скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс

В странах ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудниче­ства) показатель фактической безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численности активной рабочей силы: U= n / m , где U - уровень безработицы (в %); n - численность безра­ботных (чел.); m - численность активной рабочей силы (чел.).

В разных странах существуют разные подходы к определению безра­ботных и рабочей силы. В США численность рабочей силы со­стоит из безработных и занятых на работе. К безработным относятся лица неработающие и активно ищущие работу, или ожидающие возвращения на работу. Работающими или занятыми на работе считаются все лица, имевшие не менее 1 оплаченного рабочего часа на прошлой неделе. Все остальное взрослое население, т.е. старше 16 лет, не входит в состав рабочей силы -это пенсионеры, домохозяйки, учащиеся, недееспособные, просто не же­лающие работать по имеющимся на рынке труда ставкам зарплаты и пр.

Американский экономист Артур Оукен установил соотноше­ние между изменением уровня безработицы и величиной разрыва между потенциальным и фактическим ВНП, которое получило в экономической литературе название «закон Оукена». Этот закон устанавливает, что каж­дые 2 % уменьшения фактического (реального) ВНП относительно потен­циального соответствуют росту уровня безработицы на один процентный пункт. Осознание высоких экономических и социальных издержек безработи­цы стало воплощаться в политике правительств развитых индустриальных стран. В настоящее время различают пас­сивную и активную политику на рынке труда. Пассивную политику связы­вают с мерами, направленными на облегчение положения безработных. Прежде всего к ним относятся выплаты пособий по безработице, законы, регулирующие систему страхования по безработице, финансирование дос­рочного выхода на пенсию и пр. Нарастание критики кейнсианских подхо­дов к регулированию экономики и приход к власти правительств консерва­тивного толка, чаще склонявшихся в пользу принятия советов от монетаристов, переместили акцент на проведение активной политики на рынке труда. В первую очередь к ней относят реализацию программ по подготов­ке и переобучению рабочей силы.

В 80-е и 90-е годы экономическая теория добилась смещения акцента в политике занятости на сокращение естественной нормы безработицы. Если во времена Кейнса естественной нормой безработицы считался уровень приблизительно в 4 %, то сейчас она принимается на уровне 5,5 % - 6 %. В значительной степени это увеличение экономисты относят на счет дейст­вующих программ страхования безработицы и выплаты пособий, которые продуцируют антистимулы к труду, увеличивая число людей, делающих выбор в пользу получения пособий. Результатом изменившихся взглядов экономистов явилось ужесточение условий выплаты страховок по безрабо­тице, социальных пособий.

16. Взаимосвязь инфляции и безработицы.Инфляция оказывает серьезное воздействие на заня­тость. В 1958 г. английский экономист О. Филлипс предложил модель инфляции спроса, наглядно показыва­ющую это воздействие. Используя данные статистики Ве­ликобритании за 1861—1956 гг., он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии сверх 2,5—3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение безработицы сопровождается повышением цен и заработной платы. Иными словами, нация может снизить уровень безработицы за счет ускорения темпов инфляции. Теоретическую базу под расчеты О. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские эконо­мисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую Филлипса стали использовать для разработки экономической политики, прежде всего для определения условий, при которых воз­можны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.

Практика экономического регулирования показала, что кривая Филлипса может быть применима для экономиче­ской ситуации в короткие периоды, поскольку в дол­госрочном плане (5—10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объяс­няется целым комплексом обстоятельств. Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования совокупного спроса. Стремление правитель­ства ценой инфляции «купить» более низкий уровень безработицы можно считать успешным только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые ложные ожидания. Так, работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в кон­цепции кривой Филлипса, рост инфляции (и связанный с ней рост номинальной заработной платы) может умень­шить безработицу. Но дело в том, что со временем населе­ние начинает распознавать истинную цену привлекатель­ности высоких ставок денежной (номинальной) зарплаты. Ведь в условиях инфляции рост реальной заработной платы — это не обязательно то же самое, что и рост номинального ее уровня. И если люди обнаруживают, что на полученные деньги можно купить все меньшее количество товаров и услуг, иллюзиям приходит конец: никто более не на­меревается увеличивать предложение своего труда в ответ на рост денежной заработной платы. Предприниматели сокращают спрос на труд. Требования работающих по найму повышения реальной зарплаты ведут к уменьшению прибылей и, следовательно, вынуждают предпринимателей ограничивать найм работников.

