скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эколого-экономические проблемы организаций

Первый опыт введения платежей был опробован в экспериментальном порядке в несколь- ких регионах страны, в том числе в Приморском крае. Решением № 210 Приморского кра- евого Совета народных депутатов “О проведении экономического эксперимента по совер- шенствованию хозяйственного механизма природопользования в Приморском крае” (от 15.06.90 г.) были определены нормативы платы за утвержденные лимиты выбросов загряз- няющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты. Однако сумма платежей за пр-евышение лимитов выбросов не превышала 7% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Интересен в данном документе механизм компенсации платежей. В нем ука- зано, что “плата предприятий за указанные (утвержденные лимиты) выбросы производит-  ся за счет уменьшения отчислений в государственный бюджет при условии обязательного уменьшения на ту же сумму бюджетных ассигнований, выделяемых краевому Совету на- родных депутатов на осуществление природоохранных мероприятий, предусмотренных планом. При этом указанные суммы бюджетных ассигнований должны направляться на возмещение изымаемых платежей в бюджет”. Таким образом, весь эксперимент сводился к частичному возмещению ущерба, наносимого окружающей среде сверхлимитными выб- росами загрязняющих веществ.

В качестве недостатка следует отметить и то, что эксперимент не предусматривал устранения противоречий между экономическими интересами предприятий и задачами охраны среды.

Аналогичные недоработки свойственны и Постановлению Совета Министров РСФСР “Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения” (от 9.01.91 г.). Достоинством этого документа являлось дифференцированное установление нормативов плат за выбросы каждого загрязняющего вещества, хотя при этом не было предусмотрено возмещение ущерба от возможного многократного усиления отрицательных воздействий в результате самопроизвольных соединений химических веществ в природной среде.

Таким образом на этом этапе ещё не была в достаточной степени разработана система экономических регуляторов, и поэтому отход от административно-командных мер губительно сказался на экологической ситуации. Кроме того обострились конфликты между центральными, республиканскими и местными органами управления. В 1990 году был сорван ввод в действие природоохранных объектов, включенных в государственный заказ. Из 296 таких сооружений и установок были введены лишь 78. Выход из состава Союза ряда республик незамедлительно привел к разрыву налаженных экономических связей, что в свою очередь пагубно отразилось на экологической обстановке.

В настоящее время граждане стран бывшего социалистического лагеря располагают гораздо большими демократическими правами и свободами, чем они имели в период тоталитарного режима. Однако эффективной системы реализации этих прав создать пока не удалось. Главные причины этого - несовершенство законодательств, недостаток разработанных процедур по участию общественности в процессе принятия решений и отсутствие демократических традиций в обществе. Так, в Российском законодательстве до сих пор не решен вопрос о сроках предоставления информации, доступе к первичной и аналитической информации, платности или бесплатности предоставления экологических данных. Нет процедуры сотрудничества между общественностью и государственными органами, владеющими экологической информацией и принимающими экологически значимые решения. Хотя граждане России имеют право предъявлять государственным органам свои замечания и предложения к проектам, однако должностные лица не обязаны их учитывать и обосновывать свой отказ. 

Еще одна проблема, стоящая перед странами с переходной экономикой - финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды. В 70-80 годы существовало бюджетное финансирование охраны природы, которое давало хоть небольшие, но стабильные средства на эти цели. В настоящее время традиционные бюджетные источники резко сократились. В связи с этим обострилась проблема поиска новых финансовых ресурсов. В странах с развитой рыночной экономикой финансирование аналогичных расходов основывается на принципе «загрязнитель платит». Государственные расходы, связанные с оказанием коллективных экологических услуг (например, снабжение чистой водой), финансируются за счет сборов и налогов с пользователей.

В период перехода к рыночной экономике существует много факторов, ограничивающих осуществление этого принципа и затрудняющих создание эффективной системы финансирования природоохранной деятельности. Государству приходится сталкиваться с проблемой сокращения бюджетов и отсутствием внутренних долгосрочных и недорогих кредитов. Заниженные цены на энергетические и природные ресурсы также представляют собой серьезное препятствие для долгосрочных капиталовложений в природоохранную деятельность. Неопределенность национальной природоохранной политики нередко подрывает жизнеспособность будущих капиталовложений и расходов. Местные власти редко могут влиять в распределение выделяемых центральным правительством фондов, но при этом не могут ожидать от потребителей оплаты в полной мере услуг таких муниципальных служб, как водоснабжение. На уровне предприятия многие объекты, вызывающие значительное загрязнение, не в состоянии финансировать капиталовложения в природоохранную деятельность.

С учетом ограниченных ресурсов государственных бюджетов были созданы фонды охраны природы, экологические фонды и другие механизмы, которые аккумулируют налоги и штрафы за загрязнение. Однако низкие налоги за загрязнение, а также нестрогое соблюдение установленных норм и высокий уровень инфляции уменьшает объем поступлений.

В природе и её экологических системах не существует административно-государственных границ, в связи с этим, стратегия устойчивого развития должна реализовываться в общепланетарном масштабе, а не только на уровне государств и регионов. Вследствие этого одной из задач мирового сообщества может стать предоставление финансовой поддержки тем странам и регионам, в которых сложилась наиболее тревожная экологическая ситуация, а также тем, чей природно-ресурсный потенциал имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости экосистемы всей планеты.

Не смотря на наличие рядя объективных и субъективных препятствий при решении насущных проблем сдвиги.

