Курсовая работа: Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"
И все это—в сочетании с откровенной грубостью: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить?» или «Ну да так и есть размазывай». Ее речь—сочетание грубости, холодного повелительного тона с елейным смирением и вздохами. Создается ощущение бесконечного потока слов. Ведь ей не надо повода для упреков и наставлений, она их создает сама.
Из слов Кабанихи отчетливо видно ее отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.
Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи? Можно ли дать ответ на этот вопрос, опираясь только на это явление? Катерина так мало говорит, и все же всем своим поведением она бросает вызов темному царству, сама не подозревая об этом. В чем он заключается?
Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. Терпеть напраслину привыкли и Тихон и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, смело -поднимает свой голос в защиту своего человеческого достоинства. Но вызовом является не только это. Уже с первых реплик Катерины Островский показывает, что ее слова являются вызовом тому порядку, который утверждает Кабаниха. Ее обращение к Кабаннхе на «ты», в то время как Тихон и Варвара говорят «Вы», должно раздражать Кабаниху.
Подумаем, почему Катерина так говорит?
7, 8, 9-е явления предлагаются для самостоятельной работы на уроках трем группам учеников в классе.
Задание 1.
1. Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой? 2. Проанализируйте речь Катерины. Как речь открывает нам ее внутренний мир? 3. Какой характер придают всему монологу Катерины слова: «Отчего люди не летают?»
Задание 2.
1. Как вспоминает Катерина свою жизнь в доме родителей? 2. В чем она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? 3. Почему Варвара не поняла Катерину?
Задание 3.
1. Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары? 2. Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба,
происходящая в ее душе? 3. Какое значение для понимания характера Катерины имеет ее страх перед грозой? Сопоставьте ее поведение сейчас с тем, какой она была в 5-м явлении?
Выполнявшие первое задание отвечают: «Катерина ушла домой. Тихон, воспользовавшись случаем, побежал выпить к Савелу Прокофьевичу, Варвара и Катерина остаются на бульваре его ждать. Начинается разговор». Дополняем. Мотивировано и то, почему сокровенными мыслями и чувствами Катерина делится именно с Варварой. Она близка Катерине по возрасту, жалеет ее, а для Катерины это самое главное: «Жалеешь меня. Так ты, стало быть, любишь меня?». Катерина растрогана участием Варвары. За доброе отношение она платит безгранично щедро: «Я сама тебя люблю до смерти». Как доказательство своей любви она дарит Варваре такой редкий, такой необычайный в темном царстве дар — свою откровенность.
Знаменитые слова Катерины: «Отчего люди не летают?»— дают настрой всему, разговору, являются своего рода эмоциональной увертюрой к образу героини: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».
В ответах по 2-му заданию особое внимание обращаем на рассказ Катерины о родительском доме.
Ученики отмечают, что жизнь в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых: те же странницы, посещение церкви, чтение жития святых. Но эту бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством. Весь рассказ проникнут нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим. «Таково хорошо было», «У вас я завяла совсем». Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли. «Я жила... точно птичка на воле», «Маменька работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю», «...здесь все как будто из-под неволи».
Дополняем. Просто, как чувствует, рассказывает Катерина. Только два ласковых народных слова: «клочок» и «водица», повторение местоимения,—подчеркивают, как ей хорошо было, с каким удовольствием она поливала цветы, с какой нежностью относится к прошлому. Но наряду с народной струей в ее речи есть много слов и выражений, связанных с религиозными представлениями и бытом: храмы, молюсь, ангелы, грех. Религиозность Катерины отличалась от обрядового фанатизма диких и кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью она воспринимала эстетически. «Грубые суеверные рассказы странниц превращались у нее в золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные добрые», пишет Добролюбов.
В ответах по 3-му заданию ученики говорят, что от светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что переживает сейчас. Она говорит о том чувстве, которое овладело ею, с,.которым она борется. «Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала, не уйти мне от этого греха...» «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех. Варенька, что я другого люблю». Катерина знает, что она не сможет жить двойной жизнью:
«Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете».
Совсем иначе считает Варвара: «Вот погоди, братец завтра уедет, подумаем; может быть, видеться можно будет».
Появление барыни и разыгравшаяся гроза завершают действие. Испуг Катерины психологически мотивирован ее душевным состоянием—ощущением греховности своих мыслей, а в связи с этим — предчувствием беды. Религия не только напитала образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом—страхом геенны огненной, страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не робеющая перед грозной Кабанихой, боится возмездия за грех: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,— вот что страшно».
Домашнее задание. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Как можно сформулировать их точки зрения?
5-й урок. Компромисс или бескомпромиссность? (Работа над II действием.)
Урок начинается с беседы по заданию, к которому ученики готовились дома. Эта беседа может вылиться в диспут.
Катерина и Варвара появляются во II действии. Они про-. должают начатый за сценой разговор о душевном состоянии Катерины, из которого Варвара делает вывод: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». На ее слова следует реплика Катерины: «И никогда не уходится». И дальше: «Такая уж я зародилась, горячая». Различным пониманием обеими выражения «сердце не уходится» Островский тонко подчеркивает различие Варвары и Катерины. Постоянная жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды—вот что присуще Катерине.
