Курсовая работа: Разработка лабораторно-практических работ по технологии
В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.[17]
Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.
Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.
1.7. Выводы по главе 1
В первой главе данной курсовой работы были проанализированы теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как основополагающей составной части технологического практикума. Выявлена методика организации лабораторно-практических работ на примере программы учебной педагогической практики по методике преподавания технологии. Широко показана
структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ по технологическому практикуму. Раскрыты и обработаны основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму с применением технолого-педагогических подходов к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ, а также приведены данные о возрастных особенностях студентов.
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы».
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»
Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.
Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основной принцип реализации учебно-методического комплекса – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.
Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Лабораторно-практические занятия – один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.
Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:
- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;
- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;
- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ |
1 | 2 | 3 |
Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии | ||
1 | Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах. | |
2 | Изучение и анализ методической и учебной литературы. | |
3 | Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских. | |
4 | Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана. | |
5 | Определение учебно-воспитательных задач и целей урока. | |
6 | Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. | |
7 | Выбор оптимальных методов проведения занятий. | |
8 | Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока. | |
9 | Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий. | |
10 | Методика анализа занятий и план-конспектов. | |
Технический труд |
Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии | |
11 | Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе. | |
12 | Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии. | |
13 | Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины. | |
14 | Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву». | |
15 | Культура дома | Проведение занятий по разделу «Культура дома». |
16 | Элементы машиноведения | Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса. |
17 | Методика изучения элементов материаловедения. | |
18 | Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии. | |
19 | Строительные ремонтно-отде-лочные работы | Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы». |
20 | Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники». | |
21 | Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции). | |
22 | Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе. | |
23 | Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий. | |
24 | Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1). | |
25 | Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2). | |
26 | Обслуживающий труд | Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса. |
27 | Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса. | |
28 | Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса. | |
29 | Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов. | |
30 | Интерьер жилого дома | Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов. |
31 | Элементы материало-ведения | Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов. |
32 | Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов. | |
33 | Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов. | |
34 | Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов. | |
35 | Уход за одеждой | Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов. |
36 | Уход за ребенком | Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов. |
37 | Проектирование и изготовление рабочей одежды | Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов. |
38 | Технология обработки ткани | Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов. |
39 | Разработка и проведение открытого урока. |
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»
Цель и задачи практикума.
Цель практикума - привить студенту практические навыки по высокоэффективному использованию и технической эксплуатации станочного оборудования.
Задачи практикума.
1. Изучить устройство, рычаги управления, наладку и настройку металлорежущих станков общего назначения.
2. Освоить основные приемы установки и крепления инструмента и заготовки на металлорежущих станках.
3. Изучить влияние режима резания на шероховатость и квалитет при различных видах обработки.
Требования к уровню практического усвоения дисциплины.
В результате технологического практикума студент должен знать:
- технологический процесс изготовления обрабатываемой простой заготовки;
- марки используемых станков и материал обрабатываемой заготовки;
- применяемый режущий и СОЖ (СОВ);
- приемы удаления стружки с рабочего места и мастерской;
- безопасные приемы работы на закрепленных рабочих местах;
- влияние режима резания, геометрия режущего инструмента и его установка и крепление на качество обработки.
Студент должен уметь:
- проектировать технологический процесс механической обработки несложной детали;
- проводить все виды токарной обработки с использование резцедержателя и пеноля задней бабки;
- проводить все вида работ на сверлильных станках, включая разметку;
- проводить все виды работ с использованием насадных и концевых фрез;
- настроить делительную головку для простого, дифференциального деления и нарезания винтовой канавки;