скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Драма «Гроза», предлагаемая для текстуального изучения, дает возможность поставить ряд проблем, интересных для уче­ников сегодня, проблем, которые потребуют глубокого вчитывания в тексты, раздумий. Однако девятиклассники должны уви­деть пьесу и глазами современников Островского, понять за­мысел драматурга.

Идейно-художественный замысел драматурга в этой пьесе воплощается прежде всего в образе Катерины, поэтому характер Катерины—в Центре внимания в течение всей нашей ра­боты. Именно в этом образе заключены огромные возможности воспитательного воздействия пьесы Островского.

Специального урока для работы над отрывком из статьи Н. А. Добролюбова не выделяется. На первом уроке учитель расскажет о статье в целом, затем в разных формах статья привлекается в процессе изучения всей пьесы.

Работа над драматическим произведением должна быть по­строена так, чтобы помочь ученикам восполнить в своем воо­бражении при чтении то, что делают в театре режиссер, актер, декоратор. Ученику дается возможность самому представить и, опираясь на текст пьесы, нарисовать отдельную сцену, распо­ложение действующих лиц, их поведение, обстановку. Возмож­но и широкое привлечение воспоминаний о сценическом вопло­щении пьесы. Сопоставление различных трактовок всегда про­буждает мысль и воображение ученика.

При изучении драматического произведения большое значе­ние имеет чтение по ролям, прослушивание магнитофонных за­писей и пластинок. Практически все выделенные для работы явления должны прозвучать в классе.

Пожалуй, не требует доказательств положение, что наибо­лее целесообразная последовательность изучения драматическо­го произведения—работа по действиям. Но ясно и то, что не может быть сплошного, одинакового подробного изучения тек­ста, которое в конце концов разрушает целостность впечатления. Поэтому необходим отбор явлений и выдвижение в каждом ак­те центральной проблемы. Некоторые из выдвинутых проблем могут относиться не только к данному акту, но и ко всей пьесе в целом. Постановка таких проблем в связи с определенным действием объясняется тем, что в нем они звучат особенно от­четливо. Конечно, при обсуждении их привлекается материал из других действий. Вообще следует сказать, что работа над отдельными действиями не может идти плодотворно, если уче­ники не имеют представления о пьесе в целом. Исходя из ска­занного, предлагаем такую систему уроков:

1-й урок. Островский—создатель русского национального театра.

2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся. Вступительная бе­седа к «Грозе». Споры вокруг «Грозы».

3-й урок. Обзор пьесы в целом.

4-й урок. Неизбежность конфликта. (Работа над I дейст­вием.)

5-й урок. Компромисс или бескомпромиссность? (Работа над II действием.)

6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III дей­ствием.)

7-й урок. Сила или слабость характера? Победа или пора­жение? (Работа над IV—V действиями.)

2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Гроза»

1-й урок. А. Н. Островский—создатель русского нацио­нального театра

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля­дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во­ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Трудно понять, как велико было впечатление от первых пьес Островского, если не представить, как необычны были они в ре­пертуаре той поры, состоявшем преимущественно из пустых во­девилей и переводных душещипательных мелодрам.

И сразу же после появления первых пьес Островского вспых­нули горячие споры. Выражались две противоположные точки зрения. «Воплощенная .правда», «На сцене началась новая  эра»,—говорили с восторгом одни, другие возмущались, счи­тали, что успех комедий Островского и «восторг публики» дока­зывают «совершенное падение искусства и вкуса». «Сцена про­воняла полушубком Островского», «Надеть на актеров поддев­ку и смазные сапоги—еще не значит сказать новое слово».

В 1859 году после выхода в свет двухтомного собрания со­чинений Островского появилась знаменитая статья Добролюбо­ва «Темное царство». Эта статья была поворотной и решаю­щей в оценке Островского русским обществом.