Варвара высказывает то, в .чем Катерина сама себе боится признаться. Внутренняя борьба, происходящая в Катерине, выражается в разных формах: она старается убедить себя, что ничего не произошло: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу!» И тут же словами «Я буду мужа любить» Катерина, сама не сознавая, признается в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к нему, как требует, по ее понятиям, долг жены.
Напряженность эмоций, выражающаяся в короткой восклицательной фразе, в повторении, свойственна Катерине так же, как и прозрачная простота рассказа.
Примечательно, что Катерина, которая так много говорит о своем душевном смятении, не упоминает о внешних препятствиях, которые ее ждут; для нее важно внутренне победить себя, поэтому она апеллирует к своей воле: «И хочу себя переломить, да не могу никак». «Я и думать-то не хотела...» Путь обмана, такой обычный в темном царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»—Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».
Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова», «А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой». Слова ее говорят о цельности, о способности идти до конца:
«В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии...»— восхищается Добролюбов.
Наказ Тихона и сцепа клятвы открывают Катерине глаза на свекровь и мужа.
3-е явление может быть прочитано по ролям учащимися. Важно, чтобы в этом чтении было подчеркнуто, что Кабаниха не только соблюдает порядок, но и стремится унизить невестку, показать ей, как плохо о ней думают, ни в чем ей не верят, и в то же время—как у Катерины растет чувство оскорбленного достоинства.
Вопросы для самостоятельного анализа 4-го явления на уроке:
1. Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном?
Что она поняла? 2. О чем говорят ремарки к 3-му и 4-му явлениям? 3. Почему Катерина решила дать клятву Тихону?
Смысл ответов учеников по заданию к 4-му явлению сводится к следующему: все время, пока Тихон произносит под диктовку матери наказ, Катерина молчит, только ремарка автора «Катерина строго взглядывает на него»-, стоящая после слов «Не заглядывайся на парней», говорит о том, как Катерине оскорбительно слышать эту «напраслину». Обида подчеркивается и ремарками в 4-м явлении: молчание, после непродолжительного молчания, покачав головой, все в том же состоянии, слегка покачивая головой и т. п.
Весь разговор с Тихоном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаянная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять
се с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Катерина в отчаянии. Почва ускользает у нее из-под ног. И особенно ранит ее сердце упоминание Тихона о матери: «Не говори ты о ней, не тирань ты моего сердца. Ах, беда, моя беда!» Последнее, за что пытается ухватиться Катерина,—это дать клятву. Ведь нарушить клятву—страшный незамолимый грех. И она произносит свою клятву.
Простившись, Тихон уходит, Катерина и Варвара за ним покидают сцену. Через некоторое время они возвращаются. И когда Кабаниха начинает упрекать Катерину в том, что она не «воет», проводив мужа, Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить'» Стоит рассказать ученикам, как Стрепетова проводила эту сцену. Очевидец вспоминает, что, услышав голос Кабанихи, Катерина как бы уходит в себя, двигается, как автомат. Только в смелом взгляде, обращенном на свекровь, и в словах: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!», произнесенных глухим, злым голосом, чувствуется протестующая сила.
Наступает момент, о котором Катерина говорила Варваре:
«А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой».
Монолог с ключом — необычайно емок и сложен. Лучше его прослушать в грамзаписи: чтение его даже подготовленными учениками обычно не передает всей гаммы чувства и глубины содержания, в нем заключенных.
На вопрос, что им кажется самым главным в этом монологе, ученики обычно прежде всего говорят, что для Катерины ' стало ясно, что в безвыходном положении, в котором она очутилась, виновата Кабаниха: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны».
Катерине никто не помог в борьбе с охватившим ее чувством. Прощание с Тихоном показало, что ее верность и преданность не нужны мужу.
Но не всегда замечают ученики, что в знаменитом монологе с ключом Катерина, говоря о себе, связывает свою долю с долей всех русских женщин из народа. «Ах, горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плаче г, а пуще всех мы, бабы». В простых словах Катерины, где «маюсь» становится синонимом слова «живу», показана тяжелая доля русской женщины.
Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются непреодолимым стремлением к счастью.
Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зрителя, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий?
3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.
6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III действием.)
Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие построено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й— жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й—ночной Калинов.
Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая песня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, — свидетельство их положительной оценки драматургом. Знаменитая актриса Садовская—исполнительница роли Варвары,—казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:
«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!» Они усиливают мотив всей картины—торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.
Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, помимо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней—старое не уходит мгновенно. Но не только это—честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.
Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного драматизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель после 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики читают подготовленное дома 1-е явление III действия.
Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды «темного царства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слушает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «время приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Феклуши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.
Ученики в лицах читают сцену «Дикой и Кабаниха».
Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. «Напившись», он идет к куме. Она одна может разговорить его сердце—так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи. О подробностях его «путешествия» по городу мы можем судить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще «не перестроился», увидев Кабаниху, он продолжает с ней говорить, так, как обычно. Каждая фраза—окрик, утверждение своего права на произвол. «А кто же мне запретит?» Цель— запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким.
Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).
Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.
Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет—а я хмелен, вот и все» и т. д.
В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серьезно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюдательна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.
Дома учащиеся обдумывают вопросы:
1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?
7-й урок. Сила и слабость характера? Победа или поражение? (Работа над IV—V действиями.)
IV действие происходит в узкой галерее со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество' людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в «темном царстве». Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом. Этот диалог—знамение времени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не действуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высокомерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. «А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума.