скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эколого-экономические проблемы организаций

Сейчас же мы  порой  наблюдаем  обратные  явления,  старые свалки  служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения, будущего ущерба.

 

Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика  должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения  и сокращения загрязнения,  между самими загрязняющими веществами.

В качестве  отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в  начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов,  загрязненных опасными веществами.

 Принцип “пользователь платит”.

Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

2.Экономические методы охраны окружающей среды.

a.    Экологические стандарты.

Размышляя об экологии, нельзя не сказать об экологических стандартах. Грань, отделяющая сегодняшнее состояния нашей планеты от экологической катастрофы настолько тонка, что речь надо вести не об “экологии вообще”, а о размерах отклонений экологических характеристик нашей среды обитания от значений минимально необходимых для жизнедеятельности обитателей планеты. Сегодня эти значения возведены в ранг обязательных экологических стандартов.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий,  которые не должны  превышаться  в  данной среде или ее компонентах.  Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха  и о качестве вод.  В соответствии с Законом 1970 г. о чистом воздухе стандарты вводятся на уровне штатов в планах мероприятий по соблюдению национальных стандартов качества воздуха (НСКВ) и распространяются на действующие и  новые  источи загрязнения воздуха. В поправках 1977 г.  к этому закону НСКВ подразделяются на первичные  и  вторичные. Первичные  устанавливают  предельно допустимые количества  (ПДК) химических веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья населения,  вторичные вводят предельно допустимые уровни загрязнения (ПДУ),  достаточные для охраны природной среды и "общественного благосостояния" от реальных  и  потенциальных  последствий загрязнения . Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы, но не соблюдались в силу отсутствия соответствующих законодательных механизмов. Из стран Западной Европы  в последние несколько лет они были введены в Германии и Дании. Традиционными стандартами  качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод,  шума и вибрации, неприятных запахов.

Товарные стандарты - стандарты на продукцию,  обычно общенациональные, которыми могут определяться:

- предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных  воздействий  в  составе продукта;

- свойства и характеристики конструкции товара;

- способы использования.

Товарные стандарты  используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

Технологические стандарты представляют собой  спецификации экологического  характера  для  средств техники,  оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

  Промышленные круги во многих странах недовольным тем, что строгие экономические законы и регулирующие нормы ставят их в неблагоприятное положение в конкуренции с иностранными Фирмами, которые сталкиваются с более мягким регулированием. Такой аргумент приводится и в отношении экологических налогов и платежей.

Заявления эти, однако, отнюдь не полностью соответствуют действительности. Долгосрочная выгода часто перевешивает краткосрочный недостаток конкурентоспособности.

Оригинальная практика  сложилась  в Японии,  где механизмы управления ориентированы на разработку в первую  очередь  стандартов здоровья,  дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Экологические стандарты  вырабатываются  в  процессе так называемых публичных переговоров между промышленными  Фирмами  и  местными  органами власти . В Финляндии также нет единообразной системы экологических стандартов выбросов.  Вместо  этого  каждая  область имеет  право  вести переговоры со строителями и достичь договоренности  о  приемлемых  экологических  нагрузках.

Существует еще  один вид стандартов - стандарты "межрегиональной диффузии",  которые определяют объем  загрязняющих  веществ, выносимых за пределы региона на определенный промежуток времени.

Фирмы в Японии, Германии, Швеции  и других странах уже реагируют на повышение цен на энергию, на существующие экологические нормы и их будущее ужесточение более эффективными производственными процессами и более экологически чистой продукцией.

b.    Контроль за состоянием окружающей среды.

Для обеспечения объективной информацией процессов создания, реализации и оценки экологической политики необходима система экологического мониторинга. Более того, в некоторых странах, например в Японии, в каждом регулирующем законе содержится требование к административным органам осуществлять постоянный надзор загрязнения.

Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:

1) Оценка стратегии с целью проверки возможности возникновения нежелательных последствий в перспективе.

2) Деятельность по уменьшению загрязнения окружающей среды, например:

- краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;

- мониторинг соблюдения стандартов выбросов и качества окружающей среды;

- мониторинг при комплексной оценке экологического воздействия.

3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.

Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

Частные агентства и Фирмы также вовлечены во многих случаях в схемы мониторинга. Происходит это в основном как часть принципа "загрязнитель платит. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и объема выброса загрязнителя.   Поэтому   фирмы   занимаются   мониторингом своих собственных выбросов в целях оценки соблюдения ими разрешений или лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в окрестностях данного объекта.

c.    Экономическое регулирование охраны  окружающей среды.

Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в

на стоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление админи- стративного регулирования экономики. Экономические методы  однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учи-тывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же созна- тельно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная осо- бенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность эконо- мических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем соз- дания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отлича- ется от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономичес -кого характера.

Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимули -рующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

  -платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

  - компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

  - платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

  - дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.