Считается также, что кривая Филлипса может быть использована для экономи­ческого анализа альтернативы инфляции и безработицы лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным тем­пом. При неожиданных экономических потрясениях (например, резкий скачок цен на энергоносители в 70-е годы) темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы. Иными словами, статистическое отношение, которое отражает кривая Филлипса, не дает устойчивой экономи­ческой закономерности для длительных периодов времени.

На смену кривой Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы, которая с 1979 г. применяется в экономическом анализе США (республиканская адми­нистрация Р. Рейгана и Дж. Буша) и Англии (правительство М. Тэтчер). Суть этой теории в том, что в долгосрочном плане умеренный, т.е. приемлемый для общества уровень инфля­ции возможен только при естественном уровне безрабо­тицы. А этот естественный (или равновесный) уровень безработицы определяется структурой рынка рабочей силы при наличии фрикционной и структурной безработицы) с учетом информации о потребностях в различных про­фессиях и т.д. Однако экономическая политика, направленная на обес­печение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции-до умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей.

17.Государственная собственность. Национализация и приватизация

Государственная собственность – это имущество в материальном его выражении, а также имущественные права, который принадлежат государству на праве собственности, т.е. государство может ими свободно владеть, пользоваться и распоряжаться, но обязательно в интересах общества.

Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предприниматель­ство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллектив­ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной про­дукции. Приватизацию иногда называют тихой революцией, ко­торая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распрода­ются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под государственного кон­троля, сдаются в аренду правительственные службы. Стре­мительность и размах этих преобразований особенно уси­лились в 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекатель­ной для многих государств, разительно отличающихся друг от друга. Наиболее сложным делом в ходе разгосударствления предприятий является не только определение форм и методов разгосударствления (акционирование, приватизация, передача в аренду и т. п.), но и выработка механизма взаимоотношений предприятий с государственными и местными органами управления. В 1990 г. государству принадлежало 90-95% производствен­ных фондов. С 1992 г. посредством политики разгосудар­ствления, приватизации и принятия пакета законов о кон­куренции и ограничения монополистической деятельности можно ожидать некоторого снижения доли предприятий государственного подчинения. Как видим, степень монополизации производства в на­шей стране очень высока. Не будет, видимо, ошибочным утверждение, что практически любой вид производства в той или иной степени монополизирован. Безусловно, такое положение дел создает и еще создаст немало трудностей в ходе разгосударствления и демонополизации. Национализация – это процесс, обратный приватизации, т.е. обращение частной собственности в государственную. Подобный процесс произошел в период становления советского государства во время гражданской войны и после нее.

18. Роль государства в экономике, причины ее усиления.

В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием. В самом деле, вовсе не обязательно, на­пример, доводить плановые задания до каждого малого и большого предприятия. Напротив, наделив полномочиями администрацию и остальной коллектив предприятия, дав им самостоятельный статус, государство тем самым осво­бождает руки для организации присущей ему деятельности — определения стратегии развития. Короче говоря, государство в условиях рыночной эконо­мики призвано играть иную роль, нежели в условиях ко­мандно-административной системы. Подчеркнем: не меньшую, а именно иную, может быть, даже большую, чтобы его граждане, будь то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали бы вкус к само­стоятельности и ответственности в процессе принятия ре­шений, освободились бы от страха перед всезнающими и везде проникающими органами государственной машины. Усиление роли государства видится в том, что оно, разра­батывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение. Именно в этом залог про­цветания и могущества демократического государства. На этой основе государство может осуществлять самую разнообразную, полезную для общества деятельность, ис­пользуя для этого различные свои функции, среди которых можно выделить законотворческую, предпринимательскую и международную. аконотворческая функция государства предполагает разработку содержания и механизма реализации законов, способствующих нор­мальной жизнедеятельности общества. При сохранении слабой исполнительной власти в России выйти из кризиса быстро и без огромных потерь невозможно. Необходимо проведение первоочередных антикризисных мероприятий. Предпринимательская функция государства заключает в себе разнообразные формы экономической деятельности с полным или частичным участием государства. Среди них можно выделить государственную собственность (95% - производственных фондов), участие государственного капитала в тех или иных предприятиях, привлечение иностранных инвестиций в форме займов или прямой продажи российских предприятий иностранным инвесторам, реализация интересов государства иными формами и методами.

19. Формы и методы государственного регулирования экономики.

Прежде всего важно различать две основных формы: прямое вмешательство через расширение пред­приятиями и косвенное вмешательство с помощью различ­ных мер экономической политики. Прямое вмешательство государства — это и принятие государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными законодательных актов, призванных упорядочить и разви­вать отношения между всеми элементами рыночной сис­темы. Примеры государственного регулирования экономи­зм путем издания законодательных актов необычайно раз­нообразны. К ним можно отнести, помимо упомянутого антитрестовского законодательства в США, положение о кооперации во Франции и т.п.  Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмеша­тельства меры экономической политики могут быть на­правлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

обеспечение полной занятости;

cтимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей 

cилы; воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены; на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов; и некоторые другие цели.  Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике. Фискальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государст­венными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика — это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и со­вершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Подробнее различные направления прямого и косвенного государственного регулирования рассматриваются в после­дующих главах. Однако эта связь в рыночной и централи­зованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формиро­ваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функциони­рования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономиче­ской системой пытаются в ходе разгосударствления возро­дить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный инте­рес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом — не убить в объятиях государства этот животво­рящий интерес.

20. Денежно-кредитная политика государства. Деньги являются важным внутренним элементом рыночного механизма хозяйствования, непосредственно участвующим в «обмене веществ», который происходит в процессе  воспроизводства. Деньги интегрированы в этот процесс, находятся в зависимости от него и в то же время оказывают на него обратное влияние. Поскольку денежное обращение нельзя рассматривать в отрыве oт других сфер экономики, то и денежно-кредитную  политику следует осуществлять в единстве с мерами по регулированию народного хозяйства g целом. Другими словами, регулирование денежного обращения н широком смысле слова предполагает осуществление мероприятий, направленных не только на монетарную, но и немонетарную сферу экономики, и значит требует комплексного подхода. К немонетарным методам регулирования следует отнести, прежде всего, такие действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в сфере производства, на повышение его технологического уровня  эффективности.  Сокращение  благодаря  этому  издержек производства внесет значительный вклад в борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет действовать и антимонопольная политика, направленная на ограничение роста монопольных цен. Особое значение в деле стабилизации денежного обращения приобретает политика стимулирования сбалансированного экономического роста. Увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег. В развитой рыночной экономике центральный банк в состоянии оказывать существенное воздействие как на величину спроса на деньги, так и на объем их предложения. Спрос регулируется косвенным образом через изменение условий предоставления центральным банком кредитов, а также условий продажи государственных ценных бумаг. Влияние на предложение денег (в наличной и безналичной форме) обеспечивается монополией центрального банка на эмиссию банкнот, а также его правом на изменение уровня минимальных обязательных резервов по различным видам депозитов. Эмиссия денег центральным банком осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты. Коммерческие банки, со своей стороны, участвуют в депозитной эмиссии, которая ограничена объемами собственных и привлеченных средств, а также размерами обязательных резервов, устанавливаемых центральным банком. В качестве «денежной базы» выступают те обязательства центрального банка по отношению к частному сектору, которые он непосредственно контролирует . В денежную базу включаются наличные деньги, находящиеся у населения и в кассах банков, а также денежные средства коммерческих банков, депонированных в центральном банке в форме обязательных резервов. Поскольку компоненты денежной массы служат средством обеспечения банковских депозитов, то денежная масса в целом предстает как величина производная от денежной базы. Эта взаимосвязь выражается формулой М=мВ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.