скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс

где М - денежная масса, м - мультипликатор, В - денежная база.

Воздействуя на денежную базу, центральный банк имеет возможность влиять на размеры денежной массы.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является элементом экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования денежного обращения, устойчивости, национальной денежной единицы, стабильности её покупательной способности, а также обеспечение равновесного развития экономики в целом.

К основным методам регулирования денежного обращения, которые использует центральный банк следует отнести:

— политику рефинансирования (включая учетную и ломбардную политику);

— политику минимальных резервов;

— политику открытого рынка;

— валютное регулирование;

— регулирование деятельности кредитных институтов и организации платежно-кредитных отношений;

— установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование).Рефинансирование коммерческих банков осуществляется путем предоставления кредитных ресурсов в форме прямы кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. Цель рефинансирования - воздействие на   состояние   денежно-кредитного   обращения.   Прибегая   к рефинансированию, центральный банк выступает кредитором последней инстанции или банком банков.

Валютное регулирование осуществляется  ЦБ РФ посредством: проведения внутренней денежно-кредитной политики, валютных интервенций, использования государственных резервов международных платежных средств.

21..Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование.

Финансовая политика представляет систему государственного ре­гулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных ста­тей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом (%).Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы финансо­вых отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых уч­реждений страны. Финансовые отношения охватывают отношения, свя­занные с образованием и движением финансовых ресурсов между: 1) госу­дарством и предприятием (предприятиями), 2) между самими предпри­ятиями, 3) между отдельными государствами. К финансовым учреждениям государства относятся: министерство финансов, его органы, местные фи­нансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и кон­трольно-ревизионные управления.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, от­раслей, различные специальные денежные фонды. Государственный бюд­жет - главное звено всей финансовой системы, с помощью которого госу­дарство распределяет и перераспределяет ВНП и национальный доход. Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи более распространенные методы финансирования дефицита государствен­ного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использо­вание бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия приводит к не­контролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных ин­вестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», воспроиз­водится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту внут­реннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается нерав­номерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процент­ной ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поко­ление.

Большие размеры внешнего долга представляют существенную про­блему. Если платежи по нему составляют значительную часть от внешне­экономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать но­вые займы становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более вы­сокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России, обязательства выплаты по займам превы­шают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны, подрывает ее независимость.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно слож­ный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также госу­дарственного устройства. Эта система формируется на ос­нове всей совокупности социально-экономических, право­вых и других особенностей, характеризующих то или иное государство. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитар­ное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъ­ярусное построение — государственный и местные бюдже­ты. В странах с федеративным государственным устройст­вом (США, ФРГ) имеется промежуточное звено — бюдже­ты штатов, земель и соответствующих им административ­ных образований. Государственный бюджет представляет собой централи­зованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необхо­димых социально-экономических функций. В современ­ных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все мно­гообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ас­сигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управле­нию; на военные расходы; расходы на социально-эконо­мические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономи­ческой деятельности. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличи­лись в два с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.). К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благо­приятных предпосылок для функционирования производ­ственных секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание объектов социаль­ной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение. Значительный удельный вес продолжают занимать воен­ные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной составной частью финансовой системы государ­ства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержа­ние местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры. Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание экологического равнове­сия. Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловле­но необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу относятся социаль­ное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчи­тывается свыше 800 подобных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосу­дарствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государствен­ные займы, а также поступления внебюджетных фондов.

22. Интернационализация хозяйственной жизни.

Являясь экономической основой  мирового хозяйства, интернационализация предполагает развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других. Интернационализация возникла в период перехода капитализма на машинную стадию. Не случайно ее развитие связано с углублением международного разделения труда с растущей дифференциацией различных видов деятельности. Это было развитие интернационализации вглубь, но она развивалась одновременно и вширь,   распространяясь   на   новые   страны  и  регионы. Общественное воспроизводство на любом уровне - предприятия, фирмы,  региона  страны,  национальной  экономики - не  может формироваться   и   действовать   вне   мирохозяйственных   связей. Производственные процессы, принимая международный характер, предполагают устойчивые связи между предприятиями н фирмами разных стран, организуя филиалы и подразделения, фирмы с зарубежными партнерами на основе взаимовыгодного разделения труда. Интернационализация создала систему взаимозависимости всех стран и регионов, но уровни этой взаимозависимости при общей тенденции экономического роста существенно отличаются. Интернационализация в целом ведет к нивелировке уровней развития отдельных стран, сближению размеров издержек производства, росту производительности труда и экономики труда в мировом масштабе. Ионой чертой углубления интернационализации хозяйственной жизни стало возникновение и развитие мировой инфраструктуры, которая включает' мировую транспортную систему, мировую сеть информационных коммуникаций и связи.

Интернационализация привела к возникновению мирового хозяйства и его структура представлена следующими элементами:

— мировой рынок товаров и услуг;

— мировой рынок капиталов;

— мировой рынок рабочей силы;

— международная валютная система;

—международная кредитно-финансовая система.

Наглядно  интернационализация   проявила  себя   в  деятельности транснациональных корпорации (ТНК). Интернационализация производства, развитие международных форм обобществления приводят к развитию транснационального капитала. В мировом  хозяйстве  все  современные экономические  отношения проявляются в форме миграции капитала, которая осуществляется на нескольких уровнях: между центрами современных развитых государств (США - Западная Европа - Япония), между отдельными странами, между одинаковыми отраслями государств, В любом случае эти отношения осуществляются через ТНК. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы в двух и более странах, управляющие ими из одного или нескольких центров; они проводят согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы, технологию и ответственность для достижения наивысшего результата.  Возможность образования международных компаний появилась благодаря вывозу капитала за пределы страны.  Вывоз капитала и образование международных компаний привели также к разделу мирового рынка на сферы влияния между финансовыми группировками. Создание ТНК позволяет переносить производство, снабжение или элементы управленческой структуры в те страны, где это представляется наиболее выгодным. В организации учета применяется система комплексных интеграционных систем, с помощью телекоммуникационной связи непрерывно учитываются все поступления и платежи компаний по всем странам, где фирма осуществляет свои операции. Финансы, подготовка и переподготовка кадров - это аспекты деятельности, которые стали компонентами комплексных интеграционных систем ТНК. Вся деятельность международных компаний подтверждает, что ТНК - это фирмы, имеющие свои подразделения в разных странах, но управляют они этими подразделениями из одного центра. К 1996г. общее число ТНК составило примерно 40 тысяч, они имеют 250 тысяч филиалов за рубежом. Это самый активный сектор мирового хозяйства, на него приходится более 200 млрд. долл. ежегодного прироста прямых зарубежных инвестиций. Начиная с 1977г. около половины прямых инвестиций США осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие выгоды всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной деятельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и интернациональным экономическим центрам.

Деятельность ТНК находится в тесной связи с процессом дальнейшей интеграции западного мира. Однако все эти процессы осуществляются в условиях   острой   конкуренции.   Происходит   небывалый   рост заинтересованности государств в развитии внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта. Сейчас конкуренция ведется с помощью широкого набора государственных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

23.теории международной торговли. Развитие ме­ждународного разделения труда и производственной специализации, необ­ходимость и выгодность внешней торговли объясняет теория сравни­тельных преимуществ. Эта теория исходит из того реального факта, что каждая страна располагает разными природными условиями, факторами производства, научно-техническими возможностями. Различия между странами в условиях производства и делают необходимым и взаимовыгод­ным международный обмен. Ещё А. Смит указал на то, что особые при­родные условия, наличие тех или иных ресурсов обеспечивают преимуще­ства в издержках производства каждой страны в сравнении с другими. Причем для страны может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров за границей. Если, например, издержки производства определен­ного товара в стране А ниже, чем в стране Б, то для последней целесооб­разно не производить этот товар у себя, а импортировать его из страны А. Соответственно страна Б будет экспортировать в страну А другой товар при условии, что издержки на его производство будут ниже, чем в стране А. Таким образом, по Смиту, разница между абсолютными издержками есть условие развития международной торговли.

Развитие идей А. Смита нашло своё отражение в концепции сравни­тельных издержек Д. Рикардо - Р. Торренса - Дж. Ст. Милля. В отличие от А. Смита Д. Рикардо показал, что обмен является выгодным даже в тех случаях, когда страна производит все товары при более высоких издержках производства, чем за границей. В основе его анализа было соотношение затрат труда на производство различных товаров в одной и той же стране, которое неодинаково у разных народов. Стране выгодно продавать те товары, национальные издержки которых относительно меньше, а покупать те то­вары, издержки которых относительно выше. Выигрыш от внешней тор­говли тем выше, чем больше разница в сравнительных издержках.

Идеи Д. Рикардо в дальнейшем развил Дж. Ст. Милль, который для того чтобы установить, как складываются цены в международном обмене при изменении издержек производства и спроса, разработал модель, где рассматривается обмен двух стран и двух товаров. Дж. Ст. Милль указы­вал, что стоимость импорта зависит в любой стране от объема экспорта отечественной продукции или, другими словами, стоимость иностранных товаров зависит от условий международного обмена. В результате, по его мнению, обмен продукцией должен происходить по таким стоимостям, чтобы экспорт данной страны мог полностью покрыть её импорт. Он под­черкивал ту мысль, что если бы две торгующие друг с другом страны по­пытались производить всё, что они импортировали сами, то труд и капитал не были бы так производительны. Для него международная торговля явля­ется средством удешевления производства.

Так же, как А. Смит и Д. Рикардо, К. Маркс рассматривал законо­мерности международного обмена с позиций трудовой теории стоимости. Причем у Маркса в основе меновых пропорций на мировом рынке лежит уже не национальная, а интернациональная стоимость, которая определяется общественно необходимым рабочим временем, требующимся для изготовления товара при среднемировых общественно нормальных усло­виях производства. Общественно необходимые затраты здесь тяготеют к условиям производства в стране, являющейся крупнейшим поставщиком данного товара на мировой рынок. Следует только помнить, что довольно часто такими поставщиками бывают страны, доля которых в мировом про­изводстве не самая большая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.