скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс

Так же, как и Д. Рикардо, К. Маркс считал, что страна, имеющая бо­лее низкую производительность труда, может получать выгоду от вывоза продукции, если она на вырученные деньги сможет купить необходимые товары дешевле, чем если бы она их производила сама. В частности, он указывал на то, что может сложиться ситуация, что «страна отдает овеще­ствленного труда in natura [в натуральной форме] больше, чем получает, и что всё-таки получает при этом товары дешевле, чем могла бы сама их производить»'.

По мере вытеснения на Западе теории трудовой стоимости различ­ными вариантами теории факторов производства концепция сравнитель­ных издержек была существенно модифицирована. Её стали рассматривать с точки зрения «международного распределения факторов производст­ва» или «относительного изобилия факторов производства». Новую трактовку разработали в 30-е годы этого столетия шведские экономисты Э. Хекшер и Б.Олин, а затем развил и уточнил П. Самуэльсон. В соответствии с их подходом в основе международной торговли лежит то или иное соот­ношение факторов производства в различных странах (разная обеспечен­ность ими). Страна должна специализироваться на производстве и выво­зить те товары, для производства которых требуются факторы, которыми она богата (а значит, цены этих факторов низкие) и ввозить те товары, ко­торые требуют использования дефицитных факторов производства. В ре­зультате участники международной торговли получают выгоду от повы­шения производительности труда и рационального использования ресур­сов.

В модели Хекшера-Олина рассматриваются две страны и два факто­ра производства (труд и капитал), причем перелив факторов из страны в страну отсутствует, а производственная функция каждого товара в обоих странах одинакова, т.е. данное количество труда и капитала производит там одинаковое количество товаров (другими словами, предполагается одинаковая технология). Кроме того, предпосылкой анализа является на­личие совершенной конкуренции. Функционирование данной модели схе­матично идет следующим образом. Богатая капиталом страна А специали­зируется на производстве и экспорте капиталоемкого товара. Спрос на ка­питал растет, растет его цена. В то же время страна богатая трудом спе­циализируется на трудоёмком товаре, результатом чего является рост спроса и цены на труд. В итоге цены факторов производства в различных странах выравниваются, а значит, товары, произведенные в них, становят­ся равными по трудоёмкости и капиталоемкости.

Развитие данной концепции шло в дальнейшем по пути учёта новых факторов и условий производства. В частности, в соответствующие модели включались такие факторы, обеспечивающие сравнительные преимущест­ва, как квалифицированный и неквалифицированный труд, человеческий капитал, земля и другие естественные ресурсы, структурные сдвиги, обу­словленные НТП, циклом «жизни продукта» и т.п.

В 60-е годы XX в. получила распространение технологическая ин­терпретация международной торговли, по которой стимулом её развития выступают различия в темпах и характере технических нововведений (тех­нологический разрыв между странами). Из-за того, что технические нов­шества, новая продукция первоначально появляются в какой-либо одной стране, она приобретает сравнительные преимущества. Тем самым факти­чески обосновывалась необходимость специализации развитых стран на производстве и экспорте наукоемких (имеющих большие затраты на науч­но-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), а также ка­питалоемких (приборостроение, электроника и т.п.) товаров. Остальным же странам рекомендовалось специализироваться на производстве и экс­порте материалоёмких, трудоёмких и тех капиталоемких товаров, изготов­ление которых загрязняет окружающую среду.

24. Международные валютные отношения.Важнейшей составной частью всемирного хозяйства яв­ляются международные валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в миро­вой экономике. Совокупность форм организации валют­ных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной системы являются наци­ональные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международ­ные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, ус­ловия взаимной обратимости валют, международные рас­четы и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т. д. Исторически международная валютная система сложи­лась к концу XIX века, когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, приме­няемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт, предусматривав­ший в международных расчетах обязательное использова­ние золота определенного веса и чистоты, свободную че­канку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т. д.