Домашнее задание к следующему уроку может быть раз­личным. В некоторых классах—сочинение на тему «Мои впе­чатления от Катерины Кабановой». В других предлагались во­просы, на которые надо было ответить письменно:

1. Кто из героев пьесы больше всех вызывает вашу симпа­тию?

2. Как вы объясняете развязку драмы?

3. Почему Остров­ский назвал свою пьесу «Гроза»?

2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся.  Урок начинается с чтения некоторых сочинений или пись­менных ответов на вопросы, выполненных дома.

В сочинениях «Ваши мысли о Катерине» большинство уча­щихся не оценивают этот характер положительно. Девятикласс­ники не могут примириться с тем, что Катерина кончает жизнь самоубийством. Они не видят в смерти Катерины моральной победы над темным царством. Их возмущает, -что Катерина покорилась Кабанихе, «раскаялась», «умирает», а Кабаниха «остается». «Все же характер у нее неустойчивый и слабый»,— заключают некоторые из них. Отрицательное отношение вызы­вают у школьников и религиозность Катерины и ее экзальти­рованность. Многие обвиняют Катерину в том, что «она изме­нила мужу, который был неплохим человеком», некоторые срав­нивают Катерину с Татьяной Лариной, считая героиню Остров­ского гораздо ниже в моральном отношении». В сцене с Бори­сом Катерина кажется неестественной и даже «ломакой». Резко отрицательное отношение вызывают последние монологи. Очень немногие отмечают поэтичность Катерины. И совсем мало гово­рят о красоте героини, внешней и внутренней.

Основной причиной неправильного понимания характера Ка­терины при самостоятельном чтении, а отсюда и неверной оцен­ки ее является психологическая сложность образа; ее характер кажется ученикам противоречивым, ее переживания, внутрен­ний конфликт им глубоко чужды. Кроме того, в возрасте 15— 16 лет подростки очень прямолинейно определяют понятие «положительный герой». Мешает верному пониманию характера Катерины и недостаточность у учащихся исторических пред­ставлений; знания их об эпохе поверхностны, схематичны.

Все это учитывается в процессе работы над пьесой.

Прослушав несколько сочинений или же письменных отве­тов на вопросы, словесник не стремится на данном этапе обо­стрить точки зрения и вызвать спор. Начинается беседа о ха­рактерных чертах эпохи, в которую создавалась «Гроза», о раз­межевании русского общества, о проблемах, волновавших его в то время. При этом выделяются два вопроса: о русском на­циональном характере и об эмансипации женщин.

Затем идет речь об истории создания «Грозы», о статье Добролюбова «Темное царство».

Заканчивает свой рассказ учитель примерно так:

«После спектакля появились рецензии. Как вы думаете, по каким линиям шли рецензии?»

Ученик. Оценка либералов и оценка революционных де­мократов.

Учительница. Все эти оценки стоят в тесной связи с во­просом о русском национальном характере, о том, каков он. типичное ли явление отразил Островский. Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал не­типичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, нетипичную для всей России.

Революционные демократы утверждали обратное; от их име­ни выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а типичное явление русской жизни. Но главные споры разгорелись вокруг характера Катерины. Что это за характер? Слабый или сильный?

У некоторых критиков на первый план в ее характере вы­двигалась экзальтированность, религиозность, переходящая в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический конец ее был, по мнению этих критиков, след­ствием особенностей ее натуры: «Катерина—женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противо­вес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, не­жели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время «светлый, любящий, созидательный, идеальный».

Наша задача—выяснить в процессе всей работы над пье­сой, кто прав в оценке Катерины. Каким задумал характер Катерины сам драматург? Размышления над этим вопросом заставят учеников вчитаться в драму и таким образом углубить или изменить свое первоначальное суждение о Катерине, свое отношение к ней.

Домашнее задание: Прочитать по хрестоматии отры­вок из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве», дать письменные ответы на вопросы:[5,89]

1 Какого характера, по мнению Добролюбова, требовала эпоха?