В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”. С его принятием начался новый период в формировании механизма природопользования, который характеризуется как этап преимущественного применения экономических, включая рыночные, методов. Принятие закона способствовало формиро- ванию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безо- пасности на территории страны. Хозяйственная, управленческая и иная деятельность, ока- зывающая отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, обя-зывалась руководствоваться следующими основными  принципами:

   - приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных эколо- гических условий для жизни, труда и отдыха населения;

   - научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов обще-ства, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

   - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, поте- нциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводст ва природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей при- родной среды и здоровья человека;

   - соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

   - гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями в решении при- родоохранительных задач;

   - международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены есте-ственные экологические системы , озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхност- ные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.  Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здо- ровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Раздел III Закона определил экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформу -лировал перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:

   - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

   - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загряз -няющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

   - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ре- сурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

   - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам нало- говых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

   - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной сре- де и здоровью человека.

На государственные природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, опре -делению их социально-экономических оценок, ведению государственного земельного, вод- ного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраня- емых природных территорий и объектов.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользова- ния осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Кроме того, в законодательном порядке предусматривается международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, предполагающее обеспечение свободного и беспре- пятственного обмена научно-технической и экологической информацией, оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях, установления контроля за состоянием и измене- ниями окружающей среды и природных ресурсов на глобальном уровне.

     Для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы.

Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации.

Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы, действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регу-лирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения.

В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об охране окружающей природной среды” за экологические правонарушения предприятия, учреждения, организации несут административную и гражданско-правовую ответственность, а должностные лица и гра ждане - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материаль- ную ответственность.

Ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом об административных право нарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

                Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания на должностное лицо, работника или руководителя предприятия.

               Административная ответственность.

Виды экологических правонарушений, за которые наступает административная ответствен- ность перечислены в Кодексе об административных нарушениях РФ. В отличие от дисци- плинарной административная налагается не администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и должностными лицами. Из  всех видов административных санкций за экологические правонарушения применяются: предупреждение, штраф, конфис- кация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом адми- нистративного правонарушения. Чаще всего применяется штраф.

         Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение вреда, причиненно- го экономическим правонарушением , и наступает в соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ.

     Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность наступает исключительно на основании Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные в главу 26  “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления, по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья предусматривает самое суровое из всех наказаний за экологические преступления - 8 лет лишения свободы.

        Существующие в Российской Федерации меры ответственности за экологические пра-вонарушения, в целом, могут оказаться достаточно эффективными. Однако, привлечение виновных к ответственности - огромная работа, находящаяся в зачаточном состоянии. Боюсь, что до осознания неотвратимости наказания за экологические правонарушения на- шему обществу идти еще долго.


                                         Заключение.

   Подводя итоги вышеизложенному могу отметить, что проблема окружающей среды будет оставаться серьезной проблемой до тех пор, пока

меры по охране окружающей среды не будут достаточно жесткими, то есть если предприятия не будут строить очистные сооружения государство долж- но будет взимать штрафы, и эти штрафы должны быть довольно-таки солид-

ными, в противном случае предприятиям будет проще заплатить штраф, не-жели проводить природоохранные мероприятия. Противоречивым является еще и то, что проблема загрязнения окружающей среды не может решиться из-за нехватки средств, т. е. с одной стороны нужно штрафовать предприяти- я, а с другой финансировать в плане природоохранных проектов. Вообще нельзя однозначно и категорично рассматривать эту проблему, поскольку экономическая и экологическая ситуация в России особенная, так как пере- ходная экономика ничего другого и не несет в себе, кроме как множество вопросов и даже ответов, только следом встает другой традиционный русск- ий вопрос « где взять деньги?»,таким образом нужно разрабатывать свою собственную стратегию решения этих проблем. Россия постоянно так или иначе ориентировалась на запад, но западный образец нам не подходит, не только из отличительных особенностей российской переходной экономики, не учитывается самое основное при рассмотрении проблем, западные страны практически все развитые и для них не является существенной проблемой проводить дорогостоящую экологическую политику. Я лично думаю, что эта проблема решится в ближайшие 10-15 лет, не раньше, потому что за послед- ний год в нашей экономике наблюдается экономический рост и наращивание объемов производства, но это только начало, зарождение стабилизации и се- йчас нужно  в ущерб окружающей среде пока оставить эту проблему и реша- ть ее постепенно, другого выхода я не вижу, зачем говорить о катастрофи-ческой экологической обстановке, упрекать кого-то в этом, обвинять, гово-

рить легко, но делать - совсем другое. Поэтому я считаю, что не стоит делать резких движений, но и забывать о этой проблеме не нужно.   

 

Список литературы.

1.         «Экономика предприятия» под ред. В.Я. Горфинкеля, Москва 2000г.

2.         «Экономика предприятия» под ред. Н.А. Сафронова, Москва 2000г.

3.         «Экономика предприятия и отрасли промышленности» Ростов на Дону 1999г.

4.         «Экономика предприятия» под ред. В.П. Грузинова, Москва 1999г.

5.         «Экономика предприятия» под ред. О.И Волкова, Москва 1997г.

6.         Журнал «Вопросы экономики» №6 1998 г. с. 122-133.

7.         Журнал «Вопросы экономики» №7 2001 г. с. 47-58.

8.         Журнал « Экономист» №2 2002 г. с. 50-60.

9.         Журнал « Общество и экономика» № 1 2001 г. с. 181-193.

10.       Журнал «Финансы» №1 2001 г. с. 19-22.

11.       «Экология» учебник под.ред Т.А. Акимовой, В.В. Хаскина.    М.:ЮНИТИ-Дана,2000 г. 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.