Сочинение: Ответы на билеты по языкознанию
Уровни (автономные механизмы) языка.
Попытаемся разобраться в поставленных вопросах. В целом структуру языка
мы вправе называть механизмом общения. Но этот механизм очень сложен. В его
состав входит меньше по объему и более простые, более однородные по
устройству механизмы, которые обладают известной автономией, хотя и
работают совместно в объеме всего языка.
Наука о языке знает все автономные механизмы языка, они обычно и
называются его уровнями. Задача заключается в том, чтобы привести в какую-
то достаточно строгую логическую систему описание главных различий между
этими механизмами понять, что может быть и должно быть положено в основание
такого описания.
Попытаемся еще раз сформулировать принципы различения автономных
механизмов языка (его уровней): а) единицы одного автономного механизма
должны входить в состав единиц другого автономного механизма, или
участвовать в их построении, или их интегрировать; б) единицы любого
автономного механизма вариативно воспроизводимы в единицах другого, более
сложного, механизма либо в составе речи; в) единицы любого автономного
механизма обладают, каждая, внутренней целостностью; г) каждая единица
автономного механизма представляет собою либо знак, либо интеграцию знаков.
Едва ли нужно настаивать на том, чтобы привычный для лингвистики термин
«уровень» был заменен другим. Но нужно связать с привычным термином более
определенное и более устойчивое понятийное содержание.
Проанализируем, какие же уровни (автономные механизмы) свойственны
языкам на современной ступени их развития. Выясним, какие еденицы образуют
каждый из уровней.
1. Автономный механизм фонем. Фонема входит в состав звуковой оболочки
морфем и слов, вариативно воспроизводится в морфемах и словах, обладает
внутренней целостностью (набором дифференциальных признаков), представляет
собою элементарный знак, означаемым которого оказываются его различительная
функция.
2. Автономный механизм морфем. Морфема входит в состав слов и его
грамматических форм, интегрирует в своем звучании фонемы, вариативно
воспроизводится в составе слова или его грамматической формы, обладает
внутренней целостностью (собственным, инвариативным звучанием и значением),
представляет собою знак, означаемым которого является его несамостоятельное
значение.
3. Автономный механизм слов. Слово входит в состав словосочетаний,
участвует в построении словообразовательных типов и морфологических
категорий, интегрирует морфемы и фонемы, вариативно воспроизводится в
составе словосочетаний и предложений (высказываний), предстовляет собою
знак, означаемым которого является самостоятельное значение или
микросистема значений.
4. Автономный механизм словообразовательных типов (словообразование
языка). Словообразовательный тип участвует в построении морфологических
классов (частей речи), интегрирует отношения между словами, воспроизводится
(пополняется) в составе речи, обладает внутренней целостностью (единство
словообразовательного значения и средств и способов еогвыражения),
представляет собою интеграцию знаков.
5. Автономный механизм морфологических категорий (морфология языка).
Морфологические категории участвуют в построении категорий синтаксиса
(предложения, их типы, члены предложения и т.д.), интегрируют отношения
между словами и их грамматическими формами, воспроизводится вариативно в
составе предложения, обладают внутренней целостностью (единство
морфологического значения и средств, а также способов их выражения),
представляют собою интеграцию знаков.
6. Автономный механизм синтаксических категорий (синтаксис языка).
Синтаксические категории участвуют в построении текста, интегрируют
ситнагматические отношениия между морфологическими категориями,
видоименяемые лексикой; вариативно воспроизводится в структуре текста,
обладают внутренней целостностью (единство синтаксического значения и
средств, а также способов их выражения), представляют собою интеграцию
знаков.
Наглядный образ уровней организации автономных механизмов языка (один
уровень над другим) мало убедителен и мало что поясняет. Можно применить
иную наглядно-графическую модель взаимосвязи автономных механизмов языка в
составе макромеханизма:
Конечно, и эта модель позволяет видеть лишь часть связей между
автономными механизмами языка. Она тоже упрощает, а значит и искажает
реальную картину взаимодействия фонетики, морфемики, лексики,
словообразования, морфологии и синтаксиса в единой структуре языка в целом.