2. Почему Добролюбов считал, что характер Катери­ны—«шаг вперед не только в драматической деятельности Ос­тровского, но и во всей нашей литературе»?

3. Почему Добро­любов придает большое значение тому, что сильный русский характер является у Островского в женском типе?

3-й урок. Обзор пьесы в целом.

   Урок начинается с разговора о жизни в Калинове. Важно, чтобы ученики поняли, что Калинов—это не только Кабаниха и Дикой, это и Катерина, и Кулигин, и Варвара, и Кудряш. В «Грозе» изображен переломный момент в жизни России. Же­стоки нравы Калинова, велик произвол его хозяев, но им не­спокойно, иссякает терпение их жертв. Отсюда естествен пере­ход к беседе о непримиримости двух миров, об их несовмести­мости, об основном конфликте произведения.

Катерина—главная героиня пьесы. Но, чтобы понять ее, характер, поступки, судьбу, надо знать тех, кто ее окружает. Вопрос о значении других действующих лиц ставится так: к каждому из четырнадцати действующих лиц «Грозы» могут быть отнесены слова, сказанные о Феклуше: «Выкиньте Феклушу, и вам покажется, что вы отрезали кусок из живой части драмы....»? Почему?

Вот некоторые ответы: «Феклуша—уважаемое лицо среди купцов, ее новости слушают всерьез, а это говорит об их бескуль­турье». «Кабаниха ее слушает как равную, следовательно, она не понимает комизма ее речей». «Феклуша дает положитель­ную оценку нравам купечества, называет их «благолепием». «Без Феклуши мы гораздо меньше знаем об интересах темного царства и об уровне культуры». В этом же плане шел разговор и о других действующих лицах.

Затем ставились вопросы о группировке в пьесе действую­щих лиц, об основном конфликте произведения. Конфликт, ле­жащий в основе «Грозы»,—борьба молодых сил со старым миром.

Такой конфликт, являющийся типичным, служит отражени­ем ожесточенной борьбы, развернувшейся в годы революцион­ной ситуации, и выражением настроений передовых сил об­щества. .  Далее на этом же уроке прослеживаем ход действия, устанавливаем значение отдельных сцен, выясняем, что можно считать завязкой, кульминацией и развязкой, в чем особенности экспозиции в пьесе.

При этом учитываем, что ко всем вопросам будем возвра­щаться в процессе анализа по действиям. На данном этапе нужно как бы наметить контуры пьесы, ее проблематики, дать то общее, в связи с чем будет разбираться отдельное.

Домашнее задание. Прочитать I действие и, подгото­виться к ответам на вопросы:         

 1. Какая картина должна предстать перед глазами зрителя, когда открывается занавес? Что должен подчеркнуть постанов­щик? 2. Какое значение имеет для понимания последующих со­бытий разговор Кулнгина, Кудряша, Шапкина? Что вы можете сказать о каждом из них? 3. Как подготовлен зритель к появ­лению семьи Кабановых? Какое значение имеют первые четы­ре явления? 4. Для чего на сцене появляется полусумасшед­шая барыня? 5. Почему I действие заканчивается грозой?

4-й урок. Неизбежность конфликта (работа над I дейст­вием).                                            

Предлагаем ученикам мысленно перенестись в театр и вос­создать устно картину, развертывающуюся перед глазами зри­телей, когда открывается занавес.

Рисуя сцену I действия, девятиклассники говорят о широ­ких далях Заволжья, о просторах Волги, заставляющих Кулигина воскликнуть: «Вид необыкновенный! Красота! Душа ра­дуется». «Когда занавес открывается,—говорит ученик,—не­сколько моментов зритель смотрит на рощи, деревни, луга над Волгой, на родную русскую природу, затем слышит слова Кулигина, и ему кажется, что жизнь должна быть такой же пре­красной в этом благословенном уголке. Но вот видим, появ­ляется Дикой, начинают говорить о нем, и сразу становится грустно». «Красотой природы Островский подчеркивает безоб­разие диких»,—отмечает другой.

