специфика банковского бизнеса подразумевает наличие постоянной готовности банка к погашению значительной части своих обязательств перед клиентами. Таким образом, эта часть определяется условиями привлечения пассивов банка, в том числе одним из важнейших - срочностью.

Очевидно, что в своей операционной деятельности банк, как правило, использует множество источников финансирования (пассивов): вклады, векселя, межбанковские кредиты и т.д. Все эти виды пассивов имеют различные показатели срочности. Это обстоятельство требует создания такой ведомости срочности активов и пассивов банка, которая бы давала пользователю возможность адекватно воспринимать реальную картину распределения активов и пассивов банка по срокам. Данная ведомость строится на основе баланса банка и представляет собой таблицу, в качестве столбцов которой используются указанные выше группы срочности активов и пассивов, а в качестве строк - названия агрегатов (статей) активов и пассивов, используемые как базовые.

Использование скоринговых систем для принятия решений о работе с банком.

Очевидно, что специфика построения информационной базы дистанционного анализа банков-контрагентов накладывает свой отпечаток на возможность использования тех или иных методов/методик для управления кредитными рисками межбанковской деятельности. Одним из наиболее распространенных на текущий момент способов управления кредитными рисками при кредитовании большой массы заемщиков являются скоринговые системы принятия решений. Возможно ли использование таких систем для принятия решений о работе с тем или иным банком-контрагентом (и, соответственно, решений о принятии на данный банк кредитного риска)? Попробуем рассмотреть данный вопрос на реальных примерах.

При использовании скоринговых[11] систем при контроле кредитных рисков банка (для принятия решений о возможности/невозможности кредитования заемщика) необходимо решить две основные проблемы: лимитирование выдаваемых сумм в зависимости от результатов анализа и разработка критериев для этого анализа. Первая проблема решается с учетом кредитной политики банка, наличия свободных денег (источников их получения). Каждой группе заемщиков присваивается некий максимальный кредитный лимит, размер которого "увязан" с имеющейся в банке статистикой невозвратов кредитов представителями этой группы и ее долевой составляющей в общем кредитном портфеле (в идеале размер лимита, умноженный на число предполагаемых невозвратов, не должен превышать доходность кредитного портфеля этой группы заемщиков).

Вторая проблема - ключевая, ее решение основано на изучении характеристик добросовестных и недобросовестных заемщиков. Так, заемщик, обладающий постоянной высокооплачиваемой работой, гораздо реже допускает просрочку по кредиту, чем заемщик, не имеющий работы. Факторами, снижающими вероятность невозврата и говорящими о приемлемой дисциплинированности заемщика, также могут быть наличие у него в собственности жилья, автомобиля, другого дорогостоящего имущества, семьи, престижного образования и т.д.

Каждая скоринговая система оценки кредитоспособности имеет в своей основе большой набор критериев заемщика с четко формализованными показателями каждого из этих критериев (машина - есть/нет, ежемесячный доход - больше/меньше 1 тыс. долл.). Каждому критерию и входящему в него набору возможных оценок присваивается определенная сумма баллов, находящаяся в некотором числовом диапазоне.

Применяются также весовые коэффициенты, при помощи которых полученную оценку взвешивают (умножают) с целью регулирования каждой оценки на конечный результат. Эти коэффициенты должны учитывать важность каждого оцениваемого фактора с точки зрения конечного результата - погашения кредита с процентами. Так, можно условиться, что наличие постоянного дохода обеспечивает 60% вероятности возврата, высшего образования - 10%, семьи - 15%, дорогостоящего имущества - 25%.

По результатам полученной обработки данных о заемщике с использованием системы оценок и весовых коэффициентов выводится своеобразный кредитный рейтинг заемщика (например, от 1 до 100 условных пунктов). При этом шкала рейтинга делится на несколько диапазонов, каждому из которых присваивается максимально возможный размер кредита (кредитный лимит). Частный случай такого лимита - нулевой, что будет означать запрет на выдачу кредита.

Применяемые тем или иным банком весовые коэффициенты - наиболее охраняемая и трудоемкая часть скоринговой системы, что объясняется спецификой выведения этих коэффициентов. Дело в том, что их нельзя устанавливать экспертным путем, конкретные значения коэффициентов выводятся из анализа большого объема данных о множестве кредитов, выданных в течение длительного времени, причем характеристики кредитов и условия работы в отрасли должны быть сходны с той средой, где предполагается использовать скоринговую систему. Последнее означает, что статистика возвратности кредитов, выданных представителям среднего класса, например, в Швейцарии, не подойдет при разработке скоринговой системы для оценки кредитоспособности населения в сельской местности РФ или представителей маргинальной части афроамериканцев в США.

Рассмотрим современные примеры наборов исходной информации для скоринговых систем и кредитных продуктов, при продажах которых применяются такие системы. Имеется в виду не сравнение кредитных продуктов разных банков, а прослеживание тенденции возрастания информационных потребностей скоринговой системы при смягчении условий кредитования.

Сбербанк занимает 2-е место по объему выданных потребительских кредитов в РФ (Таблица 2.1). Потенциальный заемщик банка должен заполнить анкету, в которой необходимо сообщить следующие данные для скоринговой программы: персональные данные: Ф.И.О., пол, гражданство; паспортные данные: номер, серия, кем, когда и где выдан; ИНН; адрес фактического проживания/регистрации по месту жительства; семейное положение (женат/холост, гражданский брак, развод, вдовец); наличие/число детей; образование: неполное среднее, среднее/специальное, неполное, высшее, два и более высших, ученая степень; данные о доходе: сумма в месяц после налогообложения (без документального подтверждения); данные о приобретаемом товаре (то есть о залоге): наименование, марка, модель, стоимость; данные об имеющемся имуществе: недвижимость (коттедж, квартира в многоквартирном доме, земельный участок со строением/без строения, гараж), автомобиль (иномарка/отечественный, год выпуска); имеющиеся денежные обязательства: непогашенные кредиты, поручительства, овердрафты, кредитные карты, кредиты, взятые родственниками, алименты (сумма, валюта, остаток задолженности, сроки погашения); данные о месте работы: название организации, месторасположение и адрес, контактный телефон, Ф. И.О. руководителя организации, форма собственности, участие государства или иностранного капитала, подразделение работы, отраслевая принадлежность, род деятельности организации, занимаемая должность; время работы в организации и выбранном направлении деятельности; участие в предлагаемой банком программе страхования: да/нет (фактически еще одно обстоятельство, способное увеличить эффективную ставку кредита).

Таблица 2.1

Характеристика базовых условий потребительского кредита (исходные данные)

Цели Покупка в торговых сетях в кредит товаров длительного пользования, в том числе бытовой техники
Сумма До нескольких тысяч долларов (в рублях по курсу пересчета), максимальный кредитный лимит банк не декларирует
Срок От 6 месяцев до 3 лет
Валюта Рубли РФ
Обеспечение Формальное (залог приобретаемого товара)
Первый взнос От 20% стоимости товара
Погашение Равными ежемесячными аннуитетными платежами
Ставка декларируемая Прямо не декларируется
Комиссии За расчетно-кассовое обслуживание (ежемесячно,% от суммы кредита), за погашение кредита через кассы банка, штрафы за досрочное погашение
Ставка эффективная Не декларируется, расчет максимально затруднен, зависит от сроков и способов погашения кредита, составляет от 33,9% годовых в рублях
Время рассмотрения заявки 30 мин.

Таблица 2.2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.