Реферат: Эколого-экономические проблемы организаций
Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и
научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т.д.
Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты раз личных уровней.
В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжи-ниринг, представляющий собой процесс, направленный на перестройку деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предпр- иятия. В экономической литературе по реинжинирингу выделяют два вида деятельности:
1) Кризисный реинжиниринг;
2) Реинжиниринг развития;
По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации, дела идут плохо и необходимы решительные меры воздействия на основные моменты деятельности. Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами. Для большинства российских предприятий эффективным может быть только кризисный реинжиниринг.
II. Направления и методы реализации инновационной политики в России.
Важным документом, определяющим развитие предприятий, отраслей и экономики России в целом, является «Концепция инновационной политики в РФ на 1998-2000 годы», в которой дается анализ состояния инновационной деятельности, сформулированы направления,методы и условия инновационной политики. Такая политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика российского государства предусматривает следующие направления :
1) разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
2) создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития пр-оизводства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
3) развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационн- ого обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно -технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему под- готовки и переподготовки кадров;
4) развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
5) совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ для последующего участия государства в финансировании инноваций и повышения привлекательности проектов и программ для частных инвесторов;
6) реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
7) выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
8) использование технологий двойного назначения для производства как вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения;
9) совершенствование системы возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе;
Главными методами реализации государственной инновационной политики в России могут быть:
формирование институциональных и законодательных условий для положительных из -менений в инновационной сфере;
государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в
наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;
внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формиро- вания совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наук-оемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной
инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и «ноу-хау» для освоения производства новейшей продукции;
объединение усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направлен- ных на организацию взаимодействия со странами – членами ЕЭС, СНГ, другими государства- ми;
развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных проектов и программ, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
III. Инновационные процессы: тенденции и проблемы.
Интерес к исследованию современных инновационных процессов в экономике диктуется значением технологического развития как фактора конкурентоспособности компаний и стран. Стало очевидным, что эффективность использования научно-технических дос-
тижений.
определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом оп- ределенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финан- совых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами. Формирование инновационной политики потребовало создания адекватной ин формационной базы, и ответом на это явилась разработка принципиально нового направле- ния национальной статистики инноваций, призванной отразить процессы создания, внедре- ния и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг и тех- нологических процессов.
Логика статистических обследований российских инноваций, используемый понятийный аппарат строились таким образом, чтобы обеспечить адекватное отражение специфики экономики страны и особенностей организации отечественной статистики, достигая при этом максимального соответствия стандартизированным рекомендациям ведущих международных организаций ОЭСР и Евростата. К технологическим инновациям относится конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной, если она внедрена в производстве или на рынке.
Пуск производства и предпроизводственные
разработки, включая модификации
продукта и технологического
процесса, переподготовку персонала для применения
новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается
дальнейшая доработка конструкции; маркетинг новых продуктов; приобретение
невещественных (прав на патенты, лицензий, ноу-хау и т.п.) и овеществленных
(в виде машин и оборудования) технологий.
Таким образом, технологические инновации в ныне принятом в российской статистике толковании объединяют как радикальные нововведения, т.е. принципиально новые продукты и технологии, так и менее значимые с точки зрения новизны изменения в продуктах и производственных процессах, ведущие, например, к снижению себестоимости, повышению качества продукции.
Инновационная активность предприятий.
Анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет отмети- ть стойкие негативные последствия кризисных явлений в экономике, повлекших за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60-70% в 80-е гг. XX в. до 20% в начале 90-х и, наконец, до 5-6% во второй половине 90-х гг. В тоже время наблюдаемое в настоящее время оживление отечественного производства дает импульс росту инновационной активности в промышленности. Впервые за десятилетний период ее уровень начал подниматься в 1998 г., а в 2000г г. составил 9,6% (табл.1)
Таблица 1. Уровень инновационной активности промышленных предприятий по видам экономической деятельности.
Инновационная стратегия.