Но эта модель имеет и некоторые достоинства.
Она показывает, например, что фонетика языка непосредственно
взаимодействует с морфемикой и лексикой; морфемика – с фонетикой, лексикой
и словообразованием; словообразование – с лексикой, морфемикой
морфологией; морфологи – с морфемикой и синтаксисом; синтаксис – с
морфологией и морфемикой. Кроме того, модель показывает, что морфемика
имеет прямые выходы и в морфоогию и в синтаксис. Если фонетике языка какой-
то своей стороной принадлежит инотация, то оказывается оправданным
расположение по соседству фонетики и синтаксиси.
Язык состоит из разных элементов. Самый простой - фонема. Сама она почти ничем не характеризуется, она лишь сопоставляется с другими фонемами -дифференциальные признаки фонем. Фонема - пучок дифф. признаков. Сам признак ни из чего не состотит.
Дифф. признак - частичка, которая является элементом фонемы. Каждый признак отличается от другого, обладает значимостью.
Свойства фонемы:
- контрастность (противоположны другим фонемам)
- композиционность (она составлена из других элементов)
Эти 2 свойства образуют иерархию языковых элементов.
Уровни языковой системы:
1 - фонемы
2- слоги и слова
3 - предложения
4 - текст
Есть еще единицы, которые относятся к семантике, к означаемому. Они ведут себя как семы:
1 - морфема
2 - лексема
3 - пропозиция
4 - связное целое
Пропозиция основана на признаке предикативности, образует смысловое ядро предложения.
Единицы, которые имеют значения, могуд быть:
имеющие значение, но не несущие информации (морфема, слог)
несущие информацию (предложение, текст)
Знак - это объект, указывающий на другой объект.
Должны быть знаковая ситуация, в пределах которой некоторый предмет обретает знаковую функцию.
Особенности культуры межнационального общения
(на примере адыгского этноса)
--------------------------------------------------------------------------------
Двадцатый век, круто изменивший всю общественную жизнь и очертивший грани возможной катастрофы и гибели цивилизации с непредсказуемыми последствиями, радикально преобразил идейно-мировоззренческие подходы. Появилась историческая необходимость в формировании дружбы, братства, взаимной поддержки и взаимовыручки у каждого человека, какой бы политической, социальной, духовной и нравственной ориентации он ни придерживался.
Разумеется, такое преобразование затрагивает, в первую очередь, сферу межнациональных отношений. Культура межнациональных отношений, с точки зрения профессора С. Шермухамедова, . это ''реализация взаимозависимых интересов наций и народностей в процессе экономической, социальной и духовной жизни на принципах равноправия, интернационализма, взаимопомощи на благо каждой нации, каждой народности, которое составит благополучие всего межнационального государства. Назначение культуры межнациональных отношений . способность к более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимоотношения между ними. Все это достигается терпимостью, соблюдением общепринятых норм взаимодействия, может способствовать сформировавшимся в социально-психологическом плане стереотипам мышления и поведения''. 1
Духовная жизнь нации . исключительно сложное и многообразное явление. Национальные особенности культуры, нравов, традиций, норм поведения и общения, психологии, этикета составляют основное содержание этого феномена. Когда же мы говорим о культуре межнационального общения, то тем самым из сферы духовной жизни общества выделяем, прежде всего, специфические способы, содержание активности людей, определяемые ценностями и формами референтной для человека группы, проявляющиеся в сферах общения с себе подобными, в характере межсубъективного общения. У каждого человека есть национальные, специфически социальные по своей природе, происхождению и функциям духовные устои, так называемые ценностные ориентации, нравственная, идеологическая, эстетическая, политическая, правовая и другие компоненты сознания, ''задающие'' личности программу деятельности и поведения, в том числе и отношение к другому человеку, другой нации, другой культуре, духовной и материальной. Ценностное сознание формируется и корректируется в деятельности человека на протяжении всей его жизни. Знание и невежество, истина и суеверие могут соседствовать в нем, подчиня себе всю духовную сферу, обеспечивая реализацию деятельности в единстве всех ее четырех аспектов: преобразование реальности, ее познание, ценностное осмысление и общение. Общение является важным условием для возникновения той духовной силы, которая управляет связью человека с себе подобными.
Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Высокая культура межнационального общения . одновременно и средство, и результат становления и функционирования новой системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности наций и государства в целом. Такая система может возникнуть только тогда, когда каждая нация или национальность процесс своего взаимодействия с другими нациями и национальностями будет строить на основе принципов равноправия, учета интересов другой стороны, взаимопомощи и обмена во всех областях материального и духовного производства.
Расширение функций и масштабов воздействия культуры на национальные и интернациональные процессы, обеспечение гармоничности их взаимодействия находятся в прямой зависимости от успехов демократизации общественной жизни в целом в стране и в сфере национальных отношений в частности. Ведь культура охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между нациями и народностями, между людьми как субъектами социальной деятельности. ''Будучи всегда синонимом человеческого развития, . замечает В.М. Межуев, . культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа''. 2
Практика установления равноправных отношений нуждается в соответствующей теоретической концепции. Разработка ее связана с преодолением ряда методологических трудностей, в том числе и по вопросу культуры межнационального общения. Здесь необходимо учитывать следующие принципиально важные моменты: конкретно-исторический уровень развития нации и национальных отношений; богатство и многообразие проявления культурной самобытности и традиций общения; определенную расстановку классовых сил внутри национальной общности и вокруг нее; исторически установившиеся традиции и опыт взаимоотношений между нациями и народностями (соседними и дальними); идейно-политические ориентации, заложенные в основу формирования и функционирования культуры, обычаев и традиций; особенности духовного облика, культуры, психологии, нравственных качеств индивида, вступающих в межнациональное общение.
В современной ареальной лингвистике исследуются следующие проблемы и решаются связанные с ними следующие задачи: - членение праязыковых состояний на исторически засвидетельствованные языки и диалектные континуумы; - ареальная характеристика особенностей взаимодействующих языков и диалектов в определённом регионе; вскрытие закономерностей - языковых контактов; - выработка принципов ареальной типологии; построение теории межъязыкового взаимодействия (лингвистическая контактология и - теория языковых союзов); - выявление топонимических ареалов; - определение роли субстратов в ареальных связях; - изучение языковой интерференции и языковой аттракции в территориально сопредельных языках; - разработка этнолингвистической и социолингвистической типологии
Предметом данного исследования являются просторечные и разговорные слова. Особенность разговорных слов заключается в том, что эти слова свойственны обиходной, разговорной речи, характеризуют обыденное явление. В дипломе исследуются также основные характеристики просторечных слов. Просторечие - это слово свойственно литературной городской разговорной речи, используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи специфического оттенка. Подчеркнем, что тенденция проникновения в литературный язык просторечных и разговорных слов имела место всегда. Но в последние годы этот процесс становится более интенсивным. Кроме просторечий и разговорных слов, в литературный язык, особенно в публицистический стиль проникают жаргоны, как наиболее экспрессивные и стилистически ярко окрашенные представители разговорного жанра. Жаргон - это речь какой-либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество специфических, свойственных этой группе слов и выражений.
термин "субкод". Он обозначает разновидность, подсистему некоего общего кода, коммуникативное средство меньшего объема, более узкой сферы использования и меньшего набора функций, чем код. Например, такие разновидности современного русского национального языка, как литературный язык, территориальный диалект, городское просторечие, социальный жаргон, - это субкоды, или подсистемы единого кода (русского национального языка).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22