Реферат: Эколого-экономические проблемы организаций
Техническое перевооружение является на данный момент неотъемлемым в условиях сов-
ременной НТР, поскольку прежде всего это перевооружение позволяет производству опера- тивно реагировать на ее последние достижения, позволяет постоянно и своевременно модернизировать производство, распространять на все предприятия передовую технологию, более эффективно использовать все ресурсы производства. К техническому перевооружени- ю действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-э- кономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения пере-
довой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, замены устарев-
шего оборудования более производительным и новым, а также совершенствование общеза- водского хозяйства и вспомогательных служб.
2. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.
В практике экономической оценки инвестиционных проектов наибольшее распространение получили расчеты показателей чистой текущей стоимости(ЧТС), внутренней нормы при- были(ВНП), индекса доходности(Ри) и срока окупаемости, определяемого с учетом времени получения доходов(ОКи). Общая черта – все они строятся на основе дисконтирования пото- ка валовых доходов и инвестиционных расходов. Их расчет непрерывно требует представле-
ния долгосрочного инвестиционного проекта как временной модели. Ее характеризуют три момента:
1. Процесс реализации проекта разбирается на этапы( обычно: строительство, освоение, период нормальной эксплуатации), ряд которых однозначно сопровождает сложение средств, тогда как другие – процесс отдачи.
2. Процесс реализации проекта разбирается на этапы( обычно: строительство, освоение, период нормальной эксплуатации), ряд которых однозначно сопровождает сложение средств, тогда как другие – процесс отдачи.
3. Каждый этап (интервал планирования) характеризуется определенным уровнем рас-
ходов и доходов как результатов воздействия прогнозируемых специалистом – разра-
ботчиком условий и факторов. При всей неравномерности и неупорядоченности ин-
вестиционных расходов и поступающих доходов именно их распределение во време-
ни играет решающую роль.
4. Экономическую характеристику модели определяет соотношение суммарного чисто-
го дохода проекта с полными инвестиционными расходами.
Суммарный чистый доход(ЧД) проекта является непосредственным объектом анализа в определении экономической эффективности инвестиций. Он формируется за счет прибыли (П) и амортизационных отчислений(А), минус инвестиционные затраты (ИЗ) и налоговые выплаты(Н):
ЧД = П + А - ИЗ - Н = ВД – К,
где ВД – валовой доход как финансовый результат хозяйственной деятельности, включаю-
щий в себя и средства, предназначенные на возмещение первоначальных инвестиций в пос-
тоянные активы (П/А); К – инвестиционные расходы, включающие в себя также налоговые платежи, необходимость уплаты которых увеличивает требования к возмещению (ИЗ + Н).
Чистый доход проекта, таким образом, представляет собой сумму, в пределах которой мо-
гут осуществляться платежи за привлеченные источники финансирования ( как собствен-
ные, так и заемные) без ущерба для основного капитала проекта. Если сумма чистых дохо- дов за весь период жизни проекта окажется отрицательной, то это будет свидетельствовать о его несостоятельности.
Чтобы более адекватно оценить проект с точки зрения эффективности использования распределенных во времени инвестиций, необходимо осуществить приведение суммарного чистого дохода. Пересчет распределенных во времени чистых доходов на момент времени, каковым принято считать момент начала инвестиций, осуществляется с помощью коэффи- циента приведения ( Кпр). Его значения рассчитываются для каждого интервала планиро- вания при заданной ставке сравнения ( Сср) с использованием формулы сложных процен- тов:
1
Кпр = ------------------,
( 1 + Сср)
где t – порядковый номер интервала планирования.
После того как значения чистых доходов за каждый интервал планирования будут умно- жены на соответствующие коэффициенты приведения, подсчитывается их сумма. Получен- ная величина и есть показатель чистой текущей стоимости проекта(ЧТС).
Эффективность и проблемы в использовании капитальных вложений.