Нынешние ориентиры инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурен- тоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия в большей мере склонны к диверсификации производства, внедрению импор- тозаменяющей продукции в целях быстрого удовлетворения внутреннего спроса, именно этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества про- дукции(47%), создание новых рынков сбыта в России(43,5%) и сохранение традиционных рынков(33%). Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций, а именно обеспечение такого уровня конкурентоспособности отечествен -ной продукции, который позволял бы завоевывать новые внешние рынки сбыта.
Затраты на инновации.
Затраты на инновации в промышленности составляют незначительную величину, явно не- соизмеримую с реальными потребностями отечественной экономики в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции. В 1999 г. их величина достигала 24,5 млрд., что в сопоставимых ценах на 16 % превышает уровень 1995 г. и на 8% - показатели 1998г.
Структура затрат по видам инновационной деятельности довольно архаична (табл. 2 )
Таблица 2. Структура затрат на технологические инновации в промышленности по видам инновационной деятельности.
В структуре затрат на технологические инновации наблюдаются резкие диспропорции
между отдельными видами инновационной деятельности. Здесь явно доминируют затра- ты, связанные с внедрением нововведений, достигающие почти 60% общих инновацион- ных затрат и включающие производственное проектирование, технологическую подготов- ку производства, а также приобретение необходимых машин и оборудования. В то же вре- мя едва ли достаточными можно считать затраты на приобретение патентных лицензий (0,4%), обучение и подготовку персонала(0,4%), маркетинговые исследования(0,5%).
Рассмотренные особенности количественных и качественных характеристик инновацион- ных затрат обусловлены главным образом сложившимися условиями финансирования ин- новаций. Основным источником финансирования затрат на инновации остаются собствен-
ные средства предприятий(84,5%).Государственная поддержка инновационной деятельнос- ти, включая доли федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюд -жетов, ограничивалась в 1999 г. лишь 2,9%, что почти в 1,5 раза ниже объема 1995 г. (табл.3 )
Таблица 3. Структура затрат на технологические инновации в промышленности по источникам финансирования, (в %).
1995 г. | 1999 г. | |
Всего | 100,0 | 100,0 |
Собственные средства предприятий | 87,0 87,0 | 84,5 |
Федеральный бюджет | 2,2 2,2 | 2,6 |
Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты | 2,0 | 0,3 |
Внебюджетные фонды | 3,8 3,8 | 3,3 |
Иностранные инвестиции | 5,0 | 7,0 |
Прочие | - | 2,2 |
Результаты инновационной деятельности.
Для инновационной деятельности в российской промышленности характерна низкая отда- ча. Это подтверждается, прежде всего, долей инновационной продукции в общем объеме
промышленной продукции. В основе низкой результативности инноваций лежит комплекс факторов. Неустойчивая экономическая ситуация в стране затрудняет достоверную оценку спроса на инновационную продукцию даже на краткосрочную перспективу. Порой необхо- димость в подобной продукции может отпасть еще до ее появления на рынке. В совокуп- ности с недостаточным опытом маркетинговых исследований названные факторы служат серьезным препятствием на пути продвижения новых продуктов к потребителю на внутре-ннем рынке, а низкий уровень конкурентоспособности инновационной продукции и услуг затрудняет их продвижение на внешние рынки.
Подводя итоги сказанному, можно констатировать тот факт, что современное развитие ин- новационных процессов во всех отраслях экономики страны находится пока на очень низ- ком уровне.
Об этом свидетельствуют невысокие показатели уровня инновационной активности, объе- мов затрат на технологические инновации и их результативность, недостаточное использо- вание научного потенциала страны, неразвитость инновационной инфраструктуры. Очевидным является то, что самостоятельность и инициатива предприятий в продвижении инноваций имеет первостепенное значение. В то же время, учитывая жесткий характер про- водимых экономических реформ, наблюдаемое сегодня равнодушие законодательной и ис-
полнительной власти к протекающим инновационным процессам представляется недопус-
тимым.Необходимо обеспечить, прежде всего, более существенную поддержку государства,
а также принятие законов, обеспечивающих реальные гарантии и стимулы для отечественн-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8