Подведя итоги высказываниям, подчеркиваем также, что, выбрав местом действия общественный сад на высоком берегу Волги, очевидно, в тот час, когда в церкви кончается служба, Островский сделал совершенно естественным появление всех действующих лиц. Через бульвар лежит путь из собора домой, бульвар — излюбленное место прогулок горожан. Отсюда от­крывается вид на Волгу, и потому понятно, что здесь любуется Волгой Кулигин. Напоминаем, что основная борьба в пьесе идет между Кабанихой и Катериной, а семья Кабановых появ­ляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые че­тыре явления?

Живым встал перед нами хищник и ругатель Дикой. Уже завоевали симпатию разудалый дерзкий Кудряш и гуманный Кулигин. Все пожалели Бориса, узнали о том, что он безна­дежно любит замужнюю женщину. Посмеялись над сладкими речами Феклуши... Теперь зритель не только осведомлен об отдельных лицах, но знает жизнь города. Перед ним «не зави­сящая от людей обстановка, определяющая их жизнь»,—объ­яснение характеров и судеб героев.

5-е явление имеет особое значение: в нем мы знакомимся и с Катериной и с Кабанихой и, внимательно вслушиваясь в речь каждой из них, получаем отчетливое представление о их характерах, о неизбежности конфликта между ними. Явле­ние желательно прослушать в грамзаписи.

Учащиеся рассказывают, как, по их мнению, должна по­явиться семья Кабановых на сцене. Наиболее часто возникают такие мнения: «Кабаниха должна идти важно впереди осталь­ных членов семьи», «Катерину, как героиню, надо выделить», «Она должна держаться скромно, но с достоинством», «Тихон идет за маменькой, сняв фуражку, уговаривая», «Варваре скуч­но, она держится в стороне, на глаза матери не может пока­заться», «Она не хочет вмешиваться». Поможем ученикам пред­ставить внешний облик, манеру держаться той и другой. С этой целью обратимся к сценической истории: артистка Рыкалова, современница драматурга, идеально исполняла роль Кабанихи. Когда она важно выходила во главе всей семьи, высокая, пол­ная, с суровым властным видом, и начинала скрипучим голосом свои упреки и поучения, которые, «как капля за каплей, равно­мерно падали на одно и то же место», казалось, что она спо­собна «даже камень проточить, как ржа железо».

Великолепно играла Катерину знаменитая русская артист­ка Стрепетова.

Перечитаем 5-е явление. Спрашиваем, какое впечатление у нас осталось от Кабанихи. Кабаниха сразу же вызывает ужас, она грубый деспот, ханжа, фанатически отстаивающая старое.

И все эти выводы мы делаем, «вслушиваясь» в ее речь. Во всей сцене Кабаниха играет активную роль, она «ведет раз­говор», упрекает, наставляет, угрожает и ругает. В чем упре­кает Кабаниха своих домашних? «Она упрекает детей в не­почтительности по отношению к родителям», «Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом». «Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жерт­вой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее страшный удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня достаточно, что она меня любит»,—следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становится ясным, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чем они неповинны, а уп­реки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления,

Она наставляет, как надо жить, какой порядок должен быть в семье».

Что означает в устах Кабанихи слово «порядок», который страстно ею защищается? Беспрекословное подчинение млад­ших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.

Кулигин, говоря о Кабанихе, называет ее ханжой. Чем мож­но подтвердить эти слова? Учащиеся отмечают, что ханжескую окраску ее речи придают, во-первых, ласкательные слова: «Мой друг, мой милый» и т. д.; во-вторых, самоунижение: «мать ста­ра», «мать глупа, ну да вы люди молодые, ученые не должны с нас стариков взыскивать», в-третьих, ссылки на родитель­скую любовь: «Ведь от любви-то родители и строгие к вам» или «Что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит», в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте, что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.