Эффективность капитальных вложений в России в настоящее время остается предельно низкой. При этом увеличивается технологическая отсталость ведущих отраслей экономики, намеченное прогнозами и директивными документами обновление производственных фон-
дов, преобразование созданного промышленного потенциала осуществляется с большим от-
ставанием. Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, топливная промышленность, торговля и общественное пита-
ние , коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В целом на эти сферы хозяйствен- ной деятельности, которые являются наиболее инвестируемыми из-за рубежа приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. дол.)
Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии фи-
нансового спектра экономики и топливных отраслей: накопленного иностранного капитала.
Это закрепляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном счете негативно сказывается на экономическом росте.
Случившийся в августе 1998 г. обширный финансовый, денежно – кредитный кризис, об -вал банковской системы, угроза государственного дефолта еще раз доказали непоследовате- льность и непродуктивность правительственной финансовой и инвестиционной стратегий,
ориентированных больше на строительство « финансовых пирамид», чем на реальный сек –тор экономики.
Анализ ситуации, сложившейся в инвестиционной сфере, приводит к выводу о необходи-мости принятия решительных мер для ее изменения. Как уже показал опыт, в современных условиях перейти на новый технический и технологический уровень без помощи государст- ва ни одно, даже самое мощное предприятие не сможет. Успех возможен только при консо-лидации жестких административных мер на государственном уровне и развитии конкурен-ции среди производителей. Также следует применять действенный механизм государствен- ного воздействия для выполнения инвестиционных программ. Так, система налогов и льгот должна обеспечивать ограничение излишнего инвестиционного спроса, заинтересованность в сокращении продолжительности строительства и освоении введенных мощностей и объек- тов, ликвидации сверхнормативных объемов незавершенного строительства и запасов обо-рудования. Нужна также простая и ясная система оценки технического уровня и качества технико-экономического обоснования самих проектов.
Глава 3. Экономические методы и принципы решения экологических проблем.
1.Основные функции и принципы экологической политики.
Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления.
Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики.
Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм.
Руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ.
Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов.
Экологический контроль - деятельность по установлению соответствия и несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства.
Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью сознательного изменения культуры потребления.
Приводя пример многопланового подхода к проблеме экологии, можно рассмотреть политику сокращения выбросов в США. Главными инструментами этой политики явля- ются налог на использование энергии, налог на первоначальное приобретение оборудо- вания и зданий, стандарты производственных процессов, информация и маркетинг для потребителей. Ученые экологи сходятся во мнении, что ключ к сокращению выбросов заключается именно в совместном применении административных и рыночных методов. Налогообложение приведет к росту цен на энергию и к сокращению энергопотребления. Регулирование в форме стандартов может быть использовано для вытеснения с рынка наименее эффективного оборудования. Стимулирование и информационные программы могут быть использованы для усиления конкуренции товарами, произведенными при превышении стандартов. Кроме того, информационные программы обеспечат покупате- лей зданий и энергопотребляющего оборудования информацией, необходимой для при- нятия решения с учетом ценовых сигналов налогообложения. Финансируемые прави- тельством программы исследования и развития необходимы для поддержки нововведе- ний в промышленности в форме помощи в капиталоемких и рискованных инвестициях.
Далее, я хотела бы перечислить основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах.
Принцип стоимости упущенных возможностей.
Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий . Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.
Принцип “загрязнитель платит”.
В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей”.
В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и ста- ли), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и дру- гими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, исполь- зовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного пра- ва, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необхо- димым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соот- ветствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблю -дение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких по- казателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями.”
Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:
- загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;
- загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.
Следует отметить, однако, что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.
Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответстве-нным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возник- новению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с нес- колькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причина- ми (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с адми- нистративной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.
Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут пре- пятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".
В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, за-крытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против приме- нения данного принципа.
Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической по- литики по-разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.
Принцип долгосрочной перспективы.
Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассма-триваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и ли- шь по прошествии его может выявиться полный ущерб.
Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления антиполлюционного капитала (например, строительство водоочист- ных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение Фирм требуют одного - двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8