Курсовая работа: Разработка лабораторно-практических работ по технологии
- проводить все работ на строгальном станке;
- читать кинематические схемы станков. Определять по ним предельные обороты и число частот вращения шпинделя.
Студент должен иметь представление о:
- работе протяжных станков;
- работе шлифовальных станков;
- станках с ЧПУ;
- станках физико-химических методов обработки.
Объем практикума – 180 час.
Вид итогового контроля – зачет.
Содержание дисциплины.
1. Конструкция и настройка токарных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
2. Конструкция фрезерных станков (с применением УДГ). Практическое освоение работ на этих станках.
3. Конструкция и настройка сверлильных и расточных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
4. Строгальные, долбежные станки. Конструкция и их настройка для выполнения возложенных работ.
5. Шлифовальные и заточные станки. Их конструкция.
Практикум на станках.
Тип металлорежущего станка | Наименование работ |
1. Токарно-винторезные станки |
5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1К62. 5.1. Практическое освоение приемов обработки конических поверхностей на этом станке. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А616. 5.1. Практическое освоение работ с использованием инструмента, устанавливаемого в пеноль задней бабки. 5.1. Изучение конструкции рычагов управления и приемов наладки станка 1И611П. 5.1. Практическое освоение приемов обработки цилиндрических внешних и внутренних поверхностей. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А62. 5.1. Практическое освоение приемов настройки станка для нарезания резьб (метрических, модульных, дюймовых). 5.1. Изучение конструкции и рычагов управления станка 1616. Сравнивая конструкцию этого станка со станком 1А616 оценить сущность модернизации станков. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1Д62. |
2. Фрезерные станки. |
5.2. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки горизонтально-фрезерного станка 6П80Г. 5.2. Практическое освоение приемов обработки горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностей, прорезание канавок. 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального горизонтально-фрезерного станка 6Н81. 5.2. Практическое освоение наладки станка и настройка УДГ для нарезания винтовых канавок и методов деления (простое, дифференциальное). 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального вертикально-фрезерного станка 6Н12. 5.2. Практическая настройка станка 6Н12 для прорезания призматических и сегментных пазов на валах. |
3. Сверлильные и расточные станки. |
5.3. Изучение конструкции, рычагов управления радиально-сверлильного станка 2В56. 5.3. Практическое выполнение работ на этом станке с разметкой в соответствии с заданием. 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления и методов настройки горизонтально-расточного станка 263. |
4. Строгальные и долбежные станки. |
5.4. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки поперечно-строгального станка 736. Выполнить работу на станке по индивидуальному заданию. 5.4. Изучение кинематической схемы долбежного станка 743. Работы, выполняемые на этом станке. |
5. Плоскошлифовальные станки. |
5.5. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки станков 371, 372. 5.5. Ознакомиться с гидрокинематической схемой горизонтально-протяжного станка 7510. |
6. Круглошлифовальные и заточные станки |
6.1. Изучение конструкции и режимов управления круглошлифовального станка 312Г. 6.2. Изучение конструкции и рычагов управления заточного станка 362и точил. |
7. Основы Технологии машиностроения |
7.1. основные понятия и определения. 7.2. выбор заготовки и припуска на обработку. 7.3. технологический процесс (маршрутная карта). 7.4. назначение режима резания при точении, сверления, шлифовании. |
Материально-техническое обеспечение практикума.
Станочное оборудование.
Наименование оборудования | Марка, обозначение | Кол-во шт. |
1. Токарно-винторезные станки |
1К62 1А62 1Д62 1И611П 1А616 1616 |
2 3 1 1 1 1 |
2. Фрезерные станки, Вертикально-фрезерный станок Горизонтально-фрезерный станок Универсальный горизонтально-фрезерный станок |
6Н12 6П80Г 6Н81 |
1 1 1 |
3. Сверлильные и расточные станки Радиально-сверлильный станок Горизонтально-расточной станок |
2В56 263 |
1 1 |
4. Поперечно-строгальный станок | 736 | 1 |
5. Плоскошлифовальный станок |
371 372 |
1 1 |
6. Универсальные делительные головки |
УДГ-120 УДГ-130 |
1 1 |
7. Заточные станки (точила) | – | 2 |
8. Круглошлифолвальные станок | 362 | 1 |
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030600 «Технология и предпринимательство».
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала (древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие) и отдельных характеристик отделочных материалов (краски, лаки, морилка и т.д.).
Лабораторная работа «Принципы композиции» предназначена для получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению оценивать предметы декоративно-прикладного искусства (и вообще художественного произведения) через определенные критерии, формирование умения высказывать учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на существующие критерии (принципы).
Среди лабораторных и лабораторно-практических работ, используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие: студенты изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании образования отмечается «недостаточность историко-научных, оценочных и экологических знаний» (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.). Поэтому разработка и внедрение в образовательную область «Технология» различных методов и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.
Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б. Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Категория «оценка» является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на четких критериях.
Перед проведением данной работы студенты должны быть знакомы с общими теоретическими вопросами – определением композиции, тремя видами композиции (фронтальная, глубинно-пространственная и объемно-пространственная), применением различных видов композиции в действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного искусства, принципами композиции (целостностью, соподчинением, соразмерностью, равновесием и единством).
Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен выбрать изделия (желательно для каждого студента) данного направления декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать студенты. Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы, чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции, украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом, сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и пропорциональные размеры изделия. При выборе изделий или заменяющих их наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило: грамотно построенные композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его можно четко оценить и выделить. Это правило поможет учителю проверить эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается неправильно или неполно.
Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид.
Лабораторная работа.
Тема: «Принципы композиции».
Задание: проанализировать представленную композицию и дать ее оценку в соответствии с принципами композиции.
Оснащение: композиционно оформленное изделие, форма для оценивания композиционного решения.
Алгоритм выполнения работы:
1) повторить принципы композиции;
2) ответить на вопросы;
3) провести оценку композиции по ее принципам и занести результаты в таблицу;
4) сделать выводы по композиционному решению.
Вопросы:
1) Что подразумевается под термином «композиция»? Дайте его определение.
2) Охарактеризуйте принципы композиции: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Насколько они выполняются в данном изделии.
3) Как вы думаете, какого принципа или условия не хватает для анализа и оценки данного композиционного решения?
Форма оценивания композиционного решения.
Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в зависимости от его выполнения: 25 баллов – отлично, 20 баллов – хорошо, 15 баллов удовлетворительно, 5 баллов – неудовлетворительно.
Принципы композиции |
Оценка студента |
Суммарная оценка студента |
Суммарная оценка преподавателя |
Разность оценок |
Целостность | ||||
Соподчинение | ||||
Соразмерность | ||||
Равновесие | ||||
единство |
Выводы:
Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях, выделяются по-разному. В данной лабораторной работе оставлены только те, которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное решение изделия. Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа композиции.[11]
Принцип целостности характеризуется следующими критериями: общее целостное представление композиции (когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать), соответствие формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.
Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны взаимоувязываться все остальные части изделия.
Соразмерность связана с пропорцией, размерами, масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей (насыщенных мест – свободному пространству, крупных форм мелким, теплых цветов – холодным и т.д.), соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. [11]
Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики. В случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие фигур, масс, цветовых и контрастных пятен.
Единство считается синтезирующим принципом композиции и в школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих принципов. К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного композиционного решения.
Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как декоративно-прикладного характера , так и произведений искусства. Более глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно, так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных учреждениях с художественного профиля.
Литература
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества студентов М. 2004 г., с. 23-38.
3. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.59-64.
4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.
5. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.
6. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003 г., с. 28-45.
7. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
8. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.119-120.