С началом первой мировой войны эта система прекра­тила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г после Генуэзской конференции, где было достигнуто со­глашение о золотодевизном стандарте, когда основным ин­струментом регулирования международных расчетов ста­новятся заместители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные ва­люты. В 30-е годы все развитые страны отошли от золотого стандарта. В 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции страны пришли к соглашению. Мировым денежным эталоном была провозглашена международная денежная единица — СДР, хотя она так и не превратилась в мировые деньги. Национальные валюты, которые свободно обменивают­ся на другие национальные валюты, называются конверти­руемыми, соответственно — не способные к такому обмену — неконвертируемыми. С 1976 г. в международных расче­тах действует девизная система, при которой ни одна из национальных валют, включая доллар, не разменивается на золото. Юридически роль мировых денег выполняют деви­зы, то есть национальные и коллективные валюты. Поскольку национальные валюты утеряли прямую связь с золотом, то и официальная твердая цена на золото ликвидирована, что означает демонетизацию золота, кото­рое перестало выполнять функцию всеобщего средства платежа как на внутреннем, так и на мировом рынке. Золото все больше превращается в обычный товар, цена на который в бумажных деньгах устанавливается в соответст­вии со спросом и предложением на мировом рынке. Тем не менее золото все же остается особым товарным ликвид­ным активом, который в определенных случаях может быть продан за деньги, а вырученные деньги — использованы для расчетов по платежным балансам.

Широкое распространение во внешнеэкономических связях получили коллективные валютные единицы как но­вые формы проявления сущности денег. Сюда можно от­нести СДР (специальные права заимствования), введенные Международным валютным фондом в 1970 г. Это несуще­ствующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР осуществляется на базе «корзины» валют, включаю­щей: доллар — 42%, западноевропейские денежные едини­цы (фунт стерлингов, франк, марку) — 45%, йену — 13%. К коллективным валютам относится и ЭКЮ (европей­ская счетная единица), созданная странами-членами ЕЭС в 1979 г. Она оценивается на базе десяти валют европейских стран, которые для ее обеспечения депонировали 2800 т золота (в виде записей) и доллары. Из счетной единицы ЭКЮ постепенно превращаются в реальные деньги — инструмент урегулирования международных расчетов. В конце 70-х годов проявилась тенденция к превраще­нию данных коллективных валют в мировые деньги для обслуживания международных расчетов. Так, например, транснациональные банки признали ЭКЮ как полноправ­ную евровалюту, участвующую на международном частном рынке ссудных капиталов. В дальнейшем, вследствие  нтернационализации хозяй­ственной жизни, система коллективных валютных денег, видимо, может придти к формированию универсального, единого для всех стран наднационального платежного средства, своего рода всемирных денег.

25 международные экономические отношения.Свобода торговли и протекционизм.

Все страны в той или иной степени включены в международное разделение труда и, следовательно, в мировое хозяйство. Характер и тенденции миро­вого хозяйства предполагают судьбы государств и формы международного взаимодействия, специфику участия каждой страны, характер торгово-экономических, финансовых и других связей между странами. Уровень развития производительных сил в той или иной стране определяет ее место в структуре мирового хозяйства. Это место не закреплено за страной на­вечно, но уже сейчас можно выделить центр мирового хозяйства — про-мышленно развитые страны с эффективным рыночным хозяйством. Стра­ны центра способны быстро реагировать на мирохозяйственную конъюнк­туру, осваивать достижения НТП и экспортировать высокотехнологиче-скую продукцию.Развивающиеся страны - периферия - имеют, как правило, сырьевую специализацию, недостаточно эффективный механизм саморазвития, отно сительно низкий уровень внутренней интегрированности экономики. В этих странах преобладают внерыночные и внеэкономические рычаги орга­низации хозяйства, действующие при вмешательстве государства.

Мировое хозяйство  представляет собой  систему  торгово-экономических, научно-технических, валютно-финансовых, социальных и политических отношений составляющих его субъектов. Основными субъ­ектами мирового хозяйства являются: национальные государства; трансна­циональные корпорации; международные организации и институты. Ми­ровое хозяйство нельзя рассматривать как сумму национальных государств - это целостная и в то же время противоречивая система взаимодействия национальных хозяйств, вся совокупность участников мирового хозяйства, которая связана общественным разделением труда системой международ­ных экономических отношений. Упорядоченность хозяйственных связей достигается при помощи организационно-правовых форм. Целесообразно отметить в этом процессе деятельность международных экономических организаций, правовые нормы и инструменты, регулирующие отношения партнеров, устанавливающие их права и обязанности, взаимную ответст­венность.

Исторически существуют различные формы государст­венной защиты национальных интересов в борьбе на ми­ровых рынках. В XV-XVIII вв., когда одной из основных экономических теорий выступал меркантилизм, государст­во всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров, то есть придерживалось жесткого протекционизма (защиты) собственной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнитель­ных издержек Д. Рикардо. Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства. Ли­берализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сооб­щества, служит источником роста благосостояния государ­ства.

Классическими видами торгового протекционизма явля­ются импортные пошлины, или таможенные тарифы. Под­считано, что они почти всегда снижают уровень благосо­стояния в торгующих странах, в том числе и в той, от которой исходит инициатива введения этих ограничений во внешней торговле.

Протекционизм следует рассматривать как сложное яв­ление современных международных экономических отно­шений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который мож­но направить на социальные программы, снижение нало­гов и т. д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как один из источ­ников государственных доходов. От 1/4 до 3/5 государст­венного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее время за счет таможен­ных пошлин. Политика протекциониз­ма во многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и национального престижа. Однако следует отметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные моти­вы поиска новых технологий, ведущих к снижению издер­жек производства. Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчи­тывает в настоящее время около 50 различных видов. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров можно отнести госу­дарственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления только товарами отечест­венного производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольствен­ные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние годы полу­чил такой вид нетарифного ограничения как импортные квоты, т. е. количественное ограничение объема иностран­ной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает огра­ниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз. Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта, причем в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования, чем налогооб­ложения, хотя субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ рассматривает экспортное субсидирование как «не­честную конкуренцию» и рекомендует странам-импорте­рам данной продукции принимать ответные меры через установление протекционистских «компенсационных по­шлин». Но существует множество путей государственного субсидирования в обход требований ГАТТ, например, пре­доставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.

26. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве про­исходят сложные процессы сближения и взаимопроникно­вения национальных хозяйств нескольких стран, направ­ленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Интеграция выступает как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей. Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопе­реплетение национальных процессов воспроизводства. Хотя интернационализация хозяйственной жизни до­стигла глобальных масштабов, в настоящее время интегра­ционные процессы носят в основном региональный харак­тер. Наиболее развитые интеграционные союзы находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего обнаружи­вается несовместимость современного производства с узо­стью внутренних рынков, действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран. Этому способ­ствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США и Японии. В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему времени отменены тамо­женные пошлины и сняты внутренние ограничения на экспорт и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту из третьих стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве и аграрный фонд, установлены либеральные условия миграции капи­тала и рабочей силы, создана европейская валютная систе­ма с единой расчетной единицей — ЭКЮ. Идея объединения Европы в настоящее время начинает осуществляться на практике. Предполагается, что после 1992 года будет завершено создание действительно «едино­го внутреннего рынка» 12 стран Западной Европы. Вводят­ся единые гражданские паспорта, системы стандартов, коммуникаций и транспорта, общая таможенная система, унифицируются налоги, отменяются все пошлины и регу­лирующие инструкции во взаимной торговле, будут при­знаваться равноценными национальные дипломы об обра­зовании. Идет процесс создания экономического союза и посте­пенного преобразования Европейского экономического сообщества в Европейский Союз, в котором каждая страна будет сохранять свою самобытность. Принято решение и о создании валютного союза на базе постепенного установ­ления валютных паритетов и выравнивания уровней эко­номического развития всех стран-членов ЕЭС. Предпола­гается, что в результате создания валютно-экономического союза ЕЭС получит собственную денежную единицу — прочный и стабильный ЭКЮ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.